В течение года тяжелая техника из Китая подорожала на треть
Стоимость грузовых автомобилей китайского производства с начала года выросла более чем на 30 процентов. При этом повышение цен спровоцировал не только курс рубля к юаню, но и другие факторы, например, повышение тарифов на утилизационный сбор.
Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин называет ситуацию с ценами на китайскую технику катастрофической. Он говорит, что седельный тягач, который стоил в январе 6-7 миллионов рублей, в октябре достиг отметки по цене в 10 миллионов. По его словам, причина не только в том, что курс рубля снизился к юаню, но и в утилизационном сборе.
Власти страны могли бы урегулировать этот вопрос, помочь бизнесу в непростое время, но не захотели. Матягин называет еще одну причину – уход с российского рынка западных производителей тяжелой техники. По его словам, китайцы воспользовались тем, что конкурентов больше нет, и для России подняли цены на свою продукцию. Несмотря ни на что, китайские бренды выходят в лидеры рынка коммерческой техники.
Еще один фактор – увеличение ключевой ставки Центробанком, что привело к повышению лизинговых платежей на 1,5 процента. А выбора просто нет - транспортные компании вынуждены покупать технику их Поднебесной.
«С 2020-го года крупные российские перевозчики не закупали технику, а к сегодняшнему дню автопарк сильно устарел. Средний пробег грузовика достиг критической отметки – миллион километров. Западная техника российскому бизнесу почти недоступна. Можно купить и привезти окольными путями грузовик европейского производства, но цена окажется неприлично высокой. Российские производители выпускают мало техники, китайская подорожала, и бизнес оказался в очень сложной ситуации», – считает технический директор компании «Дентро» Илез Хамурзиев.
Проблема не только в том, что растут цены на китайские грузовики, но и в конструкционных особенностях этой техники. Например, не у всех машин есть прицепные устройства, говорит глава СТО «БизнесБас» Сергей Микулич.
«Случается еще и так, что прицепное устройство предусмотрено конструкцией, но может располагаться слишком высоко, а это не соответствует российским габаритным стандартам. Можно приобрести такой автомобиль и изменить конструкцию, но это стоит немалых денег.
Есть также сложности с запчастями и расходниками для китайской техники. Особенно не хватает кузовных деталей. Если машина китайского производства попадает в ДТП, то ремонт обходится на 70 процентов дороже по сравнению с отечественной. Таким образом перевозчики вынуждены платить не только за машины, которые подорожали, но и за внесение изменений в конструкцию и за дефицитные запчасти», – говорит Сергей Микулич.
Предприниматель также жалуется на то, что ощущается дефицит тормозных колодок и дисков, нет достаточного количества запчастей для коробок передач и двигателей. Еще одна проблема с грузовиками из Поднебесной – частота прохождения обязательного технического обслуживания. Пробег между техобслуживанием европейских машин составляет в среднем 100 тысяч километров, у китайских эта цифра в два раза ниже.
Из-за того, что авто из КНР стало намного больше, сейчас не хватает специализированных СТО. Количество техники из Китая растет быстрее, чем число дилерских центров с экспертизой и ресурсами для ремонта и диагностики. Об этом говорит глава «Румос-Комтранс» Виталий Киселев.
«Сервисное обслуживание и ремонт китайских машин доступен только по дилерской сети одного дистрибьютора, у которого она была приобретена. Получается, что очень часто машину можно обслужить лишь в одном городе. Случается так, что владелец китайского грузовика в Челябинске вынужден везти его на техосмотр в Москву потому, что нигде больше это не делают», – говорит Виталий Киселев.
Кроме того, по словам Киселева, многие дистрибьюторы китайской техники даже не составили список неисправностей, которые являются гарантийными случаями. Некоторые перевозчики вынуждены ремонтировать китайские машины на собственных станциях технического обслуживания, для этого они оформляют корпоративное дилерство.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Грузоперевозки из Китая по всей России
- Загрузки из Магадана в Новосибирск
- Как перевезти груз (детские вещи) из Москвы в Омск
- Нужна Газель из Балаково в Саратов
- В течение года тяжелая техника из Китая подорожала на треть
Дешевизна китайской автотехники раньше здорово выручала. Правда, проблемы с ремонтом уже возникали и год, и два назад. Но если и в будущем продолжится подорожание, думаю, многие будут переходить на российские машины. Наша компания точно бы задумалась о таком выходе из ситуации.
Китайские производители грузовых автомобилей в последние годы практически прекратили выпуск простых и дешевых машин. Качество автомобилей напрямую связано с ценой исходных материалов и комплектующих. К тому же стоит учитывать, что в конечную стоимость входят разного рода накрутки дилеров и дистрибьюторов.
Да на данный момент ситуация действительно сложная, потому что транспортным компаниям приходится сокращать размер так называемой подушки безопасности, что в свою очередь нарушает стабильность. Китай и качество — это вообще слова антоганисты. Все что производит сам Китай, всю жизнь вызывает сомнения и подозрения. Это явная проблема, но какой выход не понятно — хоть в петлю лезь.
Мне кажется, что ситуация с ценами на китайские грузовики напоминает пример с западными брендами в начале 2000-х, когда они доминировали на рынке, но с другой стороны. Китайцы, увидев отсутствие конкуренции, подняли цены, что вполне логично с точки зрения бизнеса. Но, честно говоря, это создает большие сложности для транспортных компаний. Из-за ограниченного выбора и подорожания техники, компании попадают в замкнутый круг, где необходимо постоянно вкладывать средства в поддержание автопарка. Увеличение лизинговых платежей только усугубляет ситуацию. Конечно, можно было бы надеяться на государственные меры поддержки, но, похоже, транспортный сектор оставили выживать самостоятельно. Интересно, что несмотря на все трудности, китайские бренды остаются востребованными. Возможно, это связано с их доступностью, но возникают и новые проблемы, такие как дефицит запчастей и необходимость частого ТО. Вспоминается аналогичная ситуация с японскими автомобилями в 90-е, когда они начали завоевывать рынок, но тогда все было наоборот: качество и доступность запчастей у японцев были на высоте. Сейчас же компании вынуждены решать проблемы с конструкцией и сервисом китайских машин, что требует дополнительных затрат. Как ни крути, но вопрос развития локального производства грузовиков становится все более актуальным. Ведь это не только снизит зависимость от импорта, но и поможет избежать подобных проблем в будущем.
Сложившаяся ситуация с китайскими грузовиками напоминает мне классический случай монополии: конкурентов нет, и цены сразу взлетают. Похоже, китайские производители решили воспользоваться моментом, но это создает огромные трудности для бизнеса в России. Надеюсь, что появится больше местных производителей, которые смогут предложить достойную альтернативу.
Эта ситуация с китайскими грузовиками заставляет задуматься о том, насколько важна диверсификация поставок. Не удивительно, что при отсутствии конкуренции цены поднимаются. Особенно настораживает дефицит запчастей и необходимость частого обслуживания. Все это ведет к дополнительным расходам, что в условиях экономической нестабильности крайне нежелательно.