Гусеничные трактора отечественного производства
Годы кризиса отечественной экономики производители тракторов пережили тяжело. В 2004 году количество сошедших с конвейера машин составило меньше 4% по сравнению с 1990 годом. Как обстоят дела сегодня? Бить в литавры пока еще рано. С одной стороны, в последнее десятилетие спрос на трактора вырос в несколько раз. Это плюс. Зато с другой, покрывается этот самый спрос, в основном, продукцией из Минска или из дальнего зарубежья. Это минус. Везут, как новую технику, так и бывшую в употреблении. Более того, современные российские аграрии предпочитают колесные модели, а не гусеничные. Тем не менее, есть предпосылки к тому, что последние еще скажут свое веское слово на рынке тяговых механизмов.
В СССР трактора были гусеничные …
Да, действительно, в Советском Союзе преобладали трактора с гусеничным движителем. Подобная ситуация сложилась не просто так, не из-за какого-то непродуманного решения власть предержащих. Наоборот. С начала 60-х годов и до середины 70-х в стране проводились очень серьезные исследования. По результатам которых, и ученые, и практики пришли к следующему заключению. Трактор с гусеничным шасси на полевых работах намного более эффективный и выгодный экономически, по сравнению с таким же по мощности колесным.
При этом, на недостатки гусениц никто не закрывал глаза. Но отмечалось, что достоинств намного больше. Прежде всего, гусеничная база не дает значительного уплотнения почвы. Тогда как после проезда колесной машины (особенно, если это мощный К-700 или Т-150К) грунт становился намного более твердым. Особенно это касается верхнего пахотного слоя толщиной от 12 до 15 сантиметров. По результатам многолетних опытов оказалось, что обработка полей колесными тракторами в ближайшем будущем снижает урожайность зерновых на 25%. Если вспомнить, какие огромные площади засевались в Союзе каждый год и перевести проценты в гектары, а гектары в центнеры, то недобор зерна получается весьма впечатляющими.
Указанное выше преимущество гусеничных тракторов – важное, но не единственное. Без всяких экспериментов известно, что гусеница буксует намного меньше, чем колесо. Последнее, когда едет по ценному плодородному почвенному слою, истирает его в пыль. Которая потом выносится с поля ветрами.
Не менее известным для всех (даже для тех, кто не связан с техникой) является и тот факт, что гусеничное шасси обладает намного лучшей проходимостью, за счет большей площади контакта с поверхностью. Это значит, что в поле можно выехать раньше. Таким образом, сельскохозяйственные работы будут проводиться в те дни, когда в почве еще остается достаточно влаги. В российских климатических условиях, при сжатых сроках проведения агротехнических мероприятий, раннее закрытие влаги на полях – это очень важный фактор для получения высоких урожаев.
И, наконец, несложно определить, что тяговые параметры гусеничного трактора заметно лучше, чем колесного, на котором стоит мотор аналогичной мощности.
В результате в стране наметилась четкая тенденция к переводу тракторного парка на гусеничное шасси. Отечественные гиганты тракторостроения – Волгоградский, Алтайский, Харьковский заводы – выпускали, в основном, продукцию с гусеничной базой. Среди лидеров по моделям – трактор ДТ-75. За все время производства, с конвейера сошло более 3 000 000 единиц этой техники всех модификаций. Дошло до того, что были периоды в истории сельского хозяйства, когда доля выпускаемых тракторов с гусеничным движителем доходила до 90%.
… Зато в России сейчас – в основном колесные
Сегодня ситуация в сельском хозяйстве России изменилась кардинальным образом. На долю работающих в аграрном секторе колесных тракторов приходится 87%, а гусеничных осталось только 13%. Притом, число последних каждый год уменьшается. Почему так получилось? Причин немало. И дело не только в том, что гиганты тракторостроения советских времен пережили кризис не самым лучшим образом.
Колесный трактор, по сравнению с гусеничным, более универсальный. Делать его проще, стоит он дешевле, в эксплуатации и обслуживании – экономичнее. Крейсерская скорость у техники с колесным движителем выше и на дороги общего пользования она может выезжать без особых ограничений.
А, кроме того, если посмотреть, какие нынче стали колесные трактора, то можно увидеть значительные изменения, по сравнению с моделями 80-х годов прошлого столетия. В частности, уже нельзя сказать, что эти машины имеют плохую проходимость на влажных грунтах или трамбуют плодородный слой. Установка больших широких колес, иногда спаренных, а также другие технические новшества, позволили решить данную проблему.
Перспективы производства гусеничных тракторов
Тем не менее, гусеничные трактора «хоронить» еще рано. Во-первых, зарубежный опыт показывает, что шасси такого типа имеет право на жизнь. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на «Катерпиллер». Во-вторых, отечественные заводы имеют довольно неплохие современные разработки. Например:
- Алтайский тракторный завод: «Алтай-130», Т-402.01, Т-404, Т-501. Не смотря на то, что преемники завода «Алтайский трактор» сейчас собирают только трелевочники, выпуск прочих моделей можно наладить в любое время.
- Волгоградский / Чебоксарский тракторные заводы: «Агромаш-90ТГ», «Агромаш-150ТГ» (бывшие ВТ-90 и ВТ-150), «Агромаш-Руслан». А также – бульдозеры «Четра».
Помимо названных, можно еще вспомнить Онежский тракторный завод в Петрозаводске, на котором собирают гусеничные машины для лесного хозяйства.
В настоящее время ситуация сложилась такая, что производство «лесных» тракторов и промышленных бульдозеров – совсем не безнадежно. Хуже положение дел по гусеничным машинам для аграриев. Рентабельность производства в данном сегменте – отрицательная. Указанные выше модели, если и выпускаются, то предельно малыми партиями. Спроса нет.
Притом, нельзя сказать, что сельхозпроизводители не имеют денег на приобретение техники. Многие после кризиса встали на ноги, работают и развиваются. Но гусеничные трактора покупать не желают. Поэтому, даже завод в Минске, выпускающий несколько моделей, производит их в совсем небольших количествах.
Остается верить, что ситуация изменится. На заводах есть конкурентоспособные разработки. В сочетании с традиционной относительно невысокой стоимостью российских тракторов, а также простой эксплуатацией и беспроблемным ремонтом, эта техника снова станет привлекательной. Надо только, чтобы в отрасль пришли инвестиции, и поменялась психология агропроизводителей.
- Лобовые стекла китайского производства
- Трактор для фермерского хозяйства
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Трактор для поля
- Трактор и насадки
- Как не ошибиться в выборе трактора?
- Гусеничные трактора отечественного производства
- Лесозаготовительная техника в России. Важные события 2019 года
- Отечественная спецтехника бьёт рекорды по стоимости
- Конструктивные особенности современных колёсных фронтальных погрузчиков
Да, ДТ-54 один из лучших гусеничных тракторов советского послевоенного периода. Многие механизаторы тех лет вспоминают с уважением и теплотой про этот трактор
Ребята, не стоит жить прошлым. Если товар не востребован в сельскохозяйственном секторе, то стоит задуматься о том, что нужно что то менять, а не просить денег у государства на дотацию. Гусеничная техника умирает и процент востребованности в ней падает, увы!
Некоторые модели гусеничных тракторов, о которых здесь написано, стали, почти, легендарными. Нравится, что спрос на этот вид спецтехники всегда был и есть. Уверен, что и будущем спрос будет.
Интересная статья, заставляет задуматься о состоянии отечественного тракторостроения. Конечно, в 90-е годы, после распада СССР, многие отрасли пережили тяжёлые времена, и тракторостроение не стало исключением. Если сравнивать с другими странами, например, с тем же Западом, то там тракторостроение не прекращалось, а лишь трансформировалось, учитывая современные технологические тренды. В статье упоминается Минск, и это не удивительно, ведь Беларусь всегда была известна своими мощными машиностроительными производствами. На фоне этого удивляет, почему российские производители так и не смогли вернуть позиции на рынке. Возможно, проблема в том, что наши производственные гиганты не смогли своевременно адаптироваться к новым условиям и запросам рынка. В то же время, нынешняя популярность колесных тракторов объяснима: они более универсальны и экономичны, что важно для современных аграриев. Однако, не стоит забывать и про гусеничные модели. Их преимущества в плане тяговых характеристик и минимизации уплотнения почвы очевидны. Тут можно провести параллель с американским 'Катерпиллером', который до сих пор успешно продает гусеничные модели. Так что, возможно, стоит пересмотреть стратегию и инвестировать в развитие и модернизацию отечественных гусеничных тракторов. К тому же, при правильном подходе, российские тракторы могут стать конкурентоспособными благодаря более низкой стоимости и простоте в обслуживании. Надежда есть, главное — желание и инвестиции.
Меня всегда удивляло, почему колесные трактора так сильно вытеснили гусеничные. Казалось бы, у последних столько преимуществ, особенно в условиях российской почвы и климата! Впрочем, тенденция понятна: универсальность и экономичность в приоритете. Может, все же стоит вернуть интерес к гусеничным моделям?
Гусеничные тракторы всегда ассоциировались с надежностью и мощностью. Мне кажется, что они незаслуженно отошли на второй план. Если бы отечественные производители смогли наладить производство современных моделей, думаю, спрос обязательно бы нашелся. Тем более, что зарубежные аналоги все еще востребованы.