Антифриз - состав и разновидности
За эволюцией автомобильных узлов и агрегатов, равно как и за совершенствованием расходников, наблюдать весьма и весьма интересно.
Оглавление
К примеру, система охлаждения транспортного средства ранее работала на воде, позже ей на смену пришли спиртовые аналоги, далее – тосол, сегодня же в машинах используется антифриз, обладающий высокими эксплуатационными свойствами. О том, что он собой представляет и каким бывает, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Что такое антифриз и его назначение
Прежде чем описывать антифриз как таковой, отметим, что в плане разнообразия охлаждающие жидкости ничем не уступают машинным маслам. Чем дороже авто, тем более строгие требования предъявляются к используемой автохимии, и система охлаждения ТС – не исключение.
Чтобы она работала без сучка, без задоринки и не требовала ремонта, необходимо правильно выбирать антифриз и отдавать предпочтение высококлассной продукции ведущих мировых брендов. Но что же он собой представляет? Будем разбираться!
ВажноАнтифриз – общее название охлаждающих жидкостей, без которых невозможна нормальная работа авто. В переводе на русский слово значит «незамерзающий», говоря иными словами, свойства жидкости не меняются даже под воздействием минусовых температур.
Главное назначение вещества – выполнять функции теплоносителя в системе охлаждения современных автомобилей. Он проходит через рубашку охлаждения и принимает на себя тепло, которое образуется во время работы силовой установки. Далее жидкость следует в радиатор и там остывает, чтобы затем отправиться к мотору по второму кругу. Получается замкнутая система, которая при условии правильной балансировки будет работать на протяжении продолжительного промежутка времени.
Однако служит незамерзайка и для решения целого ряда других задач:
- Предотвращение образования ржавчины на металлических частях системы.
- Исключение риска перегрева мотора (жидкость не закипает, достигая температуры в 100 градусов по Цельсию).
- Сохранение текучести в мороз.
- Щадящие воздействие на систему охлаждения после кристаллизации
Кроме того, антифриз не образует накипи, не приводит к преждевременному износу резиновых уплотнителей, а также служит обязательным веществом для смазывания помпы.
Состав антифриза
Все охлаждающие жидкости базируются на гликолевой основе и включают присадки, от которых зависят эксплуатационные свойства продукта. Гликолевая основа может быть двух видов этилен- и пропиленгликолевой. Первая разновидность получила более широкое распространение.
- Этиленгликоль – это 2-атомный спирт, жидкое маслянистое вещество, температура замерзания которого составляет -12,3 градуса, а кипения - +200.
- Концентрированный продукт включает в себя следующие компоненты:
- Этиленгликоль – не менее 90 процентов.
- Добавки – 5-7 процентов.
- Дистиллированная вода – не больше 5 процентов.
Тосол - советская классика
Ранее в качестве охлаждающей жидкости использовался тосол. Его изобрели во второй половине прошлого века в СССР, запатентовал новшество Государственный НИИ органической химии и технологии. Создавалось вещество специально для «Жигулей», ведь тогдашняя автопромышленность столкнулась с необходимостью поиска аналога для итальянского антифриза Paraflu 11.
В составе продукта, помимо гликолевой основы, присутствовали присадки неорганического происхождения – антикоррозийные и препятствующие пенообразованию. Грубо говоря, основным отличием тосола от современных антифризов является отсутствие в числе компонентов неорганических веществ.
Параметры охлаждающей жидкости
Как же подобрать вещество, которое не страшно будет залить в расширительный бачок антифриза? Ответ прост – необходимо учитывать параметры продукта и требования к нему производителя конкретного транспортного средства.
Характеристики незамерзайки зависят от уровня содержания в них активного вещества и от присадок. Учитывать нужно температуру охлаждающей жидкости и ряд других особенностей.
Температура
Она зависит от основного компонента – этиленгликоль либо пропиленгликоль. Первый замерзает при -13, а закипает при 197 градусах, но это если только в чистом виде. При смешивании с водой в требуемой пропорции температура замерзания достигает -49, а кипения - +120 градусов. Пропиленгликоль чистый замерзает на морозе в -60, а если смешать его с водой, температура замерзания повышается до -54. Что касается кипения, то в чистом виде вещество закипит при +187, после добавления воды - +135.
Плотность
От нее зависит оперативность охлаждения и замерзания, ведь чем выше плотность, тем быстрее будет осуществляться теплообмен.
Вспениваемость
Показатель, определяемый в процессе производства охлаждающей жидкости. Дело в том, что пена оказывает негативное воздействие на работу системы охлаждения, становясь причиной коррозии и приводя со временем к выходу из строя ее элементов. Вот почему в состав незамерзайки добавляют присадки, которые препятствуют вспениванию. Однако важно помнить, что с течением времени они утрачивают свой свойства, поэтому важно вовремя выполнять замену антифриза.
Продолжительность использования
Она напрямую зависит от состава и качества продукта. Чем выше качество, тем дольше и срок службы, потому в процессе эволюции этот показатель постепенно увеличивался.
Средняя длительность эксплуатации современных органических антифризов – от 5 до 7 лет (для сравнения: тосол в советское время приходилось менять каждые 2 года). Вещества на основе пропиленгликоля служат дольше – 8-10 лет.
Классификация антифризов
Ее разработал концерн Volkswagen для личного использования, но система оказалась столь удобной, что стала использоваться всеми мировыми производителями. Согласно ей, все современные охлаждающие жидкости делятся на 3 класса - G11, G12, G13.
G11
Это вещества, разработанные в соответствии с традиционной технологией, второе их название – силикатные. Функции антикоррозийных присадок в них выполняют компоненты неорганического происхождения. Преимущество – способность защищать внутренние поверхности системы от повреждений, но есть и недостаток – низкая теплоотдача и постепенное разрушение защитного слоя. Чтобы антифризы этого класса справлялись с поставленной задачей, менять их нужно не реже раза в два года.
G12
Вещества лучшего качества, в которых отсутствуют минусы, характерные для описанного выше класса. Роль антикоррозийных добавок здесь выполняют карбоновые кислоты, защитного слоя по всей внутренней поверхности системы они не образуют.
Преимущества:
- Высокий уровень теплоотдачи.
- Отсутствие абразивов в процессе эксплуатации.
- Срок службы – от трех до пяти лет.
G13
Наиболее современная разновидность, ключевым отличием которой является отсутствие в составе вредных ядовитых веществ. Основа продукта – экологически чистый пропиленгликоль, который не несет никакого вреда здоровью людей и окружающей среде.
Цвет охлаждающей жидкости
Неопытные автолюбители часто задаются вопросом о том, что лучше – красный антифриз, синий или зеленый, ведь на современном рынке представлены варианты разных цветов. Прежде всего, отметим, что по умолчанию все незамерзайки бесцветные, цвет им придают с помощью краски, чтобы удобнее было отличить жидкость от других расходников.
Четких отличий в плане эксплуатационных свойств продукта в зависимости от его цвета не существует. Ведущие мировые производители практикуют такие решения:
- Жидкости G11 бывают синими или зелеными.
- G12 преимущественно красные.
- G13 обычно фиолетовые или розовые, но могут быть и других цветов.
Что зависит от концентрации
Содержание в антифризе активного компонента оказывает непосредственное влияние на температуру его кристаллизации на морозе. Выше мы уже писали о том, что основой охлаждающей жидкости является этиленгликоль, содержание которого в продукте находится на уровне 95 процентов. Заливать вещество в чистом виде в расширительный бачок нельзя – его следует разбавить до 66 процентов, в таком случае температура замерзания составит около -68 градусов.
Чем выше концентрация активного компонента, тем выше температура замерзания. Так, при 95 процентах этиленгликоля антифриз замерзнет уже на 27-градусном морозе, а при 97 процентах температура замерзания составит уже -22.
Заключение
От качества незамерзайки и правильности ее подбора напрямую зависит работа силовой установки ТС. Однако важно не только ответственно подходить к подбору продукта, но и следить за уровнем охлаждающей жидкости, ведь в процессе эксплуатации авто объем антифриза может уменьшаться.
- Какое соотношение воды и антифриза допустимо в системе охлаждения в зимнее время?
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- «Сердце» Камаза
- Автономные предпусковые подогреватели для грузовиков
Интересная подача материала. Не знал, что замена антифриза нужна из-за разрушения присадок, препятствующих вспениванию. Спасибо автору, что четко разъяснил, почему незамерзайки различаются цветом. Статья полезна даже опытным автолюбителям, тем более рекомендована начинающим.
Если уж быть откровенным, то я касательно этого вопроса вообще не заморачивался. Думал, что у них всех состав один и тот же, и различия только в производителях, поэтому лил все подряд. Оказывается вон сколько тонкостей у них. Ну что же, обязательно учту!
Спасибо, рекомендации помогут подобрать подходящий антифриз. Правильный выбор и применение антифриза сделают систему охлаждения более надежной и продлят срок службы автомобиля. Но если есть сомнения, лучше проконсультируйтесь с механиком или специалистом по автомобильной технике.
Очень интересная статья, и она вызывает в памяти аналогии с развитием других автомобильных технологий. Например, эволюция моторных масел прошла похожий путь от простых минеральных к сложным синтетическим, где каждая новая формула была лучше предыдущей. С антифризами ситуация аналогична: от воды и этанола до высокотехнологичных растворов на основе этиленгликоля. Интересно, что классификация антифризов, разработанная Volkswagen, стала стандартом для всей индустрии, как, например, стандарты API и ACEA для масел. Это показывает, насколько важно иметь четкие категории для удобства выбора и соответствия требованиям производителей. Также стоит отметить, как современные антифризы решают проблемы, которые были актуальны для старых систем охлаждения, например, образование накипи и коррозия. И хотя тосол был настоящей находкой для своего времени, современные G12 и G13 с карбоновыми и органическими присадками делают его устаревшим. В итоге, выбор антифриза становится не просто вопросом цены или цвета, а важным решением для долговечности и эффективности работы автомобиля. Лично для меня это означает, что стоит инвестировать в качественные продукты от проверенных брендов, чтобы избежать неприятных сюрпризов на дороге.
Тема антифризов всегда актуальна, и меня радует, что производители делают упор на экологичность, как в случае с G13. Это напоминает переход на более экологичные топлива и смазочные материалы в автомобилестроении. Здорово, что прогресс не стоит на месте!
Согласен с идеей, что цвет антифриза не определяет его качество. Это скорее маркетинговый ход для удобства. Главное — это соответствие требованиям вашего автомобиля и регулярная проверка уровня жидкости. Лучше быть внимательным, чем потом решать проблемы с перегревом.