Заволжский моторный завод, история и современность
Заволжский моторный завод (ЗМЗ) — отечественный производитель дизельных и бензиновых ДВС, созданный во времена СССР и продолжающий деятельность в современной России.
Оглавление
Базируется в г. Заволжье Нижегородской области. Кроме двигателей, производит запчасти к силовым агрегатам, подшипники, литье, ТНП, пресс-формы и другое оборудование. Ниже приведем историю компании, поговорим о партнерах завода и лучших моторах.
Начало работы
Деятельность производителя ведется с 1956 года. История начиналась с двух отделений Газ, которые занимались производством алюминиевого литья и автомобильных запчастей. Спустя два года был сформирован отдельный завод, получивший название ЗМЗ. Официально он начал работать 17 апреля 1958-го.
Литейный цех запущен в августе 1958-го, а с конца осени ведутся активные плавильные работы. Уже через год на заводе был собран первый 4-цилиндровый мотор для Газ-21. Спустя восемь лет завод успешно выпускал крупные блоки цилиндров из алюминия, которая по качеству не уступали конкурентам.
ВажноВ 1961-м на ЗМЗ было запущено массовое производство моторов, а с 1963-го было запущено изготовление 8-цилиндровых моторов для грузовиков Газ.
Благодаря расширению мощностей и открытию новых цехов, производитель смог расширить выпуск продукции и улучшать ее качество.
В 1967-м было налажено изготовление моторов для автобусов «Паз». Спустя год на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ)был произведен миллионный двигатель. В этот же период стартовала сборка моторов типа ЗМЗ-24 для «Волги», а впоследствии было запущено массовое производство.
Период расцвета предприятия
С 1971-го стартовала глобальная реконструкция, ориентированная на увеличение мощностей и создание модифицированных моторов. В тот период главным конструктором был назначен П. Сыркин, который участвовал в создании 8-цилиндровых V-образных моторов.
В конце 1972-го завод получил приставку «имени 50-летия СССР». Немногим позже разработчики отчитались о производстве миллионного 8-цилиндрового мотора. С 1976-го производитель является частью компании в «Автодвигатель». Также в его состав вошел поршневой завод Ростова и производитель «Автзапчасть» из Воронежа. Оптимизация производства позволила ускорить темпы изготовления и достичь отметки в 450 000 моторов ежегодно.
В 1980-х завод занимался активным выпуском продукции и прошел несколько стадий реструктуризации. Специалисты активно разрабатывали и создавали моторы, работающие на бензине и дизеле. В 1982-м было запущено производство двигателей ЗМЗ серий 53-11 и 672-11. Параллельно удалось создать новый двигатель 406с парой распредвалов в ГБЦ.
В 90-х годах конструкторы завода первыми разработали дизельный 2.24-литровый двигатель ЗМЗ-514.10. Силовой агрегат соответствовал стандарту Евро-2, предназначался для машин повышенной проходимости и микроавтобусов. Компания выпускала моторы для автомобилей «Соболь» и «Газель». Впервые появилась система распределенного впрыска, соответствующая действующим экологическим стандартам.
Очередная эпоха началась в 2001 году, когда производитель получил название ОАО «Заволжский моторный завод». Продукция завода стала проверяться на соответствие требованиям ISO 9001. В состав акционерного общества вошла компания «ОАО Серверсталь-Авто». В течение последующих лет было налажено производство дизельных моторов ЗМЗ-514, а также 4-цилиндрового мотора ЗМЗ-215.10.
С 2003-го ЗМЗ стала внедряться система компании Toyota, а в 2004-м был произведен 13-миллионный мотор. С ноября 2005-го запущен выпуск ЗМЗ-5143 объемом 2.24 л, отвечающего Евро-2. Силовой агрегат устанавливался на машинах УАЗ-Хантер. В 2005-м завершены работы по реструктуризации. В результате появилось сразу шесть дочерних предприятий, а ОАО «ЗМЗ» сконцентрировался на изготовлении моторов.
В 2006 году стартовала подготовка платформы под производство моторов линейки F1A, созданной при сотрудничестве с итальянской компанией Фиат. Для размещения мощностей был выделен целый корпус, имеющий площадь свыше 30 000 кв. метров. В 2007-2008-е начаты работы по созданию моторов, соответствующих классу экологичности Евро-4.
В последующие годы двигатели Заволжского моторного завода модификации «405» с объемом 2.5 литра получили одобрение производителя Fiat. Были запущены новые конвейры, что позволило увеличить объемы производства и достигнуть отметки в 14 млн выпущенных моторов.
С октября 2008-го завод работает на базе новой технологии менеджмента СМО, который соответствует международным требованиям ISO/TS 16 949-й версии 2002-го.
В следующем году был подписан договор с Ford на поставку некоторых деталей для модели Фокус. В последующие годы была проделана большая работа по повышению качества продукции, прохождению аудитора компаний Рено-Ниссан, налаживанию сотрудничества с компанией Volvo и т. д.
Партнеры завода
В России у ЗМЗ было два основных партнера:
- Газ — отечественный производитель автомобилей. Работает с 1932 года и расположен на территории Нижнего Новгорода. С 2005-го концерн входит в крупнейший холдинг РФ под названием «Группа Газ». За время деятельности на заводе выпускались многие модели, среди которых были Газ-АА, Газ-69 и другие.
- Уаз — ульяновский автозавод, имеющий более чем 80-летнюю историю. Ориентируется на выпуск легковых и небольших грузопассажирских авто улучшенной проходимости. С 2000-го является частью концерна «Sollers». На мощностях завода изготовлены модели Уаз 452, Хантер, Патриот и Профи. Также в разные времена производились грузовики Зис-5В, Газ-ММ-В или Газ-69.
В последние два десятка лет деятельности Заволжский моторный завод активно сотрудничал со многими иностранными автомобильными компаниями. В их число входили производители Fiat, Ford, Volvo, Renault, Nissan и другие.
Современные и перспективные модели
В состав продукции Заволжского моторного завода входит множество силовых агрегатов, отличающихся высоким качеством и повышенной надежностью. К наиболее популярным сериям стоит отнести:
- 513-я. Устанавливалась на автомобилях Газ 53, 3307 и 66. Главной особенностью стало применение 1-ярусного коллектора впуска, а также особого поддона. Такие изменения позволяли использовать мотор на технике, работающей в сложных условиях. Двигатель имеет бензиновое исполнение и V-образное расположение цилиндров, находящихся под 90 градусов. Особенности мотора: объем 4.3 л, степень сжатия 7.6 к 1, вес 265 кг. Мощность — 125 «лошадей».
- 505-я. Входит в линейку популярных двигателей, изготовленных уже после реорганизации компании. К особенностям мотора относится отказ от гидравлического компенсатора, а также изменение позиции масляного фильтра. Мотор устанавливался на моторах Газ моделей 2434, 31013 и 31012. Силовой агрегат имеет 4-тактное исполнение, восемь цилиндров и мощность 195 лошадиных сил.
- 523-я. Двигатели серии производились уже после распада СССР. Применялись на авто промышленного и гражданского применения. Встречаются на автобусах Паз, получивших популярность в сфере пассажирских перевозок. Этот мотор стал улучшенным вариантом 511-й серии. Он получил улучшенный коленвал и больший ход поршня.
В линейку популярных бензиновых моторов входит:
- ЗМЗ-402 — 4-цилиндровый 95-сильный силовой агрегат с алюминиевым материалом блока и головки, имеет ресурс более 300 000 км. Отличается ремонтопригодностью, простотой конструкции и легкостью облуживания.
- ЗМЗ-511/513 — 4.3-литровый 8-цилиндровый мотор с 16 клапанами, жидкостным охлаждением и мощностью 115 лошадиных сил. Имеет усовершенствованную конструкцию и выпускается во многих модификациях;
- ЗМЗ-21/21А — 2.5-литровый агрегат мощностью от 69 до 76 лошадиных сил, имеет 4-цилиндровое исполнение, восемь клапанов и жидкостную систему охлаждения;
- ЗМЗ-406 — 2.3-литровый мотор мощностью 145 «лошадей», имеет четыре цилиндра и 16 клапанов.
Также в линейку бензиновых популярных моторов стоит отнести ЗМЗ-405, ЗМЗ-409, ЗМЗ-523 и многие другие версии.
Из дизельных версий единственным вариантом является ЗМЗ-514, который устанавливался на Уаз Патриот, Хантер, Карго и Пикап.
Особенность мотора состоит в усовершенствованной системе подачи горючего, наличии привода генератора, ТНВД и т. д. Силовой агрегат имеет 2.2-литровый объем, мощность 130 лошадиных сил, четыре цилиндра, жидкостное охлаждение и расход 8.4 литра на «сотню».
Заключение
За долгое время деятельности компания выпустила миллионы моторов, многие из которых до сих пор работают и будут ездить сотни тысяч километров.
Продукция ЗМЗ отличается высоким качеством, соответствием европейским требованиям, сравнительно небольшой «прожорливостью» и ремонтопригодностью. Несмотря на жесткую конкуренцию, компания продолжает развиваться, успешно сотрудничает с европейскими брендами и производит технику для отечественных производителей.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Боевой вездеход ГАЗ-71
- Заволжский моторный завод, история и современность
- Автобус КАВЗ-3976
На всех автомобилях ГАЗ двигатели от ЗМЗ устанавливали. Теперь не знаю, а вот раньше, еще в 90-х стояли они и на Волгах и на Газелях и на грузовиках Газ. И запчасти для этих двигателей во всех магазинах автозапчастей продавали. Что то качественное было, а что то настоящая ерунда, например диски сцепления вместе с корзиной.
Приятно знать, что завод, созданный в далеком 1956 году, не только продолжает работать до нынешнего времени, но и остается довольно успешным и создает двигатели, соответствующие современным экологическим стандартами и высоким европейским требованиям.
Я рада что у нас есть завод отечественного производсто,нужно поддержать!Мой отец часто бывает у вас,хвалит и дорожит!Успехов вам!!
Приятно читать о достижениях, о процветании наших заводов. Так держать.
Хочется пожелать успехов заводу и дальнейшего развития в наше сложное время. Надеюсь санкции не ударили так сильно и внутренние рынки сбыта хорошо развиты.
Этому заводу, на мой взгляд, очень повезло с расположением. Все-таки территориально совсем недалеко находятся главные производственные мощности знаменитого Горьковского автозавода (ГАЗ). Да и другие автозаводы в этом федеральном округе тоже сравнительно недалеко. Вот и получается такое удачное взаимодействие между предприятиями.
История Заволжского моторного завода впечатляет своим масштабом и устойчивостью в условиях постоянно меняющейся экономической среды. Если рассматривать аналогичные предприятия, например, тот же Ульяновский автозавод, то заметно, что ЗМЗ сумел не только сохранить свои позиции, но и успешно интегрироваться в современные бизнес-процессы. Переход на стандарты ISO 9001 и внедрение системы менеджмента СМО можно сравнить с трансформацией ВАЗ в 2000-х, когда они начали активно работать с Renault и Nissan для улучшения качества продукции. Интересно, что ЗМЗ не просто сосредоточился на выпуске двигателей, но и постоянно расширял линейку, включая дизельные версии, что в условиях роста спроса на экономичность и экологичность продукции стало стратегически верным шагом. Это напоминает стратегию Ford Motor Company, которая, несмотря на кризисы, всегда находила баланс между традицией и инновациями. Важно, что ЗМЗ не ограничивается внутренним рынком, а активно ищет партнеров за рубежом, что говорит о высокой конкурентоспособности их продукции. Та же Fiat, сотрудничая с заводом, явно видит в нем перспективного партнера, как это было и с другими крупными концернами. Надеюсь, ЗМЗ продолжит расти и развиваться, поскольку их вклад в автопромышленность России трудно переоценить.
ЗМЗ, конечно, легенда российского автопрома. Подобные предприятия, как АвтоВАЗ, тоже проходили через сложные периоды, но ЗМЗ впечатляет тем, как они успешно адаптируются к новым условиям. Приятно видеть, что завод не стоит на месте и продолжает развиваться.
Читая об истории ЗМЗ, чувствуешь гордость за отечественное производство. Развитие от простых моторов до сложных систем впрыска напоминает путь, который прошел немецкий Bosch, но на российский лад. Надеюсь, завод продолжит удивлять нас новыми разработками.