Заволжский моторный завод, история и современность
Заволжский моторный завод (ЗМЗ) — отечественный производитель дизельных и бензиновых ДВС, созданный во времена СССР и продолжающий деятельность в современной России.
Оглавление
Базируется в г. Заволжье Нижегородской области. Кроме двигателей, производит запчасти к силовым агрегатам, подшипники, литье, ТНП, пресс-формы и другое оборудование. Ниже приведем историю компании, поговорим о партнерах завода и лучших моторах.
Начало работы
Деятельность производителя ведется с 1956 года. История начиналась с двух отделений Газ, которые занимались производством алюминиевого литья и автомобильных запчастей. Спустя два года был сформирован отдельный завод, получивший название ЗМЗ. Официально он начал работать 17 апреля 1958-го.
Литейный цех запущен в августе 1958-го, а с конца осени ведутся активные плавильные работы. Уже через год на заводе был собран первый 4-цилиндровый мотор для Газ-21. Спустя восемь лет завод успешно выпускал крупные блоки цилиндров из алюминия, которая по качеству не уступали конкурентам.
ВажноВ 1961-м на ЗМЗ было запущено массовое производство моторов, а с 1963-го было запущено изготовление 8-цилиндровых моторов для грузовиков Газ.
Благодаря расширению мощностей и открытию новых цехов, производитель смог расширить выпуск продукции и улучшать ее качество.
В 1967-м было налажено изготовление моторов для автобусов «Паз». Спустя год на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ)был произведен миллионный двигатель. В этот же период стартовала сборка моторов типа ЗМЗ-24 для «Волги», а впоследствии было запущено массовое производство.
Период расцвета предприятия
С 1971-го стартовала глобальная реконструкция, ориентированная на увеличение мощностей и создание модифицированных моторов. В тот период главным конструктором был назначен П. Сыркин, который участвовал в создании 8-цилиндровых V-образных моторов.
В конце 1972-го завод получил приставку «имени 50-летия СССР». Немногим позже разработчики отчитались о производстве миллионного 8-цилиндрового мотора. С 1976-го производитель является частью компании в «Автодвигатель». Также в его состав вошел поршневой завод Ростова и производитель «Автзапчасть» из Воронежа. Оптимизация производства позволила ускорить темпы изготовления и достичь отметки в 450 000 моторов ежегодно.
В 1980-х завод занимался активным выпуском продукции и прошел несколько стадий реструктуризации. Специалисты активно разрабатывали и создавали моторы, работающие на бензине и дизеле. В 1982-м было запущено производство двигателей ЗМЗ серий 53-11 и 672-11. Параллельно удалось создать новый двигатель 406с парой распредвалов в ГБЦ.
В 90-х годах конструкторы завода первыми разработали дизельный 2.24-литровый двигатель ЗМЗ-514.10. Силовой агрегат соответствовал стандарту Евро-2, предназначался для машин повышенной проходимости и микроавтобусов. Компания выпускала моторы для автомобилей «Соболь» и «Газель». Впервые появилась система распределенного впрыска, соответствующая действующим экологическим стандартам.
Очередная эпоха началась в 2001 году, когда производитель получил название ОАО «Заволжский моторный завод». Продукция завода стала проверяться на соответствие требованиям ISO 9001. В состав акционерного общества вошла компания «ОАО Серверсталь-Авто». В течение последующих лет было налажено производство дизельных моторов ЗМЗ-514, а также 4-цилиндрового мотора ЗМЗ-215.10.
С 2003-го ЗМЗ стала внедряться система компании Toyota, а в 2004-м был произведен 13-миллионный мотор. С ноября 2005-го запущен выпуск ЗМЗ-5143 объемом 2.24 л, отвечающего Евро-2. Силовой агрегат устанавливался на машинах УАЗ-Хантер. В 2005-м завершены работы по реструктуризации. В результате появилось сразу шесть дочерних предприятий, а ОАО «ЗМЗ» сконцентрировался на изготовлении моторов.
В 2006 году стартовала подготовка платформы под производство моторов линейки F1A, созданной при сотрудничестве с итальянской компанией Фиат. Для размещения мощностей был выделен целый корпус, имеющий площадь свыше 30 000 кв. метров. В 2007-2008-е начаты работы по созданию моторов, соответствующих классу экологичности Евро-4.
В последующие годы двигатели Заволжского моторного завода модификации «405» с объемом 2.5 литра получили одобрение производителя Fiat. Были запущены новые конвейры, что позволило увеличить объемы производства и достигнуть отметки в 14 млн выпущенных моторов.
С октября 2008-го завод работает на базе новой технологии менеджмента СМО, который соответствует международным требованиям ISO/TS 16 949-й версии 2002-го.
В следующем году был подписан договор с Ford на поставку некоторых деталей для модели Фокус. В последующие годы была проделана большая работа по повышению качества продукции, прохождению аудитора компаний Рено-Ниссан, налаживанию сотрудничества с компанией Volvo и т. д.
Партнеры завода
В России у ЗМЗ было два основных партнера:
- Газ — отечественный производитель автомобилей. Работает с 1932 года и расположен на территории Нижнего Новгорода. С 2005-го концерн входит в крупнейший холдинг РФ под названием «Группа Газ». За время деятельности на заводе выпускались многие модели, среди которых были Газ-АА, Газ-69 и другие.
- Уаз — ульяновский автозавод, имеющий более чем 80-летнюю историю. Ориентируется на выпуск легковых и небольших грузопассажирских авто улучшенной проходимости. С 2000-го является частью концерна «Sollers». На мощностях завода изготовлены модели Уаз 452, Хантер, Патриот и Профи. Также в разные времена производились грузовики Зис-5В, Газ-ММ-В или Газ-69.
В последние два десятка лет деятельности Заволжский моторный завод активно сотрудничал со многими иностранными автомобильными компаниями. В их число входили производители Fiat, Ford, Volvo, Renault, Nissan и другие.
Современные и перспективные модели
В состав продукции Заволжского моторного завода входит множество силовых агрегатов, отличающихся высоким качеством и повышенной надежностью. К наиболее популярным сериям стоит отнести:
- 513-я. Устанавливалась на автомобилях Газ 53, 3307 и 66. Главной особенностью стало применение 1-ярусного коллектора впуска, а также особого поддона. Такие изменения позволяли использовать мотор на технике, работающей в сложных условиях. Двигатель имеет бензиновое исполнение и V-образное расположение цилиндров, находящихся под 90 градусов. Особенности мотора: объем 4.3 л, степень сжатия 7.6 к 1, вес 265 кг. Мощность — 125 «лошадей».
- 505-я. Входит в линейку популярных двигателей, изготовленных уже после реорганизации компании. К особенностям мотора относится отказ от гидравлического компенсатора, а также изменение позиции масляного фильтра. Мотор устанавливался на моторах Газ моделей 2434, 31013 и 31012. Силовой агрегат имеет 4-тактное исполнение, восемь цилиндров и мощность 195 лошадиных сил.
- 523-я. Двигатели серии производились уже после распада СССР. Применялись на авто промышленного и гражданского применения. Встречаются на автобусах Паз, получивших популярность в сфере пассажирских перевозок. Этот мотор стал улучшенным вариантом 511-й серии. Он получил улучшенный коленвал и больший ход поршня.
В линейку популярных бензиновых моторов входит:
- ЗМЗ-402 — 4-цилиндровый 95-сильный силовой агрегат с алюминиевым материалом блока и головки, имеет ресурс более 300 000 км. Отличается ремонтопригодностью, простотой конструкции и легкостью облуживания.
- ЗМЗ-511/513 — 4.3-литровый 8-цилиндровый мотор с 16 клапанами, жидкостным охлаждением и мощностью 115 лошадиных сил. Имеет усовершенствованную конструкцию и выпускается во многих модификациях;
- ЗМЗ-21/21А — 2.5-литровый агрегат мощностью от 69 до 76 лошадиных сил, имеет 4-цилиндровое исполнение, восемь клапанов и жидкостную систему охлаждения;
- ЗМЗ-406 — 2.3-литровый мотор мощностью 145 «лошадей», имеет четыре цилиндра и 16 клапанов.
Также в линейку бензиновых популярных моторов стоит отнести ЗМЗ-405, ЗМЗ-409, ЗМЗ-523 и многие другие версии.
Из дизельных версий единственным вариантом является ЗМЗ-514, который устанавливался на Уаз Патриот, Хантер, Карго и Пикап.
Особенность мотора состоит в усовершенствованной системе подачи горючего, наличии привода генератора, ТНВД и т. д. Силовой агрегат имеет 2.2-литровый объем, мощность 130 лошадиных сил, четыре цилиндра, жидкостное охлаждение и расход 8.4 литра на «сотню».
Заключение
За долгое время деятельности компания выпустила миллионы моторов, многие из которых до сих пор работают и будут ездить сотни тысяч километров.
Продукция ЗМЗ отличается высоким качеством, соответствием европейским требованиям, сравнительно небольшой «прожорливостью» и ремонтопригодностью. Несмотря на жесткую конкуренцию, компания продолжает развиваться, успешно сотрудничает с европейскими брендами и производит технику для отечественных производителей.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Боевой вездеход ГАЗ-71
- Заволжский моторный завод, история и современность
- Автобус КАВЗ-3976
На всех автомобилях ГАЗ двигатели от ЗМЗ устанавливали. Теперь не знаю, а вот раньше, еще в 90-х стояли они и на Волгах и на Газелях и на грузовиках Газ. И запчасти для этих двигателей во всех магазинах автозапчастей продавали. Что то качественное было, а что то настоящая ерунда, например диски сцепления вместе с корзиной.
Приятно знать, что завод, созданный в далеком 1956 году, не только продолжает работать до нынешнего времени, но и остается довольно успешным и создает двигатели, соответствующие современным экологическим стандартами и высоким европейским требованиям.
Я рада что у нас есть завод отечественного производсто,нужно поддержать!Мой отец часто бывает у вас,хвалит и дорожит!Успехов вам!!
Приятно читать о достижениях, о процветании наших заводов. Так держать.
Хочется пожелать успехов заводу и дальнейшего развития в наше сложное время. Надеюсь санкции не ударили так сильно и внутренние рынки сбыта хорошо развиты.
Этому заводу, на мой взгляд, очень повезло с расположением. Все-таки территориально совсем недалеко находятся главные производственные мощности знаменитого Горьковского автозавода (ГАЗ). Да и другие автозаводы в этом федеральном округе тоже сравнительно недалеко. Вот и получается такое удачное взаимодействие между предприятиями.