Армейский грузовик Csepel D566
Чепель D566— венгерский грузовой автомобиль для армейских нужд, отличающийся высокой проходимостью и комфортабельной кабиной. На то время считался весьма современной и технологичной машиной с независимой торсионной подвеской и мощным 200-сильным мотором. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, как он появился и почему проиграл конкуренцию другим грузовикам.
Оглавление
История компании Чепель
Машиностроительный завод Csepel построен в 1949-м и сразу приступил к изготовлению компонентов для авто, шасси автобусов и станков. С 1950-го и последующие 39 лет на мощностях комбината создавались грузовые машины. В основе первых моделей лежали автомобили австрийского производителя Steyr.
ВажноК 1960-м на конвейере появились седельные тягачи и грузовики бортового типа. Немногим позже стали выпускаться шасси для Икаруса, тягачи К800 и другая техника.
Спустя 10 лет представители завода создали обновленную линейку грузовиков. Для расширения производства была куплена лицензия МАН, а производство было налажено на заводе Раба.
К концу 70-х прошлого века грузовые машины Чепель стали комплектоваться моторами Раба-МАН. В продаже появились вездеходные авто Вольво С202. В период с 1980 по 1989-е годы производитель был вынужден уменьшить изготовление тяжелых грузовых автомобилей и переключиться на изготовление шасси для автобусов Икарус и выполнение заказов.
В дальнейшем комбинат перешел на изготовление деталей для авто и создание шасси. К 1990-му году производитель столкнулся с серьезными финансовыми и техническими трудностями и вынужден был прекратить деятельность.
Назначение и общее описание Csepel D566
Грузовик Чепель D566 проектировался в течение нескольких лет, а в 1970-м появилась первая версия грузовика. В Интернете встречаются фотографии, на которых представлены первые экземпляры с номерами PROBA. Машина быстро пришлась ко двору, и венгерский завод наладил серийный выпуск уже с 1971-го. До этого в распоряжении военных были менее функциональные и надежные грузовики.
Широкая сфера применения обусловлена большим выбором надстроек:
- бортовые — для перевозки разных видов грузов военного назначения;
- тентованные — использовались для транспортировки грузов и людей;
- пассажирская платформа — позволяла перевозить людей на большие расстояния и даже ночевать внутри.
Кроме функциональности, грузовик Csepel D566 выделялся колесной формулой 6х6 и способностью перевозить до 8 тонн грузов. Комплектовался 10.35-литровым силовым агрегатом мощностью 200 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической КПП. Последняя работала в комплексе с двухступенчатой раздаткой, комплектуемой блокировкой межосевого дифференциала пневматического типа.
К дополнительным особенностям автомобиля относится 2-контурная тормозная система, работающая на гидропневматическом принципе и с барабанными тормозами. ГУР взят от Зил-130. К особенностям стоит отнести систему подкачки шин, 3-местную кабина с двумя спальными местами и кузов с бортами из алюминия. Возможности грузовой машины позволяют достигать 80 км/ч.
Сsepel D566 нельзя называть компактным грузовиком. Он имеет длину 7.1 м, ширину 2.5 м и высоту 2.74 м. Размер колесной базы находится на уровне 2.9 м, а для задней тележки этот показатель ниже — 1.4 м. Грузоподъемность грузовика Чепель зависит от качества дорожного покрытия. На хорошей дороге этот параметр достигает 8 т, а на бездорожье не больше 5 т.
Вездеходные качества обеспечивают высоким клиренсом до 46.5 см и способностью преодолевать глубину до 1.2 м. При этом машина не требует предварительной подготовки. Дополнительным преимуществом является независимая подвеска, которая для тех времен считалась очень продвинутой. Полный вес автомобиля вложился в параметр 9.25 т. Для сравнения Tatra 813 имела более существенный вес в 3-осной версии — 12 т.
Одной из особенностей новой модели стала уникальная внешность. В центральной части разместилась мощная радиаторная решетка, над которой установлено лобовое окно с разделением на две отдельные секции. Фары размещены максимально низко, чтобы не слепить другие автомобили на дороге.
Двигатель и шасси
На грузовиках Чепель D566 устанавливался мотор совместного производства Германии и Венгрии. Он получил название Раба-Ман D2156. Это силовой агрегат с объемом 10.35 л и мощностью 200 лошадиных сил, достигаемых при 2200 об/минуту. Работает на солярке, имеет прямой впрыск горючего и водяное охлаждение.
Маркировка Раба-Ман D2156 имеет следующую расшифровку:
- D — дизельное топливо;
- 21 — диаметр цилиндра 12.1 см;
- 5 — поршневой ход 15 см;
- 6 — число цилиндров.
Двигатель имеет шесть цилиндров с горизонтальным расположением. Выпуск налажен в 1971 году, после чего силовой агрегат активно устанавливался не только на грузовики Csepel, но и на автобусы Икарус. К его особенностям стоит отнести:
Характеристики | Значения |
---|---|
Смазывающая система | комбинированная |
Топливный насос | Бош |
Регулятор впрыска | улучшенный STA |
Воздухоочиститель | с масляной ванной и циклонным фильтром |
Коэффициент сжатия | 17 / 1 |
Ход поршня / диаметр цилиндра, см | 15 / 12.1 |
Объем мотора, л | 10,344 |
Крутящий момент, Н * м | 695.5 при 1300 об/мин |
Регулятор частоты вращения | двухрежимный |
Масса, кг | 965 |
Двигатель Раба-Ман D2156 обеспечивает неплохую динамику, легко ремонтируется, имеет простую конструкцию и надежен. Из недостатков — медленный разгон до 100 км/ч и сравнительно небольшой ресурс.
Последний фактор обусловлен недостаточной мощностью, из-за чего мотору приходится работать на больших оборотах. Со временем возможно увеличение шума из-за ошибок в работе ДВС или прогорания выхлопной системы.
Как отмечалось, на грузовике Чепель Д566 предусмотрена независимая подвеска без привычных для таких машин мостов. Силовая часть представлена пространственной рамной частью, в которой удалось реализовать плюсы простой и хребтовой конструкции. К слову, хребтовые рамы устанавливались на грузовиках Tatra, но специалисты из Венгрии смогли доработать систему, сделав ее более эффективной.
Для улучшения вездеходных качеств разработчики «вывернули» колеса и добавили в подвеску бортовые редукторы. Последние установлены в ступичную часть колес, что повышают их эффективность. Таким образом, на Д566 установлена портальная подвеска с клиренсом на 6.5 выше, чем у Урала-4320.
Продуманная конструкция подвески обеспечила большую плавность хода, что особенно важно при движении с людьми по бездорожью. Пассажиры внутри машины не испытывали большого дискомфорта, что являлось реальным прорывом для тех времен.
Главным минусом оставалась лишь высокая сложность, большая цена и меньшая надежность. Подвеска Сsepel D566 нуждалась в постоянном обслуживании, что для военных было серьезной проблемой. С другой стороны, грузовик любили за высокий дорожный просвет и отсутствие низких ведущих мостов. К примеру, тот же Камаз-4310 не мог обеспечить аналогичные вездеходные качества.
Технические характеристики
При изучении грузовика стоит уделить внимание техническим параметрам Сsepel D566. Базовые характеристики:.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 7.1х2.5х2.74 |
Колесная база, м | 2,9 |
Количество мест в кабине | 3 |
Грузоподъемность на плохой дороге / трассе, т | 5 / 8 |
Клиренс, см | 46,5 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 1,2 |
Объем / мощность мотора | 10.35 л / 200 л. с. |
Максимальная скорость движения, км/ч | 80 |
Коробка передач | «механика», шесть ступеней |
Рулевая система | с ГУР |
Тормоза | 2-контурные гидропневматические барабанные |
Кабина
Одним из преимуществ грузовика Чепель является продуманная кабина, которая имеет квадратную форму и изготовлена из толстого металла. Наличие узких стоек и обширное остекление обеспечивают хорошую обзорность. Для входа водителя и пассажира предусмотрена ступенька, а также ручка для захвата. Сразу за кабиной находится запаска.
Внутри предусмотрено все необходимое для управления и отдыха. Большим плюсом стало наличие спальника и трех мест для пассажиров. Такая особенность позволяла перемещаться на большие расстояния, и долгое время находиться в определенном месте для выполнения задания.
Гражданские модификации Чепель Д566
В период с 1972 по 1974 годы производитель выпустил несколько модификаций, а именно Д562 с колесной формулой 4х2 и Д564 с 4х4. Из-за технологических сложностей наладить полноценное производство не удалось.
Была также версия Д588 с колесной формулой 8х8 на 10 т с двигателем на 230 «лошадей». Но этот вариант машины так и не был выпущен. Также планировалось производство моделей Д544 и Д588 с колесными формулами 4х4 и 8х8 соответственно, но реализовать задуманное не удалось.
Почему был вытеснен с рынка
Несмотря на явные преимущества в проходимости и комфорте кабины, Csepel D566 довольно быстро ушел с рынка. Первые Камазы-4310 стали выпускаться с 1981-го, поэтому нормальной конкуренции не было. С появлением «4310» СССР отказался от покупки Д566 из-за более сложной подвески и вдвое большей цены.
Еще одной причиной стала реализация проекта амфибии, которую удалось проверить на Зил-49061. Разработка отличалась мягкой, независимой и энергоемкой подвеской. Дополнительным плюсом стал клиренс, который обеспечивался большими колесами.
Венгерский производитель постарался вернуть потерянные позиции, м в конце 70-х создал 4-осную версию грузовика с названием Д588. При этом разработчики сделали только прототип, а запустить в серию машину не смогли. Причиной стало отсутствие спроса у СССР, который активно создавал собственные Мазы и МЗКТ с большим клиренсом.
Итог
Армейский грузовик Чепель D566 стал настоящим прорывом для 70-х годов прошлого века. Он выделялся комфортабельной кабиной, мягкой подвеской и неплохими ходовыми качествами. Но в период с 1980 по 1989 года он постепенно терял популярность, пока вовсе не был снят с конвейера. Сегодня в Венгрии машины встречаются у отдельных гражданских лиц и применяются в качестве вездеходов.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Армейский грузовик Csepel D566
Скажем так, Венгрия когда в последний раз участвовала в конфликте, вопрос риторический. Ее техника на Украину не поставляется, поэтому как она себя покажет в реальных условиях не понятно, в отличии от нашего "Урала", которым по проходимости немногим танкам уступает.
Этот грузовик не выдерживает всех потребностей для военных нужд. Ну какая у Венгрии армия? Нашу технику разрабатывали исходя из опыта Великой Отечественной Войны. По этом у она надежная и ремонтопригодная. А этот автомобиль не выдержит всех условия эксплуатации во воремя боевых действий.
Мне кажется, что если бы делали наши, вышло бы интереснее. А так, Венгры не особо старались, обычная консервная банка на колесах. Скажем так "слизано" с нашего Урала, но более усовершенствованная версия.