Армейский грузовик Csepel D566

Чепель D566— венгерский грузовой автомобиль для армейских нужд, отличающийся высокой проходимостью и комфортабельной кабиной. На то время считался весьма современной и технологичной машиной с независимой торсионной подвеской и мощным 200-сильным мотором. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, как он появился и почему проиграл конкуренцию другим грузовикам.

История компании Чепель

Машиностроительный завод Csepel построен в 1949-м и сразу приступил к изготовлению компонентов для авто, шасси автобусов и станков. С 1950-го и последующие 39 лет на мощностях комбината создавались грузовые машины. В основе первых моделей лежали автомобили австрийского производителя Steyr.

Важно

К 1960-м на конвейере появились седельные тягачи и грузовики бортового типа. Немногим позже стали выпускаться шасси для Икаруса, тягачи К800 и другая техника.

Спустя 10 лет представители завода создали обновленную линейку грузовиков. Для расширения производства была куплена лицензия МАН, а производство было налажено на заводе Раба. 

Армейский грузовик Csepel D566

К концу 70-х прошлого века грузовые машины Чепель стали комплектоваться моторами Раба-МАН. В продаже появились вездеходные авто Вольво С202. В период с 1980 по 1989-е годы производитель был вынужден уменьшить изготовление тяжелых грузовых автомобилей и переключиться на изготовление шасси для автобусов Икарус и выполнение заказов.

В дальнейшем комбинат перешел на изготовление деталей для авто и создание шасси. К 1990-му году производитель столкнулся с серьезными финансовыми и техническими трудностями и вынужден был прекратить деятельность.

Назначение и общее описание Csepel D566

Грузовик Чепель D566 проектировался в течение нескольких лет, а в 1970-м появилась первая версия грузовика. В Интернете встречаются фотографии, на которых представлены первые экземпляры с номерами PROBA. Машина быстро пришлась ко двору, и венгерский завод наладил серийный выпуск уже с 1971-го. До этого в распоряжении военных были менее функциональные и надежные грузовики.

Армейский грузовик Csepel D566

Широкая сфера применения обусловлена большим выбором надстроек:

  • бортовые — для перевозки разных видов грузов военного назначения;
  • тентованные — использовались для транспортировки грузов и людей;
  • пассажирская платформа — позволяла перевозить людей на большие расстояния и даже ночевать внутри.

Кроме функциональности, грузовик Csepel D566 выделялся колесной формулой 6х6 и способностью перевозить до 8 тонн грузов. Комплектовался 10.35-литровым силовым агрегатом мощностью 200 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической КПП. Последняя работала в комплексе с двухступенчатой  раздаткой, комплектуемой блокировкой межосевого дифференциала пневматического типа.

К дополнительным особенностям автомобиля относится 2-контурная тормозная система, работающая на гидропневматическом принципе и с барабанными тормозами. ГУР взят от Зил-130. К особенностям стоит отнести систему подкачки шин, 3-местную кабина с двумя спальными местами и кузов с бортами из алюминия. Возможности грузовой машины позволяют достигать 80 км/ч.

Сsepel D566 нельзя называть компактным грузовиком. Он имеет длину 7.1 м, ширину 2.5 м и высоту 2.74 м. Размер колесной базы находится на уровне 2.9 м, а для задней тележки этот показатель ниже — 1.4 м. Грузоподъемность грузовика Чепель зависит от качества дорожного покрытия. На хорошей дороге этот параметр достигает 8 т, а на бездорожье не больше 5 т.

Армейский грузовик Csepel D566

Вездеходные качества обеспечивают высоким клиренсом до 46.5 см и способностью преодолевать глубину до 1.2 м. При этом машина не требует предварительной подготовки. Дополнительным преимуществом является независимая подвеска, которая для тех времен считалась очень продвинутой. Полный вес автомобиля вложился в параметр 9.25 т. Для сравнения Tatra 813 имела более существенный вес в 3-осной версии — 12 т.

Одной из особенностей новой модели стала уникальная внешность. В центральной части разместилась мощная радиаторная решетка, над которой установлено лобовое окно с разделением на две отдельные секции. Фары размещены максимально низко, чтобы не слепить другие автомобили на дороге.

Двигатель и шасси

На грузовиках Чепель D566 устанавливался мотор совместного производства Германии и Венгрии. Он получил название Раба-Ман D2156. Это силовой агрегат с объемом 10.35 л и мощностью 200 лошадиных сил, достигаемых при 2200 об/минуту. Работает на солярке, имеет прямой впрыск горючего и водяное охлаждение.

Маркировка Раба-Ман D2156 имеет следующую расшифровку:

  • D — дизельное топливо;
  • 21 — диаметр цилиндра 12.1 см;
  • 5 — поршневой ход 15 см;
  • 6 — число цилиндров.

Двигатель имеет шесть цилиндров с горизонтальным расположением. Выпуск налажен в 1971 году, после чего силовой агрегат активно устанавливался не только на грузовики Csepel, но и на автобусы Икарус. К его особенностям стоит отнести:

Характеристики Значения
Смазывающая система комбинированная
Топливный насос Бош
Регулятор впрыска улучшенный  STA
Воздухоочиститель с масляной ванной и циклонным фильтром
Коэффициент сжатия 17 / 1
Ход поршня / диаметр цилиндра, см 15 / 12.1
Объем мотора, л 10,344
Крутящий момент, Н * м 695.5 при 1300 об/мин
Регулятор частоты вращения двухрежимный
Масса, кг 965

Двигатель Раба-Ман D2156 обеспечивает неплохую динамику, легко ремонтируется, имеет простую конструкцию и надежен. Из недостатков — медленный разгон до 100 км/ч и сравнительно небольшой ресурс.

Последний фактор обусловлен недостаточной мощностью, из-за чего мотору приходится работать на больших оборотах. Со временем возможно увеличение шума из-за ошибок в работе ДВС или прогорания выхлопной системы.

Как отмечалось, на грузовике Чепель Д566 предусмотрена независимая подвеска без привычных для таких машин мостов. Силовая часть представлена пространственной рамной частью, в которой удалось реализовать плюсы простой и хребтовой конструкции. К слову, хребтовые рамы устанавливались на грузовиках Tatra, но специалисты из Венгрии смогли доработать систему, сделав ее более эффективной.

грузовик Csepel D566

Для улучшения вездеходных качеств разработчики «вывернули» колеса и добавили в подвеску бортовые редукторы. Последние установлены в ступичную часть колес, что повышают их эффективность. Таким образом, на Д566 установлена портальная подвеска с клиренсом на 6.5 выше, чем у Урала-4320.

Продуманная конструкция подвески обеспечила большую плавность хода, что особенно важно при движении с людьми по бездорожью. Пассажиры внутри машины не испытывали большого дискомфорта, что являлось реальным прорывом для тех времен.

Главным минусом оставалась лишь высокая сложность, большая цена и меньшая надежность. Подвеска Сsepel D566 нуждалась в постоянном обслуживании, что для военных было серьезной проблемой. С другой стороны, грузовик любили за высокий дорожный просвет и отсутствие низких ведущих мостов. К примеру, тот же Камаз-4310 не мог обеспечить аналогичные вездеходные качества.

Технические характеристики

При изучении грузовика стоит уделить внимание техническим параметрам Сsepel D566. Базовые характеристики:.

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 7.1х2.5х2.74
Колесная база, м 2,9
Количество мест в кабине 3
Грузоподъемность на плохой дороге / трассе, т 5 / 8
Клиренс, см 46,5
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Объем / мощность мотора 10.35 л / 200 л. с.
Максимальная скорость движения, км/ч 80
Коробка передач «механика», шесть ступеней
Рулевая система с ГУР
Тормоза  2-контурные гидропневматические барабанные

Кабина

Одним из преимуществ грузовика Чепель является продуманная кабина, которая имеет квадратную форму и изготовлена из толстого металла. Наличие узких стоек и обширное остекление обеспечивают хорошую обзорность. Для входа водителя и пассажира предусмотрена ступенька, а также ручка для захвата. Сразу за кабиной находится запаска.

Внутри предусмотрено все необходимое для управления и отдыха. Большим плюсом стало наличие спальника и трех мест для пассажиров. Такая особенность позволяла перемещаться на большие расстояния, и долгое время находиться в определенном месте для выполнения задания.

Гражданские модификации Чепель Д566

Csepel D566

В период с 1972 по 1974 годы производитель выпустил несколько модификаций, а именно Д562 с колесной формулой 4х2 и Д564 с 4х4. Из-за технологических сложностей наладить полноценное производство не удалось.

Была также версия Д588 с колесной формулой 8х8 на 10 т с двигателем на 230 «лошадей». Но этот вариант машины так и не был выпущен. Также планировалось производство моделей Д544 и Д588 с колесными формулами 4х4 и 8х8 соответственно, но реализовать задуманное не удалось.

Почему был вытеснен с рынка

Несмотря на явные преимущества в проходимости и комфорте кабины, Csepel D566 довольно быстро ушел с рынка. Первые Камазы-4310 стали выпускаться с 1981-го, поэтому нормальной конкуренции не было. С появлением «4310» СССР отказался от покупки Д566 из-за более сложной подвески и вдвое большей цены.

Зил-49061

Еще одной причиной стала реализация проекта амфибии, которую удалось проверить на Зил-49061. Разработка отличалась мягкой, независимой и энергоемкой подвеской. Дополнительным плюсом стал клиренс, который обеспечивался большими колесами.

Венгерский производитель постарался вернуть потерянные позиции, м в конце 70-х создал 4-осную версию грузовика с названием Д588. При этом разработчики сделали только прототип, а запустить в серию машину не смогли. Причиной стало отсутствие спроса у СССР, который активно создавал собственные Мазы и МЗКТ с большим клиренсом.

D 588

Итог

Армейский грузовик Чепель D566 стал настоящим прорывом для 70-х годов прошлого века. Он выделялся комфортабельной кабиной, мягкой подвеской и неплохими ходовыми качествами. Но в период с 1980 по 1989 года он постепенно терял популярность, пока вовсе не был снят с конвейера. Сегодня в Венгрии машины встречаются у отдельных гражданских лиц и применяются в качестве вездеходов.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 369
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 10-02-2023 / Обновлено: 10-02-2023
Поиск запроса "армейский грузовик сsepel d566" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Максим 10.02.2023

Скажем так, Венгрия когда в последний раз участвовала в конфликте, вопрос риторический. Ее техника на Украину не поставляется, поэтому как она себя покажет в реальных условиях не понятно, в отличии от нашего "Урала", которым по проходимости немногим танкам уступает.

0
0
Ответить
Олег Москва 10.02.2023

Этот грузовик не выдерживает всех потребностей для военных нужд. Ну какая у Венгрии армия? Нашу технику разрабатывали исходя из опыта Великой Отечественной Войны. По этом у она надежная и ремонтопригодная. А этот автомобиль не выдержит всех условия эксплуатации во воремя боевых действий.

0
0
Ответить
Костя Иваново 09.11.2023

Мне кажется, что если бы делали наши, вышло бы интереснее. А так, Венгры не особо старались, обычная консервная банка на колесах. Скажем так "слизано" с нашего Урала, но более усовершенствованная версия.

0
0
Ответить
Эразм 21.11.2024

Читаю про Чепель D566 и не могу не заметить, насколько этот грузовик опередил своё время. Независимая торсионная подвеска и мощный 200-сильный двигатель - это действительно впечатляюще для 70-х годов. Интересно, как венгры смогли интегрировать технологии, которые в то время использовали даже такие гиганты, как Tatra. Конечно, подвеска без мостов - это настоящий прорыв, но, как видно, она же стала и слабым местом. Потребность в постоянном обслуживании и высокая стоимость, вероятно, отпугнули многих потенциальных клиентов, включая СССР, который, как мы знаем, в итоге выбрал более доступный Камаз-4310. В то же время, нельзя не восхититься тем, как инженеры Чепель стремились улучшить вездеходные качества машины, добавляя бортовые редукторы и увеличивая дорожный просвет. Это, конечно, делало поездку более комфортной, особенно по бездорожью. Однако, когда сравниваешь его с конкурентами того времени, такими как ЗИЛ или Камаз, становится понятно, почему он не смог удержаться на рынке. Тем не менее, Csepel D566 остаётся интересной страницей в истории военной автотехники, и его инновации даже сегодня могут вдохновить на новые инженерные решения.

0
0
Ответить
Еремей 22.11.2024

Неплохо, что Чепель D566 использовал моторы Раба-МАН - это придавало ему солидности. Но, как и многие инновации, он оказался слишком сложным для массового использования. Особенно подвеска, которая требовала постоянного внимания. Надёжность, конечно, важна, особенно в военной технике.

0
0
Ответить
Кириак 23.11.2024

Чепель D566 - это пример того, как хорошие идеи могут потерпеть неудачу из-за экономических и производственных обстоятельств. Технически он был на уровне, но высокая цена и сложность обслуживания сделали его не самым лучшим выбором для армии.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: