Артиллерийский тягач АТС-712
Во время Второй мировой войны многократное подтверждение эффективности получили средние артиллерийские тягачи, которые в профессиональных кругах известны под аббревиатурой АТ-С. Роль таких машин в ходе боевых действий сложно переоценить, ведь они используются для буксировки артиллерийских орудий (корпусных и полевых), а также для выполнения целого ряда других задач.
Оглавление
Одним из лучших примеров военной техники подобного назначения является АТ-С-712, который носит множество других названий – «Изделие 712», «Советский коминтерн» и пр. О том, что представляет собой столь узкоспециализированная техника, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Назначение артиллерийского тягача АТС-712
Машина, как уже говорилось выше, характеризуется довольно узким назначением. Разрабатывалась она специально для буксировки артиллерийских установок, прицепов, а также для транспортировки личного состава и грузов по дорогам любого типа и в условиях бездорожья. Модель отлично зарекомендовала себя при буксировке зенитных установок и наземной артиллерии среднего калибра.
Она же справляется с перемещением гаубиц МЛ-20, систем 122-миллиметровой пушки Д-74, пушки М-45 калибром в 152 мм, а также пушки М-47, гаубицы Д-20 (калибр обеих – 152 мм), миномета М-240 на 240 миллиметров и зенитки КС-19 калибром в 100 мм.
Разработка тягача
Потребность армии в быстроходных тягачах среднего класса проявилась в середине 20 века, после победы советской армии над армией Вермахта. Тогда стало понятно, что на вооружении не хватает мощной буксировочной техники высокой проходимости со снаряженным весом до 15 тонн. Разработка машин была доверена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода.
В итоге в установленный руководством страны срок на суд заказчика представили так называемое «изделие 712», которое во второй половине 1950 года уже вышло в серийное производство, правда, мелкой серией, а спустя 2 года вовсю сходило с конвейеров массовым тиражом. На вооружение буксировщик поступил под названием «Артиллерийский тягач АТ-С-712» (литера С в индексе обозначает средний класс техники).
Руководил созданием новой модели глава БНК и ведущий конструктор Челябинского завода В. Дурановский, а также его заместитель Перельман. Решение всех связанных с разработкой организационных вопросов было поручено М.Ф. Балжи. Непосредственное участие в процессе принимали и другие ведущие советские специалисты – Нартов, Ижевский, Самантов и другие.
Привлекли к процессу и военных. В частности, непрерывные консультации велись с генерал-полковником Гетмановым, а также инженер-полковником Коноваловым, которые контролировали соблюдение технического задания.
Конструкция тягача АТС-712
Тяжелый артиллерийский тягач, ставший предметом нашей беседы, получил классическую для гусеничной техники компоновку. Двигатель расположили спереди, закрытую кабину сделали 4-дверной, внутри предусмотрели места для семерых членов экипажа. Кузов сделали бортовым, пригодным для перевозки до десяти человек личного состава или для транспортировки габаритного тяжелого груза.
ВажноОснова концепции ходовой – большое количество опорных катков для повышения проходимости, при том, что диаметр этих катков был значительно меньше, чем у предшественников. В сочетании с эластичной подвеской торсионно-балансирного типа это позволило добиться равномерного распределения нагрузки по всей длине гусеничного хода.
Кроме того, указанное решение поспособствовало улучшению сцепных свойств гусениц (коэффициент их сцепления с почвой составляет 1), плавности хода на высокой скорости, а заодно и существенно увеличило ресурс основных узлов.
Впервые в истории советской военной промышленности на тягач установили мощный дизельный мотор В-2, которым ранее оснащали исключительно танки. Резерв мощности этой установки даже сегодня заслуживает наивысших похвал. Орудийный расчет размещен внутри кабины, рядом с членами экипажа. Поворот машины обеспечен внедрением в ее конструкцию двойного дифференциала, который «подсмотрели» у американской и немецкой военной техники.
Радиус поворота был всего один, он значительно превышал ширину колеи, но это позволило уменьшить износ тормозов и избежать потери мощности. Даже при частом интенсивном маневрировании на сравнительно слабой почве сохранялась стабильная средняя скорость движения.
Двигатель, как мы уже говорили, расположили спереди, трансмиссию же поместили сзади, там же, где и ведущие звездочки движителя. Как результат – артиллерийский тягач получился до мелочей продуманным, практически идеальным, можно даже сказать – изящным в плане технического исполнения.
Как и все последующие гусеничные артиллерийские тягачи, этот базируется на сварной раме коробчатого типа, состоящей из 300-миллиметровых продольных лонжеронов (2 штуки) и четырех поперечин. Все элементы рамы изготовлены из стальных швеллеров разного сечения. Внизу конструкция прикрыта негерметичным защитным поддоном, а спереди функции защитного элемента выполняет мощный довольно габаритный бампер.
Интересен тот факт, что выпускали тягачи на двух заводах – Челябинском и Курганском. Так вот отличием курганского образца стала несколько видоизмененная форма бампера и радиаторная решетка с семью прорезями вместо восьми, как это было у АТС-712, сходивших с конвейера Челябинского тракторного завода.
«Сердцем» военной машины был V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-54 (второе его обозначение – А-712) мощностью 275 л. с., выпускаемый на том же ЧТЗ в цеху Nq 900. Фактически это слегка измененный вариант классического танкового мотора, характеризующегося высокой надежностью и продолжительным моторесурсом, составляющим 600 часов интенсивной эксплуатации.
Благодаря использованию системы смазки с сухим картером и отдельным маслоблоком конструкторы добились бесперебойной работы даже под внушительным углом наклона (как продольного, так и поперечного), независимо от погодных и климатических условий «за бортом». Засорению двигателя препятствовали комбинированные воздухоочистители, которые в количестве двух штук были включены в его конструкцию, а также особый механизм отсоса пыли.
Запуск силовой установки осуществляется от электрического стартера, но в дополнение к нему имеется дублирующий воздушный запуск баллонами сжатого воздуха (ресурса двух таких баллонов было достаточно для 7 пусков).
Благодаря мощному форсуночному подогревателю мотор без проблем запускается даже в 50-градусный мороз, а внушительный запас хода обеспечивается расположенными сзади топливными баками емкостью в 420 литров. Коробка передач трехвальная пятискоростная тракторного типа со сближенными передаточными числами.
Тормоза ленточные, с фрикционными накладками, они обеспечивают плавное действие и отличаются длительным сроком службы. При экстренной остановке можно активировать пневматическую тормозную систему, которая приводится в действие ножной педалью.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные характеристики тягача, необходимо отметить следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Снаряженный вес (без груза), т | 12 |
Грузоподъемность, т | 3 |
Максимальная масса буксируемого прицепа, т | 8-14 |
Количество мест в кабине | 7 |
Количество посадочных мест на бортовой платформе | 10 |
Габариты (ДхШхВ), м | 5,87х2,57х2,52 |
База опорных катков, м | 2,76 |
Длина гусеничного хода (поверхности гусениц), м | 2,84 |
Размер колеи, м | 1,9 |
Дорожный просвет, см | 40 |
Давление на почву, кг / кв. см | 0,55 |
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч | 35,5 |
Запас хода по бездорожью с прицепом, км | 210 |
Максимальный угол подъема (без прицепа, но с грузом), град. | 36 |
Использование тягача АТС-712 в народном хозяйстве
В процессе эксплуатации модели для восполнения нужд армии были обнаружены такие неоспоримые ее плюсы, как высокая проходимость, надежность, отличная ремонтопригодность практически в полевых условиях. Эти преимущества побудили конструкторов создать на базе тягача технику, которая нашла бы свое применение в различных отраслях народного хозяйства.
Так на базе АТС-712 создали крановую установку с подъемным механизмом, путеукладчик ОСТ, арктический снегоход АТ-СА и даже снегоболотоход на резинометаллических гусеницах и больших опорных пневмо-шинах.
Итог
Производство машин, ставших темой нашей беседы, длилось до середины 1962 года, затем модель сняли с производства. Не удивительно, что купить артиллерийский тягач АТС сегодня не представляется возможным. Однако он внес неоценимый вклад не только в военное дело, но и в развитие многих других сфер человеческой деятельности благодаря своей надежности и долговечности.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Требуются водители категори Е. Постоянная работа для седельных тягачей. Ярославская, Костромская,Владимирская,Вологодская область.
- Поиск тягач Hyundai белый - ОПГ!
- Во сколько обходится тягач в год.
- Артиллерийский тягач АТС-712
Технические данные такого тягача реально удивляют. И даже немного обидно, что подобной мощной техники этого рода в Советском Союзе до Великой Отечественной войны не было. Глядишь, скорее бы она и закончилась. Тем не менее, уроки из той войны советские власти в плане развития машиностроения точно вынесли.
Это уже не первая российская военная машина, которую со временем переоборудовали в сельхозтехнику. Не удивлюсь, если в отдаленных маленьких областях и сейчас ее используют. Минус этого тягача - в его шумности, и вибрация там не отсекалась вообще. Но учитывая эпоху, когда он выпущен, можно сказать, что конструкторы поработали на "ура".
У меня отец на таком в армии служил. Есть фото где он за рычагами такого тягача. Интересный факт, что член расчета являлся и водителем такого тягача. Я сам такую машину не видел, служил не в артиллерии, но отец рассказывал, что машина мощная, применялась в армейском хозяйстве не только пушки таскать.
В статье написано, что производство данного тягача прекратили в 1962 году. Но тем не менее, мне приходилось читать что его сняли с вооружения чуть ли не в конце 90- х годов. Его охотно покупали и за рубежом. Особенно его ценили в Финляндии, за его прекрасную проходимость по глубокому снегу и высокую приспособленность к суровым зимним условиям.
Да, Артиллерийский тягач АТС-712 очень мощная машина так сказать. По всем техническим характеристикам просто "огонь". Действительно разработчики можно сказать, что постарались создать такое мощное оружие. Спасибо, что так все подробно про него рассказали.
Интересно было узнать о тягаче АТС-712 и его важной роли во время Второй мировой войны. Этот тягач действительно стал своеобразным символом советской инженерной мысли того времени. На мой взгляд, использование дизельного двигателя В-2 в гражданской технике, как и в танках, является отличным примером эффективного переноса технологий из военной сферы в народное хозяйство. Вспоминаю, как аналогичное решение использовали в США с двигателями Sherman. Особенно впечатляет продуманность конструкции, начиная от размещения двигателя и заканчивая внедрением двойного дифференциала, что явно позаимствовано у западных аналогов. Такое инновационное решение позволило улучшить сцепление и снизить износ тормозов. Это напоминает мне о новаторских решениях, которые применялись в немецких полугусеничных тягачах того же периода. Также интересен факт использования тягача в народном хозяйстве, где его высокая проходимость и надежность оказались незаменимыми. Промышленное применение АТС-712, например, в виде путеукладчика или снегохода, демонстрирует, как военные разработки могут находить вторую жизнь в мирной жизни. Хотя его производство прекратилось в 1962 году, наследие этого тягача в виде его концептуальных решений явно продолжает жить в современных аналогах.
АТС-712 - это настоящая легенда среди тягачей. Мне особенно понравилось, как его конструкция позволяет работать в сложных условиях бездорожья. Напоминает современные внедорожники, только в масштабе военной техники. Интересно, что даже спустя столько лет, его технические решения остаются актуальными.
Читая про АТС-712, не могу не вспомнить французский тягач Somua MCG, который также славился своей проходимостью и надежностью. Советская версия, однако, впечатляет своей универсальностью и адаптацией к суровым условиям эксплуатации. Впечатляющий пример инженерной мысли!