Ассенизационный автомобиль - главный помощники коммунальных служб

Ассенизаторная машина, которую еще называют ассенизаторской, ассенизационной или фекальной – это специальный автомобиль, предназначенный для сбора жидких отходов (ЖБО). Его основными узлами являются цистерна и вакуумный насос со шлангом, установленные на грузовом шасси.

Помогает решить вопросы механизированной очистки канализационных колодцев и выгребных ям, с перевозкой и выгрузкой нечистот в местах утилизации. Она необходима там, где пока еще не проложены сточные трубы, не сделаны коллекторы, не поставлены насосы. Специальная техника обеспечивает чистоту и порядок, практически без применения ручного труда.

Фекальную машину нередко путают с илососом, считая последний одним из ее видов. Это не совсем правильно, хотя обе похожи по устройству и назначению. Илосос, кроме всасывания донных отложений, может размывать их и делить собранные отходы на фракции. Он намного мощнее, оборудован, кроме вакуумного, еще и плунжерным насосом высокого давления, имеет более крупную бочку и гидравлический пистолет. В принципе, его можно использовать как ассенизатор для вывоза ЖБО (хотя вряд ли это будет рентабельно), а вот фекальная машина с плотными залежами никак не справится.

Жителям современных российских городов, сел и дачных поселков очень сложно обойтись без услуг ассенизаторов, этих своеобразных санитаров. Ведь комфорт жилища напрямую зависит от утилизации отходов. Поэтому аренда ассенизаторских машин в России является обычным делом и имеет значительный спрос.

В мегаполисах и небольших городах с помощью ассенизаторов, чаще всего, очищают канализационные трубы от отложений, регулярно в них накапливающихся. В частном же секторе города, в селах и на дачах эту спецтехнику используют для очистки колодцев и выгребных ям. Машины производят механизированный забор, вывоз и слив жидких отходов жизнедеятельности.

"Вакуумки" довольно успешно используются для осушения водоемов, очистки буровых штаммов и эвакуации токсичных отходов. Для вывоза взрывоопасных и горючесодержащих жидкостей ассенизаторские машины не предназначены.

Важно

За работой вакуумного компрессора, который осуществляет забор жидкости, следят специальные датчики, которые контролируют уровень наполнения цистерны ассенизаторской машины и ограничивают в ней давление.

История создания ассенизаторской техники

Первые автомобили, предназначенные для уборки нечистот, вышли на улицы немецких городов во втором десятилетии прошлого века. Бочки были сравнительно небольшими. Монтировались они на шасси Mercedes, MAN и других популярных марок. Через некоторое время такую же спецтехнику стали выпускать в США.

По своей конструкции фекальные машины тех лет были двух типов: насосные и безнасосные. К первому виду относились модели с вакуумными насосами. С их помощью в цистернах создавалось разрежение, за счет чего нечистоты закачивались внутрь. В авто второго вида низкое давление в бочке создавалось двигателем шасси, через коллектор. С течением времени, инженеры пришли к выводу, что первый вариант лучше.

В середине 30-х гг. ассенизаторные машины появились в СССР. В 40-е годы уже было налажено их собственное производство. Выпускались модели АНИ, АНМ и АСМ. Начиная с 1968 года, для названия стали использовать аббревиатуру КО (коммунальное оборудование). Базовый индекс каждой модели включает три цифры, первая из которых обязательно пятерка. Например, КО-503. На сегодняшний день строгое требование по сертификации касается только типа шасси.

Послевоенный ассенизатор

Устройство и порядок работы

Спецтехника для уборки нечистот – это смонтированная на грузовом шасси ассенизаторная установка. Она может быть отечественной, на ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ либо импортной. Российская техника имеет меньшую стоимость, ее проще и дешевле ремонтировать. Зарубежная более надежная, функциональная, экономичная в эксплуатации, но стоит в полтора-два раза дороже, как сама машина, так и запчасти плюс услуги мастера по ремонту.

Такие машины применяются в тех местах, где существует необходимость откачать жидкость, в которой содержатся органические и неорганические примеси, например ил, песок, фекальные массы. В принципе можно догадаться, что работа ассенизаторских машин заключается в том, что они откачивают из системы канализации различные септики, а также занимаются очисткой ливневой канализации, осушением колодцев, водоемов, очисткой сливных ям на автомобильных мойках. Так как основной целью аренды ассенизационной машины является откачка жидкости, которая насыщена различными примесями, но консистенции суспензии, то цистерна бочка, установленная на шасси автомобиля ГАЗ, оснащается насосом, который создает в цистерне разряженный воздух, куда и поступает через гофрированную трубу-шланг на смесь, которую необходимо откачать. Насос приводят в движение с помощью двигателя автомобиля, где установлена цистерна. В бочке стоит датчик, который отключает двигатель, когда жидкость наполняет цистерну до определенного уровня. Далее привод насоса отключается, а машина следует на полигон, где утилизируется то, что находится в бочке.

Устройство

Ассенизационная установка состоит из следующих узлов и агрегатов:

  • Герметичная цистерна для накопления отходов.
  • Вакуумный насос с трансмиссионным приводом.
  • Гофрированный шланг для всасывания рабочей среды.
  • Трубопроводы.
  • Приемный люк.
  • Регулирующий кран.
  • Предохранительный датчик уровня.
  • Электрооборудование.

Согласно ПДД, на кабине установлен проблесковый маячок. Разные модели отличаются друг от друга объемом цистерны, набором дополнительного оборудования и характеристиками. Более подробно устройство и порядок работы можно рассмотреть на технике, которая монтируется на шасси ГАЗ.

Цистерна ассенизатора

Цистерна

Основой конструкции ассенизационной машины является цельнометаллическая бочка. Сверху у цистерны расположена горловина с герметично закрывающейся крышкой, куда подсоединяется вакуумный насос. Снизу у бочки расположен приемный патрубок и четырехходовый кран, имеющий широкую горловину. Бочка может выдержать большое давление, а внутреннюю её поверхность нанесено специальное химическое покрытие, которое предотвращает появление коррозии. Снаружи бочку покрывают несколькими слоями ярко-красной или оранжевой краски.

Вцелом модели ассенизационных машин не сильно отличаются друг от друга. На цистерне, установленной на ГАЗ 3307, есть автоматическое отключение двигателя при заполненной до определенного уровня бочке. На машине ГАЗ 3309 дополнительно устанавливается система звукового сигнала при заполнении цистерны, а также есть автоматический клапан, перекрывающий заборную магистраль. ГАЗ 53 несёт на себе самую большую по объему цистерну, а также имеет ёмкость для чистой воды.

Цистерна рассчитана на большое давление. Ее внутренняя поверхность имеет специальное покрытие, для защиты от химически агрессивных жидкостей и коррозии. Наружная окраска чаще оранжевая либо ярко-красная.

Объем: ГАЗ-53 – 5,0 куб. м., ГАЗ-3307 – 4,0 куб. м., ГАЗ-3309 – 3,75 куб. м. Вместимость моделей на других шасси – от 3 до 12 куб. м. (отечественные), до 16 куб. м. (импортные).

Вакуумный насос

В общем случае, насосы бывают:

  • Низковакуумные.
  • Высоковакуумные.
  • Бустерные – для создания вакуума средних значений; часто используются как вспомогательные, для увеличения скорости либо мощности работы основного механизма.
  • Форвакуумные – аппараты предварительного разрежения. Применяются в качестве первой ступени для высоковакуумных установок, с целью обеспечения подходящих условий работы и экономии энергии.

На ассенизаторских машинах, в основном, применяются аппараты первой категории.

Одна из наиболее популярных моделей вакуумных насосов – роторный КО-503, производства ОАО «Коммаш». Современный вариант отличается от ранних версий улучшенными показателями, а также тем, что общая система смазки заменена консистентным составом, которые подается из отдельного бака пресс-масленкой.

Рабочим органом является эксцентрично расположенный ротор с подвижными лопатками из текстолита, вставленными в пазы. Он помещен в чугунный корпус с ребрами охлаждения. При мощности 6 кВт и скорости вращения 1450 об/мин, насос обеспечивает давление на выходе 0,05 МПа и производительность 240 куб. м. / час. Вес – 85 кг, рабочая температура – 80 град С. КПД 80-90%. В процессе эксплуатации не допускается непрерывная работа в течение 1 часа и более. При выполнении ТО надо проверять состояние лопаток и менять износившиеся.

Для ассенизаторов, установленных на шасси ЗИЛ, Урал, МАЗ или КАМАЗ выпускаются более мощные насосы КО-505 и КО-510. Их характеристики следующие (значения для КО-505 и КО-510 даны через дробь):

Мощность, кВт: 9 / 9

Частота вращения, об/мин: 1150 / 1450

Производительность, куб. м. / час: 310 / 360

Температура окружающего воздуха, град С: от – 20 до + 40

Вес, кг: 110 / 125

КПД 505-й и 510-й моделей аналогичны 503-й. Все насосы предлагаются с правым и левым вращением ротора.

Вакуумный насос

Шланги

По материалу изготовления, шланги могут быть из ПВХ либо резиновые. Рукава первого типа легкие, прочные, устойчивые против УФ-лучей и химических соединений. Вторые делаются с армированием металлической спиралью и наружным текстильным покрытием.

Стандартная длина рукава на шасси ГАЗ находится в пределах от 6 до 15 м. Такая техника рассчитана на очистку септиков глубиной до 3 м (на данный параметр влияет, в основном, объем бочки). При необходимости, можно, для наращивания, использовать 5-метровые дополнительные шланги. Диаметр рукава – от 15 до 200 мм. Конкретное значение зависит от мощности насоса.

Есть и другие модели:

  • Российский LTR – универсальный морозостойкий.
  • Английский PREMflex MDSE – с широким диапазоном использования, в том числе, для жидкостей с абразивными частицами.
  • Итальянский ARIZONA SUPERLASTIC - с гибким армированием, устойчивый к нефтепродуктам.
  • Итальянский AMERICA FLEX – подходит для работы с агрессивными веществами.
  • Греческий KNIDOS – для химически активных жидкостей и прочие.

Принцип действия

  • Машина подъезжает как можно ближе к месту, из которого надо убрать нечистоты, после чего туда опускают шланг.
  • Чтобы создать в бочке пониженное давление, включают вакуумный насос. Приводом к нему служит двигатель автомобиля, с отбором мощности через распределитель, от КПП. Время заполнения цистерны зависит от ее объема и производительности помпы. Оно обычно составляет от 4 до 12 минут.
  • При загрузке резервуара до нормы, срабатывает предохранительная система. Для остановки всасывания предусмотрены разные варианты, в зависимости от модели: ГАЗ 53 (снят с производства, в продаже только авто с пробегом) – механическое отключение, ГАЗ 3307 – автоматическая остановка двигателя, ГАЗ 3309 – электромеханический поплавковый автоматический клапан на заборной магистрали и сигнально-предохранительное устройство.
  • Шланг вынимается из септика, машина переводится в транспортное положение. Нечистоты доставляются к месту утилизации, где цистерна опорожняется с помощью насоса либо самотеком.

Обзор моделей

Об ассенизаторских машинах КО-503 на шасси ГАЗ, а также КО-505 и КО-510 говорилось ранее. Кроме них, есть и другие модели. Ниже дается описание некоторых, самых популярных, производства «Коммаш», г. Арзамас.

работа ассенизаторной спецтехники принцип действия

КО-523Б (МАЗ-437041)

Дизельный двигатель мощностью 110 кВт создает внутри цистерны разрежение 0,08 МПа. Он перекачивает 310 куб. м. / час и заполняет 5-кубовую бочку за 5 минут. Может работать на большинстве септиков, так как глубина забора нечистот – до 4 метров.

Машина оборудована автоматической системой контроля заполнения бочки. Опорожнение цистерны – принудительное либо самотеком.

Важное достоинство для больших городов – компактность. А также значительная производительность насоса и малое время, необходимое для перевода техники из режима всасывания в транспортное положение. Комфортабельная кабина оборудована печкой и кондиционером.

Устройство ассенизаторской техники

КО-515А (КамАЗ-4308)

Силовой агрегат на дизельном топливе развивает мощность 134 кВт. Производительность составляет 240 куб. м. / час., уровень вакуума в бочке – 0,08 МПа. На шасси установлена емкость для нечистот вместимостью 5 куб. м., она заполняется в течение 6 – 7 минут. Наибольшая глубина отстойника – 4,5 м.

Это комфортабельная техника с хорошей проходимостью и насосом с глушителем. Применяется, как в больших городах, так и для обслуживания поселков на периферии. Часто используется для очищения не только городской канализации, но также туалетов в общественных местах. Монтаж КО-515А на шасси КамАЗ-4308-1016 повышает стандарт с Евро-2 до Евро-3.

 

Устройство ассенизаторской техники

КО-520Д (Зил-497442)

Мощность двигателя на ДТ – 96 кВт. Производительность насоса – 310 куб. м. / час. Объем цистерны – 5 куб. м. Время полной закачки – 5 мин. Разреженность – 0,08 МПа. Глубина очищаемого резервуара – до 4 м.

Машина более компактная, чем предыдущие модели. На нее поставлена относительно крупная бочка, которая быстро заполняется. Насос имеет глушитель, двигатель соответствует Евро-3. Все это крайне важно для мегаполисов. Кабина комфортабельная, с различными регулировками сиденья водителя. Эта техника применяется не только для забора отходов из выгребных ям, но также для выкачки жидкости при повреждениях водопроводов.

работа ассенизаторной спецтехники принцип действия

КО-520Д (Hyundai HD-170)

В г. Нижний Новгород КО-520Д устанавливают на южнокорейское шасси Hyundai. У дизельного двигателя мощностью 213 кВт производительность 310 куб. м. /час., в результате чего 8-кубовая бочка заполняется за 8 минут. Благодаря овальной форме, цистерна имеет пониженный центр тяжести, что положительно влияет на устойчивость авто. Разреженность – 0,08 МПа. Глубина септика – до 4,5 м.

Шасси Hyundai HD-170 характеризуется значительной грузоподъемностью, поэтому, при необходимости, на него можно ставить цистерны объемом до 8,5 куб. м. Кабина эргономичная, со спальным местом и хорошим обзором. Расход топлива небольшой.

Заключение

Важно

Фекальные автомобили относятся к тому виду оборудования, который не замечают, пока оно нормально функционирует. Но, если эта техника вдруг выходит из строя, начинается, без преувеличения, настоящая катастрофа.

Машины на шасси грузовых автомобилей работают в больших и малых городах, в деревнях и дачных поселках. Благодаря им жилые сектора, предприятия обслуживания населения и промышленные зоны освобождаются от скопления отходов человеческой деятельности. Территория становится чище, степень комфорта поддерживается на должном уровне. Исключается вероятность появления эпидемий.

Важность спецтехники данного типа трудно переоценить.

Рейтинг: 16
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 17866
Автор статьи: / Дата публикации: 24-05-2019 / Обновлено: 29-10-2023
Поиск запроса "ассенизаторская техника" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Максим Томск 18.07.2019

Слышал, что резиновые насосы на ассенизаторы часто выходят из строя? Поэтому пвх значительно лкчше. Да и вообще, спрос на ассенизаторы только летом!? Сезонный бизнес зимой же фекалии не выкачаешь.

0
0
Ответить
Александра Барнаул 26.09.2020

Действительно для нормальной жизни просто необходимы ассенизационные автомобили. Хотя живя в городе особенно не задумываешься об этом, вот в сельской местности где нет канализации с этим сталкиваются часто. Немцы молодцы, первые были на чьих улицах появились автомобили для уборки нечистот. Наверно более экономично использовать зарубежную технику, она будет дольше находиться в эксплуатации, но здесь уже всё зависит от возможностей.

0
0
Ответить
Гульшат Казань 14.11.2022

Переезжая в частный дом в посёлке даже не догадывалась, что так часто будем нуждаться в ассенизаторной машине. Как выяснилось, посёлок, в котором купили дом, ранее входил в состав другого района и не относился к городу-миллионнику, и много лет канализационные трубы не менялись и не обслуживались. Помимо чистки отходов, приходится вызывать ребят с ассенизаторной машиной, когда наш канализационный колодец начинает наполняться водой из-за прорывов труб. Очень востребованная техника для нас.

0
0
Ответить
Айдар 10.12.2024

Интересно было прочитать про историю и развитие ассенизаторских машин. Меня всегда удивляло, как такие специализированные технологии развиваются параллельно с общими транспортными средствами. Например, в статье упоминается, что первые такие машины были установлены на шасси Mercedes и MAN. Это напоминает, как в автомобильной промышленности часто используют универсальные платформы для разных моделей, чтобы сократить издержки и повысить эффективность. Также интересно, что в статье подчеркивается разница между фекальными машинами и илососами - это как сравнивать легковые автомобили и внедорожники, оба имеют колеса и двигатель, но предназначены для разных задач. Приятно видеть, что российские производители, такие как 'Коммаш', предлагают конкурентоспособные модели, которые успешно справляются с задачами наравне с зарубежными аналогами. Особенно впечатляет подход к автоматизации и снижению человеческого фактора в работе, например, через автоматические системы контроля и предохранительные датчики. Это как сравнивать старые кассетные магнитофоны и современные стриминговые сервисы – технологии идут вперед, и это не может не радовать. Надеюсь, что в будущем такие машины станут еще более экологичными и энергоэффективными, как это происходит с электромобилями в легковом сегменте.

0
0
Ответить
Маркел 11.12.2024

Интересно, что даже в столь специализированной технике, как ассенизаторские машины, есть разнообразие моделей и технологий. Это как в мире смартфонов: каждый выбирает по потребностям – от базовых моделей до флагманов. Здорово, что есть варианты как для городов, так и для деревень, учитывающие разные условия эксплуатации.

0
0
Ответить
Никита 12.12.2024

Статья напомнила мне, насколько важны такие незаметные герои, как ассенизаторские машины. Без них, как и без мусоровозов, города и поселки просто утонули бы в отходах. Особенно впечатляет, как продумана конструкция цистерны, чтобы противостоять агрессивным жидкостям и коррозии. Это как антикоррозийная защита на автомобилях, только в более экстремальных условиях.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: