Автобус ЛАЗ-697 Турист

ЛАЗ-697 «Турист» — советский автобус для междугороднего сообщения. Является разработкой Львовского автозавода. Выпускался в период с 1959 по 1985-й. Представляет собой модернизированную версию городского ЛАЗ-695 с адаптацией для дальних путешествий.

Автобус выделяется удлиненным кузовом и увеличенной вместительность пассажиров (до 33 мест). Оснащается бензиновым мотором ЗИЛ-375 мощностью 150 «лошадей» и надежной трансмиссией. Ниже попробуем подробно разобраться с особенностями этого вида транспорта, его модификациями и параметрами.

Автобус ЛАЗ-697 — назначение

Модель 697 «Турист» применялась в большей части для междугородных и туристических перевозок. При этом реальная сфера использования была шире:

  • Доставка пассажиров в другие города. Автобус обслуживал маршруты средней протяженности до 500–600 км между городами СССР. Он использовался в автопарках пассажирских предприятий, выполнял регулярные рейсы между населенными пунктами.
  • Туристические поездки и экскурсии. Техника применялась в турагентствах и на экскурсионных маршрутах по достопримечательностям СССР. Благодаря удобному салону, большим окнам и багажным отсекам, автобус был удобен для продолжительных поездок. Часто использовался для туристических туров на курорты в горные и природные зоны.
  • Обслуживание предприятий и ведомственных нужд. Автобус ЛАЗ-697 применялся в качестве служебного транспорта для доставки работников на предприятия, стройки, шахты, вахтовые поселки. Он активно применялся крупными заводами и НИИ для перевозки персонала.
  • Спортивные и культурные мероприятия. Туристическую модель часто выделяли спортивным командам для передвижения к местам проведения соревнований. Машина использовалась в учреждениях культуры для организации гастролей артистов, перевозки ансамблей и театральных коллективов.
  • Военные и специальные задачи. В армии автобус использовался для доставки личного состава, к примеру, курсантов военных училищ. Иногда транспорт переоборудовался в мобильные штабы, перевозил командный состав и обеспечивал выезды на полигоны.

Получается, что ЛАЗ-697 «Турист» был реально универсальным транспортом. Он востребован для пассажирских, корпоративных, спортивных и даже военных перевозок.

Особенности конструкции, модификации

Рассматриваемая модель имеет длину 9.19 м, ширину 2.5 м и высоту 3.12 м. Это обеспечивает просторный салон и удобное размещение пассажиров. База колес составляет 4.19 м, а клиренс — 320 мм. Это позволяет уверенно передвигаться по дорогам разного качества. Передний и задний свесы 2.13 м и 2.87 м влияли на маневренность. При этом автобус имел достаточно скромный радиус поворота — 9,6 м.

Салон рассчитан на 33 пассажирских места. Ширина прохода между рядами — 45 см. Единственная входная дверь имеет ширину 84 см. Этого достаточно для посадки и высадки пассажиров. В более поздних модификациях появилась вторая дверь в задней части. Впоследствии от нее отказались, чтобы не снижать вместимость.

На автобусе устанавливался карбюраторный V-образный мотор на 8 цилиндров. Тип — ЗИЛ-508.10 с рабочим объемом 6,0 л Его мощность составляет 150 «лошадей», а мощностьдостигает 402 Н*м. Степень сжатия сравнительно низкая (7,1), что позволяет работать на бензине с низким октановым числом, характерном для того времени.

Автобус ЛАЗ-697 Турист

В паре с мотором функционирует 5-ступенчатая«механика» ЗИЛ-158В. Такая трансмиссия обеспечивает уверенную динамику разгона. При этом предельная скорость составляла 75 км/ч. Этого было достаточно для междугородных маршрутов. Средний расход горючего на скорости 60 км/ч достигает 35 л на 100 км.

Колея передних колес составляет 2.116 м, а задних — 1.85 м. Такая компоновка обеспечивает устойчивость на дороге, а особенно при движении по трассе. Подвеска выполнена на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами. Это смягчает удары от неровностей дорожного покрытия.

Рулевое управление дополняется ГУР (в более поздних модификациях). Благодаря продуманной конструкции, шасси автобус обладает плавным ходом и устойчивостью на высокой скорости.

Важно

С момента появления ЛАЗ-697 неоднократно модернизировался. В нем постепенно улучшались параметры, дизайн и комфорт. Каждое новое поколение модели отражало тенденции развития направления в СССР.

Первым значительным обновлением был автобус 697Е. Главным новшеством стало появление мотора ЗиЛ-130 на 150 «лошадок», что позволило увеличить скорость на 7 км/ч. Модель выпускалась параллельно с базовой версией. При этом поставки новых ДВС ограничены. Внешне автобусы были практически идентичны, но с 1964-го начались заметные изменения. Колесные арки приобрели круглую форму. С кузова были убранымолдинги, что сделало дизайн более лаконичным.

В начале 1970-х пришла новая модификация — 697М. Автобус получил переработанный кузов, унифицированный с городской моделью 695М. Увеличены боковые окна, убрано остекление на скатах крыши. При этом воздухозаборник-трубу поменяли надефлекторы по бокам

Среди технических новшеств добавился ГУР и задний мост венгерского производства (Rába). Первая модель представлена 1969-м в Москве. Она имела нестандартное оформление передней части. Серийное производство длилось до 1975-го.

Автобус ЛАЗ-697 Турист

В этом году появилась версия 697Н. Внешне он напоминала напоминать другие современные модели завода: 695Н и 699Н. В первых версиях кузов сохранял элементы предшественника, но серийная версия получила обновленный экстерьер. Производство в классическом варианте продолжалось недолго — менее трех лет.

В 1978-м появилась переходная версия 697Н, в которой были учтены будущие изменения для модели 697Р. При этом разработчики удалилифорточки в окнах по бокам. Подача воздушного потока осуществлялась через единственный воздухозаборник на крыше. Сзади была добавлена дополнительная входная дверь от 699Н.

Заключительным этапом эволюции стала версия 697Р. Она выпускалась с1978 по 1985-й. Из особенностей — квадратные фары и отказ от задней двери. При этом данная модель стала последним представителем серии и выпускаласьдо 1985-го.

Технические характеристики

При рассмотрении особенностей автобуса дальнего следования ЛАЗ-697 стоит выделить его базовые особенности:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 9.19х2.5х3.12
Свес спереди / сзади, м 2.13 / 2.87
Клиренс, см 32
Радиус разворота, м 9,6
Полный вес, т 10,23
Число мест 33
Мощность мотора, л. с. 150
Расход горючего, л / 100 км 35
Скорость, км/ч 75

Комфорт в салоне ЛАЗ-697

Планировка интерьера обеспечивает достаточное пространство для каждого. Ширина прохода между рядами равна 45 см, что гарантирует относительно свободное перемещения. Кресла имеют мягкую обивку и оборудованы откидными спинками, что значительно повышает комфорт.

Подлокотники обеспечивают дополнительную поддержку рук. Их конструкция позволяла складываться для облегчения посадки и высадки. Материалы обивки отличались прочностью, устойчивостью к истиранию и выполнены из кожзаменителя.

Посадочные места сделаны в виде комфортабельных кресел с мягкой обивкой. При ширине прохода 45 см пассажирам достаточно места для передвижения. Входная дверь шириной 84 см обеспечивает удобную посадку и высадку. В некоторых модификациях сзади появляется вторая дверь.

Автобус ЛАЗ-697 Турист

Одна из ключевых особенностей — большие панорамные окна. В ранних моделях часть боковых окон имела форточки для естественной вентиляции. В более поздних версиях такие элементы интерьера пришлось убрать. Вентиляция переработана, поэтому воздух поступает через специальный воздухозаборник.

Внутреннее освещение обеспечивается плафонами, равномерно распределенными по потолку. В ночное время это дает мягкий рассеянный свет, не раздражающий глаза пассажиров.

Входная зона оборудована поручнями, облегчающими посадку и высадку. Вдоль прохода установлены дополнительные поручни, особенно полезные для стоящих пассажиров. Аварийные выходы предусмотрены через боковые окна с откидным механизмом.

Штатные печки гарантируют обогрев салона в холодное время года. При этом эффективность отопления оставляет желать лучшего. Пассажиры, сидевшие ближе к передней части, чувствовали тепло лучше, чем те, кто находился сзади.

Пассажировместимость и багажное отделение

Устройство и конструкция автобуса ЛАЗ-697 спроектировано для обеспечения перевозки 33 пассажиров. В конструкции уделяляется внимание удобству и организации пространства. Для перевозки личных вещей предусматривались специальные багажные отсеки под полом.

Их общий объем 3.5 куб. метра, что позволяет разместить немалое количество чемоданов и дорожных сумок. Доступ к багажным отсекам осуществлялся через внешние люки, расположенные по бокам.

Дополнительно над пассажирскими креслами предусматривались небольшие багажные полки. Они ориентированы на размещение ручной клади. При этом конструкция отличалась от современных аналогов. В них отсутствовали закрытые секции, а вещи размещались в открытом виде.

Рабочее место водителя

В отличие от городских автобусов в ЛАЗ-697 отсутствовала перегородка между водительской зоной и пассажирским салоном. При этом посадка весьма удобна, благодаря высокому положению кресла. Центральная панель и органы управления находятся в пределах досягаемости. Это позволяет легко контролировать базовые параметры автобуса.

Кресло водителя одноместное с мягкой обивкой и регулируемой спинкой. Оно устанавливается на амортизирующую подвеску, что снижает вибрации. Приборная панель имеет классическую компоновку с аналоговыми приборами. В нее входит спидометр, тахометр, указатели уровня топлива и т. д.

Автобус ЛАЗ-697 Турист

Руль достаточно крупный по диаметру и требует значительных усилий при управлении. Начиная с 697М, появился гидроусилитель. Он существенно упростил работу водителя. Рычаг переключения КПП находится справа от водителя на удлиненной кулисе.

Обзорность обеспечивается большими ветровыми стеклами с хорошей панорамой. Стойки кузова в некоторых случаях ограничивают обзор. Боковые зеркала заднего вида установлены по обе стороны автобуса, но их размеры и конструкция не всегда дают полный обзор слепых зон.

Для обогрева используется отдельный отопитель, работающий от системы охлаждения ДВС. Вентиляция осуществляется через форточку в боковом стекле двери, а в более поздних моделях — через воздухозаборник на крыше.

Заключение

ЛАЗ-697 «Турист» стал одним из знаковых междугородных автобусов. Он имеет просторный салон с удобными креслами, улучшенную плавность хода и багажные отсеки. Внедрение мощного ДВС и ГУР улучшило характеристики.

Обновленный дизайн придал автобусу современный облик. В целом, модель сыграла важную роль в развитии междугородных перевозок СССР. Она стала надежным помощником в путешествиях по стране.

Рейтинг: 1
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 38
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 09-03-2025 / Обновлено: 10-03-2025
Поиск запроса "автобус лаз-697 турист" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: