Бензонасос, для чего он нужен
Бензонасос—механическое или электрическое устройство, создающее условия для подачи горючего от бака к двигателю автомобиля, находящихся в разных концах автомобиля.
Оглавление
Узла может не быть на старых машинах, где топливо подается к двигателю под действием гравитационных сил. Ниже рассмотрим, что это за устройство, какие функции оно выполняет, где находится, и каких видов бывает. Поговорим об основных неисправностях и сроке службы.
Назначение и принцип работы бензонасоса
Топливный насос представляет собой часть системы автомобиля, обеспечивающей транзит бензина из места его хранения к устройству формирования рабочей смеси: карбюратору или форсункам. Необходимость установки узла обусловлена удалением бака с бензином от двигателя и недостатка естественного давления.
ВажноЗапуск современных устройств происходит с помощью электромотора. При включении зажигания напряжение подается на бортовой компьютер. Последний дает сигнал на запуск топливного насоса. Электрический двигатель крутится и за короткое время создает необходимое давление.
После включения устройство ожидает запуска двигателя. Если этого не происходит, процесс подачи горючего останавливается. Работу топливного насоса хорошо слышно в первые секунды после включения зажигания. После запуска и создания давления топливо идет через трубку к бензонасосу, а дальше через фильтр к мотору.
Типы бензонасосов
По конструкции топливные насосы бывают механическими и электрическими. Первые предусматриваются на машинах с карбюраторами, а вторые — с инжектором.
Механический тип
В автомобилях старого образца, к примеру, ВАЗ-2101-2107, устанавливался механический бензонасос. Конструктивно он состоит из корпуса, на котором установлена ручка подкачки. Внутри предусмотрена пружина, в которую входит шток с диафрагмой на поверхности. Вверху насоса имеются клапаны впуска и выпуска, а также пара штуцеров. Первый используется для подачи горючего к узлу, а второй играет роль проводника для подачи к карбюратору.
Топливный насос механического типа работает следующим образом:
- Кулачок-эксцентрик на распредвалу запускает насос.
- При работе мотора вал крутится и верхней частью кулачка действует на толкатель.
- Происходит нажатие на рычаг и перемещение штока с мембраной.
- Появившееся разрежение способствует открытию клапана впуска и подачи горючего в полость.
- Вал прокручивается, толкающий механизм и рычаг с мембраной становятся на прежнюю позицию.
- В пространстве сверху конструкции растет давление, что приводит к закрытию клапана впуска и открытию выпуска.
- Горючее подается к карбюратору, а далее — к двигателю.
Работа механического насоса построена на создании разницы давления. После отключения мотора насос выключается. Обязательным условием для корректной работы является наличие небольшого количества топлива в камерах. При его отсутствии может потребоваться ручное накачивание с помощью специальной рукояти.
Электрический топливный насос, виды
В машинах с инжектором произошла замена топливного насоса с механического на электрический. Это обусловлено тем, что горючее подается через форсунки и должно поступать под давлением.
Для обеспечения оптимальной рабочей среды в современных системах предусмотрены следующие устройства:
- Электрический бензонасос, обеспечивающий подачу горючей смеси по направлению к двигателю.
- ТНВД с механическим приводом, создающий давление перед подачей к форсункам.
Электрические бензонасосы делятся на несколько видов:
- роторно-роликовые — состоят из электрического двигателя с ротором и установленными на нем роликами;
- шестеренчатые — отличаются наличием пары шестеренчатых элементов, предусмотренных изнутри и снаружи;
- центробежные — имеют крыльчатку с множеством лопастей и расположенной внутри камерой.
Во всех случаях происходит создание давления для подачи горючего, а отличается лишь конструктивное исполнение.
Из чего состоит электробензонасос
По конструкции электрический бензонасос во многом напоминает механический, но с определенными особенностями. Внутри находится сердечник, втягивающийся в клапан до момента разрыва контактной группы и снятия питания.
Конструктивные элементы узла:
- клапаны впуска и выпуска;
- сердечник;
- диафрагма;
- клапан электромагнитного типа;
- пружина;
- контактная группа.
При изучении конструкции в целом, выделятся два главных элемента: электрический моторчик и гидравлический нагнетатель. Узлы находятся в одном корпусе и объединены между собой. В состав гидронагнетателя входит специальный клапан, защищающий механизм от слива топлива из бака. Кроме того, он сохраняет давление при отключении питания.
Гидравлический нагнетатель бывает двух видов:
- Центробежный. Конструктивно имеет вид крыльчатки с множеством лопастей, обеспечивающих создание давления.
- Объемный. Может работать на базе шестеренок или роликов.
Как работает электробензонасос
Принцип действия электрического топливного насоса можно объяснить следующим образом:
- Включение зажигания.
- Получение бензонасосом питания и запуск.
- Повышение давление внутри и в топливной системе.
- Ожидание водителем две-три секунды и пуск двигателя.
- Подача запроса со стороны ЭБУ.
- Отключение бензонасоса при отсутствии подтверждения пуска двигателя.
Рассматриваемый узел создает давление на уровне 0,3-0,4 МПа, а в автомобилях с прямым впрыском — до 0,7 МПа.
Создание давления топливным насосом обеспечивает диафрагма. За счет ее перемещения вверх и вниз формируется разрежение, обеспечивающее открытие клапана впуска. Далее топливо идет через фильтр и попадает в емкость над диафрагмой, при поднятии которой горючее продавливается дальше по системе.
Где находится бензонасос
Чтобы разобраться, где находится бензонасос, нужно учитывать его вид, марку / модель транспортного средства. К примеру, механические устройства находятся в подкапотном пространстве возле двигателя.
Электрические модели, как правило, установлены в верхней части бака с топливом. Для их обслуживания может требуется демонтаж заднего дивана. В некоторых случаях устройство монтируется внутри топливопровода.
Основные неисправности
В механическом насосе поломки, как правило, связаны с выработкой штока, износом прокладки, нарушением целостности мембраны или повреждением клапана. При невозможности ремонта требуется купить топливный насос и установить его на место неисправного узла.
В случае с электрическими системами вариантов неисправностей больше из-за сложности механизма. Рассмотрим поломки подробно:
- Низкое напряжение. Причиной того, что не качает бензонасос, может быть отсутствие или низкий потенциал на контактах устройства. Для проверки нужно найти устройство и проверить напряжение на контактах. Если оно в районе 12-12.5 В, значит, напряжения достаточно. Если ниже, насос может не запуститься.
- Перегорание вставки плавкой. Распространенная причина неисправности — перегоревший предохранитель бензонасоса. Для проверки версии требуется найти схему и отыскать номер вставки плавкой, отвечающей за питание устройства. Снимите предохранитель и попробуйте его заменить с учетом номинального тока.
- Повреждение моторчика. Если узел не запускается при подаче зажигания, стоит проверить обмотки статора с помощью омметра. Сначала контролируется сама обмотка, а потом ее сопротивление на корпус.
- Неисправность реле бензонасоса. Узел монтируется возле предохранительного блока, узла управления или в ином месте. Для контроля необходимо проверить сопротивление обмотки.
- Поломка обратного клапана. Устройство может не возвращаться на место, из-за чего блокируется доступ горючего к двигателю. Для проверки используется манометр, который должен показать 0,3 МПа. Как вариант, можно почистить клапан и попробовать снова завести двигатель.
- Загрязнение устройства. Распространенная неисправность — загрязнение сетки бензонасоса из-за некачественного бензина. Если фильтр забит, требуется очистка или замена.
- Повреждение проводки. Требует комплексного подхода для проверки питания и поиска обрыва или нарушения изоляции.
К механическим повреждениям стоит отнести износ шестерней, роликов или пластмассовой муфты, повреждение крыльчатки, подгорание ламелей коллектора. Во всех случаях может потребоваться демонтаж узла для замены неисправных элементов или установки новой детали.
В большинстве случаев бензонасосы страдают от чрезмерного нагрева, попадания воды и грязи, наличия механических примесей или проблем с проводкой. Распознать поломку можно по полному отказу или неравномерной подаче топлива. В последнем случает возможны рывки, снижение мощности, трудности с пуском и иные проблемы.
Как правило, при поломке бензонасоса требуется его замена. По возможности лучше брать оригинальные детали, но из-за высокой цены можно обратить внимание на аналоги. Минус последнего варианта в худшем качестве материалов и, соответственно, меньшем ресурсе.
Срок службы бензонасоса
Продолжительность «жизни» топливного насоса зависит от многих факторов: качества топлива, условий эксплуатации и своевременности технического обслуживания. Минимальный ресурс составляет 100 000 км, но на практике узел служит до 200 000 км и более.
При появлении любых признаков неисправности поломку нужно диагностировать и устранить.
Заключение
Бензонасос — ключевой элемент топливной системы, обеспечивающий подачу горючего к двигателю.
Любая неисправность, связанная с устройством или подачей к нему питания, может привести к сложностям пуска или невозможности завести двигатель. Во избежание проблем важно контролировать состояние узла и своевременно устранять поломки.
- Для постоянной работы нужен 20т, тент, бок, рейсы г. Пушкино (МО) - МСК, МО
- Нужен ли бустер для детей выше 150см?
- Нужен совет от знающих людей
- Нужен надёжный диспетчер для спецтехники
- Брат хочет возить пассажиров, с чего начать?
- Бензонасос, для чего он нужен
Бензонасос в современных машинах сложное электрическое устройство, буквально неделю назад меняла его на своей машине, так что статья познавательная особенно для тех кто не сталкивался с этой проблемой.
Бензонасос является ключевым элементом топливной системы, обеспечивающий бесперебойную подачу горючего к двигателю. Любая его неисправность, связанная с устройством или подачей к нему питания, может привести к сложностям пуска или невозможности завести двигатель. Чтобы это избежать, важно контролировать состояние узла и своевременно устранять поломки.
То, что бензонасосы могут быть электрическими или механическими, в зависимости от типа автомобиля и его конструкции, это я знаю, еще со времен учебы в колледже. А вот про основные неисправности я уже если честно и подзабыл, не знал, что их бывает так много.