Бензонасос, для чего он нужен

Бензонасос—механическое или электрическое устройство, создающее условия для подачи горючего от бака к двигателю автомобиля, находящихся в разных концах автомобиля.

Узла может не быть на старых машинах, где топливо подается к двигателю под действием гравитационных сил. Ниже рассмотрим, что это за устройство, какие функции оно выполняет, где находится, и каких видов бывает. Поговорим об основных неисправностях и сроке службы.

Назначение и принцип работы бензонасоса

Топливный насос представляет собой часть системы автомобиля, обеспечивающей транзит бензина из места его хранения к устройству формирования рабочей смеси: карбюратору или форсункам. Необходимость установки узла обусловлена удалением бака с бензином от двигателя и недостатка естественного давления.

Бензонасос

Важно

Запуск современных устройств происходит с помощью электромотора. При включении зажигания напряжение подается на бортовой компьютер. Последний дает сигнал на запуск топливного насоса. Электрический двигатель крутится и за короткое время создает необходимое давление.

После включения устройство ожидает запуска двигателя. Если этого не происходит, процесс подачи горючего останавливается. Работу топливного насоса хорошо слышно в первые секунды после включения зажигания. После запуска и создания давления топливо идет через трубку к бензонасосу, а дальше через фильтр к мотору.

Типы бензонасосов

По конструкции топливные насосы бывают механическими и электрическими. Первые предусматриваются на машинах с карбюраторами, а вторые — с инжектором. 

Механический тип

Бензонасос

В автомобилях старого образца, к примеру, ВАЗ-2101-2107, устанавливался механический бензонасос. Конструктивно он состоит из корпуса, на котором установлена ручка подкачки. Внутри предусмотрена пружина, в которую входит шток с диафрагмой на поверхности. Вверху насоса имеются клапаны впуска и выпуска, а также пара штуцеров. Первый используется для подачи горючего к узлу, а второй играет роль проводника для подачи к карбюратору.

Топливный насос механического типа работает следующим образом:

  • Кулачок-эксцентрик на распредвалу запускает насос.
  • При работе мотора вал крутится и верхней частью кулачка действует на толкатель.
  • Происходит нажатие на рычаг и перемещение штока с мембраной.
  • Появившееся разрежение способствует открытию клапана впуска и подачи горючего в полость.
  • Вал прокручивается, толкающий механизм и рычаг с мембраной становятся на прежнюю позицию.
  • В пространстве сверху конструкции растет давление, что приводит к закрытию клапана впуска и открытию выпуска.
  • Горючее подается к карбюратору, а далее — к двигателю.

Работа механического насоса построена на создании разницы давления. После отключения мотора насос выключается. Обязательным условием для корректной работы является наличие небольшого количества топлива в камерах. При его отсутствии может потребоваться ручное накачивание с помощью специальной рукояти.

Электрический топливный насос, виды

Бензонасос

В машинах с инжектором произошла замена топливного насоса с механического на электрический. Это обусловлено тем, что горючее подается через форсунки и должно поступать под давлением. 
Для обеспечения оптимальной рабочей среды в современных системах предусмотрены следующие устройства:

  1. Электрический бензонасос, обеспечивающий подачу горючей смеси по направлению к двигателю.
  2. ТНВД с механическим приводом, создающий давление перед подачей к форсункам.

Электрические бензонасосы делятся на несколько видов:

  1. роторно-роликовые — состоят из электрического двигателя с ротором и установленными на нем роликами;
  2. шестеренчатые — отличаются наличием пары шестеренчатых элементов, предусмотренных изнутри и снаружи;
  3. центробежные — имеют крыльчатку с множеством лопастей и расположенной внутри камерой.

Во всех случаях происходит создание давления для подачи горючего, а отличается лишь конструктивное исполнение.

Из чего состоит электробензонасос

бензонасос

По конструкции электрический бензонасос во многом напоминает механический, но с определенными особенностями. Внутри находится сердечник, втягивающийся в клапан до момента разрыва контактной группы и снятия питания.
Конструктивные элементы узла:

  • клапаны впуска и выпуска;
  • сердечник;
  • диафрагма;
  • клапан электромагнитного типа;
  • пружина;
  • контактная группа.

При изучении конструкции в целом, выделятся два главных элемента: электрический моторчик и гидравлический нагнетатель. Узлы находятся в одном корпусе и объединены между собой. В состав гидронагнетателя входит специальный клапан, защищающий механизм от слива топлива из бака. Кроме того, он сохраняет давление при отключении питания.

Гидравлический нагнетатель бывает двух видов:

  1. Центробежный. Конструктивно имеет вид крыльчатки с множеством лопастей, обеспечивающих создание давления.
  2. Объемный. Может работать на базе шестеренок или роликов. 

Как работает электробензонасос

Как работает электробензонасос

Принцип действия электрического топливного насоса можно объяснить следующим образом:

  • Включение зажигания. 
  • Получение бензонасосом питания и запуск.
  • Повышение давление внутри и в топливной системе.
  • Ожидание водителем две-три секунды и пуск двигателя.
  • Подача запроса со стороны ЭБУ.
  • Отключение бензонасоса при отсутствии подтверждения пуска двигателя.

Рассматриваемый узел создает давление на уровне 0,3-0,4 МПа, а в автомобилях с прямым впрыском — до 0,7 МПа.

Создание давления топливным насосом обеспечивает диафрагма. За счет ее перемещения вверх и вниз формируется разрежение, обеспечивающее открытие клапана впуска. Далее топливо идет через фильтр и попадает в емкость над диафрагмой, при поднятии которой горючее продавливается дальше по системе.

Где находится бензонасос

Чтобы разобраться, где находится бензонасос, нужно учитывать его вид, марку / модель транспортного средства. К примеру, механические устройства находятся в подкапотном пространстве возле двигателя. 

Электрические модели, как правило, установлены в верхней части бака с топливом. Для их обслуживания может требуется демонтаж заднего дивана. В некоторых случаях устройство монтируется внутри топливопровода.

Основные неисправности

В механическом насосе поломки, как правило, связаны с выработкой штока, износом прокладки, нарушением целостности мембраны или повреждением клапана. При невозможности ремонта требуется купить топливный насос и установить его на место неисправного узла.

Основные неисправности

В случае с электрическими системами вариантов неисправностей больше из-за сложности механизма. Рассмотрим поломки подробно:

  • Низкое напряжение. Причиной того, что не качает бензонасос, может быть отсутствие или низкий потенциал на контактах устройства. Для проверки нужно найти устройство и проверить напряжение на контактах. Если оно в районе 12-12.5 В, значит, напряжения достаточно. Если ниже, насос может не запуститься.
  • Перегорание вставки плавкой. Распространенная причина неисправности — перегоревший предохранитель бензонасоса. Для проверки версии требуется найти схему и отыскать номер вставки плавкой, отвечающей за питание устройства. Снимите предохранитель и попробуйте его заменить с учетом номинального тока. 
  • Повреждение моторчика. Если узел не запускается при подаче зажигания, стоит проверить обмотки статора с помощью омметра. Сначала контролируется сама обмотка, а потом ее сопротивление на корпус. 
  • Неисправность реле бензонасоса. Узел монтируется возле предохранительного блока, узла управления или в ином месте. Для контроля необходимо проверить сопротивление обмотки.
  • Поломка обратного клапана. Устройство может не возвращаться на место, из-за чего блокируется доступ горючего к двигателю. Для проверки используется манометр, который должен показать 0,3 МПа. Как вариант, можно почистить клапан и попробовать снова завести двигатель.
  • Загрязнение устройства. Распространенная неисправность — загрязнение сетки бензонасоса из-за некачественного бензина. Если фильтр забит, требуется очистка или замена.
  • Повреждение проводки. Требует комплексного подхода для проверки питания и поиска обрыва или нарушения изоляции.

К механическим повреждениям стоит отнести износ шестерней, роликов или пластмассовой муфты, повреждение крыльчатки, подгорание ламелей коллектора. Во всех случаях может потребоваться демонтаж узла для замены неисправных элементов или установки новой детали.

Бензонасос

В большинстве случаев бензонасосы страдают от чрезмерного нагрева, попадания воды и грязи, наличия механических примесей или проблем с проводкой. Распознать поломку можно по полному отказу или неравномерной подаче топлива. В последнем случает возможны рывки, снижение мощности, трудности с пуском и иные проблемы.

Как правило, при поломке бензонасоса требуется его замена. По возможности лучше брать оригинальные детали, но из-за высокой цены можно обратить внимание на аналоги. Минус последнего варианта в худшем качестве материалов и, соответственно, меньшем ресурсе.

Срок службы бензонасоса

Продолжительность «жизни» топливного насоса зависит от многих факторов: качества топлива, условий эксплуатации и своевременности технического обслуживания. Минимальный ресурс составляет 100 000 км, но на практике узел служит до 200 000 км и более.

При появлении любых признаков неисправности поломку нужно диагностировать и устранить.

Заключение

Бензонасос — ключевой элемент топливной системы, обеспечивающий подачу горючего к двигателю.

Любая неисправность, связанная с устройством или подачей к нему питания, может привести к сложностям пуска или невозможности завести двигатель. Во избежание проблем важно контролировать состояние узла и своевременно устранять поломки.

Рейтинг: 6
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 2099
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 19-06-2022 / Обновлено: 19-06-2022
Поиск запроса "бензонасос, для чего он нужен" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Юля Калуга 14.07.2022

Бензонасос в современных машинах сложное электрическое устройство, буквально неделю назад меняла его на своей машине, так что статья познавательная особенно для тех кто не сталкивался с этой проблемой.

2
3
Ответить
Андрей Красноярск 08.09.2022

Бензонасос является ключевым элементом топливной системы, обеспечивающий бесперебойную подачу горючего к двигателю. Любая его неисправность, связанная с устройством или подачей к нему питания, может привести к сложностям пуска или невозможности завести двигатель. Чтобы это избежать, важно контролировать состояние узла и своевременно устранять поломки.

0
2
Ответить
Олег Ставрополь 18.09.2023

То, что бензонасосы могут быть электрическими или механическими, в зависимости от типа автомобиля и его конструкции, это я знаю, еще со времен учебы в колледже. А вот про основные неисправности я уже если честно и подзабыл, не знал, что их бывает так много. 

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: