Битурбо и твинтурбо, в чем разница

Твинтурбо и битурбо — системы, ориентированные на применение двух турбин для повышения мощности, устранения эффекта турбоямы и решения вопроса с конструктивными особенностями двигателя.

Ниже рассмотрим, для чего инженеры применяют такое решение, в чем особенности систем, и как они работают. Разберемся со схемами последовательного, параллельного и 2-ступенчатого турбированного наддува.

Для чего нужны две турбины в двигателе

Битурбо и твинтурбо, в чем разница

Главный элемент турбированного наддува — компрессор, который сжимает воздух и направляет его к цилиндрам силового агрегата. Внешне он похож на вентилятор с крыльчаткой, которая вращается и втягивает поток. Вращение обеспечивается через ремни двигателя или от энергии выхлопных газов.

С раскручиванием крыльчатки начинает вращаться компрессор, обеспечивающий подачу воздушного потока в камеру сгорания и, соответственно, увеличение мощности.

Важно

Классическая турбина имеет недостатки, которые заставили инженеров искать альтернативный вариант.

Две турбины решают следующие проблемы:

  • Конструктивны особенности. Один компрессор легко становится на рядном 4-х или 6-ти цилиндровом двигателе. В случае с V-образным силовым агрегатом приходится на каждую сторону ставить свою турбину.
  • Устранение турбоямы. Главная проблема классическогоturbo — провал при нажатии на педаль газа. Это связано с тем, что отработавшему потоку нужно пройти через крыльчатку и раскрутить ее. На это уходит около 2-3 секунд. При необходимости резкого набора скорости такая проблема актуальна. Установка двух устройств решает проблему.
  • Повышение мощности. Две турбины работают в паре, что увеличивает производительность. На некоторых спорткарах предусматривается квадротурбо, когда количество компрессоров увеличивается до четырех.

В зависимости от типа двигателя и технологии производители применяют разные виды turbo—bi или twin. Они похожи по конструкции, но имеют ряд характерных отличий. На них подробно остановимся ниже.

Разница между битурбо и твинтурбо

Biturbo—система турбированного наддува, предусматривающая последовательное подключение турбин. Одна из них имеет меньшие, а вторая — большие габариты. Первая быстро набирает обороты, но из-за быстрой раскрутки мотора не справляется с созданием требуемого давления. Для таких случаев предусмотрена турбина большего размера.

Битурбо и твинтурбо, в чем разница

Система имеет сложную конструкцию и устанавливается на дорогих автомобилях. Она предусмотрена для моторов V6, где с каждой из сторон установлен свой компрессор, но впуск один. Второй вариант — установка на рядном двигателе с распределением по цилиндрам: по два на каждую турбину. К примеру, Субару В4 также установлено два турбированных компрессора разных размеров, которые подключены последовательно.

Twinturbo— альтернативная система, ориентированная на улучшение динамики и повышение мощности. Как и в моторах битурбо, здесь применяется две турбины, но с одинаковым размером. Такая конструкция позволяет свести к минимуму турбояму. Конструкция твинтурбо может использоваться на V-образных или рядных моторах. Принципы подключения меняются в зависимости от типа системы и конструкции.

Системы twinturbo предусматриваются на многих автомобилях. Примеру — Митсубиси 3000 VR4. Здесь установлен мотор V6, а каждая из турбин работает на три цилиндра. В машинах Тойота Супра также предусмотрена твинтурбо, работающая в определенной последовательности. 

С учетом сказанного выделим главные отличия biturbo от twinturbo.

Критерий Битурбо  Твинтурбо
Размеры турбин Разные Одинаковые
Цена Выше  Ниже
Решение турбо-ямы Да Нет
Плавность динамики пуска двигателя Нет Да

Параллельный битурбо

Битурбо и твинтурбо, в чем разница

Особенность подключения — разделение отработавших газов между двумя компрессорами с последующей подачей в общей коллектор впуска и распределением по камерам сгорания. Схема популярна в моторах V-образного типа, где каждая турбина крепится на индивидуальном коллекторе выпуска.

Эффективность параллельного подключения обусловлена повышением мощности, уменьшением проблемы турбоямы и эффективной работе на всех оборотах силового агрегата. Сфера применения такого битурбо — дизель. На бензиновых моторах схема почти не используется из-за сложности реализации.

Последовательный битурбо

Особенность системы в последовательном подключении и работе двух турбин: меньшего и большего размера. Первая быстро набирает обороты и гарантирует отличную тягу в начале движения. Вторая принимает на себя максимальную нагрузку и передает больший воздушный поток.

Применение последовательного битурбо устраняет проблему с турбоямой и обеспечивает равномерную динамику. Машина движется без рывков, что повышает комфорт движения и делает двигатель более приемистым. Но большая динамика может быть опасной в условиях города, где при резком нажатии газа можно врезаться во впереди идущий автомобиль.

Последовательный битурбо предусматриваются на бензиновых двигателях и дизелях. В первом случае имеется риск детонации из-за резкого роста оборотов и повышение температуры выхлопа. На дизельном моторе такие трудности не возникают из-за большей степени сжатия. По этой причине система более проста и надежна.

Двухступенчатый турбонаддув

В состав системы входит два турбированных компрессора с индивидуальными габаритами. Они монтируются последовательно на коллекторе впуска и выпуска. Для обеспечения работы системы применяется регулировка выходящего и нагнетаемого потока с помощью клапана. Рассмотрим алгоритм функционирования:

  • При небольших оборотах выход закрыт, и газы идут через компрессор небольшого размера, а после этого поступают в более крупный. Из-за минимального давления турбина большего размера практически не крутится.В момент впуска на двигателе турбо клапан закрыт, поэтому поток идет через большую, а потом — малую турбину.
  • С повышением оборотов компрессоры начинают работать одновременно, происходит постепенное открытие клапана. Часть сгоревших газов направляется в крупную турбину, которая развивает скорость. При впуске турбина большего размера сдавливает воздух под небольшим давлением. По этой причине поток идет в малый компрессор, обеспечивающий сдавливание до нужного параметра. Перепускной клапан находится в закрытой позиции и открывается при достижении максимальной мощности. 
  • При наибольшей нагрузке клапан ОГ открывается. Газы идут через крупный компрессор и увеличивают частоту ее вращения. Отработавшие газы идут только в крупный компрессор, а меньший не работает.В момент впуска турбина большего размера гарантирует достаточное давление, а маленький компрессор создает преграду для воздуха. В конкретный момент происходит открытие клапана и воздушный поток направляется к мотору. 
  • Получается, что система 2-ступенчатого наддува гарантирует эффективность работы компрессора во всех режимах. Применение системы решает проблему дизелей, связанную с несоответствием крутящего момента на минимальных оборотах и чрезмерной мощностью на больших. Применение такой схемы гарантирует быстрое достижение необходимых параметров и отличную динамику.

Двухступенчатый турбонаддувСистема 2-ступенчатого наддува в автомобилях Опель и БВМ. В качестве отдельных производителей выступает завод Cummins и BorgWarnerTurboSystems. В последнем случае система состоит из охладителя, перепускных клапанов наддува и отработавших газов, 2-х турбин высокого и низкого давления.

На моторах TSIреализован немного иной подход. Здесь предусмотрено несколько режимов работы:

  • до 1000 об/мин — без наддува;
  • 1000-2400 об/мин — работает механический нагнетатель;
  • 2400-3500 об/мин — взаимное выполнение функций нагнетателем и турбированным компрессором;
  • более 3500 об/мин — запуск турбины.

Получается, что на «холостых» мотор работает без наддува, нагнетатель отключен, а заслонка закрыта. С повышением оборотов активируется наддув, и создается давление в 0.17 МПа.

Как только частота вращения превышает 2400 об/мин, активируется турбина, а нагнетатель срабатывает по необходимости. Давление поднимается до уровня 0.25 МПа. В дальнейшем работает только турбина, а заслонка закрывается. Во избежание детонации давление снижается до 0.18 МПа.

турбонаддув

Заключение

Битурбо и твинтурбо— современные системы, предусматривающие использование двух турбин разного и идентичного размера соответственно.

Их применение позволило устранить конструктивные сложности, выровнять динамику мотора, добиться большей мощности и исключить проблему турбоямы. Каждый производитель использует свою схему, но принцип работы во всех случаях почти идентичный.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 854
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 14-09-2022 / Обновлено: 05-02-2023
Поиск запроса "битурбо и твинтурбо" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александр Бологое 14.09.2022

Раньше даже не задумывался об особенностях строения и различиях между этими системами. А оказывается, все очень просто - в статье блестяще все разложено по полочкам. В то же время мне кажется, что большинство автомобилистов об этих премудростях не знает.

0
1
Ответить
Евгений Нижневартовск 15.09.2022

Системы помогут для того что бы автомобиль выдавал больше мощи и соответственно мог больше перевозить большой объём. Для этого и будет нужна битурбо и твинтурбо. Как раз поможет вашему авто перевозить больше груза! Так же поможет и тем компаниям, кто возить груз за деньги.

0
0
Ответить
Василий Нижневартовск 23.10.2022

Для того что ты ваш автомобиль выдавал большую модность, его начинают тюнинговать и ставят на него различные модернизированные оборудование. Так же в состав систем входит турбонаддувы и компрессор, который монтируется в автомобиль и регулируются с помощью клапана.

0
0
Ответить
Епифаний 21.11.2024

Статья очень понравилась, особенно объяснение различий между битурбо и твинтурбо. Использование двух турбин действительно решает многие проблемы классического турбонаддува, такие как турбояма и недостаточная мощность. Это напоминает мне о развитии гибридных технологий, которые также направлены на улучшение общей эффективности автомобиля. В статье хорошо объяснено, как системы битурбо и твинтурбо адаптируются под разные типы двигателей, будь то V-образные или рядные. Особенно интересно, как инженеры применяют последовательное и параллельное подключение турбин для оптимизации работы двигателя. Сравнение с системами, такими как в Subaru и Mitsubishi, помогает лучше понять, как разные автопроизводители используют эти технологии. Я бы хотел увидеть больше примеров из реальной жизни, возможно, с отзывами владельцев автомобилей, оснащенных такими системами. Это помогло бы оценить, насколько эти технологии улучшают повседневное вождение и действительно ли они стоят своей цены. В целом, статья очень полезная и дает глубокое понимание современных турбосистем. Было бы интересно узнать больше о том, как подобные технологии развиваются в электрических и гибридных автомобилях. Кажется, что будущее за интеграцией разных систем для достижения максимальной эффективности.

0
0
Ответить
Бонавентура 22.11.2024

Отличная статья! Я не знал, что твинтурбо и битурбо так сильно отличаются. Теперь понятно, почему некоторые спорткары выбирают одну систему наддува, а другие — другую. На мой взгляд, твинтурбо более универсальная система, особенно для тех, кто ищет баланс между мощностью и стоимостью. Хорошее объяснение технологий!

0
0
Ответить
Икрима 23.11.2024

Интересно, как твинтурбо и битурбо решают проблему турбоямы. Это действительно важный аспект для водителей, которые ценят плавную и быструю динамику. Параллельное и последовательное подключение турбин — это как искусство, где каждая деталь имеет значение. Понравилось сравнение с Mitsubishi и Toyota, которые показывают, как разные бренды применяют эти технологии.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: