Система отопления кабины грузовика
Отопление кабины— обязательный атрибут грузового автомобиля, предназначенный для обеспечения комфорта в салоне и багажном отсеке в холодную погоду, защиты от запотевания стекол и быстрого нагрева двигателя
Оглавление
Автовладельцы должны знать, какие виды отопительных систем устанавливаются на грузовиках, ипо какому принципу они работают. Не менее важные вопросы — назначение вентилятора, принцип работы климат-контроля и автономных отопителей.
Виды отопительных систем
Выделяется два типа устройств обогрева кабины грузовой машины:
- Заводские (штатные). Разрабатываются и ставятся производителем грузовика. В роли источника тепла выступает мотор, который использует тепло воды или антифриза в системе охлаждения. Для работы такой системы отопления кабины применяется прямой режим или рециркуляция. Второй вариант предусматривает закрытый цикл движения воздуха (подробнее об этом в отдельном разделе).
- Вспомогательные (автономные). Монтируются лично автовладельцем при недовольстве работой заводского отопления. Простейший вариант — воздушные отопительные системы, функционирующие по принципу фена. В них воздух проходит через отопительный элемент, нагревается, а потом идет в салон. Второй тип — жидкостный. Актуален при частом снижении температуры меньше 0 градусов Цельсия.
ВажноПринцип действия построен на предварительном нагреве мотора с последующей подачей тепла в кабину и багажник. Для работы вспомогательного отопителя необходимо топливо и электрика. На грузовиках, как правило, устанавливаются девайсы, работающие на дизеле, и предпусковые жидкостные нагреватели.
Схема циркуляции воздуха
В кабине грузовика предусмотрена естественная и искусственная вентиляция. В первом случае воздушный поток поступает через проемы стекол, а во втором подается с помощью вентилятора. Сама система состоит из воздуховодов, отопителя, заслонок, множества шлангов, ручек и других элементов.
Радиатор отопителя
Воздушный поток с улицы проходит через решетку кабины, попадает в воздуховод и направляется к радиатору отопления кабины. Устройство имеет пластмассовый корпус со смонтированном внутри радиатором, парой центробежных колес, а также группой заслонок и панелью управления. К радиатору подходят трубки для подвода и отвода тепла. При открытии крана жидкость поступает из блока цилиндров, а дальше к насосу.
Устройство представляет собой теплообменник, предназначенный для отдачи тепла от его носителя в атмосферу. Конструктивно похоже на радиатор системы охлаждения мотора, с которым они работают параллельно, объединяются с помощью штуцеров и краников.
Радиаторы отопителя бывают алюминиевые или медные. Первые являются наиболее востребованный вариант, отличающийся лучшей отдачей тепла и ремонтопригодностью. Недостатком является высокая цена. Устройства из алюминия более легкие и доступные по цене.
Минус состоит в сложности ремонта и боязни к механическим воздействиям. Радиаторы отличаются по типу трубок (круглые или плоские) и количеству групп (в два или три ряда). Также имеются особенности в плотности монтажа трубок, конструктивных и иных параметрах.
Воздушные заслонки
Для направления потоков воздуха от печки используются заслонки — устройства для закрытия и открытия трубопроводов системы. Управление элементами может осуществляться двумя путями:
- Механически. Для открытия или закрытия применяются тяги и тросики, которые объединяются с ручкой внутри кабины. Водитель использует регулятор для настройки температурного режима.
- С применением сервопривода. Электрический мотор принимает команду от блока управления, после чего меняет позицию заслонки. Система работает на машинах с климат-контролем. Водитель устанавливает температуру, ЭБУ собирает данные с датчиков температуры и руководит процессом.
Всего в системе отопления кабины грузового автомобиля предусмотрена группа заслонок, обеспечивающих подачу воздуха в нужном направлении. Группы заслонок бывают нижняя, центральная, короба и еще ряд других.
Рециркуляция
В отоплении грузовика имеется систему рециркуляции, предусматривающая закрытие доступа воздуха с улицы. Система работает по замкнутому циклу, что позволяет защититься от неприятных запахов и пыли, которая может поступать с улицы, а также ускорить прогрев в морозную погоду.
Работу рециркуляции обеспечивает привод, который бывает трех типов:
- механический — предусматривает ручное управление с кабины водителя;
- вакуумный — работает после нажатия кнопки с перемещением заслонки под действием создаваемого вакуума;
- сервоприводный — функционирует на базе блока управления, контролирующего параметры газоанализатора и включающего систему при повышении уровня выхлопных газов.
В большинстве случаев рециркуляция применяется для повышения эффективности системы отопления грузовика и более быстрого нагрева в мороз.
Вентилятор системы обогрева
Конструктивно вентилятор — устройство с моторчиком и лопастями. Двигатель бывает осевым или диаметральным. Имеет много общего с обычным электрическим мотором переменного тока, работающим от постоянных магнитов.
Скорость вращения вентилятора меняется автоматически или с помощью специальных регуляторов. Изменение параметра возможно, благодарявнедрению в схему резисторов. Их функция — повышение сопротивления с последующим снижением силы тока.
Задача вентилятора — распределение подогретого воздуха по каналам к лобовому стеклу, ногам, центральной части или в другие зоны. В зависимости от потребностей водитель может сам регулировать скорость вращения устройства и, соответственно, эффективность функционирования обогревателя.
Принцип работы климат-контроля
В отличие от классической системы отопления кабины климат-контроль — более сложное устройство, работающее в автоматическом режиме. В его состав входит кондиционер, датчики, отопитель, фильтра и управляющие блок. Задача состоит в поддержании оптимальной температуры внутри грузовика.
Главную функцию выполняет ЭБУ, которая получает информацию от датчика температуры и руководит работой разных устройств. Блок управляет скоростью вращения вентилятора, позицией заслонок и температурой воздушного потока. Контролирующие органы находятся внутри кабины грузовика или за ее пределами. Они изменяют температуру в зоне ответственности и передают данные ЭБУ.
Блок управления после обработки данных отправляет команду к заслонкам, вентилятору, кондиционеру, печке и другим устройствам.
Принцип работы климат-контроля можно изобразить простой схемой:
- Установка температуры водителем грузовика.
- Включение системы и сбор информации с датчиков.
- Охлаждение или обогрев до нужной температуры.
- Поддержание заданного режима на установленном уровне до отключения системы.
Особенность климат-контроля состоит в автоматической работе без необходимости дополнительных шагов со стороны водителя. В зависимости от заданной температуры воздух в салоне может нагреваться или охлаждаться. Применение в системе осушителя позволяет устранить лишнюю влажность и таким способом устранить запотевание стекол.
Как и в простых системах, у климат-контроля есть опция рециркуляции. Актуальна при загрязнении внешнего воздуха и необходимости быстрее нагреть / охладить салон грузовика. Включение может осуществляться вручную или в автоматическом режиме.
Автономные отопители
Для предварительного нагрева кабины и двигателя в грузовиках часто ставятся автономные отопители. К популярным производителям таких устройств стоит отнести Вебасто, Планар и другие. Применение системы позволяет избежать длительной работы на холостых оборотах и тем самым сэкономить топливо. После непродолжительного функционирования отопителя можно сесть в теплый салон и сразу начать движение.
Автономные отопители бывают двух видов:
- Жидкостные. Рабочий состав используется для нагрева мотора с последующим повышением температуры в салоне. Применение системы позволяет нагреть мотор и завестись даже на сильном моторе. Мощность устройств — 8-14 кВт.
- Автономные. Потребляют около 2 кВт. Предусматривают прогрев двигателя с помощью теплого воздуха из кабины грузовика. Они более экологичны и работают с меньшим уровнем шума.
Для грузовиков во многих странах ЕС наличие автономных отопителей обязательно. Без них запрещено спать в кабине на стоянке или паркинге. Таким способом правительства борются с вредными выбросами из-за длительной работы двигателя на холостом ходу. В качестве топлива может применяться бензин, газ или дизель. Конструктивно все автономные отопители имеют много общего и почти идентичный принцип работы.
Устройство состоит из корпуса и ряда элементов: камеры сгорания, нагнетателя, насоса, трубопровода, теплообменника, блока управления, датчика и свечи зажигания / накала. Для питания применяются разные виды горючего. Так, системы автономного отопителя на бензине или газу используется на легковых машинах, где главное требование — компактность. Дизельные версии больше подходят для грузовиков и могут иметь мощность до 82 кВт.
При выборе отопителя для грузового автомобиля нужно учесть напряжение АКБ, площадь кабины, оптимальное время работы устройства и возможность монтажа. Большое значение имеет потенциальный регион эксплуатации транспортного средства.
Заключение
Система отопления — одно из главных устройств, обеспечивающих высокий уровень комфорта в кабине и поддержание оптимальной температуры.
В новых грузовиках применяются более современные системы в виде климат-контроля, обеспечивающего автоматическое поддержание установленной температуры. В качестве дополнительного устройства на грузовиках обязательна установка автономного отопителя.
- Система "Платон"
- Имеет ли право полиция досматривать кабину?
- Системы пожаротушения для спецтехники
- ООО Транспортные системы
- Какое соотношение воды и антифриза допустимо в системе охлаждения в зимнее время?
- Чистый воздух в кабине водителя – это не роскошь
- Электронные системы в грузовых автомобилях
- Модельный ряд грузовиков DAF, причины популярности
- Грузовики с двигателем воздушного охлаждения
- Грузовик Татра-813: характеристики и особенности
Радиаторы и вентиляторы, по-моему, немного устарели. Система климат-контроля - другое дело, она поддерживает идеальную температуру, и еще, освобождает водителя от необходимости самому что-то регулировать. И сейчас множество новых грузовиков уже оснащают именно такой системой.
На старых отечественных грузовиках система отопления кабины простая как 2 копейки. Обзор мужика из видео это подтверждает. На импортных же, и даже на новых КАМАЗах, печки идут уже с "мозгами" (ЭБУ) и это, конечно, идёт на пользу системе отопления, но при поломке такой печки самостоятельно отремонтировать её уже сложнее. Я не говорю уже про машины с климат-контролем...
Для систем отопления в кабине нужно обеспечивать большую работоспособность тех печей, которые установлены в кабине. Отопление в кабине, для комфортной езды и в грузовых машинах, выпущенных в новых годах в две тысячи двадцатом году и далее применяются системы более современного уровня поддержания температуры.
Статья, на мой взгляд, полезна для тех, кто хочет разобраться в нюансах отопительных систем грузовиков. Приведены основные виды систем — заводские и вспомогательные, и это действительно важно понимать. Заводские системы напоминают мне стандартные решения в легковых автомобилях, где мотор нагревает салон. Однако вспомогательные системы, такие как жидкостные или воздушные, представляют собой более специализированные решения, которые часто устанавливаются в условиях, когда штатные системы не справляются. Особенно это актуально в условиях сурового климата, где температура может опускаться значительно ниже нуля. Примечательно, что статья затрагивает тему рециркуляции воздуха. Это напоминает мне подходы, используемые в современных системах вентиляции зданий, где рециркуляция снижает энергозатраты на поддержание температуры. Также стоит отметить, что автономные отопители, такие как Вебасто, упомянутые в статье, становятся неотъемлемой частью грузовиков, особенно в Европе. Это связано с экологическими требованиями и экономией топлива. Интересно, что в статье упоминается использование различных видов топлива для автономных систем, что расширяет возможности их применения в зависимости от региона и условий эксплуатации. В общем, статья дает хорошее представление о том, как работают отопительные системы в грузовых автомобилях и какие инновации применяются в этой области. Это действительно важно для водителей, которые проводят много времени за рулем в различных климатических условиях.
Очень интересный материал! Особенно понравилось, как подробно описан принцип работы климат-контроля. Это действительно полезно для понимания того, как поддерживается комфортная температура в кабине грузовика. Приятно видеть, что такие технологии становятся всё более доступными.
Отличная статья! Радует, что упомянули про автономные отопители. В условиях наших зим это просто незаменимо. Вебасто и Планар — это проверенные бренды, которые действительно помогают избежать проблем с запуском в морозы. Спасибо за полезную информацию!