Бизнес автомобильных грузоперевозок в кризисное время

После введения санкций в отношении России автомобильные грузоперевозки, как и другие сферы, оказались под серьезным ударом.

Пострадал сектор импорта и экспорта, увеличились цены на ГСМ и запчасти. Транспортным компаниям пришлось создавать новые логистические схемы и искать другие пути доставки. Для решения проблем приходится комплексно подходить к вопросу и искать решения.

Кризисные факторы в бизнесе

Бизнес автомобильных грузоперевозок в кризисное время

Представители сферы автомобильных перевозок в России столкнулись с беспрецедентным давлением и сложностями, связанными с перемещением грузов за территорию страны. Главной причиной стали санкции, повлекшие за собой «лавину» других проблем. На этом фоне представители бизнеса вынуждены анализировать сложившуюся ситуацию и искать решения.

Введенные против России санкции

В 5-м пакете санкций ЕС ограничил возможности России в плане транспортной области. Появились ограничения на импорт угля, запрещен заход российских суден в европейские порты, а также введены ограничения для перевозчиков из РФ и Беларуси. Такое решение больно ударило по имеющимся логистическим маршрутам и заставило полностью пересмотреть работу грузоперевозок.

Важно

Многие частные компании отказываются возить грузы России из-за нежелания попасть под санкции. В результате товарооборот упал, а в некоторых случаях снизился к нулю. Исключением являются товары, относящиеся к продуктам питания, сельскому хозяйству, энергетическом сектору и гуманитарной помощи.

Ограничения коснулись всех автомобилей, которые имеют номерные знаки России и Беларуси. Перевозчики потеряли возможность не только доставки товара в определенную страну ЕС, но и проезда через нее в качестве транзитной. 

Без экспорта и импорта

С введением санкций и запрета на перевозки грузов автомобильным транспортом стали появляться другие проблемы. Компании-перевозчики начали активно продавать машины в Санкт-Петербурге и других регионах страны. Причиной стало резкое ограничение заказов из-за принятых санкций и страха компаний ЕС сотрудничать с РФ.

Главным фактором стала практически полная остановка импорта и экспорта через границы с балтийскими странами и Финляндией. На этом фоне многие транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками и имеющие офисы в России, прекратили деятельность. Процесс усугубляется и другими проблемами, связанными с повышением накладных расходов, демпинге и усложнении логистических схем. На них остановимся ниже.

Рост цен на ГСМ и запчасти

С введением санкций в России резко подскочили цены на детали для автомобилей, которые увеличились в цене на 50%, а в некоторых случаях на 250%. Многие запчасти и вовсе стали дефицитными. Ситуация усложняется невозможностью замены ряда деталей российскими аналогами.

Больше всего ситуация затронула запчасти для основного вида транспорта. К примеру, детали к Мерседес-Бенц, МАН, Ивеко, Скания и к другим грузовикам выросли в цене на 150-250%. Параллельно увеличилась цена сервисного обслуживания. Также поднялась стоимость неоригинальных комплектующих, что создало ряд проблем для перевозчиков.

Рост цен на ГСМ и запчасти

Параллельно увеличились цены на ГСМ, которые в сравнении с прошлым годом подорожали на 20-60%. Например, замена масла в декабре 2021-го стоила 2800 р, а с повышением цен составляет 3700 р. 

Изменения коснулись стоимости дизельного топлива и бензина. К примеру, еще в начале 2022 года покупка бензина обходилась в 0.616 евро, а дизельного — 0.653 евро. На сентябрь месяц эти параметры составляют 0.836 и 0.896 евро соответственно. Не удивительно, что многим перевозчикам стала невыгодна доставка грузов на прежних условиях, а покупатели не готовы платить больше.

В результате роста цены себестоимость автомобильных перевозок возросла в среднем на 40%. Это привело к росту тарифов и, соответственно, повышению цен в магазинах. Такая ситуация не устраивает потребителей и самих перевозчиков.

Демпинг со стороны хлынувших на рынок новых игроков

Ситуация усугубляется на рынке компаний, выпавших из привычного графика работы. Для нормализации деятельности организации выпускают дополнительные машины и снижают цены на грузоперевозки. Некоторые фирмы уменьшили стоимость услуг на 30-50%.

На фоне увеличения расходов на ГСМ и ремонт работа в таких условиях стала убыточной. Многие компании начали ограничивать автомобильный парк, а некоторые и вовсе ушли с рынка.

Создание более сложных логистических схем

На фоне санкций Россия столкнулась с проблемами в логистической сфере. Ранее грузы в Европу доставлялись через Польшу, прибалтийские страны и Украину. Теперь украинский вариант полностью отпал, а на момент начала конфликта у границы осталось более 140 грузовых машин. Движение через Польшу и Беларусь затруднялось из-за действия «активистов» и появления дополнительных «формальностей».

С введением 5-го пакета санкций грузоперевозки почти остановились, кроме товаров, которые входят в исключения. Интересно, что 7 из 10 автомобилей, пересекающих западные границы, имеют номера РФ или Беларуси. Введение запрета привело к передаче части потока европейским компаниям. В качестве альтернативы используется вариант с перецепкой грузов на границе с Беларусью.

Из-за ограничения движения через многие страны транспортным фирмам пришлось пересматривать логистические маршруты и двигаться через дружественные страны. Альтернативным способом стала перегрузка товара на машины, которые могут передвигаться по территории ЕС. 

Новые пути для доставки грузов

Новые пути для доставки грузов

С появлением трудностей на западном направлении увеличился объем перевозки грузов на других маршрутах. Компании, которые ранее ориентировались на Европу, меняют направление деятельности и доставляют товары в южном направлении. Больше всего товаров едет в Турцию, Китай или Иран. Недостатком таких направлений является слабая пропускная способность, из-за чего грузовики могут долгое время стоять на границе без движения.

В качестве транзитных стран все чаще используется Азербайджан и Грузия, которые также участвуют в «продуктовом» экспорте. Большой объем продукции идет через Казахстан. С начала военной операции в Украине объем провозимого груза через страну увеличился в 2.5 раза. Набирают популярности маршруты в Индию и ОАЭ, где открываются новые представительства.

Некоторые компании не только изменили маршруты, но и поменяли направление деятельности. Предпочтение было отдано строительному рынку, который активно развивается и нуждается в перевозчиках. К примеру, многие предприятия Санкт-Петербурга переориентировались с контейнерных перевозок на самосвальный сегмент. 

Необходимость работать с экспедиционными компаниями

До введения санкций транспортная логистика была простой и предусматривала непосредственную доставку грузов потребителям.

Большинство перевозчиков отказывались от экспедиторов и таким способом экономили деньги. Сегодня они вынуждены сотрудничать с такими компаниями из-за усложнения схем доставки. Это связано с необходимостью организации и оформления документов на каждый этап.

Что можно предпринять

На фоне сложившейся ситуации возникает вопрос, какие шаги помогут вытянуть грузовые перевозки из кризиса и улучшить их состояние. В 2022-м и в будущие годы эксперты предлагают несколько решений, которые могут восстановить сферу и помочь ей продержаться на плаву.

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики

Одно из решений — автоматизация логистических процессов, позволяющая снизить расходы на перевозку грузов. На рынке работает много программ, которые позволяют контролировать положение грузовика, состояние человека за рулем, процесс создания и передачи документации.

Минус в том, что они работают индивидуально и без единой системы. Задача— разработать единую систему, оптимизирующую логистические операции. Большая нагрузка ложится на IT-компании, которые могут помочь в создании программ и онлайн-сервисов. Ситуация упрощается тем, что для айтишников значительно снижены налоги, уменьшены проверки, появилась льготное кредитование.

На данном этапе перевозчики могут упростить ведение документации по перевозкам и таким способом решить часть проблем. Работу можно провести, благодаря появлению электронных транспортных накладных, которые работают с 1.03.2022 года. С 31-го числа этого же месяца начала функционировать система ГИС ЭПД. До 1-го сентября она находилась на этапе тестирования, но сейчас постепенно начинает работать.

Организация параллельного импорта

Организация параллельного импорта

Для сглаживания санкций применяется параллельный импорт, который в 2022-м составляет 4% от суммарного объема дохода. Последнее время РФ активно поставляет товары без одобрения западных заводов-изготовителей. Такая схема позволяет хотя бы частично защититься от санкций. На конец августа 2022-го объем параллельного импорта достиг отметки 6.5 млрд долларов.

Отметим, что легализация такой деятельности произошла еще 30 марта в отношении 50 групп разной продукции, в том числе изделий широкого потребления. В состав входят военные корабли, запчасти для автомобилей и железных дорог, потребительские товары, обувь и другое. В состав брендов, которые участвуют в параллельном импорте, входит Самсунг, Сименс, Тойота, Мерседес-Бенц и другие.

Суть параллельного импорта состоит в поставке товаров без одобрения производителей. Для реализации схемы привлекаются дружественные для РФ страны, такие как Армения, Казахстан и Беларусь. С их помощью страна обеспечивает оборот товаров в размере 16 млрд долларов в год. Это позволяет решить вопрос не только с потребительскими товарами, но и продукцией двойного назначения.

В список товаров для параллельного импорта входят автомобильные запчасти для грузовиков. Представители власти утверждают, что список будет увеличиваться для покрытия текущих запросов перевозчиков.

Использование кредита по льготной ставке

Одним из решений для транспортных компаний по перевозке грузов является получение кредитов на льготной основе. Деньги могут использоваться на пополнение оборотного капитала, оплату лизинговых платежей и компенсацию кассовых разрывов сроком на 12 месяцев. Главной особенностью таких кредитов является 0-ая процентная ставка. Подобная опция позволила бы сохранить 90% мест и освободить средства, необходимые для обслуживания автомобилей. 

Сегодня автомобильные перевозчики могут рассчитывать на получение льготных кредитов. Дополнительного таким компаниям доступны каникулы по выплате задолженности, ограниченные шестью месяцами.

Уменьшение накладных расходов

Один из путей решения проблемы — уменьшение накладных затрат с освобождением средств, которые могли бы пойти на другие цели. В этом направлении правительство отменило контроль веса и габаритов при автомобильных перевозках лекарственных препаратов, продуктов и товаров первой необходимости.

Также принято решение о «замораживании» тарифов для грузовиков в отношении системы «Платон». До 2023-го изменений в этом отношении не планируется. 

Освоение новых маршрутов перевозок

Освоение новых маршрутов перевозок

Как отмечалось, одним из решений является переориентирование на новые маршруты в направлении южных стран. Больше внимания уделяется Турции, Индии, Казахстану и другим государствам.

В случае с ЕС рассматриваются варианты изменения логистических маршрутов через дружественные страны. Это повышает стоимость перевозки, но позволяет сохранить логистические цепочки.

Организация малогабаритных перевозок и экспресс-доставки

Хороший вариант для малых автомобильных грузоперевозчиков является переход на транспортировку небольших партий товаров и экспресс-доставки.

В последнем случае растет популярность услуг по доставке товара до дверей. Для покрытия финансовых затрат можно переключиться на предоставление дополнительных услуг: поиск поставщиков, оформление на таможне, экспедирование и т. д.

Обобщение

Введенные в 5-м пакете санкции сильно ударили по сфере международных грузоперевозок. Многие маршруты остались в прошлом, поэтому компании вынуждены переориентироваться на другие рынки, менять сферу деятельности или вообще закрываться.

В качестве спасительного круга может выступить автоматизация логистики, поиск новых маршрутов, уменьшение накладных расходов или получение кредитов. Решением может быть комплексный подход с внедрением рассмотренных выше и других рекомендаций. Главную роль в этом должно выполнять государство.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 5 Комментариев: 7 Просмотров: 776
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 12-09-2022 / Обновлено: 13-09-2022
Поиск запроса "бизнес автомобильных грузоперевозок в кризисное время " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Лера Санкт-Петербург 12.09.2022

Хорошо на госзаказах и в строительной сфере ещё более или менее; параллельный импорт - тоже интересное направление. С другой стороны, ситуация меняется; возможно будут сняты санкции, но не так, как многим понравится. Но экономика заработает более активно, чем сейчас.

0
0
Ответить
Денис Воронеж 13.09.2022

Посмотрим, как всё же справится такой бизнес в кризисные времена. Ведь это далеко не конец, и сейчас всем владельцам нужно приспосабливаться. Я считаю, что было бы неплохо также хоть какую-то помощь от государства получить на поддержание своего бизнеса!

0
0
Ответить
Мария Аксакова Москва 15.09.2022

Отрасли грузоперевозок приходится адаптироваться к сложившимся условиям также, как и всем другим отраслям. Сейчас многим непросто. Однако жизнь не останавливается и безвыходных ситуаций не бывает - просто необходимо искать пути решения возникших проблем.

1
0
Ответить
Роман. Серебряные пруды. 27.10.2022

В кризисное время нужно правильно сдвоить свой бизнес связанный с автомобильными перевозками, перевозками грузов или пассажиров. Нужно смотреть и грамотно оценить свои финансовые возможности, что бы ваше вложение денег в бизнес было прибыльным. Но не всегда всё удастся просчитать. Так что нужно принять грамотные и правильные решения.

0
0
Ответить
Сильвестр 21.11.2024

Интересная статья, которая затрагивает множество аспектов кризиса в сфере автомобильных перевозок в России. Напоминает ситуацию с морскими перевозками, когда санкции против российских судов также привели к необходимости пересматривать маршруты и искать новые решения. Компании, которые ранее полагались на стабильность торговли с Европой, вынуждены искать новые возможности в Азии и Ближнем Востоке. Но тут, конечно, сложно игнорировать рост цен на ГСМ и запчасти, который оставляет перевозчиков в сложном положении. Сравнивая с авиационной отраслью, где также наблюдается рост затрат на топливо, можно сказать, что без автоматизации и оптимизации бизнесу будет трудно выжить. Автоматизация логистики и переход на электронные документы — шаги в правильном направлении, но они требуют времени и инвестиций, которые не всегда есть у компаний. Возможно, стоит обратить внимание на опыт Китая, где внедрение технологий в логистику позволило значительно снизить издержки. Параллельный импорт, конечно, помогает смягчить удар, но это временное решение, которое не решает всех проблем. В целом, ситуация напоминает шахматную партию, где каждый шаг должен быть тщательно продуман, чтобы не попасть под "шах и мат". Надеюсь, что транспортные компании смогут выработать стратегию, которая позволит им не только выжить, но и развиваться в новых условиях.

0
0
Ответить
Филипп 22.11.2024

Ситуация с ростом цен на ГСМ и запчасти, конечно, сильно бьет по карману перевозчиков. Но, как мне кажется, это временные трудности, которые можно преодолеть с помощью более эффективного управления и поиска новых поставщиков. Пример из авиации, где тоже пришлось искать альтернативных поставщиков топлива, показывает, что выходы есть.

0
0
Ответить
Куприян 23.11.2024

Интересно, как санкции заставляют компании переориентироваться на другие рынки. Это напоминает мне о том, как некоторые компании в 2008 году начали активно развивать азиатские направления. В конце концов, кризис — это еще и возможность для роста и новых начинаний.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: