Бронетранспортер БТР-40

БТР-40 – это первый советский бронетранспортер, вышедший в серийное производство.

 

Нередко его называют «боевым автобусом», ведь параллельно с повышенной проходимостью он обладает также весьма сносным, как для военной техники, уровнем комфорта. Машина была создана уже после Второй мировой войны, сегодня мы поговорим том, что она собой представляет.

История создания

Впервые о необходимости подобной техники заговорили в 1947 году. Дело в том, что в годы Великой отечественной бронетранспортеров на фронте не было – их заменяли бронеавтомобили, на которых ездили преимущественно разведчики.

Бронетранспортер БТР-40

Для перевозки личного состава низшего ранга использовались обычные грузовики. Однако уже тогда командование армии СССР стало понимать, что армия нуждается в особой технике, способной выполнять транспортировку десанта на большие расстояния и при этом защищать его от военных угроз, таких как пули и осколки.

Важно

Поручение создать такую машину получили конструкторы завода ГАЗ. За основу они взяли полноприводное грузовое авто ГАЗ-63 и модифицировали его с учетом поставленной задачи. Так в 1948 году мир увидел первый легкий бронетранспортер БТР-40.

При том, что базой военного бронеавтомобиля стал советский грузовик, некоторые элементы конструкции позаимствовали у М3А1 Scout из США. Правда, его корпус так поменяли, что на родине бы прообраз никто и не узнал. Значительно лучше оказались и защитные качества машины, их удалось достичь благодаря увеличенной до 15 мм толщине брони. 

Бронетранспортер БТР-40

После предварительной оценки в 1950 году машина была отправлена на доработку. Окончательная версия, которая в итоге и поступила на службу в вооруженные силы СССР, появилась лишь спустя 2 года – в 1950-м. Вначале техника казалась идеальной, однако главный ее недостаток проявился в 1956. Во время вооруженного конфликта в Венгрии выяснилось, что из-за открытого сверху кузова экипаж был совершенно беззащитным перед атакой с воздуха. 

В то же время обострилась ситуация с ядерной угрозой, и в ответ на сложившуюся международную ситуацию конструкторы модифицировали бронетранспортер, снабдив его закрытым кузовом. В таком виде модель выпускалась до конца 1960 года. За 4 года с конвейера сошло без малого 9 тыс. экземпляров, которые нашли свое применение не только в качестве быстрых, маневренных транспортных средств для перемещения десанта, но и как основа для размещения зенитных вооружений. 

Бронетранспортер БТР-40

Позже производитель выпустил специальную версию для ж/д-войск, которая пользовалась повышенным спросом внутри страны, а также активно поставлялась на экспорт. Многие БТР-40 отправлялись в государства-члены соцлагеря, их собирали по индивидуальным заказам для Кубы и Китая. Более того: там даже наладили собственную версию бронетранспортера, получившую название «Type 55».

Несмотря на то, что на смену «сороковой» модели довольно быстро пришла «шестидесятая», бронетранспортер с индексом 40 в наименовании окончательно сняли с производства лишь в 1993 году. Многие экземпляры до сих пор несут службу в рядах ВС РФ, а некоторые используются в качестве памятника советскому военному автопрому.

Описание бронетранспортера БТР-40, технические характеристики

Важным преимуществом машины, ставшей темой нашей беседы, является высокая проходимость в любых условиях. Она легко перемещается по болотам, пересекает реки, горную местность и другие сложные участки, а потому незаменима при выполнении боевых задач в разных районах и регионах, включая труднодоступные. Бронетранспортер обладает высокой маневренностью, благодаря которой экипаж может весьма оперативно реагировать на изменения на поле боя, что нередко позволяет спасти человеческие жизни.

Еще один неоспоримый плюс – высокая надежность конструкции. В сочетании с простотой эксплуатации и хорошей ремонтопригодностью она позволяет модели выполнять широкий спектр задач, начиная с доставки пехоты на занимаемые позиции и заканчивая разведывательными операциями и огневой поддержкой при необходимости. Нередко технику используют в качестве штабного авто и передвижного командного пункта.

Что касается технических характеристик БТР-40, то здесь уже традиционно приведем сухие, но вместе с тем весьма красноречивые цифры:

Технические характеристики Значения
Вес, т 5,3
Клиренс, см от 27,5 до 40
Максимально преодолеваемый подъем, град 30
Предельно допустимая высота стенки/глубина рва, который машина способна пересечь, м 0,47 и 0,35
Глубина преодолеваемого брода, м 0,9
Количество членов экипажа 2
Количество мест в кузове для личного состава 8

Бронекорпус и рама

Машина двухосная, колесная формула – 4х4, отсюда, собственно, и высокая проходимость, несмотря на колесное шасси. Компоновка капотная, что стало традиционным решением для тех времен. В передней части находится мотор и трансмиссия, на ним – отделение управления (экипаж, повторимся, состоит из двух человек – механика (он же водитель) и командира), далее – десантный отсек, в котором предусмотрены места для 8 человек.

Бронекорпус и рама

Сварной корпус получил коробчатую форму, выполнен он из бронированных листов толщиной в 8 мм на бортах и 6 мм – на корме. Лучше всего защищена фронтальная часть бронетранспортера, там толщина стального листа варьируется в пределах 11-15 мм в зависимости от модификации.

Посадка/высадка осуществляется через 2-створчатую дверь, которая находится в задней части корпуса. В случае ЧП покинуть авто можно, выпрыгнув через борта (корпус-то открытый). Для доступа экипажа предусмотрены маленькие откидные двери. В непогоду над корпусом можно натянуть защитный брезент. 

Башня и вооружение

Бтр-40

Предметом нашей беседы стал бронетранспортер с открытым кузовом, поэтому логично, что башня в его конструкции отсутствует.

Стандартным вооружением БТР-40 является СГ-43 (станковый пулемет Горюнова) калибра 7,62 мм. Его боезапас составляет 1250 патронов. Через четыре амбразуры, которые предусмотрены в бортах, десантники могли вести огонь с личного стрелкового оружия – автоматов Калашникова и СКС-карабинов.

Двигатель

Бронетранспортер БТР-40

Бронетранспортер оснащался шестицилиндровым четырехтактным 3,48-литровым бензиновым мотором от ГАЗ-40 на 78-80 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 3400 об./мин.  Первые экземпляры оборудовались доработанными дизельными силовыми установками на 78 лошадиных сил, которые в последствии претерпели множество изменений. 

Он разгонял машину 78 км/в час при езде по хорошей дороге и до 35 км/час, если передвигаться приходилось по пересеченной местности. Запас хода составляет около 285 км. Расход топлива БТР-40 - не менее 50-60 литров на 100 км пути. Такая «прожорливость» стала серьезным недостатком машины.

КПП и ходовая

В конструкцию механической силовой передачи вошла 4-ступенчатая МКП и сухое однодисковое сцепление. Также в ней предусмотрена раздатка с демультипликатором. Главные передачи (а их две) с дифференциалом и разгруженными полуосями колес, передние из которых оснащены шарнирами равных угловых скоростей. 

Тормоза ножные, колодочные, для большей надежности оборудованные гидроприводом, установлены они на все 4 колеса. На валу раздатки имеется дополнительный тормоз (может быть дисковым либо барабанным) с механическим приводом. 

Бтр-40

Спереди предусмотрена лебедка с ВОМ от коробки передач. Длина троса составляет 75 метров, величина тяги – 4500 кгс.

Мосты БТР получил «в наследство» от ГАЗ-63. Они установлены на листовых полу-эллиптических рессорах с амортизаторами 2-стороннего действия.

Отключить передний мост можно с кабины управления. Дисковые колеса одинарные, бортовые кольца съемные. Пневмошины с радиусом 9,75-8 дюймов нередко заменялись резиной, характеризующейся повышенной устойчивостью к повреждению осколками. 

Модификации и выполняемые ими боевые задачи

Большое количество модификаций позволило использовать машину в разных условиях эксплуатации как в СССР (а позже – в РФ), так и далеко за пределами государства.

«Советские» модификации бронетранспортера:

  •  Базовая модель – БТР-40.
  •  БТР-40 1948 года выпуска, дополненная КПВ-пулеметом 14,5-калибра (выпускалась в качестве тестового образца).
  •  БТР-40А – модификация ПВО с ЗТПУ-2 и спаренными КПВ на 14,5 мм.
  •  БТР-40В, отличавшийся самоблокируемым дифференциалом, системой регулировки давления в шинах и фильтровентиляционной системой (опытные экземпляры, выпускавшиеся ограниченным тиражом).
  •  БТР-40Б с бронированной крышей.
  •  БТР-40РХ – бронетранспортер химразведки с газоанализатором, рентгено-и радиометром, а также ВПХР.
  •  «Железнодорожная» модификация, оснащенная устройством для перемещения по ж/д-путям. Переоборудование классической версии в ж/д выполнялось непосредственно в воинской части.

Кроме советских существовали зарубежные, в частности, китайская, кубинская, ГДР-овская, израильская и индонезийская модификации этой машины.

Передвижение по воде

Передвижение по воде

БТР-40 разрабатывался для перемещения по суше, в том числе по пересеченной и горной местности. Двигаться вплавь он не способен, это не амфибия. Единственное, что транспортному средству доступно – это преодоление брода высотой до 0,9 метра, а также рвов и оврагов до 0,35 метров.

Государства, в армиях которых БТР-40 стоял на вооружении

Привести полный список стран, в которых первый советский бронетранспортер стоял на вооружении ранее, невозможно – перечень будет слишком огромным.

Однако есть государства, в которых объект нашего разговора активно эксплуатируется по сей день, несмотря на устаревшую конструкцию и прочие недостатки. До сих пор БТР-40 применяется в Гвинее и Гвинее-Бисау, в Бурунди, во Вьетнаме, Индонезии, КНДР, Йемене, Лаосе и Танзании.

БТР-40

Заключение

Эта модель военной техники имела огромное значение в ходе военных конфликтов на территории разных мировых государств. Она надежна, проста и неприхотлива в обслуживании, обладает массой достоинств, которые в свое время произвели настоящую революцию. Сегодня машина используется преимущественно в качестве выставочного экземпляра. В редких случаях при необходимости можно купить БТР-60, правда, без вооружения. 

Рейтинг: 14
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 58
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 10-04-2024 / Обновлено: 11-04-2024
Поиск запроса "бронетранспортер бтр-40" по информационным материалам
Комментарии
Андрей Тула 10.04.2024

Во время разработки бронетранспортера он проходил по заводским документам под обозначением ГАЗ-40. 16 ноября 1950 года бронетранспортер был официально принят на вооружение и получил наименование БТР-40. До 1955 года БТР-40 производился на временных площадях ГАЗа. Из-за этого число выпускаемых бронетранспортеров отставало от плановых показателей.

0
0
Ответить
Андрей Рязань 12.04.2024

Если данная машина прослужила верой и правдой аж до 1993 года, то это доказывает, что ее конструктивные особенности были по меркам того времени просто великолепны. Правда приходилось читать, что управлять БТР-40 было довольно тяжеловато, так как в нем отсутствовал усилитель рулевого управления.

0
0
Ответить
Николай Белгород 16.04.2024

История этой техники, конечно же, внушает уважение. Особенно поражает, что в послевоенные годы, когда было много тягот и проблем, наши конструкторы сумели придумать столь надежную машину. Да, сегодня есть более современная техника, однако этот бронетранспортер уже стал частью нашего славного прошлого.

0
0
Ответить
Натан 19.11.2024

Честно говоря, статья о БТР-40 вызывает у меня ностальгические чувства. Это действительно был прорыв для своего времени. Сравнивая его с зарубежными моделями того периода, такими как американский M3A1 Scout, можно заметить, что наши инженеры сделали огромный шаг вперед, улучшив бронезащиту и маневренность. Конечно, открытый верх оказался слабым местом, но это компенсировалось его универсальностью. Не могу не отметить, что его модификации, такие как БТР-40А с зенитной установкой, показали, как можно адаптировать базовую модель к различным боевым задачам. Особенно интересна версия для железнодорожных войск — это действительно уникальное решение, которое не часто встретишь даже в современном военном деле. На мой взгляд, БТР-40 стал своего рода "рабочей лошадкой" советской армии, подобно тому, как "Уиллис" стал символом Второй мировой. Он был прост в обслуживании и надежен, что делало его незаменимым в условиях сурового климата и сложных боевых действий. Конечно, его "прожорливость" и невозможность передвигаться по воде ограничивали его применение, но для своего времени это был достойный ответ на вызовы, стоящие перед военными инженерами. Даже сегодня, видя эти машины в музеях, понимаешь, какое значение они имели и почему так долго оставались на вооружении.

0
0
Ответить
Акоп 20.11.2024

БТР-40 — это классика! Помню, когда впервые услышал о его возможностях, был поражен. Особенно его проходимостью в сложных условиях. Даже несмотря на устаревшую конструкцию, он до сих пор служит в некоторых странах, что говорит о его надежности. Конечно, открытый кузов — не лучший вариант для защиты, но для своего времени это была просто находка.

0
0
Ответить
Гвидо 21.11.2024

Интересно, как БТР-40 стал основой для стольких модификаций, включая те, что использовались в ПВО. Это показывает гибкость конструкции и способность адаптироваться к различным задачам. Плюс, его использование в различных странах говорит о высоком уровне доверия к этой технике. Он явно оставил след в истории военной техники.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: