Бульдозер Т-130: характеристики и достоинства
Трактор Т-130 с бульдозерным ковшом начали выпускать на ЧТЗ с 1969 года. Техника понравилась настолько, что ее производили до 1988 года. А работает она на стройплощадках, в сельском хозяйстве и других отраслях и доныне. Причем, не только на российских просторах, но также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы понять причину такой популярности, надо ознакомиться с техническими характеристиками трактора с навесным оборудованием, рассмотреть его достоинства, в первую очередь, большую выносливость конструкции и надежность ее работы. А заодно – и недостатки, без которых не бывает ничто, созданное человеком.
Т-130 представлял собой глубокую модернизацию Т-100 и предлагался в двух исполнениях: стандартный и болотоходный (Т-130Б). Последний отличался только широкими гусеницами. Навесное оборудование расширяло функциональный диапазон. Чаще всего, на трактор ставили бульдозерный нож. Нередко встречался агрегат еще и с рыхлителем. Машина работала с трубоукладчиком, сваебоем, бурильной установкой и т.д.
Гусеничный Т-130 относится к 6-му классу. Надежная работа в любом климате и высокая проходимость благоприятствовали тому, что он применялся во всех регионах страны. По популярности, соперничать с ним мог только Т-74, который был слабее (3-й класс). Его последователем стал более мощный Т-170, 10-го класса.
Достоинства и недостатки
Как было сказано выше, популярность, долговечность и широкая распространенность Т-130 объясняется многочисленными достоинствами:
- Широкая функциональность, во многом – за счет навески и ВОМ.
- Простое устройство и, как следствие этого, надежная работа.
- Большая устойчивость на сложных участках.
- Высокая производительность.
- При значительной (по тем временам) мощности – относительно низкий расход топлива.
- Простой в управлении и безопасный.
- «Неприхотливый», может работать практически в любых условиях.
- Высокая ремонтопригодность.
К сожалению, у Т-130 были и недостатки. Простая и надежная конструкция трактора – это не только плюс, но и минус, потому что проект разрабатывался в 30-е годы и к середине 70-х уже считался устаревшим. Механическая трансмиссия и полужесткая подвеска не давали возможности реализовать в полной мере потенциал двигателя и затрудняли управление. Трактористы старшего возраста хорошо помнят, как сильно на Т-130 вибрировали рычаги и педали из-за того, что были напрямую присоединены к трансмиссии. Фрикционы оказались недолговечными, на морозе машина заводилась не сразу.
Но достоинства, все-таки, перевешивали. Простая эксплуатация, высокая производительность, надежность, несложный ремонт – это серьезно. Т-130 с ковшом был в Союзе очень распространенным.
Технические характеристики
Трактор Т-130
- Двигатель: Д-130 (с 1981 г. – Д-160).
- Развиваемая мощность, л.с./кВт: 130 (с 1981 г. – 160/118)
- Число об/мин: на коленвале – 1250, на ВОМ - 1000
- Удельный расход ДТ, г/л.с. в час (г/кВт в час): 180 (244,3)
- Конструкционная масса, тн.: 12,72
- Давление на грунт, МПа: 0,05
- База, м.: 2,478
- Колея, м.: 1,88
- Вместимость бака, л.: 290
- Размеры (Д х Ш х В), м.: 5,193 х 2,475 х 3,085
- Клиренс, м.: 0,415
Бульдозерный ковш
Параметры даны для двух типов лопаты: полусферического и прямого. Для последнего цифры указаны в скобках. При их отсутствии – значения одинаковые.
- Призма волочения, куб. м.: 4,75 (4,28)
- Изменение углов резания и перекоса: с помощью раскосов – винтового и гидравлического
- Высота отвала (угол 55 град), м.: 1,31
- Ширина — « —, м.: 3,31 (3,42)
- Max заглубление, м.: 0,44
- Max подъем, м.: 1,02
- Max перекос, м.: 0,63
- Угол резания (регулировка), град.: 10
- Вес, тн.: 2,313 (2,24)
Рыхлитель
Аналогично ковшу, приведены цифры для рыхлителя многозубого и (в скобках) однозубого.
- Max число зубьев, шт.: 3 (1)
- Количество вертикальных регулировочных положений, шт.: 3
- Max заглубление, м.: 0,65
- Угол рыхления с коротким / длинным наконечником, град.: 45 / 30
- Вес, тн.: 2,245 (1,555)
Конструктивные особенности
Мотор: четырехцилиндровый четырехтактный дизель с турбонаддувом. Кроме основного (ДТ), мог работать на других типах горючего материала (бензины, керосины и их смеси), соответствуя при этом требованиям ТУ. Для запуска применялся одноцилиндровый бензиновый двигатель ПМ-23, работающий на смеси А-72/А-76 и моторного масла в пропорции 20:1.
В более поздней версии с Д-160 использовался электростартер. Этот мотор отличается повышенной степенью нагнетания. Расход ДТ стал немного больше (180 г/л.с.в час). Есть механизм уравновешивания. Головки идут с втулками из бронзы. За счет этого, ставятся форсунки закрытые без штифтов. Цилиндр диаметром 145 мм, ход поршня – 205 мм. В поршневом днище выполнена нераздельная камера сгорания. Охлаждение жидкостное, с принудительной циркуляцией.
Трансмиссия многоступенчатая механическая. Четырехвальная КПП с 8-ю рабочими передачами, после модернизации, обеспечивала 8 передач вперед и 4 – назад. Из-за не очень удачного выбора передаточных чисел, при трогании с места или переключении на ходу нередко были рывки, поэтому фланец на валу привода КПП стал чаще выходить из строя. Сцепление замкнутое, в его конструкции два ведомых и два ведущих диска.
Тормозная система - плавающая, тормоза ленточные, с накладками. Бортовые фрикционы дополнительно управляются гидравлическими сервомеханизмами.
Рама из двух лонжеронов приварена к заднему мосту. Она очень надежная. Гусеницы оборачиваются на 5-ти катках, с двумя роликами. Механизм натяжного колеса гидравлический. Штампованные звенья гусениц соединены пальцами и втулками.
Гидросистема раздельно-агрегатная. Навесные механизмы имеются спереди и сзади (у с/х модификаций – только сзади). Прицеп крепится на жесткий либо маятниковый механизм. ВОМ – опционально.
Двухместная кабина имеет классическое заднее расположение. Она сделана из цельного листа металла. Звуко- и термоизоляция удовлетворительная. По заказу, вместо кабины можно было поставить тент. В более поздних модификациях сиденье регулировалось, работали системы охлаждения и вентиляции.
После модернизации, вес трактора увеличился до 14,32 тн. Кабина стала просторной, обзор улучшился.
Опционально ЧТЗ устанавливал системы предпускового подогрева воды, масла и воздуха. Предлагались разрывные муфты, гусеницы с «асфальтовыми» башмаками, шпоры против обледенения дороги.
Высокая ремонтопригодность объясняется тем, что запасные части на Т-130 идентичны деталям поздних марок Т-170, Т-10 и Т-11, поэтому они всегда есть в продаже.
Аналоги Т-130 - Caterpillar D6R (США), Shantui SD16 и Komatsu D65 (оба – Китай). Как утверждают разработчики, у них выше производительность. Зато и цена намного больше, так же, как и затраты на ремонт и обслуживание.
Заключение
Надежность, большой ресурс, простая эксплуатация и недорогие запчасти – это важные достоинства. Благодаря им Т-130 применяется до сих пор. Наличие навесок, работа в жару и в холод, а также универсальность (при установке ВОМ) способствуют распространению бульдозера во всех регионах страны.
- Трактор и насадки
- Трактор к-700
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Минитракторы Чувашпиллер
- Бульдозер Т-130: характеристики и достоинства
- Финский трактор Valtra: классификация, популярные модели
Этот трактор отлично зарекомендовал себя в работе, у нас на предприятие такой трактор работает уже не один десяток лет. Конечно расход топлива у него советский, но работает безотказно.
Более 7 лет работал на Т-130. В свое время был отличным аппаратом. Хороший обзор из кабины, однорычажное управление, мощный. Нагрузку при работе переносит с легкостью, не греется. Но требует постоянного к себе внимания - там подтянуть, здесь посмотреть, как и вся отечественная техника.
Вот это я понимаю - бульдозер как бульдозер. А то что начальство не может нам обновить парк спецтехники, просто вымораживает. Я лично езжу на очень старой модели, которую приходится постоянно чинить. Плююсь постоянно. Но вот этот по характеристикам топовый!