Бульдозер Т-130: характеристики и достоинства

Трактор Т-130 с бульдозерным ковшом начали выпускать на ЧТЗ с 1969 года. Техника понравилась настолько, что ее производили до 1988 года. А работает она на стройплощадках, в сельском хозяйстве и других отраслях и доныне. Причем, не только на российских просторах, но также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Чтобы понять причину такой популярности, надо ознакомиться с техническими характеристиками трактора с навесным оборудованием, рассмотреть его достоинства, в первую очередь, большую выносливость конструкции и надежность ее работы. А заодно – и недостатки, без которых не бывает ничто, созданное человеком.

Т-130 представлял собой глубокую модернизацию Т-100 и предлагался в двух исполнениях: стандартный и болотоходный (Т-130Б). Последний отличался только широкими гусеницами. Навесное оборудование расширяло функциональный диапазон. Чаще всего, на трактор ставили бульдозерный нож. Нередко встречался агрегат еще и с рыхлителем. Машина работала с трубоукладчиком, сваебоем, бурильной установкой и т.д.

Гусеничный Т-130 относится к 6-му классу. Надежная работа в любом климате и высокая проходимость благоприятствовали тому, что он применялся во всех регионах страны. По популярности, соперничать с ним мог только Т-74, который был слабее (3-й класс). Его последователем стал более мощный Т-170, 10-го класса.

обзор трактора Т-130 достоинства и недостатки

Достоинства и недостатки

Как было сказано выше, популярность, долговечность и широкая распространенность Т-130 объясняется многочисленными достоинствами:

  • Широкая функциональность, во многом – за счет навески и ВОМ.
  • Простое устройство и, как следствие этого, надежная работа.
  • Большая устойчивость на сложных участках.
  • Высокая производительность.
  • При значительной (по тем временам) мощности – относительно низкий расход топлива.
  • Простой в управлении и безопасный.
  • «Неприхотливый», может работать практически в любых условиях.
  • Высокая ремонтопригодность.

К сожалению, у Т-130 были и недостатки. Простая и надежная конструкция трактора – это не только плюс, но и минус, потому что проект разрабатывался в 30-е годы и к середине 70-х уже считался устаревшим. Механическая трансмиссия и полужесткая подвеска не давали возможности реализовать в полной мере потенциал двигателя и затрудняли управление. Трактористы старшего возраста хорошо помнят, как сильно на Т-130 вибрировали рычаги и педали из-за того, что были напрямую присоединены к трансмиссии. Фрикционы оказались недолговечными, на морозе машина заводилась не сразу.

Но достоинства, все-таки, перевешивали. Простая эксплуатация, высокая производительность, надежность, несложный ремонт – это серьезно. Т-130 с ковшом был в Союзе очень распространенным.

Технические характеристики

Трактор Т-130

  • Двигатель: Д-130 (с 1981 г. – Д-160).
  • Развиваемая мощность, л.с./кВт: 130 (с 1981 г. – 160/118)
  • Число об/мин: на коленвале – 1250, на ВОМ - 1000
  • Удельный расход ДТ, г/л.с. в час (г/кВт в час): 180 (244,3)
  • Конструкционная масса, тн.: 12,72
  • Давление на грунт, МПа: 0,05
  • База, м.: 2,478
  • Колея, м.: 1,88
  • Вместимость бака, л.: 290
  • Размеры (Д х Ш х В), м.: 5,193 х 2,475 х 3,085
  • Клиренс, м.: 0,415

Бульдозерный ковш

Параметры даны для двух типов лопаты: полусферического и прямого. Для последнего цифры указаны в скобках. При их отсутствии – значения одинаковые.

  • Призма волочения, куб. м.: 4,75 (4,28)
  • Изменение углов резания и перекоса: с помощью раскосов – винтового и гидравлического
  • Высота отвала (угол 55 град), м.: 1,31
  • Ширина — « —, м.: 3,31 (3,42)
  • Max заглубление, м.: 0,44
  • Max подъем, м.: 1,02
  • Max перекос, м.: 0,63
  • Угол резания (регулировка), град.: 10
  • Вес, тн.: 2,313 (2,24)

Рыхлитель

Аналогично ковшу, приведены цифры для рыхлителя многозубого и (в скобках) однозубого.

  • Max число зубьев, шт.: 3 (1)
  • Количество вертикальных регулировочных положений, шт.: 3
  • Max заглубление, м.: 0,65
  • Угол рыхления с коротким / длинным наконечником, град.: 45 / 30
  • Вес, тн.: 2,245 (1,555)

Конструктивные особенности

Мотор: четырехцилиндровый четырехтактный дизель с турбонаддувом. Кроме основного (ДТ), мог работать на других типах горючего материала (бензины, керосины и их смеси), соответствуя при этом требованиям ТУ. Для запуска применялся одноцилиндровый бензиновый двигатель ПМ-23, работающий на смеси А-72/А-76 и моторного масла в пропорции 20:1.

В более поздней версии с Д-160 использовался электростартер. Этот мотор отличается повышенной степенью нагнетания. Расход ДТ стал немного больше (180 г/л.с.в час). Есть механизм уравновешивания. Головки идут с втулками из бронзы. За счет этого, ставятся форсунки закрытые без штифтов. Цилиндр диаметром 145 мм, ход поршня – 205 мм. В поршневом днище выполнена нераздельная камера сгорания. Охлаждение жидкостное, с принудительной циркуляцией.

Трансмиссия многоступенчатая механическая. Четырехвальная КПП с 8-ю рабочими передачами, после модернизации, обеспечивала 8 передач вперед и 4 – назад. Из-за не очень удачного выбора передаточных чисел, при трогании с места или переключении на ходу нередко были рывки, поэтому фланец на валу привода КПП стал чаще выходить из строя. Сцепление замкнутое, в его конструкции два ведомых и два ведущих диска.

Тормозная система - плавающая, тормоза ленточные, с накладками. Бортовые фрикционы дополнительно управляются гидравлическими сервомеханизмами.

Рама из двух лонжеронов приварена к заднему мосту. Она очень надежная. Гусеницы оборачиваются на 5-ти катках, с двумя роликами. Механизм натяжного колеса гидравлический. Штампованные звенья гусениц соединены пальцами и втулками.

Гидросистема раздельно-агрегатная. Навесные механизмы имеются спереди и сзади (у с/х модификаций – только сзади). Прицеп крепится на жесткий либо маятниковый механизм. ВОМ – опционально.

Двухместная кабина имеет классическое заднее расположение. Она сделана из цельного листа металла. Звуко- и термоизоляция удовлетворительная. По заказу, вместо кабины можно было поставить тент. В более поздних модификациях сиденье регулировалось, работали системы охлаждения и вентиляции.

После модернизации, вес трактора увеличился до 14,32 тн. Кабина стала просторной, обзор улучшился.

Опционально ЧТЗ устанавливал системы предпускового подогрева воды, масла и воздуха. Предлагались разрывные муфты, гусеницы с «асфальтовыми» башмаками, шпоры против обледенения дороги.

Высокая ремонтопригодность объясняется тем, что запасные части на Т-130 идентичны деталям поздних марок Т-170, Т-10 и Т-11, поэтому они всегда есть в продаже.

Аналоги Т-130 - Caterpillar D6R (США), Shantui SD16 и Komatsu D65 (оба – Китай). Как утверждают разработчики, у них выше производительность. Зато и цена намного больше, так же, как и затраты на ремонт и обслуживание.

Заключение

Надежность, большой ресурс, простая эксплуатация и недорогие запчасти – это важные достоинства. Благодаря им Т-130 применяется до сих пор. Наличие навесок, работа в жару и в холод, а также универсальность (при установке ВОМ) способствуют распространению бульдозера во всех регионах страны.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 3664
Автор статьи: / Дата публикации: 24-05-2019
Поиск запроса "обзор трактора Т-130 достоинства и недостатки " по информационным материалам и форуму
Комментарии
Андрей Москва 23.07.2019

Этот трактор отлично зарекомендовал себя в работе, у нас на предприятие такой трактор работает уже не один десяток лет. Конечно расход топлива у него советский, но работает безотказно.

0
0
Ответить
Олег Самара 29.06.2020

Более 7 лет работал на Т-130. В свое время был отличным аппаратом. Хороший обзор из кабины, однорычажное управление, мощный. Нагрузку при работе переносит с легкостью, не греется. Но требует постоянного к себе внимания - там подтянуть, здесь посмотреть, как и вся отечественная техника.

0
0
Ответить
Никита Балаково 08.11.2022

Вот это я понимаю - бульдозер как бульдозер. А то что начальство не может нам обновить парк спецтехники, просто вымораживает. Я лично езжу на очень старой модели, которую приходится постоянно чинить. Плююсь постоянно. Но вот этот по характеристикам топовый!

0
0
Ответить
Шалом 10.12.2024

Трактор Т-130 - это настоящая легенда среди строительной и сельскохозяйственной техники, которая до сих пор не теряет своей популярности. Конечно, его популярность оправдана множеством факторов. Во-первых, это простота конструкции, которая позволяет быстро и недорого проводить ремонт, что особенно важно в условиях удаленных стройплощадок. Во-вторых, это универсальность использования благодаря навесному оборудованию, что делает его незаменимым в различных отраслях. Если сравнивать с аналогами, такими как Caterpillar D6R или Shantui SD16, то, безусловно, наши отечественные инженеры смогли создать машину, которая может конкурировать по надежности и функциональности, хотя и уступает по некоторым техническим характеристикам и комфорту управления. И, конечно же, нельзя не отметить его топливную эффективность в сравнении с теми же западными аналогами. Но, как и у любой техники, у Т-130 есть и недостатки. Устаревшая трансмиссия и полужесткая подвеска, наверное, самые яркие примеры. Тем не менее, для многих пользователей эта машина остается оптимальным выбором благодаря своей непритязательности и способности работать в самых суровых условиях. В общем, Т-130 - это пример баланса между ценой и качеством, и его долгий срок службы на рынке - лучшее тому доказательство.

0
0
Ответить
Уве 11.12.2024

Долговечность Т-130 впечатляет. Даже учитывая, что конструкция была разработана в 30-х годах, он до сих пор актуален. Это как старый Nokia среди телефонов - не суперфункциональный, но если что-то нужно сделать надежно и без сбоев, то это ваш выбор. У него свои плюсы и минусы, но для многих он остаётся незаменимым помощником.

0
0
Ответить
Бутрос 12.12.2024

Т-130 - это классика, которая работает до сих пор. Мощность и простота эксплуатации делают его выбором номер один для многих строителей. Сравните с Komatsu D65 - Т-130 явно выигрывает в плане ремонтопригодности и стоимости обслуживания. Да, он не такой современный, но зато надежный.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: