Бульдозер Т-330, нестандартные решения

Т-330 – это тяжелый бульдозер, огромная громоздкая техника высокой производительности, выпускаемая на Чебоксарском заводе с 1975 г.

Промышленное применение этого гиганта началось в восьмидесятые годы прошлого века, после того как модель доработали и усовершенствовали согласно потребностям рынка. О том, что она собой представляет, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

История модели

История бульдозера Т-330 началась, как уже говорилось выше, во второй половине минувшего века, когда в огромной, канувшей в Лету стране активно шла реализация нескольких масштабных проектов. Тогда в СССР активно прокладывались газо- и нефтепроводы, строились ж/д-магистрали, выполнялась мелиорация сельхозугодий, вводились в эксплуатацию промышленные предприятия всесоюзного значения. Не удивительно, что в стране наблюдалась острая нехватка мощной выносливой спецтехники до 25 класса. 

Бульдозер Т-330

Модель, ставшая предметом нашей беседы, пришла на смену купленным за рубежом бульдозерам от таких «акул» рынка, как Komatsu и Capitaller. Это не удивительно, ведь в процессе ее создания конструкторы преследовали четко озвученную руководством Союза цель – прекратить субсидирование зарубежных экономик и создать достойную альтернативу бульдозерам иностранного производства, которая должна была полностью восполнить растущие потребности родной промышленности.

Важно

Несмотря на то, что создание машины велось с оглядкой на аналоги из «вражеских» государств, о плагиате говорить не приходилось. Как результат – в плане эксплуатационных особенностей Т-330 уступал ключевым конкурентам, однако доступная цена и отличная ремонтопригодность с лихвой компенсировали этот недостаток.

Изначально планировалось, что бульдозер ЧЗПТ Т-330 станет не только тяжелой промышленной техникой, но и неким базовым образцом, способным лечь в основу отдельной линейки тракторов, в которую войдут модели, унифицированные по основным узлам для лучшей ремонтопригодности. Кроме того, машина должна была стать основой для различного навесного оборудования (трубоукладчики, подъемные краны, экскаваторы и пр.), что существенно расширяло сферу ее применения. 

Такие амбиции стали причиной огромного интереса к трактору со стороны общественности, СМИ и даже иностранных специалистов. Модель обсуждали еще до того, как она вышла в серийное производство и получила широкое распространение. 

Это произошло благодаря инновационной конструкции, которая была нетипичной для классических бульдозеров. Именно она стала предметом острых дискуссий среди отечественных и иностранных специалистов, одни считали такое решение гениальным, другие прочили машине серьезные проблемы.

Назначение и устройство бульдозера Т 330

Модель разрабатывалась для выполнения масштабных ремонтных и строительных мероприятий, ее привлекали к обустройству систем мелиорации при температурном диапазоне -50 - +50 градусов). Т-330 хорошо показал себя в процессе реализации грандиозных проектов благодаря оптимальному соотношению высокой эффективности и минимальных расходов на обслуживание.

Бульдозер Т-330

В списке задач, с выполнением которых этот гигант справлялся наилучшим образом, следует упомянуть:

  •  Подготовку почвы перед строительством фундамента крупных объектов промышленного назначения.
  •  Разрушение с последующим демонтажом прочных ж/б-покрытий.
  •  Расчистка и обустройство котлованов.
  •  Работы по ликвидации последствий ЧП (строительство насыпей, расчистка рвов, устранение обломков и пр.).

Как уже говорилось выше, конструкция бульдозера была нестандартной для техники такого тягового класса, ведь его нестандартная компоновка заметна с первого взгляда. Операторская кабина вынесена далеко вперед и зафиксирована чуть ли не вплотную к отвалу (тыльной его стороне). Как следствие – визуально кажется, будто она нависает над отвалом, причем, чем старее машина, тем это более заметно (со временем такая особенность внешнего облика была слегка нивелирована). 

В ходе испытаний, предшествовавших запуску бульдозера в серийное производство, оказалось, что в процессе работы с горной породой она накапливается на отвале и сыплется через козырек, фактически засыпая переднюю часть кабины. При работе со скальной почвой это могло привести к плачевным последствиям, вплоть до повреждения кабины.

Чтобы устранить недостаток, инженеры попытались смонтировать металлическую решетку, но им это не удалось, поэтому кабину пришлось подвинуть назад, прикрыв бронированным капотом. Правда, даже после такой модернизации трактор выглядел необычно и выделялся среди «одноклассников» тех времен.

Причина столь нестандартной компоновки заключалась в том, что основным рабочим инструментом модели был фронтальный бульдозерный отвал. Если бы разработчики использовали классическую компоновку, оператор не мог бы контролировать процесс работы из-за громоздкого капота и большой силовой установки.

Бульдозер Т-330

У конструкторов не осталось иного выхода, кроме как разместить кабину спереди и тем самым улучшить обзор, а значит, обеспечить максимальную точность и безопасность функционирования, снизив при этом утомляемость механизатора, которому в противном случае пришлось бы работать, стоя. 

Отдельного внимания заслуживает повышение эффективности гусеничного хода бульдозера, что особенно актуально во время работы на мерзлом грунте. Оно стало возможным благодаря отводу выхлопных газов под отвал и, помимо всего прочего, исключило вероятность намерзания почвы, а также снижения подвижности ковша. 

Технические характеристики

Описывая технические характеристики бульдозера Т-330, начнем с простых, но весьма красноречивых цифр:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 9,3 х 4,7 х 4,2
Полный вес, т 42
Удельное давление на почву, кгс / кв. см 0,57
Величина дорожного просвета, см 57
Емкость бака для горючего, л 670
Максимальная скорость движения вперед / назад, км/ч 16,7 / 13,7
Заглубляющее усилие, т 15,3
Выглубляющее усилие, т 56,4
Максимальная тяга, т 66

Двигатель

Изначально «сердцем» этого гиганта был восьмицилиндровый четырехтактный V-образный турбированный дизельный силовой агрегат 8ДВТ-330А от Волгоградского моторного завода. Его мощность составляла 330 л. с., откуда, собственно, и название. Мотор оснащался системой воздушного охлаждения, которая была идеальным решением для работы машины в суровых климатических условиях, в частности, на Крайнем Севере. 

Двигатель

В 90 годы прошлого века, когда Моторный завод в Волгограде перестал функционировать, при необходимости замены двигателя на трактора этой модели устанавливали ЯМЗ-240 НМ2 от «БелАЗа». Примечательно, что если сегодня у кого-либо возникнет необходимость купить бульдозер Т-330, то под его капотом, скорее всего, будет работать именно «БелАЗ-овский» силовой агрегат.

Тракторы «ЧЕТРА-Т25» (таково название современных Т-330) до сих пор сходят с конвейера тракторного завода в Чебоксарах, но оборудуются они либо ЯМЗ-8501.10 с насосными узлами от David Brown, либо QSX15-C440 от американской Cummins.

Эффективная система воздушного охлаждения делает возможной быстрый холодный запуск двигателя при минусовой температуре, а в жару ее достаточно для сведения к минимуму вероятности перегрева, являющегося следствием интенсивной эксплуатации. Хотя моторы, устанавливаемые на машинах, работа которых предполагается в жарких регионах, дополняются функцией жидкостного охлаждения.

Трансмиссия

Трансмиссия в данной модели гидромеханическая, с 3-скоростной реверсивной коробкой передач, которая передает крутящий момент на два борта раздельно. По отдельности функционируют и тормоза (ленточные, плавающие, с гидроуправлением), способствуя тем самым высокой маневренности машины в условиях ограниченного пространства (говоря иными словами, бульдозер может развернуться фактически на месте).

Коробка передач обеспечивает независимый привод каждой из гусениц, предусмотрена возможность реверса. Гидравлическая система представлена высокопроизводительным гидронасосом, в также распределителем на дистанционном управлении.

Ходовая

В основе ходовой лежит сварная рама, состоящая из двух стальных лонжеронов с коробчатым сечением, соединенных между собой в трех местах – спереди, сзади и по центру. В передней части находится балка-балансир, фиксирующаяся на гусеничных тележках. Подвеска эластичная, дополненная балансирным брусом. Сама ходовая полужесткая, установленная на 2 гусеницах.

В узлах колес и катков содержится «вечная» смазка, гарантирующая бесперебойную работу механизмов на протяжении всего срока службы. Гусеничная лента состоит из 14 опорных катков, она разъемная, наборная (42 башмака, шаг между которыми составляет 25 см. Площадь контакта гусеницы с грунтом составляет 4,85 кв.м.

Кабина

Кабина

Об особенностях размещения механизаторской кабины мы писали несколькими абзацами выше. Рассчитана она на работу в сложных климатических условиях, поэтому характеризуется отличной герметизацией, мощной и надежной отопительной системой, хорошей вентиляцией и даже системой очистки воздуха. Установлен узел на рессоры с аммортизаторами.
Внутри предусмотрено два места, кресла регулируются по углу наклона.

Удобству выполнения оператором рабочих обязанностей способствует большая площадь остекления с защитой от обледенения. Размещение рычагов, кнопок и педалей продуманное и интуитивно понятное. Управляется машина легко, для этого не приходится прикладывать особые усилия. Поворачивается бульдозер путем раздельного привода гусениц.

Навесное оборудование

отвал

В базовой версии модель оснащается передним поперечным отвалом и рыхлителем.

Благодаря бронированному капоту он отличается высокой прочностью, что сводит к нолю вероятность повреждения в результате падения твердой каменистой почвы в процессе ее перемещения. Кроме того, Т-330 может агрегатироваться с виброкатками, скреперами, корчевателями, разравнивателями, неповоротными прямыми, сферическими и полусферическими отвалами.

Достоинства и недостатки

В числе неоспоримых плюсов машины, которой посвящен этот материал, необходимо отметить:

  •  Большой угол обзора.
  •  Теплую кабину с мощным отопителем.
  •  Эффективный подогреватель, который греет не только мотор, но и коробку передач с топливным баком, что обеспечивает быстрый запуск даже в сильный мороз.
  •  Отличную маневренность.
  •  Простоту конструкции и хорошую ремонтопригодность.

Бульдозер Т-330

Однако есть у машины и недостатки:

  •  Ограниченный ресурс двигателя.
  •  Всего два положения управления распределителями электрогидравлики, что становится частой причиной выхода из строя пилотов управления.
  •  Слабые дюралевые лючки.
  •  Ограниченный доступ к горловине ГТР-картера.

Заключение

Бульдозер Т-330 в свое время стал единственной заменой аналогичной промышленной технике иностранного производства. Незначительно уступая зарубежным «одноклассникам» в плане технических характеристик, он оказался далеко впереди них по надежности и ремонтопригодности. 

Благодаря этому гиганту было построено не одно предприятие, не одна дорога и железнодорожная магистраль в некогда огромной стране. Некоторые единицы такой техники успешно используются до сих пор, демонстрируя поразительную выносливость и эффективность даже в сложных условиях эксплуатации.

Рейтинг: 13
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 77
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 14-05-2023 / Обновлено: 14-05-2023
Поиск запроса "бульдозер т-330, нестандартные решения" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Александра Минск 15.05.2023

Мне погрузчики этого производителя нравятся тем, что они постоянно усовершенствуются под требования времени и потребителя. Именно по этому спрос на спецтехнику этого производителя занимает передовые позиции

0
0
Ответить
Мария Москва 15.05.2023

Альтернатива зарубежным "монстрам" получилась хорошая, хоть поначалу и были недостатки. Еще несколько лет назад оставались в нашем автопарке такие бульдозеры: сейчас есть техника и помощнее, но в целом, проблем с этими машинами не было. Если и ломались, ремонт обычно выходил несложный.

1
0
Ответить
Иван Пушкино 04.06.2023

Если говорить о временах позднего Советского Союза и первых годах существования независимой России, то этот бульдозер действительно был незаменим. Но со временем у нас стали появляться модели иностранных конкурентов. Да, многие из них были дороже, однако и по своим характеристикам выигрывали.

0
0
Ответить
Нацагдорж 19.11.2024

Честно говоря, бульдозер Т-330 вызывает у меня определенное чувство ностальгии. Это был один из первых отечественных бульдозеров, который действительно мог составить конкуренцию импортным моделям вроде Komatsu. Хотя да, в плане технологий и удобства он отставал, но его цена и ремонтопригодность были вне конкуренции. Интересно, что с тех пор, как этот бульдозер начали выпускать, его конструкция практически не изменилась. Это, конечно, может быть как плюсом, так и минусом. С одной стороны, простота конструкции делает его ремонтопригодным, а с другой — он не успевает за новыми технологиями, которые стали стандартом для современной спецтехники. Например, в современных моделях уже давно применяются более экологичные двигатели и продвинутые системы управления. Однако для многих предприятий, особенно в регионах с суровым климатом, Т-330 остается актуальным выбором за счет своей выносливости и способности работать в экстремальных условиях. Вспоминаю, как в 90-е годы на наш стройплощадку привезли эту машину, и она буквально спасла проект от срыва из-за нехватки техники. В общем, это машина с характером, которая, возможно, не идеальна, но выполняет свою работу без вопросов.

0
0
Ответить
Зигмунд 20.11.2024

Т-330 всегда поражал меня своим дизайном, особенно кабиной, которая кажется будто нависает над отвалом. Это нечто, что редко увидишь в других моделях. Да, в плане эргономики и безопасности, возможно, он уступает современным моделям, но в условиях сурового климата эта машина — настоящий боец. Она не просто так до сих пор востребована на стройках.

0
0
Ответить
Адольф 21.11.2024

Вспоминая Т-330, могу сказать, что это отличная машина для работы в условиях, где не справляются другие. Да, у него есть свои недостатки, такие как ресурс двигателя и сложность доступа к некоторым частям, но его ремонтопригодность и простота делают его незаменимым в отдаленных и труднодоступных местах. Это действительно рабочая лошадка, которая выполняет свою задачу без лишних вопросов.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: