Caterpillar, пассажирский тепловоз EMD F125 Spirit для пригородных сообщений
Бренд Caterpillar хорошо известен во всем мире. Речь идет о мощном и крупном холдинге, объединяющем большое количество производителей различной техники и оборудования. Одно из подразделений – Progress Rail – занимается изготовлением железнодорожной продукции.
Оглавление
В том числе пользующийся большим спросом в Северной Америке пассажирский тепловоз EMD F125 Spirit. Рассмотрим характеристики, конструкцию и назначение дизель-электрического локомотива более детально.
Пассажирские и грузовые - в чем разница
Первым делом следует уделить немного внимания описанию разницы между пассажирскими и грузовыми тепловозами. Первые, как следует из названия, предназначены для перевозки пассажиров. Следствием такого функционала становится обязательное требование к высокой скорости при заметном меньшей мощности двигателя.
Базовым условием безопасной эксплуатации становится комплектование пассажирского локомотива электропневматическими тормозами (часто обозначаются аббревиатурой ЭТП). Их главной особенностью выступает кратно более быстрое – в 2 или даже больше раз – срабатывание, по сравнению с обычными пневматическими.
ВажноНазначение грузовых тепловозов – транспортировки поездов с грузами. Как следствие – основными требованиями к локомотиву становятся большая мощность двигателя, способного обеспечить высокие значения тягового усилия.
При этом скорость уже не является критически важным параметром. Грузовые тепловозы всегда имеют секционную конструкцию с двумя или более составными элементами.
Кроме того, обычно они оснащаются колесами несколько меньшего диаметра. Исходя из сказанного, можно сделать два простых и очевидных вывода. Пассажирский тепловоз вообще не способен сколь-нибудь эффективно исполнять функции грузового.
Обратная ситуация теоретически возможна, но в этом случае придется говорить об очень невысоком КПД. К тому же в большинстве развитых стран применять грузовые локомотивы для пассажирских перевозок попросту запрещено на законодательном уровне.
О производителе - компании Progress Rail
Далее имеет смысл кратко описать производителя пассажирского тепловоза EMD F125 Spirit – Progress Rail. Компания создана в 1982 году. Основной профиль деятельности предприятия – производство, поставка и обслуживание широкого спектра транспортной и железнодорожной продукции. Другими словами, Progress Rail занимается не только изготовлением подвижного состава, но и эксплуатацией инфраструктуры.
По состоянию на сегодняшний день компания обслуживает почти полторы сотни объектов, расположенных в разных уголках планеты. Больше всего – 110 – находится в США. На втором месте – с 34 объектами инфраструктуры – Мексика. Остальные размещаются в Канаде, Бразилии Великобритании, Италии и Германии, что наглядно показывает широту географического охвата предоставляемых услуг.
Подвижной состав на всех перечисленных объектах комплектовался преимущественно техникой и оборудованием собственного производства. Численность персонала предприятия превышает 8 тыс. человек.
В 2006 году компания Progress Rail была выкуплена головным подразделением Caterpillar. Мощная финансовая и технологическая база холдинга стала дополнительным фактором, способствующим росту предприятия. Увеличение возможностей позволило Progress Rail самой купить известного производителя локомотивов – EMD или Electro-Motive Diesel.
Компания работает на рынке более века – с 1922 года. Как следует из названия, она занималась и продолжает заниматься (уже в другом статусе – дочерней структуры Progress Railи Caterpillar в целом) изготовлением дизель-электрических тепловозов и двигателей к ним.
После смены владельца бренд сохранил название и немалую долю на своем сегменте рынка в США, которая составляет почти треть. В 2015 году была запущена в серийное производство новая модель локомотива - EMD F125 Spirit. Поэтому стоит перейти к ее непосредственному описанию.
Тепловоз EMD F125, описание
EMDF125 Spirit – классический пассажирский локомотив, представляющий собой самодвижущуюся тяговую ж/д машину, предназначенную для транспортировки вагонов с пассажирами. Тепловоз имеет четыре оси и комбинированную дизель-электрическую силовую установку, то есть состоящую из двух типов двигателей – одного дизельного и сразу четырех тяговых электрических (более подробное описание – в отдельном разделе статьи).
Мощность и технические характеристики локомотива позволяют перевозить до 10 пассажирских вагонов с максимальной скоростью 201 км/ч. Некруглая цифра объясняется тем, что в США используется другая система единиц измерения. В соответствии с ней максимальная скорость выражается весьма красивым числом – 125 миль/ч.
Как было отмечено ранее, серийный выпуск EMD F125 Spirit стартовал в 2015 году и – с небольшими перерывами – продолжается до сих пор. Всего на данный момент времени произведено уже 40 тепловозов. Все они поставлены системе пригородного ж/д сообщения Metrolink, расположенной в Южной Калифорнии, преимущественно – внутри Лос-Анджелеса и его многочисленных пригородов.
Ключевой особенностью EMD F125 Spirit выступает выполнение жестких требований экологического стандарта Tier 4, который действует в США. Это стало возможным благодаря использованию специально разработанной для тепловоза системы доочистки выхлопных газов.
Другими важными конструктивными, дизайнерскими и техническими решениями, внедренными разработчиками пассажирского локомотива, выступают такие:
- Комплектование основным дизельным двигателем собственного производства Caterpillar.
- Расширенный эксплуатационный диапазон, который обеспечивается универсальностью технических характеристик тепловоза.
- Высокоэффективная технология управления и контроля над безопасностью при столкновении на железной дороге.
- Разработанный дизайнерами из Испании (по специальному заказу) обтекаемый профиль локомотива, благодаря которому высокая скорость движения сочетается с экономичным расходом топлива.
Технические характеристики
Первым и главным критерием выбора пассажирских тепловозов всегда выступает наличие баланса между стоимостью и техническими характеристиками. Разработчикам из ProgressRail и EMD сильно повезло, что во втором десятилетии текущего века в США возобладали тенденции к поддержке собственных производителей. В результате приоритет стал отдаваться местным тепловозам, несмотря на стоимость (вернее, с некоторыми поблажками при рассмотрении финансового критерия).
Такой подход вывел на первый план технические характеристики локомотивов, которые у EMD F125 Spirit находятся на весьма впечатляющем уровне. Ниже представлены некоторые наиболее значимые из них..
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габаритные размеры тепловоза (ДхШхВ), мм | 21 031х3 050х4 433 |
Колесная база (между центрами тележек), мм | 12 900 |
Ширина железнодорожной колеи, мм | 1 435 |
Номинальная масса тепловоза, кг | 32 318 |
Максимальная скорость передвижения пригородного поезда, км/ч | 201 |
Мощность основного дизельного двигателя, л. с. | 4 700 |
Объем бака для дизельного топлива, л | 8 900 |
Мощность четырех тяговых электрических двигателей, л. с. | 4 000 |
Тяговое усилие, кН | 316 |
Диаметр колеса, мм | 1 016 |
Приведенные выше технические характеристики являются вполне конкурентоспособными на сегодняшнем рынке пассажирских тепловозов.
По ряду параметров, включая скорость, минимальный радиус поворота (76 метров), тяговому усилию и т.д., продукцию Progress Rail вполне можно отнести к числу лидеров на своем сегменте рынка. Хотя стоит отметить, что без протекции со стороны государства рассчитывать на резкое увеличение объема заказов все-таки не приходится.
Силовая установка локомотива
EMDF125 Spirit представляет собой классический дизель-электрический тепловоз. Основной двигатель – дизельный – поставляется головным предприятием Caterpillar. Он маркируется как С175-20 и способен развивать мощность 4 700 л. с. Часть ее расходуется на очистку выхлопных газов и питание вспомогательного электрического оборудования, используемого для функционирования и управления локомотивом.
Но большая доля вырабатываемой энергии – около 4 000 л. с. – направляется на четыре тяговых электродвигателя (сокращенно – ТЭД), мощностью по 1 000 л. с. каждый. Именно они приводят тепловоз и весь пригородный поезд в движение. Тяговые электродвигатели являются «родными», так как производятся непосредственно на EMD (модель А2921-5).
Как было указано ранее, дизельный силовой агрегат оснащен системой дополнительной очистки выхлопных газов. Результатом чего стало выполнение весьма жестких требований стандарта в сфере экологической безопасности Tier 4.
Подобных проблем с тяговыми электрическими двигателями не возникает, что является вполне логичным из-за специфики их работы. В значительной части из-за этого комбинация «дизель + ТЭД» пользуется настолько большим распространением в современном локомотивостроении.
Модификации
Серийный выпуск EMDF125 Spirit стартовал сравнительно недавно (по меркам железнодорожного подвижного состава, который считается достаточно консервативным сегментом машиностроения) – в 2015 году. Поэтому говорить о каких-либо серьезных модификациях пока не приходится.
Практически все четыре десятка произведенных тепловозов мало чем отличаются друг от друга. Некоторые усовершенствования коснулись небольших доработок в двигателях (как дизельном, так и тяговых электрических), но назвать их полноценными модификациями попросту нельзя в силу незначительности.
Важно отметить, что в планах основного и пока единственного заказчика – системы пригородного ж/д сообщения Metrolink – продолжение сотрудничества с Progress Rail.
Уже оформлен заказ на производстве еще 4 локомотивов, исполнение которого стартовало. Если компания закажет более масштабную партию тепловозов, велика вероятность появления реальной модификации EMD F125 Spirit. Хотя на данный момент говорить о чем-то более конкретном еще рано.
Итог
EMD F125 Spirit – дизель-электрический пассажирский тепловоз, предназначенный преимущественно для пригородных железнодорожных перевозок. Локомотив способен перевозить до 10 вагонов с пассажирами на весьма внушительной скорости в 201 км/ч. На машину установлен дизельный силовой агрегат мощностью 4 700 л. с. (на создание тягового усилия уходит 4 000 л. с.)
Серийный выпуск тепловоза начался в 2015 году и продолжается (с несколькими небольшими перерывами во времени) до сих пор. Всего произведено 40 локомотивов, еще несколько находятся на стадии изготовления. Важную роль в разработке и последующем производстве EMDF125 Spirit играют протекционистские меры со стороны США.
- Организация пассажирских перевозок.
- Телега для перевозки
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Трейд ин для грузовых автомобилей
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Caterpillar, пассажирский тепловоз EMD F125 Spirit для пригородных сообщений