Что делают бывшие иностранные автозаводы в России?
Российский автопром пострадал от войны с Украиной больше, чем многие другие отрасли и рынки. Ключевой причиной сложившейся в этом сегменте весьма плачевной ситуации стал уход из страны большинства иностранных компаний. Они закрыли свои производства в РФ или же выставили их на продажу.
Оглавление
Дальнейшая судьба предприятий оказалась не столь радужной, как того бы хотелось. Расскажем о том, что произошло с иностранными автозаводами в России, на примере самых крупных заводов, которые до февраля 2022 года успешно функционировали в различных регионах государства.
Как происходил уход автомобильных брендов из России?
Для начала обратимся к статистике. В предвоенном 2021 с конвейеров предприятий, принадлежавших зарубежным автогигантам, сходило больше 70 процентов из 1,34 миллиона машин, собранных на территории Российской Федерации. На тот момент в стране функционировало 21 предприятие, принадлежавшее десяти глобальным автомобильным концернам. Еще 6 автозаводов, в том числе «Автотор» и «АвтоВАЗ», занимались производством моделей, права на которые они выкупили в соответствии с нормами международного права.
Производство автомобилей резко сократилось уже в самом начале вторжения. По состоянию на первую половину 2022 количество выпущенных в России автомашин уменьшилось втрое, достигнув минимального показателя за всю современную историю (всего 450 тыс. легковушек). Начались серьезные проблемы с комплектующими, из-за чего даже «АвтоВАЗу» пришлось на несколько месяцев остановить работу.
В страну прекратили поступать иномарки. Европейские, японские, американские бренды перестали поставлять к нам свою продукцию, а затем пошла огромная волна прощаний. До конца года из РФ ушло больше 10 компаний, остальные же заняли выжидающую позицию в надежде на то, что вскоре ситуация стабилизируется.
ВажноТакие изменения сразу же ударили по количеству продаж: если в январе 2022 было продано почти 92 тыс. машин, то к концу года удалось реализовать только 46 тысяч автомобилей.
General Motors сообщили об окончательном уходе из страны 22 апреля 2022. Они заявили о завершении поставок и об увольнении персонала, тем самым создав прецедент, которому сразу же последовали и другие игроки рынка. К концу года опустели склады, в частности, были распроданы Chevrolet и Cadillac, ввезенные до начала ведения боевых действий.
Однако наиболее ощутимый удар отечественному рынку нанес Renault. Французский авто магнат избавился от всех своих российских активов, распродав и имеющиеся проценты акций в «АвтоВАЗе», и даже столичный автозавод, на котором велась сборка наиболее популярных кроссоверов. Правда, в «Рено» оставили за собой право выкупа акций на протяжении 6 лет с момента продажи.
Toyota сообщила об уходе 23 сентября. Именно в этот день сотрудники узнали о сокращении, а также о том, что санкт-петербургский завод закрывается, а значит, модели RAV4 и Camry больше не будут выпускаться в России. Руководство компании заявило, что в течение полугода пыталось найти выход из сложившейся ситуации, но все попытки оказались напрасными.
Что касается Nissan, то о продаже ею российских активов стало известно 11 октября. Это не было неожиданностью с учетом того факта, что бренд находится в альянсе с Renault. Схему ухода он выбрал аналогичную: петербургский завод продали ФГУП НАМИ, а обслуживанием уже проданных автомобилей занялся АвтоВАЗ.
26 октября появилась новость об уходе Mercedes-Benz. Завод, который меньше двух лет работал в Солнечногорском районе Московской области, пришлось закрыть.
Однако площадка пустовала недолго – уже под конец октября у нее появился новый владелец – холдинг «Автодом». Он получил не только производственные линии Mercedes, но и долю компании во всех дочерних предприятиях.
Судьба автозаводов
О том, какая участь настигла иностранные автозаводы, мы вкратце рассказали несколькими абзацами выше. Остановимся на этом вопросе более детально.
Завод Тойота в Санкт-Петербурге
Предприятие, успешно функционировавшее более 15 лет, закрылось осенью 2022. Сотрудников сократили, выплатив им 12 окладов, а производственные мощности законсервировали. Позже стало известно о том, что территорию освоят местные власти, обустроив на ней индустриальный парк.
Других новостей не было в плоть до марта 2023: в СМИ появилась информация о том, что бывший автозавод в Шушарах выкупил проектный институт ФГУП НАМИ и передал его в управление концерну «Алмаз-Антей», который является крупнейшим представителем оборонно-промышленного комплекса страны.
Автомобильное направление в этой структуре курирует «Обуховский завод», с тех пор он занимается управлением площадки.От первоначального штата в 2 тыс. сотрудников осталось всего 40, остальные были уволены или отправлены в бессрочный неоплачиваемый отпуск.
Изначально планировалось, что производственные мощности завода будут использоваться для изготовления гражданских автомобилей, в частности, «Аурус» и китайских Hongqi, а также собственной разработки «Алмаз-Антей» - электрокроссовера E-Neva. Официальный запуск линии наметили на конец 2024, однако пока воплотить эти планы в реальность так и не удалось.
Сотрудничество российской и китайской компаний «забуксовало», и чем все закончится, пока не известно. По состоянию на момент написания этого материала огромное предприятие с новейшим оборудованием, оставшимся в наследство от Toyota, простаивает.
Завод Рено в Москве
Столичное предприятие, как уже говорилось выше, в числе первых представителей зарубежного автопрома перешло в собственность московского правительства. Владельцем 68 процентов акций стал научный центр НАМИ, курирующий развитие отечественного автопрома. Предприятию пришлось туго, ведь после завершения сделки французы ушли вместе со всеми своими разработками. Как следствие – на какое-то время остановилась сборка даже ВАЗовских моделей, которые по большей части состояли из иностранных комплектующих.
Со временем ситуация стабилизировалась, и с 2023 года на предприятии собирают Lada Vesta, а с прошлого года – Lada Largus. Параллельно руководство искало новых партнеров и даже заключило кое-какие договоренности с концерном Faw. На базе автомобиля FawBestune должны были выпускать российский кроссовер Lada X-Cross, однако дальше производства тестовой партии дело не пошло. На автосалоне в Санкт-Петербурге компания показала флагманский седан Lada Iskra, но позже сообщила, что старт производства перенесен на 2025 год.
Единственные машины, которые бывший завод «Рено» выпускает сегодня методом крупноузловой сборки - это бензиновые и электрические клоны китайских JAC. Правда, на рынок они поступают под другим названием – из пепла восстал старый добрый «Москвич»:
- «Москвич 3» - кроссовер.
- «Москвич 6» - седан.
- «Москвич 8» - вместительный семиместный семейный автомобиль.
Каковы у этих моделей перспективы, и есть ли они вообще, пока не известно, однако из запланированных 50 тыс. машин за год удалось отправить на рынок менее 30 тысяч.
Завод Фольксваген в Калуге
Новым владельцем этого предприятия весной 2023 стала компания «Арт Финанс», которую связывают с экс-главой ГК «Авилон» А. Павловичем. Она входит в AGR AutomotiveGroup, которую, в свою очередь, считают близкой к российским силовикам. По официальной информации, завод, на котором ранее собирали Škoda Rapid, Volkswagen Polo и VolkswagenTiguan, выкупили за 125 млн. евро.
Начиная с лета 2024, производственные мощности работают на полную катушку, с конвейеров сходят китайские кроссоверы Chery Tiggo четвертой, шестой и восьмой моделей. Более того: эти машины с отечественными VIN на кузове даже добрались до официальных дилеров, однако это пока не афишируется ни представителями КНР, ни их коллегами из России.
Завод Ниссан под Санкт-Петербургом
Бывшее предприятие Nissan возобновило свою работу, пусть и с определенными ограничениями. Сегодня на нем собирают кроссоверы X Cite X-Cross 7 и 8, которые являются точными копиями CheryTiggo.
Однако китайский производитель, как, собственно, и АвтоВАЗ, такое удивительное совпадение не комментирует – формально машины поступают на рынок под брендом X Cite, а продаются они в тех же автосалонах, что и отечественные Lada. Фабрика же в очередной раз сменила название – теперь она называется «Автозавод Санкт-Петербург». Кому все это принадлежит сейчас, доподлинно неизвестно.
Завод Хендэ в Санкт-Петербурге
Hyundai Motors Manufacturing Rus почти 2 годана завод перешел в управление отечественной AGR Automotive Group и был переименован в «Автомобильный завод АГР». Первоначально на нем намеревались использовать оставшиеся после продажи машинокомплекты и собрать из них до 70 тысяч автомобилей.
Напомним: до начала т.н. «СВО» предприятие выпускало Kia Rio, Kia Rio X, а также Hyundai Solaris и Hyundai Creta. Однако журналисты, пробравшиеся на площадку предприятия год назад, не обнаружили на ней ни машинокомплектов, ни готовых автомобилей.
Правда, по официальным данным, в начале 2024 выпуск старых моделей все же возобновили, но теперь они называются Solaris HS, HC, KRS и KRX. Руководство предприятия заявляет, что машины собирают из упомянутых выше машинокомплектов, этого должно хватить на ближайший год. Что будет дальше, покажет время.
Калужский завод Пежо-Ситроен
Предприятие, мощность которого до начала всем известных событий составляла 125 тысяч автомобилей в год, находится в собственности совместного предприятия Stellantis и Mitsubishi.
Простаивало оно недолго – с декабря 2023 года удалось возобновить производство кроссоверов Citrоёn C5 Crosser (Aircross), которые собирают из поставляемых из Поднебесной машинокомплектов. Модель впервые появилась в КНР (она стала совместным творением китайской компании Dongfeng и PSA), но позже добралась и до европейского рынка.
Примечательно, что продается машина под оригинальным названием, и никаких вопросов к продавцу не возникает. Совсем недавно к ней добавился Haval M6 стоимостью в 4 млн. руб., и сходит он с того же конвейера.
Подмосковный завод Мерседес
О том, что площадка Mercedes-Benz в Поварово под Солнечногорском (Московская область) обрела нового владельца в лице компании «Автодом», стало известно весной 2023. Крупнейшая в РФ дилерская сеть выкупила все доли немецкого автогиганта в российских компаниях. Это позволило ей заняться гарантийным обслуживанием, которое сегодня составляет львиную долю доходов. Теперь российские структуры Mercedes называются «МБ Рус».
Руководство сообщило о намерениях перезапустить сборочный цех. Скорее всего (но это пока на уровне слухов), в нем будут собирать автомобили китайской марки Hongqi, которые относятся в премиум-сегменту.
Год назад глава «Автодома» сообщал о том, что до конца 2024 завод выпустит до 30 тысяч автомобилей, но что это будут за машины, не уточнил. В итоге представители СМИ, пробравшиеся на площадку предприятия в минувшем феврале, действительно увидели там сотни припаркованных автомобилей, которые были скрыты под защитными чехлами.
По косвенным признакам они предположили, что это точно не собиравшиеся там в мирное время Mercedes GLS. Рядом журналисты увидели гибриды Lixiang из КНР, которые ранее официально в Россию не поставлялись.
Уход иностранных компаний - окно возможностей для российского автопрома
Несмотря на то, что зарубежные автогиганты покинули российский рынок, отечественный автопром сегодня находится перед настежь распахнутым окном возможностей. По крайней мере, в этом уверены эксперты из авторитетного рейтингового агентства НКР.
Они считают, что для существующих в России автомобильных брендов это отличный повод расширить производство, разрабатывать новые технологии, создавать собственные модели и пускать их на конвейер, ведь рынок сейчас свободен, а конкуренция заметно ниже, чем до начала войны в Украине.
Однако это лишь одна сторона медали, вторая же заключается в том, что пустующие сегменты быстро заняли китайские автопроизводители. Качество их продукции стало заметно выше, чем даже лет 10 назад. В стремлении завоевать покупателя компании из КНР не устают внедрять новые технологии и последние наработки лучших игроков рынка.
Что касается российских новинок, то они по большей части не такие уж и российские, по крайней мере, пока. К примеру, тот же «Москвич», который собирают на бывшем столичном заводе Renault, представляет собой обычный клон «китайца» с отечественным шильдиком на капоте. Удастся ли местным брендам адаптироваться к ситуации и повернуть ее в свою пользу, покажет время.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Пропал водитель, что делать?
- Кипит движок, что делать?
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Что делают бывшие иностранные автозаводы в России?