Что такое строительный думпер?

Что считать думпером? Это не праздный вопрос на фоне некоторой неразберихи с определением, вызывающим трудности у многих покупателей и даже продавцов. Кто-то называет этим термином полноразмерные сочлененные самосвалы. Отчасти эта путаница в названиях связана с таможенной терминологией, где не нашли ничего лучше, как назвать думперами (от англ. dumper – «самосвал») сочлененные самосвалы для того, чтобы отличать их от обычных самосвалов. Тем не менее, строительный думпер – это отнюдь не обычный самосвал, а иной, совершенно определенный вид техники со своими специфическими задачами и особенностями конструкции.

назначение строительного думпера преимущества  строительного думпера особенности  строительного думпера

Назначение

Популярные в Европе строительные думперы происходят от мототележек для перевозки раствора от бетоносмесительных установок к месту укладки бетона. Перевозка различных, главным образом сыпучих и жидких, грузов на стройплощадках на небольшие расстояния – их основное назначение. Конкретная величина допустимого плеча перевозки (до 1–2 и даже 5 км) зависит от типоразмера машины, особенностей ее ходовой части и других характеристик.

В последние десятилетия думперы приобрели большую популярность и интенсивно развивались. Их достоинства были замечены, и сфера применения расширилась. Теперь думперы могут выполнять на стройке и функции тягачей, их применяют при работах внутри зданий, при садово-парковых и ландшафтных работах, при ремонте дорог и тротуаров, при подземных работах – везде, где из-за тесноты и бездорожья обычные самосвалы работать не могут. Отсюда следует, что думперы меньше обычных самосвалов.

Особенности конструкции

Характерная черта думперов – это компактность. Думперы оснащаются самосвальным кузовом, который часто имеет вид ковша или бункера. Именно по форме кузова думпер можно с первого взгляда отличить от дорожного самосвала. Как правило, кузов расположен впереди, а место водителя – сзади, и машина едет кузовом вперед. Кузов может разгружаться вперед либо на три стороны, может при разгрузке опускаться до земли для уменьшения потерь материала (например, бетона) от просыпания, может подниматься подобно ковшу погрузчика на рычагах для выгрузки в кузова самосвалов. Угол подъема кузова почти вертикальный, за счет чего выгрузка происходит быстро.

Существуют думперы с оборудованием для самопогрузки, в дополнение к кузову оснащенные манипулятором с грейфером либо стрелой с небольшим ковшом, как у погрузчика. Кузов может демонтироваться, и на поворотный стол устанавливается сменное оборудование: бетономешалка, ковш погрузчика и другие навески. Ходовая часть думпера может быть колесной или гусеничной. Шасси 4-колесное (у самых малых 3-колесное), как правило, полноприводное (но есть модели с колесной формулой 4х2), с широкой колеей, могут быть управляемыми все 4 колеса, многие модели имеют шарнирно-сочлененную раму.

Односкатные колеса оснащены внедорожными шинами с развитым протектором. Дорожный просвет большой. Гусеницы, как у всей мини-техники, резиновые, благодаря им думперы могут перемещаться даже по ступеням лестниц в зданиях. У гусеничных моделей, как правило, типоразмеры и грузоподъемность меньше, чем у колесных. На Западе думперы, как потомки мототележки, обычно имеют открытые кабины. Однако для российского рынка производители опционно снабжают машину закрытой кабиной с отопителем. У многих современных думперов место водителя с органами управления может поворачиваться на 180 градусов: машине не нужно разворачиваться в узких местах.

Работа на стройплощадке, под землей и в других местах, где трудятся думперы, достаточно опасна. Для защиты оператора при переворачивании машины и от падающих сверху предметов кабины думперов оборудуются системами ROPS и FOPS, которые могут временно демонтироваться, если машина работает в очень ограниченном по высоте месте. Трансмиссия гидростатическая или механическая, с реверсом либо с одной или несколькими передачами заднего хода. Могут использоваться раздаточные коробки, устройства блокировки дифференциалов, планетарные редукторы в ступицах колес. Тормоза чаще всего гидравлические, многодисковые, в масляной ванне.

Думперы, особенно больших типоразмеров, могут ездить по дорогам общего пользования, и в некоторых из них предлагается опционная комплектация необходимыми стандартными осветительными приборами. В штатную комплектацию дорожные приборы освещения обычно не входят. Думперы могут даже комплектоваться аутригерами для повышения устойчивости при работе с землеройными навесными орудиями. В конструкции думпера есть черты, как дорожного самосвала, так и строительного фронтального погрузчика. Это связано с функциями, которые выполняет данная машина, и нишей, которую она занимает: как раз между погрузчиками и самосвалами.

Классификация

Как и во многих других случаях, не существует официально утвержденной терминологии и определений по думперам. Часто используется классификация думперов по грузоподъемности.

  • Микродумперы – машины грузоподъемностью (г/п) примерно до 850–1000 кг. В сущности, это мототележки, так как управляются идущим сзади оператором.
  • Мини- и миди-думперы имеют г/п примерно от 850 до 8000 кг. Это классический типоразмер, наиболее популярных и востребованных моделей.
  • Макси-думперы – модели г/п свыше 8000 кг. Это полноразмерные мощные машины, предназначены они для горных работ и крупных строек.

Стоит упомянуть, чем больше типоразмеры моделей, тем удобнее место оператора: от площадки, на которой он может стоять, и до сиденья с навесом. Ввиду малых размеров и простоты конструкции микродумперы не имеют многих узлов и агрегатов, которыми комплектуются настоящие строительные думперы, – гидростатической трансмиссии, сложной гидросистемы и т. д. Тем не менее, известны модели, для которых в качестве опции к приводу от дизеля предлагается электропривод, что очень удобно для работы в помещениях.

Думперы г/п до 16 т - это пока верхний предел возможностей данной техники. Машины г/п свыше 16 т по всем характеристикам уже настоящие сочлененные самосвалы, со скоростью движения около 50 км/ч, штатными световыми приборами и т. д. Конечно, поскольку стандартов на эти классы не установлено, все приведенные цифры очень приблизительные и каждый производитель создает думперы с грузоподъемностью в зависимости от потребностей покупателей.

Преимущества

Преимущества думперов проистекают из особенностей их конструкции. При перевозках на коротком плече на стройплощадках производительность и экономичность думперов выше, чем дорожных самосвалов, благодаря хорошей маневренности (могут не разворачиваться в узких местах, а просто двигаться «задом наперед», за счет этого экономятся топливо и время), сравнительно невысокой мощности двигателей и небольшой массе, быстро разгружающемуся кузову и высокой проходимости.

На стройках часто перевозят материалы с помощью фронтальных колесных погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом. Однако эти машины предназначены, прежде всего, для погрузки, а не транспортировки материалов, поэтому их производительность и экономичность при транспортировке ниже, чем специализированного самосвального транспортного средства. Думпер способен перевезти за один рейс большее количество материала, чем погрузчик с бортовым поворотом.

Кроме того, из ковша погрузчика при перевозке просыпается больше материала, чем из кузова думпера, значит, перевозка в погрузчиках влечет за собой дополнительные расходы по очистке дорог и территории от просыпавшихся материалов. Думперы эффективно работают в паре с погрузчиками разных типов и экскаваторами, цикл погрузки занимает мало времени. Поэтому за счет использования думпера можно повысить производительность, уменьшить время рабочего цикла и сэкономить топливо.

Думперы меньше полноразмерных и тяжелых машин разбивают верхний слой почвы и не повреждают элементы инфраструктурных коммуникаций. Использовать думперы можно круглогодично, имея необходимое сменное оборудование, к примеру, вместо подметальных щеток и поливомоечных установок монтировать снежные отвалы и другие навески. Хочется надеяться, что популярность думперов в России будет расти по мере того, как строители станут лучше узнавать об их преимуществах.

В статье использованы материалы сайта «Основные средства»

Рейтинг: 7
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 2081
Автор статьи: / Дата публикации: 19-10-2019
Поиск запроса "особенности строительного думпера" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Анна Иваново 08.11.2019

Много раз видела маленькие необычного вида самосвалы на строительных площадках, на территориях торговых центров и при строительстве дорог, но только сейчас узнала название этой чудо-техники. Оказывается это думпер. 

0
0
Ответить
Борис Москва 18.01.2021

Незаменимый помощник на стройки, с появлением этой техники на много возросла производительность труда в узких местах строительных площадок и внутри больших объектов.

0
0
Ответить
Алина Краснодар 02.04.2023

Соглашусь, что строительный думпер - отличная находка. Муж работал на таком устройстве и подтвердил, что маневренность и небольшие габариты думпера действительно помогают при строительстве дорог, при различных земляных работах, при стройки тоннелей и в ограниченных местах, где обычный самосвал ну никак не проедет!

0
0
Ответить
Вильгельм 09.12.2024

Когда речь заходит о думперах, мне всегда вспоминается, как важен правильный выбор техники для конкретных задач на стройке. Учитывая, что думперы - это не просто маленькие самосвалы, а специализированные машины, их часто путают с теми же погрузчиками или самосвалами. Например, в отличие от сочлененных самосвалов, которые предназначены для перевозки на большие расстояния, думперы фокусируются на коротких дистанциях. Это делает их незаменимыми, когда нужно быстро и эффективно перевезти груз на стройплощадке с минимальными затратами. Их компактность и маневренность позволяют работать там, где крупные машины просто не могут пройти. Это как сравнивать легковой автомобиль и грузовик - у каждого свои задачи и преимущества. На мой взгляд, думперы - это золотая середина между погрузчиками и самосвалами, особенно когда речь идет о работах в условиях ограниченного пространства или сложного рельефа. Кроме того, их возможность трансформации и установки различного оборудования значительно расширяет сферу их применения. Это как иметь мультитул вместо одного инструмента - всегда есть возможность подстроиться под нужды. Важно, чтобы строительные компании понимали, что думперы - это не просто альтернатива, а стратегический выбор, который может существенно повысить эффективность работы на стройке. Надеюсь, что с ростом информированности о таких машинах, их популярность в России будет только увеличиваться, ведь в условиях нашего климата и специфики строек такие машины могут стать незаменимыми.

0
0
Ответить
Джанер 10.12.2024

Думперы - это как раз тот случай, когда небольшие размеры оказываются преимуществом. Их маневренность и способность работать в стесненных условиях делают их идеальным выбором для городской застройки. Особенно радует их универсальность - возможность менять оборудование позволяет адаптироваться к различным задачам.

0
0
Ответить
Эдна 11.12.2024

Честно говоря, я раньше никогда не задумывался о том, насколько думперы могут быть эффективными. Они напоминают мне маленькие танки, которые могут пробираться через любые препятствия. Особенно привлекает их экономичность и возможность работать в паре с другими машинами, что делает их очень полезными на стройке.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: