Зачем нужен анализ моторного масла
Плановое ТО любого грузовика или автобуса должно выполняться после определенного пробега. И, если по автобусам владельцы транспорта еще как-то стараются соблюдать предписания (понятное дело, людей возят, случись что – хлопот не оберешься), то по бортовым и самосвалам картина далеко не радужная.
Нередко стратегию проведения ТО можно сформулировать короткой фразой: «работать до отказа». О том, что существует Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, стараются вспоминать как можно реже.
Банальная лень здесь, разумеется, ни при чем. В ход идут рассуждения типа «Машина каждый день обязана ездить и доход хозяину привозить». Разумеется, во время простоя из-за ТО никакого заработка не будет. К тому же, расходные материалы, как и сама работа по выполнению технического обслуживания, стоят определенных денег. А, поскольку многие руководители экономят, где только можно, то принимается решение обойтись без ТО. Все это делается, не смотря на то, что специалистами давно доказано (в том числе, по результатам практических исследований), что подобная «оптимизация затрат», то есть, ремонт только после поломки, обходится намного дороже, чем своевременное проведение ТО.
А само техобслуживание, между тем, становится все более эффективным, за счет внедрения новых технологий. Так, например, в последние годы стремительно развивается направление, называющееся Condition Based Maintenance. В основе данной технологии мониторинг температуры двигателя и состояния моторного масла, анализ вибрации трансмиссии и некоторые другие действия. Образно говоря, состояние автомобиля, а главное, еще только зарождающиеся неисправности, определяют по тому же принципу, по которому делают анализ крови, чтобы понять, чем болен человек.
В этом плане анализ качества моторного масла дает чрезвычайно важную информацию. По сравнению с другими этапами мониторинга, он «рисует» самую полную картину того, что происходит внутри автомобиля. Особенно эффективной данная процедура оказывается в том случае, если делать тестирование постоянно, через одинаковые промежутки времени или количество пройденных километров.
Чтобы проанализировать масло, требуется специальное оборудование, в первую очередь – спектрометр. Он сканирует вещество на присутствие комочков грязи, частиц металла, капель охлаждающей жидкости. Кроме того, исследуется кислотно-нейтрализующие способности и вязкость. Обработка полученных результатов – дело не простое, для этого необходимо программное обеспечение.
В процессе интерпретации полученных данных, они сопоставляются с другими сведениями. Например, если в масле обнаружена медь, то можно сделать вывод, что начали разрушаться подшипники. Однако, некоторые производители спецтехники при изготовлении указанных деталей применяют алюминий. И о том, что подшипник начал разваливаться, скорее будут говорить найденные в масле частицы свинца и олова. Чрезмерное наличие хрома подскажет, что поршневые кольца свое уже отработали. А упоминавшаяся выше медь с большей вероятностью будет свидетельствовать о неполадках с радиаторными трубками.
Наличие в масле антифриза и топлива – явное доказательство износа гильз цилиндров или поршневых колец. Кстати, сам факт наличия в масле антифриза может оказаться причиной повышенного износа подшипников.
Полученные результаты записываются в виде таблицы. В ней отражаются такие показатели, как:
- Вязкость масла.
- Прочность масляной пленки.
- Чистота масла.
- Кислотное число.
- Содержание цинка.
- Содержание кремния.
- Содержание железа.
- Содержание меди.
- Содержание воды
- Точка вспышки.
- Индекс вязкости.
Не смотря на то, что для интерпретации результатов используется специальное ПО, процесс требует от специалиста определенных навыков. Чтобы сделать правильный вывод, необходимо учитывать марку машины, модель двигателя и год его выпуска, пробег техники после ТО, а также число отработанных мото-часов со времени замены масла. На значения характеристик, полученных по итогам анализа, может повлиять даже объем картера двигателя.
Масло для проведения анализа лучше брать на фитинге, к которому крепится соответствующий фильтр. Если пробу собираются брать со щупа, то глубоко проталкивать его не надо, чтобы не достать до осадка. Если из сливного отверстия, то пусть перед этим двигатель поработает какое-то время. Перед забором пробы следует приготовить чистую емкость, с хорошо притертой крышкой. Часто берут два образца масла, с фильтра и из картера, оба анализируют и затем сравнивают результаты.
Еще один положительный итог проведения анализа масла заключается в том, что сделанные выводы иногда позволяют реже его менять. Например, если использовалось качественное масло и такие же фильтры, то, по данным спектрографа может оказаться, что оно еще вполне пригодно к работе. Вследствие чего интервал замены продляется с 15 тыс. км. до 20 тыс. км. Таким образом, годовое число замен масла уменьшается и, следовательно, сокращаются расходы на эксплуатацию автомобиля.
Для автопарка, в котором работает две – три сотни машин, ежегодно получится приличная сумма экономии. По оценкам экспертов, она иногда доходит до 30%! Данный аспект особенно актуален для моторов, оборудованных системой EGR, так как она способствует попаданию в масло сажи. В данном случае, получение своевременной информации о зарождающихся проблемах поможет избежать серьезных ремонтов и больших расходов.
Анализ моторного масла можно делать не обязательно при помощи спектрометра. На рынке предлагаются и другие технологии. Например, экспресс-комплекты тестовых полосок. Здесь все предельно просто. На полоску достаточно нанести каплю масла, после чего сразу начнется химическая реакция. В зависимости от состояния масла, пятно изменит свой цвет. Останется только сравнить его с эталонной таблицей, чтобы определить наличие примесей.
Контроль состояния автомобиля с целью предупреждения поломок на самом раннем этапе чрезвычайно важен. Он дает возможность не только сэкономить на ремонтах, но еще и снизить количество дорожно-транспортных происшествий.
- Моторное масло
- Анализ рынка перевозки грузов
- Замена масла в Рено Магнум
- Как часто нужно менять масло в гидравлике на автовышке АГП-22Т?
- Масло для Газели
- Как правильно обслуживать тяжёлую подъёмно-транспортную спецтехнику
- Компания Iveco объявила о старте производства новой линейки грузовых автомобилей
- Зачем нужен анализ моторного масла
- Тормозной путь грузового автомобиля
- Турбина и компрессор — общее и разное
Интересные методы диагностики, первый раз о некоторых слышу, действительно легче предупредить поломку за ранее, используя такие схемы обслуживания
Моторное масло для авто, как кровь для человека, вроде и не орган, а такую важную роль играет. Здесь принцип человеческого тела тоже подходит: предупредить лучше, чем лечить.
Убедительные аргументы. Техобслуживание и анализ масла все-таки не должны игнорироваться. Экономия обернется дорогим ремонтом и техника будет дольше простаивать.
Каждый производитель авто, рекомендует то или иное моторное масло. Поэтому достаточно открыть рекомендации и посмотреть марку масла. Они даже исследования по этому поводу проводят. Поэтому не продавец в магазине давать рекомендации, а самому узнавать марку ММ.
Я полностью согласен с тем, что плановое техническое обслуживание (ТО) является критически важным аспектом эксплуатации любого транспортного средства, особенно грузовиков и автобусов. В статье очень точно подмечено, что многие владельцы грузового транспорта стараются экономить на ТО, игнорируя тот факт, что это может привести к гораздо более серьезным и дорогостоящим поломкам в будущем. Сравнивая это с медициной, можно сказать, что регулярная диагностика автомобиля подобна профилактическим медицинским осмотрам, которые помогают выявить болезни на ранней стадии и предотвратить их развитие. Особенно интересным мне показалось упоминание о технологии Condition Based Maintenance, которая позволяет следить за состоянием автомобиля в режиме реального времени, что, безусловно, является шагом вперед в области технического обслуживания. Анализ масла с помощью спектрометра, как описано в статье, предоставляет ценную информацию о состоянии двигателя и других компонентов автомобиля, что позволяет принимать обоснованные решения о необходимости проведения ремонта или замены деталей. Это как анализ крови у человека, который может рассказать о многих проблемах со здоровьем. В целом, внедрение таких технологий делает техническое обслуживание более эффективным и экономически выгодным в долгосрочной перспективе.
Полностью поддерживаю идею о важности регулярного анализа моторного масла. Это как узнавать о состоянии здоровья вашего автомобиля. Если вы заботитесь о его долгосрочной работе, регулярные проверки просто необходимы. Экспресс-комплекты тестовых полосок – это отличное дополнение для быстрого мониторинга, особенно если нет возможности использовать сложное оборудование.
Статья точно подмечает, что игнорирование ТО может быть сродни игре в русскую рулетку с вашим автопарком. Да, простоев из-за обслуживания не избежать, но это гораздо лучше, чем внезапные поломки, которые могут привести к серьезным авариям и финансовым потерям. Приятно видеть, что новые технологии, такие как спектрометрия, помогают улучшить профилактику неисправностей.