Докатка для грузовых автомобилей

Докатка для грузовых автомобилей — упрощенная версия запаски с меньшей толщиной и диаметром. Устанавливается вместо поврежденного колеса, чтобы доехать до ближайшей СТО или гаража для ремонта и обслуживания. Ниже рассмотрим, в чем особенности и отличия таких изделий. Выделим плюсы и минусы упрощенной версии запаски для грузовика.

Что такое докатка, ее назначение

Докатка для грузовых автомобилей

Докатка — альтернатива для полноразмерного запасного колеса, занимающая меньше места и используемая для временной эксплуатации при повреждении шины в дороге. Особенно популярна в небольших автомобилях с дефицитом места для полноценной запаски. Упрощенные версии колеса сразу получили популярность, благодаря меньшему весу и размерам, легкости установки и другим особенностям.

Таким образом, докатка имеет следующее назначение:

  • Замена полноразмерного запасного колеса.
  • Возможность доехать до места ремонта.

Докатка не относится к полноразмерному колесу и имеет меньшие габариты. Ее нельзя устанавливать на ведущий мост автомобилей с передним приводом, а в заднеприводных машинах она ставится только спереди при условии отключения систем стабилизации. Использование такой запаски запрещено при движении по скользкой дороге из-за худшего сцепления. 

Отличие докатки от полноценной запаски

Докатка для грузовых автомобилей

Если сравнивать с запаской, докатка имеет ряд характерных особенностей:

  • Меньший размер по ширине, высоте и внешнему диаметру.
  • Использование обычной стали при изготовлении диска.
  • Простая покраска и наличие цветного обозначения.
  • Нестандартные габариты диска и увеличенный вылет.
  • Узкое место посадки.
  • Небольшой вес и, соответственно, меньшая прочность.
  • Более низкая цена. Купить докатку можно по стоимости, которая на 20-30% меньше, чем у полноразмерного колеса.
  • Отсутствие балансировки.

Распознать докатку можно по внешнему виду грузового автомобиля, который может немногокрениться в одну сторону.

Сколько и с какой скоростью можно ехать на докатке

Установка «урезанной версии» запасного колеса позволяет добраться до ближайшего СТО или гаража для ремонта / замены. Но возможность эксплуатации таких изделий ограничена, как и максимальный километраж. По некоторым данным докатка способна проехать до 5000 км в зависимости от ряда факторов:

  • скорость передвижения;
  • место установки: ведущая или катящаяся ось;
  • качество дорожного покрытия;
  • давление в покрышке;
  • режим движения и т. д.
Важно

Указанный выше километраж актуален для идеальных условий эксплуатации. Через 4000-5000 км шина изнашивается на «ноль» и больше не может использоваться в качестве колеса-докатки.

Для продления ресурса важно следить за скоростным режимом и не превышать 80 км/ч даже при наличии разрешения со стороны завода-изготовителя.

Докатка для грузовых автомобилей

Превышение этого параметра может привести к перегреву, более быстрое разрушению резины и ухудшению качества сцепления. В целях безопасности ограничение по скорости должно быть до 60 км/час.

По ПДД такие поездки также ограничены. В правилах указано, что применение запаски-докатки допускается только в аварийных ситуациях для достижения ближайшего сервиса. Если злоупотреблять такими поездками можно нарваться на проблемы с представителями ГИБДД и штраф. Если исходить из КоАП (ст. 12.5, ч. 1), придется заплатить 500 рублей.

Ответ на вопрос, сколько можно ездить на докатке, прост — ровно то расстояние, которое нужно преодолеть до ближайшего сервиса или гаража для ремонта. Эксплуатация подобных колес в постоянном режиме не предусмотрена.

Достоинства и недостатки докатки

Докатка для грузовых автомобилей

Перед использованием таких изделий необходимо изучить их слабые и сильные места. К преимуществам стоит отнести:

  • Небольшие размеры докатки. Такая запаска имеет меньшие габариты, что позволяет занять меньше места в грузовом или легковом автомобиле.
  • Меньший вес. Эта особенность упрощает транспортировку колеса от гаража / СТО к багажнику и обратно. С такой работой может справиться даже женщина.
  • Легкость установки. Благодаря небольшой массе, докатку проще поставить вместо поврежденного колеса. Все отверстия полностью соответствуют заводской версии, поэтому на данном этапе сложностей не возникает.
  • Простой ремонт. В случае повреждения такую запаску легко отремонтировать с помощью подручных способов.
  • Низкая цена. На изготовление упрощенной версии колеса используются дешевые материалы, а их количество меньше, чем в обычной запаске. Заводы-изготовители в целях экономии, как правило, предусматривают в автомобиле именно докатку.

На этом преимущества заканчиваются и начинаются недостатки:

  • Небольшой ресурс, обусловленный быстрым износом даже при нормальных условиях эксплуатации. Как отмечалось, такие колеса редко проезжают более 5000 км.
  • Строгие лимиты по скорости перемещения, которая ограничена 60-80 км/ч. Большая скорость приводит к ухудшению устойчивости на дороге. Водитель должен понимать, что, по сути, он движется на трех колесах.
  • Снижение эффективности тормозной системы из-за плохого сцепления. Это объясняется меньшим пятном контакта более узкой шины с плохим протектором.
  • Сбои в работе электронных помощников. При использовании докатки на грузовом автомобиле системы, принимающие сигналы от колесных датчиков, будут работать некорректно. В первую очередь это касается АБС, ЕСП и ряда других систем.
  • Повышенное давление в колесе, которое необходимо удерживать на уровне 4-х атмосфер. Это влечет ухудшение комфорта при движении по плохим дорогам.
  • Разница в размере с другими колесами. Из-за таких отличий страдают элементы ходовой системы, которая чаще требует ремонта.
  • Низкая прочность. Длительное применение докатки не рекомендуется из-за плохого качества резины. В случае наезда на какое-то препятствие шина может повредиться.
  • Плохой протектор. Такая бескамерка имеет простой рисунок, не обеспечивающий желаемую устойчивость на дороге. Кроме того, протектор даже при правильной эксплуатации быстро изнашивается.

Докатка для грузовых автомобилей

Кроме рассмотренных выше недостатков, ухудшаются и ходовые характеристики автомобиля. В частности, уменьшается площадь сцепления с дорожным покрытием, возрастает тормозной путь, ухудшается управляемость. В комплексе со сбоями работы электроники такие недостатки могут привести к аварии.

Вот почему производители грузовиков и легковых автомобилей, как правило, считают докатку злому и часто продают машины без запасок. В большинстве авто устанавливается ремонтный комплект или же предусматриваются покрышки Run-Flat. Особенность технологии в том, что даже в случае прокола машина продолжает движение и можно обойтись без запасного колеса.

Итог

Для большинства грузовых и легковых автомобилей докатка — единственный способ добраться до ближайшего шиномонтажа при повреждении основного колеса. Но возможности такой запаски ограничены, ведь она имеет меньшую ширину и диаметр, не способна выдерживать большие нагрузки и быстро изнашивается.

Такое колесо используется в качестве временной меры при повреждении основного колеса и не подходит для постоянной эксплуатации. На современном этапе докатки заменяются полноценной запаской или бескамерными шинами Run-Flat, которые не спускаются при повреждении и позволяют добраться до ближайшего СТО. 

Рейтинг: 23
Всего оценок: 9 Комментариев: 12 Просмотров: 928
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-03-2022 / Обновлено: 15-03-2022
Поиск запроса "докатка для грузовых автомобилей" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Иван О. Самара 16.03.2022

Большое спасибо за вашу статью, очень интересная информация, хорошо, что рассмотрены как плюсы, так и минусы

0
0
Ответить
Марина Минск 16.03.2022

Запасное колесо может храниться в специальной нише багажника, может быть закреплено под днищем или быть установлено на пятую дверь. Первый вариант самый благоприятный: грязь, соль и реагенты не попадают на резину

1
0
Ответить
Игорь Феодосия 16.03.2022

Ну, большими преимуществами докатка не обладает, ее применение еще может и ухудшать состояние автомобиля. Я бы стал применять ее только в самых безвыходных ситуациях.

0
0
Ответить
Максим Москва 16.03.2022

Был боковой порез на колесе и пришлось ставить докатку. Проехал на до катке 350км ну и дороги были конечно не очень хорошие. Ехал 80-90 км в час. Неплохо доехал.

0
0
Ответить
Андрей Омск 16.03.2022

Здравствуйте! Хочу отменить, что у докатки очень маленький ресурс. Особенно это сказывается когда идёшь гружённый. При торможении стоит быть внимательней, автомобиль ведёт себя по другому и зачастую срабатывает АБС. При этом имеет небольшой вес, что упрощает замену. Имеет не высокую стоимость.

0
0
Ответить
Иван Уфа 16.03.2022

Интересно было узнать, сколько км может продержаться докатка. Благодаря данной статье нашел ответ на интересующий вопрос.

0
0
Ответить
Михаил Новосибирск 16.03.2022

По нашим дорогам докатка так себе решение, пробивается на раз, а вот потом будешь мучаться с ремонтом 2 шин. Я сторонник того, чтобы сразу ранфлэт ставить, на ней даже разорванной можно ехать!

0
0
Ответить
Сергей Волжский 16.03.2022

На мой взгляд, докатку целесообразно использовать только на совсем маленьких авто, где лишний сантиметр и даже лишних пару сотен грамм веса, что занимает обычное колесо, нежелательны.  На больших машинах пропадает 90% смысла докатки.

0
0
Ответить
Вадим Брянск 16.03.2022

Похоже, что кроме низкой цены очевидных плюсов у докатки больше нет. Относительно небольшие размеры - так себе преимущество. Настоящий дальнобойщик всегда найдёт куда приткнуть полноценную запаску, и даже не одну.)

0
0
Ответить
Дональд 06.12.2024

Интересная статья о докатках для грузовых автомобилей! Несмотря на их очевидные преимущества, такие как компактность и легкость, они имеют значительные ограничения. Например, необходимость контролировать скорость и ограничения по расстоянию делают их скорее временной мерой, чем полноценной заменой запаски. Я помню, как в одной из поездок на легковом автомобиле пришлось использовать докатку, и опыт был не самым комфортным. Машина действительно кренилась в сторону, и приходилось быть особо осторожным на поворотах. Для грузовых автомобилей, где вес и нагрузка значительно больше, такие проблемы могут быть еще заметнее. Наверное, именно поэтому производители начинают внедрять технологии типа Run-Flat, которые позволяют не беспокоиться о проколах. Мне кажется, что в будущем докатки могут и вовсе исчезнуть, уступив место более современным решениям. Но пока они остаются полезным инструментом, особенно в экстренных ситуациях, когда нет другого выхода. Было бы интересно услышать мнение тех, кто использовал докатку на грузовике и как они справлялись с возникающими трудностями.

0
0
Ответить
Генрих 07.12.2024

По моему мнению, докатка — это как запасной парашют: неплохо иметь, но лучше не использовать. Она спасет в критической ситуации, но постоянная эксплуатация чревата проблемами. Особенно смущает снижение эффективности торможения и возможные сбои в работе электроники. Серьезные доводы для осторожного использования.

0
0
Ответить
Мирко 08.12.2024

Докатки имеют свои плюсы, но я бы не стал на них полагаться в долгих поездках. Ограничения по скорости и пробегу делают их больше временным решением. В нашем автопарке мы предпочитаем инвестировать в полноразмерные запаски или технологии Run-Flat, которые обеспечивают больше уверенности в дороге.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: