Что такое сайлентблок
Устройство автомобильной подвески таково, чтобы она могла справляться со своей ключевой функцией – гасить удары, возникающие во время езды по неровной поверхности. Большую часть ударных нагрузок принимают на себя пружины или рессоры, амортизаторы гасят вибрации, а крепления и рычаги отвечают за то, чтобы колеса при этом оставались подвижными.
Оглавление
Однако нельзя переоценивать роль еще одного элемента подвески – сайлентблоков. О том, что они собой представляют и за выполнение какой задачи отвечают, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Назначение сайлентблока
Сайлентблок – это резинометаллический шарнир (РМШ), состоящий из внешней и внутренней втулок, между которыми расположен резиновый либо ППУ-наполнитель (зависит от модели изделия). На английском языке название детали звучит как silent block, что в переводе на русский обозначает «тихий блок». Отсюда и назначение – сайленты служат на смягчение соединений между элементами подвески, а втулка выступает своего рода демпфером, принимающим на себя колебания, гасит их, обеспечивая упругое соединение.
ВажноКонструкция сайлентблоков устроена так, чтобы свести к минимуму колебания подвески. Такие шарниры устанавливают том числе и на двигатель транспортного средства, а также на другие подвижные детали для гашения колебаний. Чем меньше колебания, тем выше комфорт езды.
Говоря о назначении сайлентблоков более детально, необходимо отметить следующее:
- Обеспечение автомобилю большей устойчивости на дороге благодаря минимизации риска деформации деталей подвески.
- Поглощение вибраций и шумов при движении по дорожному покрытию низкого качества.
- Снижение уровня шума в салоне.
- Минимизация требований относительно точности посадки комплектующих благодаря гибкости резинометаллических сайлентов.
Конструкция и материал изготовления
В плане устройства сайтлентблоки, как уже говорилось выше, выполнены в виде резинометаллических шарниров, функция которых сводится к подвижному соединению двух жестких деталей. Примечательно то, что резиновая или полиуретановая прокладка соединена с металлическими частями не только благодаря запрессовыванию в процессе производства, но и путем фиксации на клей или привариванием во время вулканизации.
Как результат – конструкция получается необычайно надежной и прочной, способной выдержать огромное количество нагрузочных циклов. Она позволяет узлу сохранять подвижность и при этом подавлять вибрации и шумы от подвески, образовываемые при езде по бездорожью.
Что касается материалов изготовления, то сайленты бывают двух видов:
- Резиновые (старая добрая классика, стоит дешевле, но при этом обладает рядом недостатков, в частности, быстро изнашивается).
- Полиуретановые (более современное решение, служит дольше, дороже стоит, делает подвеску жестче, а это, как говорится, «на любителя»).
Определение износа сайлентблока
Огромные нагрузки, которые приходится выдерживать этим деталям, приводят к их повышенному износу. Средний срок службы качественных сайлентов составляет около 50 тыс. км пробега, но все зависит от условий эксплуатации, манеры езды и ряда других факторов. О том, что пришло время замены сайлентблока, свидетельствуют следующие признаки:
- Ухудшение управляемости автомобиля, в частности, замедленная реакция на повороты руля.
- Появление посторонних звуков и шумов в процессе движения по неровной поверхности.
- Неравномерный износ шин.
- Нарушение развал-схождения без видимых на то причин.
- Утрата курсовой устойчивости – машину ведет вправо или влево при езде ровной дорогой.
При обнаружении любого из перечисленных выше признаков необходимо немедленно обратиться в СТО, провести диагностику, а в случае необходимости – заменить деталь.
Места установки сайлентблоков
Детали, ставшие темой нашей беседы, бывают разными, а их количество и виды зависят от конструктивных особенностей конкретной модели авто. Классическими местами установки сайлентов являются:
- Рычаги подвески – передние и задние сайлентблоки.
- Поперечные рычаги в местах соединения с кузовом транспортного средства (сайлентблок рычага).
- В месте соединения рычага и стабилизатора поперечной устойчивости.
- В местах крепления амортизатора к ступице (сайлентблоки амортизатора).
- В местах крепления реактивных тяг, а также соединения кузова и торсионной балки.
- На опорных балках силовой установки и коробки передач (сайлентблок балки).
- В месте крепления тяги и рулевого механизма.
Виды сайлентблоков
Говоря о представленных на современном рынке разновидностях сайлентблоков с конструктивной точки зрения, необходимо отметить следующее:
- С одной втулкой – традиционные детали, которые не подлежат ремонту. В случае износа их необходимо менять.
- С двумя втулками – в резине предусмотрено технологическое отверстие, обеспечивающее возможность вращения, а значит, эффективную работу на скручивание.
- Ассиметричные детали с крепежными отверстиями под болт.
- Резиновые, без металлических деталей. Крепление таких сайлентов обеспечивается применением надежного клеящего состава.
- «Плавающие». Характеризуются отсутствием шарниров, обеспечивают высокую плавность хода, оперативный разгон, хорошую управляемость. Минусом таких моделей является ускоренный износ втулок.
Как поменять сайлентблок
Выше мы перечисляли признаки, способные свидетельствовать об износе сайлентблоков. В случае их обнаружения необходимо выполнить диагностику, и если в ее процессе подтвердится выход деталей из строя, их придется заменить. Делать это лучше на СТО, но если есть определенный опыт и элементарные навыки, вполне реально справиться с поставленной задачей собственными силами.
Чтобы поменять сайлентблок, необходимо подготовить гаечный ключ, проставки, болт и шайбы для монтажа новой детали на соответствующее посадочное место, а также тиски для надежной фиксации рычага. Само собой разумеется, не обойтись без подъемника, но если его нет, можно использовать домкрат или смотровую яму.
Алгоритм действий
- Автомобиль поднимается и надежно фиксируется таким образом, чтобы вывесились колеса оси, нуждающейся в ремонте.
- Выполняется демонтаж наружных рычагов (даже если износ заметен на одном сайлентблоке, менять деталь следует парой).
- Демонтируются изношенные комплектующие.
- Посадочные отверстия тщательно обрабатываются специальными растворами, затем они высушиваются, подвергаются зачистке, смазываются.
- Выполняется запрессовка новых сайлентблоков.
- Рычаги возвращаются на свое место и надежно фиксируются.
Важные нюансы
Существует ряд резинометаллических шарниров, установка которых должна выполняться строго в указанном положении. Это касается моделей с отверстиями в резине, способных противостоять внушительным нагрузкам на скручивание.
Асимметричные изделия с отверстиями под болтовые крепления должны монтироваться строго слева или строго справа в зависимости от модели изделия. Это правило требует строжайшего соблюдения.
Сайлент, установленный правильно, не оказывает нагрузки на подвеску. Прежде чем окончательно зафиксировать его в процессе ремонта, нужно опустить авто, поставив на все 4 колеса, тем самым исключить риск предварительного натяжения узла и обеспечить ему продолжительный срок службы.
Заключение
Сайленты – это незаменимые элементы подвески, принимающие на себя нагрузки и удары от дорожного полотна, что позволяет предотвратить преждевременный выход из строя других, более дорогостоящих деталей. Кроме того, эти комплектующие повышают комфорт езды, снижают уровень шума в салоне, делают пребывание в нем более приятным и комфортабельным.
- Что такое обрешетка, какие грузы подлежат обязательной упаковке в обрешетку?
- Что обойдётся дешевле?
- Международные перевозки. Что нужно получить?
- Что возят автовозами?
- Что выгодней - взять в штат своего механика или ехать в мастерскую?
- Ремонт и диагностика Фольксваген Туарег
- Амортизаторы — устройство и классификация
- Камаз Арктика - уникальность и инновации побеждают российский Север
- Городской автобус Волжанин-5270
- Чем отличаются седельные тягачи из Европы от американских
В транспортных средствах так много деталей, в том числе и мелких, что о некоторых даже многие не знают. Например про сайлентблок я впервые слышу. Оказывается тоже очень важная деталь.
Недавно был на диагностике в СТО, мне сказали что у меня износилось сайлентблоки. На тот момент я вообще не знал что это. Начал изучать эту тему, и вот уже спустя неделю, наткнулся и тут, На эту интересную статью :)
Устройство действительно полезное, но при этом простое. Да, не все автолюбители о нем знают, однако ведь и функционал этого устройства, согласитесь, не столь глобальный.
Впервые услышала от мастера на СТО а сайлентблоке, сказал требуется заменить. У меня как обычно по привычке паника. Но все оказалось куда проще. Никогда бы не узнала о существовании такой детали в машине. А статейка полезная, первым делом начала гуглить, что это значит. Очень информативно. Когда знаешь, совсем не страшно!