Что такое сайлентблок

Устройство автомобильной подвески таково, чтобы она могла справляться со своей ключевой функцией – гасить удары, возникающие во время езды по неровной поверхности. Большую часть ударных нагрузок принимают на себя пружины или рессоры, амортизаторы гасят вибрации, а крепления и рычаги отвечают за то, чтобы колеса при этом оставались подвижными.

Однако нельзя переоценивать роль еще одного элемента подвески – сайлентблоков. О том, что они собой представляют и за выполнение какой задачи отвечают, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Назначение сайлентблока

Сайлентблок – это резинометаллический шарнир (РМШ), состоящий из внешней и внутренней втулок, между которыми расположен резиновый либо ППУ-наполнитель (зависит от модели изделия). На английском языке название детали звучит как silent block, что в переводе на русский обозначает «тихий блок». Отсюда и назначение – сайленты служат на смягчение соединений между элементами подвески, а втулка выступает своего рода демпфером, принимающим на себя колебания, гасит их, обеспечивая упругое соединение. 

Что такое сайлентблок

Важно

Конструкция сайлентблоков устроена так, чтобы свести к минимуму колебания подвески. Такие шарниры устанавливают том числе и на двигатель транспортного средства,  а также на другие подвижные детали для гашения колебаний. Чем меньше колебания, тем выше комфорт езды. 

Говоря о назначении сайлентблоков более детально, необходимо отметить следующее:

  •  Обеспечение автомобилю большей устойчивости на дороге благодаря минимизации риска деформации деталей подвески.
  •  Поглощение вибраций и шумов при движении по дорожному покрытию низкого качества.
  •  Снижение уровня шума в салоне.
  •  Минимизация требований относительно точности посадки комплектующих благодаря гибкости резинометаллических сайлентов.

Конструкция и материал изготовления

В плане устройства сайтлентблоки, как уже говорилось выше, выполнены в виде резинометаллических шарниров, функция которых сводится к подвижному соединению двух жестких деталей. Примечательно то, что резиновая или полиуретановая прокладка соединена с металлическими частями не только благодаря запрессовыванию в процессе производства, но и путем фиксации на клей или привариванием во время вулканизации. 

Что такое сайлентблок

Как результат – конструкция получается необычайно надежной и прочной, способной выдержать огромное количество нагрузочных циклов. Она позволяет узлу сохранять подвижность и при этом подавлять вибрации и шумы от подвески, образовываемые при езде по бездорожью. 

Что касается материалов изготовления, то сайленты бывают двух видов:

  1.  Резиновые (старая добрая классика, стоит дешевле, но при этом обладает рядом недостатков, в частности, быстро изнашивается).
  2.  Полиуретановые (более современное решение, служит  дольше, дороже стоит, делает подвеску жестче, а это, как говорится, «на любителя»).

Определение износа сайлентблока

износ сайлентблока

Огромные нагрузки, которые приходится выдерживать этим деталям, приводят к их повышенному износу. Средний срок службы качественных сайлентов составляет около 50 тыс. км пробега, но все зависит от условий эксплуатации, манеры езды и ряда других факторов. О том, что пришло время замены сайлентблока, свидетельствуют следующие признаки:

  •  Ухудшение управляемости автомобиля, в частности, замедленная реакция на повороты руля.
  •  Появление посторонних звуков и шумов в процессе движения по неровной поверхности.
  •  Неравномерный износ шин.
  •  Нарушение развал-схождения без видимых на то причин.
  •  Утрата курсовой устойчивости – машину ведет вправо или влево при езде ровной дорогой.

При обнаружении любого из перечисленных выше признаков необходимо немедленно обратиться в СТО, провести диагностику, а в случае необходимости – заменить деталь.

Места установки сайлентблоков

Детали, ставшие темой нашей беседы, бывают разными, а их количество и виды зависят от конструктивных особенностей конкретной модели авто. Классическими местами установки сайлентов являются:

  •  Рычаги подвески – передние и задние сайлентблоки.
  •  Поперечные рычаги в местах соединения с кузовом транспортного средства (сайлентблок рычага).
  •  В месте соединения рычага и стабилизатора поперечной устойчивости.
  •  В местах крепления амортизатора к ступице (сайлентблоки амортизатора).
  •  В местах крепления реактивных тяг, а также соединения кузова и торсионной балки.
  •  На опорных балках силовой установки и коробки передач (сайлентблок балки).
  •  В месте крепления тяги и рулевого механизма.

Виды сайлентблоков

Говоря о представленных на современном рынке разновидностях сайлентблоков с конструктивной точки зрения, необходимо отметить следующее:

сайлентблок с двумя втулками

  •  С одной втулкой – традиционные детали, которые не подлежат ремонту. В случае износа их необходимо менять.
  •  С двумя втулками – в резине предусмотрено технологическое отверстие, обеспечивающее возможность вращения, а значит, эффективную работу на скручивание.
  •  Ассиметричные детали с крепежными отверстиями под болт. 
  •  Резиновые, без металлических деталей. Крепление таких сайлентов обеспечивается применением надежного клеящего состава.
  •  «Плавающие». Характеризуются отсутствием шарниров, обеспечивают высокую плавность хода, оперативный разгон, хорошую управляемость. Минусом таких моделей является ускоренный износ втулок.

Как поменять сайлентблок

Выше мы перечисляли признаки, способные свидетельствовать об износе сайлентблоков.  В случае их обнаружения необходимо выполнить диагностику, и если в ее процессе подтвердится выход  деталей из строя, их придется заменить. Делать это лучше на СТО, но если есть определенный опыт и элементарные навыки, вполне реально справиться с поставленной задачей собственными силами. 

Что такое сайлентблок

Чтобы поменять сайлентблок, необходимо подготовить гаечный ключ, проставки, болт и шайбы для монтажа новой детали на соответствующее посадочное место, а также тиски для надежной фиксации рычага. Само собой разумеется, не обойтись без подъемника, но если его нет, можно использовать домкрат или смотровую яму. 

Алгоритм действий

  1.  Автомобиль поднимается и надежно фиксируется таким образом, чтобы вывесились колеса оси, нуждающейся в ремонте.
  2.  Выполняется демонтаж наружных рычагов (даже если износ заметен на одном сайлентблоке, менять деталь следует парой).
  3.  Демонтируются изношенные комплектующие.
  4.  Посадочные отверстия тщательно обрабатываются специальными растворами, затем они высушиваются, подвергаются зачистке, смазываются.
  5.  Выполняется запрессовка новых сайлентблоков.
  6.  Рычаги возвращаются на свое место и надежно фиксируются.

Важные нюансы

Существует ряд резинометаллических шарниров, установка которых должна выполняться строго в указанном положении. Это касается моделей с отверстиями в резине, способных противостоять внушительным нагрузкам на скручивание.

Асимметричные сайлентблоки

Асимметричные изделия с отверстиями под болтовые крепления должны монтироваться строго слева или строго справа в зависимости от модели изделия. Это правило требует строжайшего соблюдения.

Сайлент, установленный правильно, не оказывает нагрузки на подвеску. Прежде чем окончательно зафиксировать его в процессе ремонта, нужно опустить авто, поставив на все 4 колеса, тем самым исключить риск предварительного натяжения узла и обеспечить ему продолжительный срок службы.

Заключение

Сайленты – это незаменимые элементы подвески, принимающие на себя нагрузки и удары от дорожного полотна, что позволяет предотвратить преждевременный выход из строя других, более дорогостоящих деталей. Кроме того, эти комплектующие повышают комфорт езды, снижают уровень шума в салоне, делают пребывание в нем более приятным и комфортабельным.

Рейтинг: 19
Всего оценок: 7 Комментариев: 4 Просмотров: 975
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 12-03-2022 / Обновлено: 12-03-2022
Поиск запроса "что такое сайлентблок" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Екатеринбург 15.03.2022

В транспортных средствах так много деталей, в том числе и мелких, что о некоторых даже многие не знают. Например про сайлентблок я впервые слышу. Оказывается тоже очень важная деталь.

1
0
Ответить
Кирилл Санкт-Петербург 18.03.2022

Недавно был на диагностике в СТО, мне сказали что у меня износилось сайлентблоки. На тот момент я вообще не знал что это. Начал изучать эту тему, и вот уже спустя неделю, наткнулся и тут, На эту интересную статью :)

0
0
Ответить
Егор Реутов 18.03.2022

Устройство действительно полезное, но при этом простое. Да, не все автолюбители о нем знают, однако ведь и функционал этого устройства, согласитесь, не столь глобальный.

0
0
Ответить
Динара Алматы 27.03.2022

Впервые услышала от мастера на СТО а сайлентблоке, сказал требуется заменить. У меня как обычно по привычке паника. Но все оказалось куда проще. Никогда бы не узнала о существовании такой детали в машине. А статейка полезная, первым делом начала гуглить, что это значит. Очень информативно. Когда знаешь, совсем не страшно!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: