Дорожный просвет или клиренс

В материалах на автомобильную тематику часто фигурирует термин «клиренс». Нередко неопытные автомобилисты путают его с понятием «дорожного просвета», считая эти слова синонимами. На самом деле это заблуждение, а значит, пришло время разобраться в том, что обозначает каждый из терминов, и в чем состоит разница между ними. 

Что такое дорожный просвет

Под дорожным просветом подразумевают техническую характеристику транспортного средства, обозначающую расстояние от поверхности, на которой авто стоит, до самой нижней точки в его конструкции. Когда речь идет о внедорожниках, величина дорожного просвета в подавляющем большинстве случаев равна расстоянию от мостов до земли, тогда как у легковушек данным понятием описывают расстояние до задней балки.

Дорожный просвет

Приведем наглядный пример. У старого доброго «УАЗ-469» дорожный просвет составляет 210 мм при клиренсе в 300 мм. Как видим, цифры разные, поэтому говорить, что просвет и клиренс – это одно и то же, нельзя. 

Важно

Многие современные автомобили оснащаются так называемой адаптивной подвеской, которую еще называют полуактивной. Речь идет о конструкции, высота дорожного просвета в которой способна меняться в зависимости от состояния дорожного полотна, особенностей езды и предпочтений водителя.

Это становится возможным благодаря способности к изменениям степени демпфирования амортизаторов с учетом показателей датчика дорожного просвета. 

Когда говорят о степени демпфирования, имеют в виду скорость затухания колебаний, зависящую от размера подрессоренных масс и уровня сопротивления амортизаторов. Если состояние полотна анализирует датчик, то регулироваться демпфирование амортизаторов может двумя путями – посредством электромагнитных клапанов и благодаря магнитно-реологической жидкости.

Как измерить клиренс

Клиренс авто – это еще одна важная техническая характеристика, свидетельствующая о минимальном расстоянии от кузова до поверхности, на которой стоит машина. Для получения точных данных необходимо правильно выполнить замеры, а для этого следует поставить машину на ровной поверхности и проследить за тем, чтобы в салоне не было пассажиров, а в багажнике – груза. Даже если водитель сядет за руль, или бак будет заполнен топливом «под завязку», заводские параметры клиренса будут заметно отличаться от фактических показателей. 

Дорожный просвет

Высота клиренса играет важную роль, от нее зависит проходимость транспортного средства, его устойчивость на дороге при движении на большой скорости, маневренность и управляемость. Поэтому важно учитывать данный показатель при выборе ТС, изначально определив для себя, для каких целей покупается машина, по каким дорогам она будет ездить чаще всего, а также какую манеру езды предпочитает водитель.

Высокий клиренс – это гарантия повышенной проходимости и способности машины преодолевать серьезные препятствия. Следует помнить, что последствием заниженного клиренса особенно во время езды по плохим дорогам на высокой скорости может стать повреждение расположенных на днище деталей выхлопной системы авто.

Также часты случаи повреждения поддона (если мчаться по ухабам и напороться на кочку), что влечет за собой риск потери масла. Как следствие – оно вытечет, и двигатель может заклинить, а это уже серьезная проблема, требующая капитального ремонта. 

Величина дорожного просвета у легковых и грузовых автомобилей

В технических характеристиках машины обычно указывают два значения – просвет под передней и под задней осью. Если ТС переднеприводное, разница между двумя указанными параметрами минимальна.

Как правило, отличительной особенностью спортивных авто является небольшой дорожный просвет, тогда как у внедорожников он заметно выше, что способствует улучшенной проходимости. Само собой разумеется, что у грузовых автомобилей этот показатель еще выше. 

Дорожный просвет

Если приводить более конкретные цифры величины дорожного просвета, отметим следующее:

  •  Легковые авто - от 14 до 20 см.
  •  Т.н. «паркетники» - 18-25 см.
  •  Внедорожники – 20-35 см.
  •  Грузовики – 30-40 см.

Выбирая транспортное средство, как уже говорилось выше, следует определиться с тем, в каких условиях оно будет эксплуатироваться. Для езды по городу достаточно дорожного просвета в 12-17 см. Чтобы спокойно перемещаться по пересеченной местности, соответствующий критерий должен составлять минимум 15 см, а вот когда большая часть маршрута будет пролегать по бездорожью, стоит присмотреться к авто повышенной проходимости с дорожным просветом от 20 см.

Клиренс у спецтехники

Единого ответа на вопрос о том, какой клиренс у спецтехники, не существует,  ведь само понятие специальной техники слишком широкое, чтобы даже пытаться унифицировать какие-то критерии.

К примеру, у тяжеловесного грузового транспорта, использующегося в дорожном строительстве, на предприятиях тяжелой промышленности и пр., данный параметр может составлять и 1000 мм,  тогда как у вилочных погрузчиков от равен 120 мм (под мачтой) и 130 мм (по центру колесной базы).

Регулировка клиренса

Часты случаи, когда купив машину с низким клиренсом, владелец понимает, что было бы неплохо, если бы он стал чуть повыше. Возникает логичный вопрос о том, как увеличить клиренс, и возможно ли сделать это если не своими силами, то хотя бы кустарным методом. 

Регулировка клиренса

Транспортные средства, оснащенные пневматической подвеской, не нуждаются в использовании дополнительных приспособлений для увеличения клиренса – его регулировка встроена в систему настроек автомобиля. В легковушках функцию упругого пневматического элемента выполняют пневмобаллоны, в дополнение к которым иногда используют регулируемые амортизаторы. 

В остальных случаях применяют проставки для увеличения клиренса, которые позволяют добиться требуемого результата, не прикладывая к этому особых усилий.

Детали, именуемые проставками, изготавливаются из пластика, алюминия либо из полиуретана, они устанавливаются между кузовом и опорной стойкой, являясь самым доступным методом увеличения клиренса. Чаще всего применяют именно пластиковые детали, которые, в отличие от полиуретановых, не сжимаются, а в отличие от алюминиевых, устойчивы перед деформациями. 

Нередко между витками пружин в амортизаторах вставляют резиновые проставки, которые обеспечивают совсем небольшое увеличение клиренса, но при этом снижают раскачивание автомобиля.

Дорожный просвет

Сзади обычно ставят проставки регулируемые, которые можно настроить в соответствии с потребностями автолюбителя. Во-первых, это позволяет получить требуемый дорожный просвет, а во-вторых – изменить угол освещения штатных осветительных приборов и параметры регулировки тормозов. 

Заключение

Подводя итог под сказанным выше, отметим, что при выборе автомобиля перед его покупкой такие характеристики, как величина клиренса и дорожный просвет, следует определять заранее.

При необходимости их, конечно, можно изменить в дальнейшем, но следует помнить, что любое вмешательство в изначальную конструкцию транспортного средства способно повлечь за собой серьезные последствия. Если увеличить клиренс неправильно, допустив при этом ошибку в расчетах, возможно снижение управляемости, ухудшение устойчивости ТС при движении на больших скоростях и другие серьезные проблемы. 

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 1141
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 26-04-2022 / Обновлено: 27-04-2022
Поиск запроса "дорожный просвет или клиренс" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Марина Ленск 26.05.2022

Я даже не знала, что такое клиренс. Пока не стала автолюбителем. Теперь отлично понимаю, что это такое. В моей машине клиренс 15см. Маловато для наших дорог, конечно. Но справляемся. А после таких статей можно разбираться в них, как заправский автомастер. Мне статья очень понравилась. Интересно было прочитать её.

1
0
Ответить
Варя Кемерово 29.08.2022

С нашими дорогами даже на любой легковушке нужен большой просвет, особенно тем, кто часто ездит на дачи или в лес. Что уж говорить про грузовики. У них чем выше клиренс, тем легче им будет работать. 

1
0
Ответить
Андрей Минск 18.08.2023

Интересная и полезная статья для начинающих автомобилистов. Выбирая автомобиль, нужно представлять, на каких дорогах он будет использоваться. По городским улицам и скоростным автострадам или для поездок в деревню по грунтовке. Тут величина клиренса или дорожного просвета имеет большое значение.

0
0
Ответить
Альваро 21.11.2024

Я всегда считал, что клиренс и дорожный просвет — это одно и то же, но после прочтения статьи стал больше разбираться в этой теме. Хорошо, что автор подробно объяснил разницу. Вспомнил, как однажды, выбирая внедорожник, я не обратил внимания на клиренс и выбрал машину с недостаточным просветом для наших дорог. После этого мне пришлось потратиться на установку проставок, чтобы увеличить клиренс. Это хороший урок, что лучше сразу выбирать автомобиль с подходящими характеристиками, чем потом вкладываться в доработки. Особенно интересно было узнать про адаптивную подвеску — не у всех производителей она реализована одинаково. Например, у некоторых марок, как Audi или Mercedes, она работает на основе магнитно-реологической жидкости, что делает езду максимально комфортной. Если бы я знал об этом раньше, возможно, сделал бы другой выбор при покупке автомобиля. В любом случае, статья оказалась полезной, и теперь я буду более осознанно подходить к выбору автомобиля, учитывая его клиренс и дорожный просвет.

0
0
Ответить
Амин 22.11.2024

Статья напомнила мне, как важен клиренс при выборе автомобиля. Особенно, если вы много ездите по пересеченной местности. Вспоминается случай, когда мой друг повредил выхлопную систему из-за низкого клиренса, и это обошлось ему в круглую сумму. Важно не забывать об этом факторе.

0
0
Ответить
Митрофан 23.11.2024

Интересный материал про клиренс и дорожный просвет. Никогда бы не подумал, что разница между ними такая значительная. Удивительно, как такие технические детали могут влиять на повседневное использование автомобиля. Теперь буду обращать внимание на эти параметры при выборе нового авто.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: