Эксперты о создании единого реестра грузоперевозчиков
В феврале 2019 года в Государственную Думу был внесен на рассмотрение закон, согласно которому предлагается создать реестр перевозчиков. Причина подготовки документа – необходимость устранения избытка нелегальных автоперевозчиков в РФ. Авторы законопроекта утверждают, что больше половины всех зарегистрированных в стране грузовых ТС принадлежат физлицам, которые не платят налог, так как не являются ИП. Такая ситуация угрожает и госбюджету, и безопасности на дорогах.
Проблема может быть решена следующим способом: будет создано два реестра: один для тех, кто перевозит грузы за плату, другой – для тех, кто занимается этим для собственных нужд. При этом места для физических лиц в этих реестрах не будет. Регистрация будет платной, как и обучение для получения статуса ответственного специалиста – таковы выполнения условий подтверждения профессиональной компетентности.
Зачем нужен единый реестр грузоперевозчиков
В качестве целей законопроекта авторы декларируют:
- снижение присутствия на рынке нелегальных перевозчиков;
- обеспечение надлежащего государственного транспортного надзора и статистического наблюдения за деятельностью грузового автомобильного транспорта всех форм собственности;
- формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг;
- повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.
Эксперты считают, что в том виде, в котором законопроект внесен на общественное обсуждение, он законом не станет. Это однозначно следует из заключения Правительства РФ от 16 октября 2018 года № 8443п-П9 на данный законопроект. В частности, в заключении указано, что:
- введение реестров и обязательность присутствия в них для осуществления коммерческих перевозок или перевозок для собственных нужд, по сути, является скрытой формой лицензирования;
- Торгово-промышленная палата России вправе вести только негосударственные реестры, в то время как законопроектом предусматривается формирование именно государственного реестра;
- сведения из реестров содержат персональные данные, которые не подлежат раскрытию в силу ФЗ «О персональных данных».
Однако, общая тенденция на ужесточение законодательства, регулирующего автоперевозки, наблюдается вполне отчетливо, поэтому вероятность превращения законопроекта в закон весьма высока.
Кого это касается.
Законопроект коснется всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на балансе автотранспорт. При этом не важна цель перевозок — извлечение финансовой выгоды в виде оплаты услуг, либо перевозка собственных грузов. Из буквального толкования текста законопроекта по состоянию на дату подготовки этой статьи следует, что эти две категории граждан, эксплуатирующих грузовые автомобили будут подавать сведения о себе в различные реестры — соответственно целям использования автотранспорта.
Государственные реестры.
Законопроект предусматривает создание двух государственных реестров — коммерческих перевозчиков (выполняющих перевозки грузов за плату) и перевозчиков для собственных нужд (торгово-промышленные предприятия, имеющие свой автопарк). Ведение реестров предполагается поручить Торгово-промышленной палате РФ, при этом права торгово-промышленных палат прямо указаны в статье 12 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Согласно подпункту «Н» части 1 данной статьи, за торгово-промышленные палаты имеют право вести только негосударственные реестры.
Законопроектом предусмотрено, что ТПП РФ вправе возложить отдельные полномочия по ведению реестров на подведомственное государственное учреждение. О каком учреждении идет речь не совсем ясно — Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией и подведомственных госучреждений не имеет. Реестры ведутся на бумажных носителях и дублируются в электронном виде. При наличии расхождений в сведениях приоритетными считаются сведения из бумажного реестра.
Для включения в реестр необходимо подать заявление (лично, заказным письмом, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью). ТПП в течениетрех дней должно принять решение о внесении перевозчика в реестр. В текущей редакции законопроекта речь идет о трех календарных днях, что делает практически невозможным проявление даже минимальной внимательности при рассмотрении заявления и приложенных документов. Из этого следует, что либо решение будет приниматься по формальным основаниям, либо в законопроект будет внесено изменение по срокам.
Требования для внесения в реестр.
Для того чтобы получить право находиться в базе данных, необходимо подтвердить свою финансовую состоятельность: иметь собственность имущества, стоимость которого не меньше 500 тысяч рублей, если для перевозок используется одно ТС. Если грузовых авто несколько, сумма составляет не меньше 200 тысяч на каждую грузовую машину.
У ИП или руководителя компании не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, трудового законодательства, эксплуатации ТС, экологии и безопасности движения. В штате обязан быть хотя бы один специалист, который прошел соответствующее обучение и имеет соответствующее свидетельство.
Выдача свидетельства производится образовательными учреждениями, согласованными с ТПП РФ, на основании:
- сдачи квалификационного экзамена, к которому можно подготовиться как в учреждении (за плату), так и самостоятельно;
- аттестации — для лица, имеющего опыт руководящей работы в транспортной компании более 5 лет.
Свидетельство выдается на 5 лет, после чего специалист должен пройти процедуру сдачи экзамена или аттестации повторно. Выдача и замена пришедшего в негодность свидетельства осуществляется (опять же) за плату. Должность специалиста может совмещать руководитель транспортного предприятия.
Другие условия включения в реестр:
- заключенный договор о страховании ответственности за порчу;
- отсутствие задолженности по налогам и штрафам.
Эксплуатанты грузового транспорта включаются в реестры отнюдь не безвозмездно. Законопроект предусматривает, что за внесение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестры взимается плата, размер которой устанавливает ТПП РФ.
Мнения экспертов
Начиная с 2014 года наметился отчетливый тренд на усиление государственного надзора и контроля за автоперевозками: ужесточение административных наказаний за правонарушения, создание для автоперевозчиков условий, при которых оказываемые ими услуги будут дорожать. В то же время РЖД активно лоббирует принятие изменений в Устав железнодорожного транспорта, которым уменьшаются штрафы, как для железнодорожных перевозчиков, так и для грузовладельцев, отправляющих грузы по железной дороге. Последнее повышает коммерческую привлекательность железнодорожных перевозок для крупных грузовладельцев.
Многие эксперты, обсуждая новый законопроект, советуют сопоставить эти факты и увидеть конечную цель всех изменений законодательства, регулирующего перевозки грузов — создание для автоперевозчиков дискриминационных условий, в которых грузовладельцам будет выгоднее возить грузы по железной дороге. Главные преимущества автоперевозок — относительная дешевизна услуг, возможность доставки от двери до двери и возможность грузовладельцам диктовать перевозчикам свои условия договоров — будут нивелироваться, и грузовладельцы будут отдавать все большее предпочтение железнодорожным перевозкам.
Относительно легко и безболезненно к новым условиям приспособятся крупные перевозчики с автопарком от нескольких десятков автомобилей. Крупные игроки получат дополнительные преимущества за счет снижения конкуренции на рынке автоперевозок, выраженные как в возможности повышения тарифов на свои услуги, так и в ужесточении договоров на перевозку грузов. Законопроект признается многими профессиональными сообществами как невыгодный и нецелесообразный. Если его действительно примут, транспортная отрасль РФ сильно пострадает.
В статье использованы материалы с официального сайта Государственной Думы ФС РФ и сайта «ГрузКонсалт».
- Для постоянной работы нужен 20т, тент, бок, рейсы г. Пушкино (МО) - МСК, МО
- Нужен ли бустер для детей выше 150см?
- Нужен совет от знающих людей
- Нужен надёжный диспетчер для спецтехники
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Эксперты о создании единого реестра грузоперевозчиков
Давно пора было заняться этим вопросом! Хорошо бы, конечно, чтобы это был закон, чтобы ни один нелегальный перевозчик не мог его обойти. Может тогда будет больше порядка на наших дорогах во всех отношениях!
Этот законопроект вызывает во мне неоднозначные и двойственные чувства. С одной стороны грузоперевозчики будут более качественно выполнять свою работу из-за того, что все будет легально и в случае если что-то не так, то можно пожаловаться. А с другой стороны люди для которых это не основной способ заработка (подработка) потеряют возможность дополнительно заработать деньги . Так же у меня есть опасение, что стоимость гораздо повысится из-за того что грузоперевозчиков станет гораздо меньше.
Правильно все перевозки должны быть легальные, для того чтобы исключить незаконный импорт прежде всего. Конечно простым рабочим, которые занимались подработкой в качестве грузоперевозок будет тяжело. Можно было бы сделать без открытия ИП, а по упрощенной форме для таких.
А если ИП имея один автомобиль, платя налоги, транспортный налог, Платон, отчисления в Пенсионный фонд будет ещё и за это платить, то работать придётся ещё больше, чтоб хоть что-то заработать на содержание семьи. Поэтому, как правило, смертность таких работников увеличивается, а содержание семьи ложится на плечи государства. В чем выгода?
Полный бред. Очередной сбор денег. Налоги платят всё, так как вся выручка проходит через банк. За наличку транспорт не нанимают, потому что можно тогда не возместить расходы за перевозку. Состояние авто у всех хорошее, так как большие штрафы если опоздаешь из за поломки на погрузку или выгрузку. Цены на перевозки сразу поднимутся. Пишут, что возросло количество ДТП, объясняю почему; Поставили тахографы, за отведённое рабочее время 4,5+4,5 часа не возможно добраться из А в.т Вот, поэтому грузовые едут от 90 до 150 км/час ( государству плюс штрафы платим ). Раньше все ездили 70 км/ч не куда не спешили экономили топливо что бы сдать, сейчас на баках стоят глонасы, смысл экономить хозяину в карман. Хозяин платит за километр,чем больше проедешь тем больше получишь за месяц. Единственная возможность избавиться от воровства, взятничества, чёрных махинаций это переход на безнал и отмена налички.
Данный законопроект вызывает смешанные чувства. С одной стороны, борьба с нелегальными перевозчиками действительно необходима, чтобы улучшить безопасность на дорогах и обеспечить поступления в бюджет. Но с другой стороны, создание реестров с обязательной регистрацией для всех может создать дополнительные барьеры для малого бизнеса. Это напоминает ситуацию с лицензированием такси, когда многие водители оказались вне закона из-за сложных требований. Интересно, что в законопроекте говорится о необходимости подтверждения финансовой состоятельности и наличия специалиста, что может стать непосильной задачей для начинающих предпринимателей. Подобные меры уже применяются в сфере строительства, где для получения лицензии нужно подтвердить квалификацию и финансовую стабильность. Однако, как показывает практика, это не всегда приводит к улучшению качества услуг. Введение реестров может привести к дискриминации автоперевозчиков и их вытеснению с рынка, что, по мнению многих экспертов, выгодно железнодорожным перевозчикам. Тенденция к ужесточению законодательства в области автоперевозок действительно наблюдается, но вопрос в том, насколько это обосновано. Возможно, стоит рассмотреть более мягкие формы регулирования, которые не будут так сильно давить на малый бизнес. В любом случае, если законопроект примут в текущем виде, это может существенно изменить ландшафт транспортной отрасли в России.
Введение реестров, конечно, поможет упорядочить рынок, но возникает вопрос — кто выиграет от этого на самом деле? Кажется, что крупные компании получат только дополнительные преимущества, что не очень честно по отношению к малым предпринимателям. Надо искать баланс между контролем и свободой бизнеса.
На мой взгляд, создание реестров — это палка о двух концах. С одной стороны, это может повысить безопасность на дорогах, но с другой — усложнит жизнь малому бизнесу. Это как с лицензированием таксистов — не все смогли выжить в новых условиях. Будет интересно посмотреть, как это скажется на рынке перевозок.
Просто этим реестром прикрывают свой зад крупные тр. Компании! Выгодно только им, потом начнут как в такси подключим к реестру через нашу фирму за отдельную плату и% от вывоза! Гандон очередной залез в думу и придумал как свой карман набить, а за счёт кого? За счёт народа.