Активные системы безопасности для грузовых автомобилей

Помимо повышения и улучшения эксплуатационных и технических показателей автомобилей, конструкторы уделяют немало внимания обеспечению безопасности. Современные технологии позволяют оснастить машины значительным количеством систем, которые обеспечивают контроль поведения авто в экстренных ситуациях, а также максимально возможную защиту водителя и пассажиров от получения травм при ДТП.

Пассивные системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности.  Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы, несмотря на действия водителя.

система безопасности стандартная активная система безопасности для грузовиков

Стандартные системы активной безопасности

Первой системой активной безопасности на авто является антиблокировочная (АБС). Она также выступает основой для многих видов активных систем. В целом, на автомобилях могут использоваться такие системы активной безопасности, как:

Антиблокировочная (ABS)

Это, пожалуй, единственная система, которая у всех автопроизводителей обозначается одинаково – аббревиатурой ABS. В задачу АБС, как понятно из названия, входит предотвращение полной блокировки колес во время торможения. Это в свою очередь не дает колесам потерять контакт с полотном дороги, и авто не уходит в юз. АБС является частью тормозной системы.

Суть функционирования АБС сводится к тому, что блок управления посредством датчиков отслеживает скорость вращения каждого колеса и при определении, что одно из них замедляется быстрее других, посредством исполнительного блока сбрасывает давление в магистрали этого колеса, и оно перестает замедляться. АБС действует полностью автоматически. То есть, водитель, как обычно, просто нажимает на педаль, а АБС уже самостоятельно контролирует процесс замедления всех колес по отдельности.

Противобуксовочная (ASR)

Противобуксовочная система направлена на предотвращение пробуксовки ведущих колес, что исключает уход авто в занос. Работает она на всех режимах движения, но имеет возможность отключения. Разные автопроизводители эту систему обозначают по-разному – ASR, ASC, DTC, TRC и другие. Работает ASR на базе ABS, то есть она воздействует на тормозную систему.

Дополнительно она управляет также электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами силовой установки. При небольшой скорости ASR отслеживает, посредством датчиков ABS, скорость вращения колес и если отмечается, что одно из них вращается быстрее, то притормаживает его. На высоких скоростях ASR подает сигналы на ЭБУ, а тот в свою очередь, обеспечивает снижение крутящего момента двигателя.

Распределения усилий на тормозах (EDB)

Распределение тормозных усилий – это не полноценная система, а лишь расширение функционала ABS. Но все же она имеет свое обозначение – EDB или EBV. Она выполняет функцию предотвращения блокировки колес задней оси. При торможении центр тяжести авто смещается на передок, из-за чего задние колеса получаются разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньше усилия тормозных механизмов. При торможении EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, а также следит за усилием, создаваемым на тормозных механизмах колес, и предотвращает их блокировку.

Экстренного торможения (BAS)

Система экстренного торможения необходима для максимально эффективного срабатывания тормозов при резком торможении. Она обозначается разными аббревиатурами – BA, BAS, EBA, AFU. Эта система бывает двух типов.

В первом варианте суть работы BA сводится к тому, что она отслеживает скорость перемещения штока тормозного цилиндра. И при обнаружении его быстрого движения, что бывает, когда водитель «бьет» по тормозам в экстренном случае, BA задействует электромагнитный привод штока, дожимая его и обеспечивая максимальное усилие.

Во втором варианте BAS работает вместе с ABS. Здесь все работает по описанному выше принципу, но исполнение несколько иное. При определении экстренного торможения она подает сигнал на исполнительный механизм ABS, а тот создает максимальное давление в тормозных магистралях.

Курсовой устойчивости (ESP)

Система курсовой устойчивости направлена на стабилизацию поведения авто и сохранения направления движения при возникновении внештатных ситуаций. У разных автопроизводителей она обозначается как ESP, ESC, DSC, VSA и прочие. По сути, ESP представляет собой комплекс, включающий в себя ABS, BA, ASR, а также электронную блокировку дифференциала.

Также для работы она использует системы управления силовой установкой и АКПП, в некоторых случаях также и датчики угла поворота колес и руля. Все вместе они постоянно оценивают поведение авто, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, которые считаются нормой, вносят необходимые коррективы в режим работы систем двигателя, КПП, тормозов.

Обнаружения препятствий и пешеходов (PDS)

Система предотвращения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед авто и при обнаружении пешеходов в автоматическом режиме включает тормоза, обеспечивая замедление авто. У автопроизводителей она обозначается как PDS, APDS, Eyesight. PDS является сравнительно новой и применяется она далеко не всеми производителями грузовых машин. Для работы PDS используются камеры или радары, а в качестве исполнительного механизма выступает BAS.

Блокировки дифференциала (EDS)

Электронная блокировка дифференциала работает на базе ABS. В ее задачу входит предотвращение пробуксовки и повышение проходимости за счет перераспределения крутящего момента на ведущих колесах. EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть она с помощью датчиков фиксирует скорость вращения ведущих колес и при выявлении повышенной скорости вращения на одном из них, задействует тормозной механизм. Многие автопроизводители патентуют свои системы. Но в большинстве своем они работают по единому принципу, и разница сводится лишь к названиям.

Системы-ассистенты

Выше описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает еще ряд вспомогательных, так называемых «ассистентов». Их количество тоже немалое, и к ним относятся такие системы как:

  • Кругового обзора (камеры, установленные по периметру, позволяют контролировать «слепые» зоны);
  • Круиз-контроля (позволяет авто удерживать заданную скорость, без участия водителя);
  • Аварийного рулевого управления (позволяет в автоматическом режиме избежать автомобилю столкновения с препятствием);
  • Помощи движению по полосе (обеспечивает движение авто исключительно по заданной полосе);
  • Помощи при перестроении (контролирует слепые зоны и при изменении полосы движения сигнализирует о возможном препятствии);
  • Ночного виденья (позволяет контролировать пространство вокруг авто в темное время суток);
  • Распознавания дорожных знаков (распознает знаки и информирует водителя о них);
  • Контроля усталости водителя (при обнаружении признаков усталости водителя сигнализирует о необходимости отдыха);
  • Помощи при начале движения со спуска и в подъем (помогает начать движение, не используя тормоза или ручник).

Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.

В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.

В статье использованы материалы сайта  Аutoleek.ru.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 3123
Автор статьи: / Дата публикации: 24-08-2019
Поиск запроса "система безопасности стандартная активная система безопасности для грузовиков" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Юлия Екатеринбург 26.08.2019

По больше таких безопасных устройств и их эксплуатации, в системе безопасности на дорогах. Спасибо вам за предъявленную информацию

0
0
Ответить
Александр Нижний Новгород 07.12.2020

Всегда надо уделять максимум внимания безопасности. На кону жизнь человека. Система торможения должна быть протестирована не раз, чтобы убедиться в качестве. Мне понравилась функция обнаружения препятствий и пешеходов. Думаю, что благодаря этому чья-то жизнь сохранится.

0
0
Ответить
Алсу Москва 14.02.2023

Если это оставить без внимания возможны конкретные последствия, не очень хорошие. А если на этом чаще акцентировать внимание, то безопасность будет водителя и для других водителей тоже. Благодаря такой системе, можно будет многое предотвратить на дороге.

0
0
Ответить
Герман 10.12.2024

Читая статью, я сразу вспомнил, как в начале 2000-х многие автопроизводители начали массово внедрять ABS. Тогда это казалось чем-то невероятным, но сейчас без нее уже не представить ни один автомобиль. Примечательно, что современные системы активной безопасности, такие как ASR и ESP, стали логичным продолжением и развитием этой технологии. Они значительно повышают контроль над автомобилем в сложных ситуациях и делают вождение более предсказуемым. Например, противобуксовочная система ASR, с которой я впервые столкнулся на своем старом BMW, уже тогда впечатляла своей способностью предотвращать заносы. Но как бы ни были важны активные системы, нельзя забывать и про пассивные. Ведь ремни безопасности и подушки в случае аварии остаются нашим последним рубежом защиты. В статье также упоминается система помощи при перестроении, которая, как по мне, стала настоящим прорывом. Она реально помогает избежать многих мелких аварий, особенно в городских условиях. В целом, развитие технологий безопасности в автомобилестроении напоминает эволюцию смартфонов: сначала были только звонки и SMS, а теперь это полноценные мини-компьютеры. Главное, что все эти инновации делают нашу жизнь более безопасной и комфортной, и это, безусловно, стоит приветствовать.

0
0
Ответить
Зейналабдин 11.12.2024

Удивительно, как технологии шагнули вперед. Система ночного видения и контроль усталости водителя звучат как из будущего, но уже сейчас помогают людям безопаснее управлять авто. Это действительно впечатляет и показывает, насколько важен прогресс в области автомобильной безопасности.

0
0
Ответить
Севастьян 12.12.2024

Системы активной безопасности, такие как ESP и ABS, стали настоящими спасателями на дороге. Иногда я даже думаю, как мы раньше без них обходились! Очевидно, что автопроизводители делают большой акцент на безопасности, и это не может не радовать. Такие технологии помогают избежать множества аварийных ситуаций.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: