Форс-мажор в грузоперевозках. О чем нужно знать заказчикам
Заключая договор грузоперевозок, участники сделки в обязательно оговаривают ситуации, на основании которых невозможно выполнить обязательства грузоперевозчика. Такие ситуации получили название форс-мажор.
Оглавление
Какие события можно считать неразрешимыми? Чем отличаются обычные причины неисполнения договорных обязательств от тех, которые нельзя было устранить?
И какие ситуации считаются в суде форс-мажором? Что относят к обстоятельствам непреодолимого характера? Ответы на эти вопросы, изложенные в статье, будут полезны как заказчикам, так и грузоперевозчикам.
Что такое форс-мажор
Непреодолимые обстоятельства формулируются в ГК РФ, как чрезвычайные при определенных условиях.
К обстоятельствам непреодолимого характера относят:
- исключительные ситуации, которые нельзя считать обычными в определенных условиях;
- когда любой другой грузоперевозчик в аналогичных условиях не смог бы предотвратить наступление подобных обстоятельств;
- временные ограничения или запрет движения транспорта по автодорогам
- природные катаклизмы, вооруженные конфликты, эпидемии.
Проще говоря, форс-мажор - какое-то сильное и редкое явление, влияющее на каждого, кто оказался под влиянием таких обстоятельств.
Какие ситуации не считаются форс-мажором
К обстоятельствам непреодолимого характера не относятся ситуации, наступление которых мог предотвратить грузоперевозчик. К примеру, незаконные действия сотрудников транспортной компании, нарушение соглашений с его контрагентами и другие. Чтобы избежать ошибок в определении форс-мажора, стоит отметить наиболее часто встречающиеся ситуации.
Поломка автотранспорта
Часто автовладельцы называют причиной неисполнения соглашения по перевозке грузов поломку транспортного средства. Это грубейшая ошибка, которую часто совершают недобросовестные грузоперевозчики. В сгоревшей проводке или неисправности коробки передач нет ничего чрезвычайного.
Вышедший из строя тот или иной узел автомобиля считается частным случаем и относится к рискам владельца машины. Транспортная компания обязана подать другой исправный автомобиль или из собственного автопарка, или заключив договор с третьим лицом-перевозчиком, который выполнит заказ. Также ошибочно считать форс-мажором отсутствие на рынке нужных запасных частей.
Кража груза
Частные грузоперевозчики не редко называют форс-мажором хищение груза из машины, находящейся в рейсе. Позиция судебных органов по этому вопросу предполагает, что потеря груза в результате кражи или разбойного ограбления не является непредвиденной.
Грузоперевозчик обязан учитывать подобные риски в своей работе и предупреждать возможные последствия. К примеру, транспортная компания может обеспечить охранное сопровождение груза, застраховать свою ответственность, оснастить автомобили системами слежения и контроля, при разработке маршрута сократить промежуточные этапы (непредвиденные остановки, простои и т. Д.), предпринять другие действия.
Не хватает средств на топливо
Бывало, когда грузоперевозчик считал, что недостаток средств на дозаправку транспорта вполне оправданная причина и может считаться форс-мажором. Безусловно, что данная ситуация не является неразрешимой. Более того, нарушение договора грузоперевозки по причине «не смог вовремя доставить груз, потому что не было средств, чтобы заправить машину» влечет за собой штрафные санкции.
Возгорание транспортного средства
Еще одна причина, которую некоторые грузоперевозчики ошибочно представляют, как непреодолимую – возгорание транспортного средства. Машина может загореться из-за неисправности автомобиля или действий криминального характера.
За сгоревший при пожаре груз, ответственность возлагается на транспортную компанию. Данные обстоятельства все же можно считать форс-мажором, но только в том случае, если машина с грузом попала в зону стихийного бедствия, к примеру, лесного пожара. При данных условиях возгорание авто случилось из-за воздействия чрезвычайной и непреодолимой силы.
Поломка оборудования на производстве
Желание определить любые обстоятельства к неразрешимым присуще не только грузоперевозчикам, но и грузовладельцам. Нередко клиенты транспортных компаний считают форс-мажором технологические проблемы на своем производстве. Тем самым они стремятся избежать штрафов, предусмотренных договором за простои транспортного средства в пункте погрузки. Грузовладелец обязан иметь нужное количество готовой продукции на момент подачи транспорта грузоперевозчиком, оговоренный в соглашении.
Сложные погодные условия
Часто в перечень чрезвычайных условий, по вине которых грузоперевозчик не выполняет свои обязательства, включают сложные погодные условия. В суде могут учесть данные обстоятельства, но лишь при наличии веских доказательств того, что конкретное погодное явление признано аномальным.
К примеру, снег, выпавший в июле на юге России – действительно редкое явление. Но сибирские заморозки в октябре – предсказуемые обстоятельства, которые может предусмотреть транспортная компания. Чтобы исключить нарушение договора по причине непогоды, грузоперевозчик обязан мониторить прогноз погоды и сводки МЧС, согласовывая срок доставки с грузовладельцем.
Разрыв контракта с получателем груза
Несмотря на документальную фиксацию договорных отношений отправителя и получателя груза, случаются ситуации, когда после заключения соглашения между сторонами возникают какие-либо неразрешимые вопросы. Неумение взаимодействовать, как со стороны грузоотправителя, так и со стороны грузополучателя, может привести к разрыву контракта.
Из-за подобных действий неизбежно срываются ранее оговоренные перевозки. Некоторые клиенты транспортных компаний, могут представить такую ситуацию, как форс-мажор, что противоречит закону. Как было сказано ранее, нарушение обязательств контрагентов участников договора грузоперевозок, не считается непреодолимым обстоятельством.
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Грузоперевозки в экстремальных погодных условиях
- Грузоперевозки в условиях карантина из-за коронавируса.
- Грузоперевозки из Польши в Калининград
- Грузоперевозки в Керчь через Мариуполь. у кого есть опыт?
- Внедоговорной вред при грузоперевозках и его возмещение
- Анализ рынка Международных грузоперевозок в 2018 году
- Соблюдение безопасности при автоперевозке груза
- Особенности организации международной перевозки химического груза
- Форс-мажор в грузоперевозках. О чем нужно знать заказчикам
Да, бывают конечно всякие ситуации, но наверно лучше в договоре как можно подробнее расписать пункты, связанные с форс-мажором, чтобы было меньше разбирательств и судебной волокиты.
Меня удивил и насмешил пункт "Не хватает средств на топливо". Неужели перевозчики могут подобным образом оправдываться? Этот пункт вообще не должен касаться заказчика, это не его проблемы.
Обстоятельства бывают разные, в дороге может случится все, что угодно и это нужно понимать. Может колесо взорваться или можно попросту сбить дикое животное, даже обычная поломка, поэтому нужно учитывать и такие риски, это будет правильно, просто многие этого не понимают.
Интересная статья, она в очередной раз подчеркивает, насколько важно четкое понимание форс-мажорных обстоятельств в сфере грузоперевозок. Часто наши коллеги в логистике путают форс-мажор с обычными трудностями, которые можно предугадать и предотвратить. Например, поломка автотранспорта — это больше про риск, который каждый владелец техники должен учитывать и заранее готовиться к подобным ситуациям, например, имея резервные машины или контракты с другими перевозчиками. Это напоминает ситуацию в авиации: поломка самолета не считается форс-мажором, авиакомпании всегда имеют резервные борта. Или вот кража груза... Это вообще больше про безопасность и ответственность перевозчика, чем про форс-мажор. Статья хорошо акцентирует внимание на том, что грузоперевозчики должны продумывать маршруты, страховки и прочие меры для минимизации таких рисков. И, конечно, проблема с топливом — это недоработка планирования бюджета и логистики, а не форс-мажор. В общем, статья полезна и напоминает о важности четкого соблюдения договорных обязательств и планирования.
Статья очень актуальна, особенно для новичков в сфере логистики. Многие не понимают, что форс-мажор — это не каждое препятствие на пути, а только то, что действительно невозможно было предвидеть. Полезно!
Соглашусь с автором: сложные погодные условия могут быть форс-мажором, но только при аномальных обстоятельствах. Мониторинг погоды — важная часть работы. Классная статья!