Анализ рынка Международных грузоперевозок в 2018 году
Состояние транспортного сектора является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность российской экономики. Транспортная отрасль влияет на множество важнейших факторов для экономического развития, от конкурентоспособности экспорта, напрямую зависящей от эффективности цепочек поставок предприятий, до развития инновационных технологий. В частности, транспортные компании могут быть источниками платежеспособного спроса на технологии цифровой экономики, интернет продажи товаров, искусственный интеллект и другие.
Оглавление
Перед транспортной отраслью стоит множество проблем, в их числе недостаточная развитость инфраструктуры, недостаток частных инвестиций, низкий уровень зрелости компаний – участников рынка, что отрицательно влияет на их эффективность и конкурентоспособность.
Их решение потребует не только значительных ресурсов, но и комплексного подхода к регулированию сектора, позволяющего создать условия для притока частных инвестиций и стабильного развития. Важно отметить, что многие проблемы сектора являются производными от общего состояния экономики.
Международные грузоперевозки в 2018 году
В 2018 году на рынке международных перевозок ЕС – РФ появились признаки тренда на укрупнение автоперевозчиков. Они приходят на смену небольшим компаниям, которые были традиционно децентрализованы и оказывали исключительно простые услуги по перевозке грузов – из одной точки в другую. По мнению экспертов, среди автоперевозчиков в России нет игроков, способных существенно повлиять на рынок. Компаний много, но каждая решает свои задачи. Однако клиенты в последние годы стали отдавать предпочтение комплексному оказанию транспортных услуг. А такие сервисы способны оказывать достаточно крупные перевозчики.
В качестве примера можно привести российскую компанию Globaltruck с автопарком в 1259 машин. Тем не менее, ей не удается перевести бизнес полностью на прямых клиентов. В частности, по итогам I полугодия 2018-го доля заказов, пришедших со стороны (от экспедиторских и других транспортных компаний), составила 36% от всего оборота автоперевозчика, из которых 14% потенциально являются, по сути, прямыми его конкурентами. Аналогичная картина будет отмечаться и для любой транспортной компании. Разница лишь в том, что с сокращением автопарка доля заказов, поступающих от прямых и косвенных конкурентов, будет только возрастать.
Об обостренной конкуренции на рынке международных перевозок говорить не приходится. Доля лидера рынка по объемам перевезенных грузов, литовской Girteca (вместе с дочерними компаниями в Смоленской области), – всего около 2,5% от суммарного объема перевозок. При этом на российском направлении было задействовано примерно 1,5 тыс. тягачей.
А доля ТОП-5 международных автоперевозчиков, которая включает такие компании как: Girteka, «Дженти-Спедишн», APS, Vlantana и R Group с совокупным парком более чем 3 тыс. машин – это всего 5% от общего объема перевозок на маршрутах ЕС – РФ.
Игроки рынка
В целом на рынке ЕС – РФ задействовано около 16 тыс. компаний, 9 тыс. из которых – резиденты РФ. По данным аналитического отдела компании Intertransavto (ITA), у данных перевозчиков в обороте находится порядка 60 тыс. машин, из которых 35 тыс. единиц зарегистрировано в России. При этом на отечественные компании приходится менее половины всего грузооборота, что свидетельствует о высокой концентрации транспортных предприятий на внутренних направлениях.
По оценкам аналитиков компании Intertransavto, в среднем один игрок выполняет около 5,4 рейсов в месяц. Менее 15% от общего количества компаний выполняет 10 и более рейсов, менее 1,5% – свыше 50 рейсов. Исследования показывают, что на международных маршрутах доминируют небольшие компании, имеющие в оперировании по два десятка машин.
Структура грузооборота
По данным агентства Евростат, структура грузооборота между странами ЕС и РФ в ретроспективе 5 лет изменилась: уменьшились поездки с импортом почти на 40%, а экспорт вырос примерно на 30%. А объемы перевозок автотранспортом по импорту и экспорту в I полугодии текущего года сравнялись. В основном импорт сократился за счет продовольствия (фрукты, овощи, мясо, молочная продукция). К примеру, перевозки фруктов автотранспортом упали в 36 раз (в полугодовом сравнении), падение овощей – в 16 раз, молочной продукции – в 10 раз. А поставки мяса из ЕС практически полностью прекратились.
ВажноТаким образом, больше всего из-за ответных санкций РФ пострадали компании, занимающиеся рефрижераторными перевозками. Несмотря на значительное падение грузопотока с ЕС, на рынке не было слышно о банкротстве крупных перевозчиков, специализирующихся на перевозке изотермических грузов. Большинство из них сумели перестроиться – например, за счет ухода в азиатский регион и на обслуживание доставок в российские морские порты.
В целом структура рынка остается прежней. Серьезная конкурентная борьба между игроками в ближайшие годы невозможна. Ведь перевозчики так и не вышли на объемы, позволяющие своими силами закрыть потребности рынка.
Тенденции рынка
В 2018 году эксперты называют несколько сложившихся тенденций рынка международных автомобильных грузоперевозок. В первую очередь стоит отметить, что крупные игроки, оказались более приспособленными к переменам. В частности, они быстрее отреагировали на потребность оказывать комплексный сервис, а не только базовую услугу по перевозке грузов.
Во-вторых, крупные транспортные компании оказались готовыми работать со стабильным уровнем качества. Причем даже при более высокой стоимости услуг ведущих перевозчиков клиенты зачастую стали отдавать таким компаниям предпочтение – из-за предсказуемости уровня оказанной услуги и сведения к минимуму рисков, как непредвиденные задержки в пути, возможные форс-мажоры.
В-третьих, крупные компании одними из первых на рынке грузовых перевозок осознали, что возможности увеличения прибыли на международных маршрутах классическими подходами сейчас практически исчерпаны. Поэтому они пошли по пути оптимизации своих процессов, повышению их эффективности. Внедряют инновации, позволяющие снизить себестоимость оказываемой услуги и повысить ее качество.
К примеру, выигрыш может обеспечить создание транспортно-логистических центров типа «кросс-док». Это позволяет консолидировать сборные грузы не на территории ЕС, а в зоне Таможенного союза. Причем если осуществлять данные работы в четком соответствии с требованиями таможни, то можно ощутимо снизить издержки: операции организуются так, что они будут под контролем, но фактически без присутствия таможни.
Еще один резерв – в улучшении управления логистикой. Внедрение современных цифровых технологий, ориентированных, в частности, на перевозку сборных грузов, позволяет значительно сократить себестоимость и сроки доставки на склады СВХ по основным направлениям из стран ЕС. Резюмируя: в РФ на рынке ощущается специфическая конкуренция – по эволюционному принципу. Выживают те, кто успевает идти в ногу со временем.
Статья подготовлена по данным Евростат, Intertransavto и материалам сайта Парнер.Ру.
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Грузоперевозки Самара - Белгород
- Грузоперевозка молюсков
- Грузоперевозки Тюмень - Курган
- Как я отношусь к грузоперевозкам?
- Новые экзамены для дальнобойщиков для допуска к международным перевозкам
- На грузовике с дизельным двигателем по Германии не поездишь
- Рынок грузоперевозок и логистических услуг в 2018 году, перспективы на 2020 год
- ТОП-5 популярных моделей иностранных грузовиков в 2018
- Чем порадуют в текущем году перевозчиков топливо, тахографы и таможня?
То, что структура грузооборота изменилась из-за введения множества взаимных ограничений и запретов между РФ и ЕС, это неудивительно. А как изменимся его (грузооборота) объём? Необходимость заказа услуг у конкурентов и оказания таких услуг, выглядит слегка странно. Такое положение дел говорит о недостаточном развитии локального рынка грузоперевозок?
Отрасль по грузоперевозкам всегда будет востребована как внутри страны, так и за её пределами. И потребитель чаще ищет крупные и проверенные компании, чем одноразового перевозчика.
Я считаю, что нужно развивать отечественные компании. Расширять автопарки, активнее вести поиск клиентов. Нужно сделать так, чтобы люди больше доверяли "нашим" компаниям, чем зарубежным. Спрос на такие грузоперевозки всегда был, есть, и будет.