Французский танк АМХ-56 Леклерк
Танк Leclerc — французская боевая машина с современной технической начинкой и 120-миллиметровой пушкой. Создан еще в 1980-х, но в серию пошел только с 1992-го.
Оглавление
Производство осуществлялось на мощностях Nexter. Ниже рассмотрим, что это за техника, приведем ее технические характеристики, особенности вооружения и башни. Отдельно поговорим об информационно-управляющей системе и том, где эти танки находятся на вооружении.
Начало производства
Танк Леклерк пришел на замену устаревшей версии AMX-30. Разработчики пересмотрели и улучшили почти все элементы боевой машины: броня, вооружение, технические системы и т. д.
Модель создавалась долго, ведь первые чертежи появились еще в 1964-м. В последующие 20 лет определялись технические требования и лишь в 80-х годах прошлого века сформировалась полная картина.
Танк Leclerc получил название в честь известного генерала из Франции — Филиппа Леклерка. В 1944-м командир со своей танковой дивизией освободил столицу от фашистов. Спустя два года после завершения войны француз погиб в авиакатастрофе.
В тот период Франция не была лидером в строительстве танков, поэтому конкуренты и экспортеры не обратили на новую разработку большого внимания.
ВажноПервый танк появился в 1990-м, а через три месяца — еще пять. Официальный выпуск стартовал только с 1992-го. Общее количество выпущенных танков не превысило 800.
Отметим, что стоимость нового танка составляет около 9.3 млн долларов. Для того времени это была самая дорогая машина. К примеру, на создание М-1А2 требовалось около 8 млн долларов, а Т-90 — около 4 млн.
Демонстрация танка привлекла много внимания и заслужила ряд лестных откликов среди конструкторов танка. Многие даже решили изменить программы производства и усовершенствовать имеющиеся машины. Главной особенностью танка Леклерк является насыщенность электроникой. Разработчики применили новые решения и сделали машину по-настоящему умной.
Общее описание танка Леклерк
Разработчики заявляют, что Leclerc — наиболее защищенный танк нового времени. Параллельно с этим он имеет минимальный вес в 54.6 т, чего удалось добиться за счет применения стали, кевлара и керамики при изготовлении брони. Отдельное внимание было уделено защите башни и крыше.
На Леклерке стоит V-образный силовой агрегат с восьмью цилиндрами. Работает на дизеле и имеет жидкостное охлаждение. Способен развить мощность до 1500 «лошадей» при 2500 оборотов в минуту. Оснащается турбированным компрессором, который работает от отдельного газотурбинного мотора.
Особенностью силовой части машины является принцип наддува, который работает не от газов сгоревшего топлива, а от индивидуальной турбины. Такая особенность обеспечивает лучшие тяговые параметры, экономичность и компактность. Сам мотор находится в отдельном отсеке и размещается по продольной оси. В одном блоке с ним находится коробка передачи и охлаждающий комплекс.
Двигатель Леклерк функционирует в паре с 5-ступенчатой АКПП типа ESM-500, имеет бортовые поворотные механизмы и тормозную систему. Благодаря удобному размещению и креплению силового агрегата его замена занимает не более получаса.
Французский танк Леклерк имеет стандартные, как для такой техники размеры. Его длина составляет 6.88 м, а вместе со стволом она увеличивается до 9.87 м. Ширина и высота — 3.71 и 3 м соответственно. Клиренс находится на уровне 50 см, что позволяет транспорту с легкостью преодолевать сложные участки. Комбинация мотора и трансмиссии позволяет разгоняться до 71 км/ч по шоссе или 50 км/ч по плохим дорогам. При этом запас хода на одной заправке составляет около 550 км.
Ходовая часть машины представлена тремя парами катков, которые покрыты резиной, а также поддерживающих элементов, ленивца и ведущего колеса. Танк имеет индивидуальную подвеску, работающую на гидравлическом и пневматическом принципах. Ее элементы находятся вне брони для упрощения ремонта.
Гусеничная часть имеет ширину в 63.5 см, дополняется шарниром из резины и металла, а также обрезиненной беговой частью. Для движения по асфальтированным покрытиям предусмотрена обрезиненная беговая дорожка.
Если рассматривать особенности нового танка Леклерк, к ним можно отнести:
- система автоматического заряда, позволяющая стрелять со скоростью 12 выстрелов в минуту;
- уменьшенный экипаж в количестве до 3-х человек;
- более длинное дуло, которое даже больше, чем у Абрамс (в теории это повышает пробивную способность);
- особая композитная броня, обладающая повышенной эффективностью;
- наличие бронированных вставок и блоков из взрывчатых элементов;
- менее выраженная башня, что усложняет попадание и вывод из строя техники;
- возможность использования разных боеприпасов в гранатомете, в том числе артиллерийских, светошумовых и т. д;
- снижение веса на 10 т в сравнении с танками-конкурентами;
- меньшее давление на поверхность;
- экономичность и низкий расход горючего;
- почти на 130 км больший запас хода, чем у Абрамс.
Критики французских танков Leclerc заявляют о сложности обслуживания и риске поломок из-за большого количества электронных приборов.Такие замечания пока не подтверждены из-за отсутствия реального боевого применения.
Броневая защита
Защитная часть танка имеет модульную конструкцию, передние и боковые части корпуса. Сделана с применением многослойной брони, а некоторые элементы последней части изготовлены с применением керамики. Такая особенность удобна с позиции эксплуатации и возможности замены в условиях боя или при оптимизации техники.
Разработчики утверждают, что передняя защита корпуса выдерживает удар 120-миллиметрового снаряда и имеет толщину около 60-70 см. Башенная часть защищает от выстрела ПТУРом, а крыша — от кумулятивных элементов.Это обусловлено толщиной в 50-60 см.
По заявлению создателей, лобовая зона защищена от подкалиберных снарядов при попадании под углом 30 градусов, а сама эффективность брони вдвое выше, чем у машин НАТО.
Боковые части танка также прикрыты противокумулятивными экранами, а спереди на шарнирах установлен короба из стали, имеющие 20-сантиметровую толщину. Такая система защищает переднюю группу катков, направляющее колесо и водителя.
Башня
Особенностью башенной части танка Леклерк является ее низкая посадка и 2-местное исполнение. Такая конструкция позволила уменьшить высоту боевой машины и сделать ее менее уязвимой для снарядов противника. Отдельное внимание уделено защите верхней части башни. Разработчики постарались сделать так, чтобы современные противотанковые средства не пробивали броню крыши.
В башенной нише находится автомат заряжания и ленточный транспортер. Они рассчитаны на 22 выстрела. Удобство в том, что экипажу не нужно распределять припасы по виду, ведь система имеет считывающее устройство. Последнее автоматически распознает тип и проводит соответствующую настройку.
Пушечный отсек башни полностью закрыт, что сводит к минимуму попадание внутрь газов во время ведения огня. Кроме того, уменьшается вероятность попадания под казенник оружия во время отдачи или при работе стабилизатора главного орудия.
Вращение башни обеспечивают электрические моторы, работающие на постоянном токе. Они отличаются большей компактностью и экономичностью в сравнении с гидравлической составляющей и электрическим гидроприводом. Дополнительной особенностью является стойкость к огню.
Башня танка Леклерк поворачивается на 180 градусов всего за 5 секунд. Такое преимущество увеличивает эффективность машины в бою и делает ее более точной. Также появляется возможность скрыто наблюдать за противником, а после быстро приготовиться и сделать выстрел.
Вооружение АМХ-56 Leclerc
Вместе с характеристиками танка Леклерк стоит рассмотреть особенности вооружения. Главное орудие — 120-миллиметровая пушка с гладким стволом. Имеет 52 калибр и модель CN-120-26. Снабжается автоматом и системой стабилизации в 2-х плоскостях. Конструктивно предусмотрен запас для установки орудий 140-миллиметрового типа.
Для наведения орудия на цель используется система управления, являющаяся частью информационно-управляющей структуры. В состав входят прицелы HL 60 и 70 для наводчика и командира, устройства наблюдения, 2-плоскостной стабилизатор, пост для определения условий стрельбы и компьютер для обработки информации.
Конструктивно прицел наводчика состоит из следующих элементов:
- оптический канал с кратностью 3.3Х или 10Х;
- ночной тепловизор;
- дневной телевизионный канал с кратностью 10Х;
- дальномер;
- дульный визир.
В распоряжении командира более простой прицел, имеющий только оптический канал с кратностью 2.5Х и 10Х. Текущих возможностей достаточно для самостоятельного определения целей и предоставление данных наводчику.
Состав боевого комплекта главного орудия — 40 выстрелов. Из них 22 расположены в автомате, а 18 — в барабанной боевой укладке. При необходимости они в любой момент могут использоваться в бою. Что касается типа снарядов, в боевом комплекте имеется несколько типов:
- бронебойный, подкалиберный, изготовлен с применением обедненного урана, стартовая скорость — 1790 м/с;
- кумулятивно-осколочный, стартовая скорость — 1100 м/с;
- осколочно-фугасный;
- картечный;
- HEM3M с возможностью программирования взрыва.
Заряжающий автомат находится в корме башни в отдельном блоке. Зарядка конвейера проводится через люк загрузки в корме или внутри.
Информационно-управляющая система ТИУС
Преимуществом танка Леклерк является наличие умной танковой информационно-управляющей системы (ТИУС). В ней предусмотрены компьютер, который принимает сигналы с разных частей танка. В состав также входит:
- электроника управления мотором, КПП, заряжающим автоматом, противопожарной системой;
- навигационное устройство с коррекций от спутника;
- система связи с факсом и телефоном на базе УКВ и т. д.
ТИУС дает подробные сведения о расположении боевой машины, лучшем маршруте движения для достижения цели, работе узлов, расходе припасов и горючего. Информация выводится в виде букв и цифр на цветной экран. Это позволяет избежать применения множества приборов и упростить работу членам экипажа. Дополнительным плюсом является объединение систем в единую сеть.
Главную функцию берет на себя 32-канальная шина, к которой подключаются следующие элементы СОУ, которые состоят из следующих элементов:
- 2-плоскостной стабилизатор пушки;
- метеопост;
- перископические приборы;
- панорамный прицел и т. д.
Управление узлами осуществляет 2-процессорный компьютер, который передает информацию и учитывает поправки для ведения эффективной стрельбы. Параллельно он контролирует работу узлов. Высокая скорость работы всех элементов позволяет подготовиться к бою менее, чем за 60 секунд и стрелять при движении на скорости 36 км/ч. Командир вправе продолжать искать цели и передавать их на прицел.
Интересная особенность — наличие системы, контролирующей искривление пушки при нагреве и корректирующей точность стрельбы. Кроме того, после оптимизации тепловизора дальность стрельбы с танка увеличилась до 5 км, в том числе в темное время суток и при плохих погодных условиях.
Модернизация и модификации
Современные танки Леклерк пережили много модификаций. Основной моделью является Block 1. Именно она производилась с 1992-го и была выпущена в количестве 50 машин. Сегодня такие танки уже не выпускаются и представляют собой только экспортную версию.
В дальнейшем начались модификации:
- Block 2. Разработчики установили кондиционер, оптимизировали коробку передач и системы электроники. Был переработан и усовершенствован прицел, получивший большую дальность работы.
- SXXI. Были приняты на вооружение в 2007-м.
- Tropik — модификация, предназначенная для применения в Объединенных Арабских Эмиратах. Выделяется установкой более эффективного кондиционера и отказом от устройств подводного хода. В качестве мотора использовался 1500-сильный силовой агрегат MTU-893 с КПП Renk.
- AZUR — версия, созданная для ведения военных действий в условиях города. Представлена в 2006-м. В ее состав входит группа экранов для защиты от РПГ, устройство для защиты от зажигательных составов, система беспроводной связи и предупреждения о приближении к объектам. Установлен 7.62- миллиметровый пулемет для стрельбы в любое время суток. На кормовой части предусмотрены ящики, зафиксированные с помощью креплений на топливных баках и используемые для размещения припасов. Еще одна опция — громкоговоритель, необходимый для голосового информирования жителей города о необходимости выполнения тех или иных действий.
- DNG / DCL — машина для эвакуации техники, созданная на базе Леклерк. Место башни заняла броневая рубка с низким профилем и люком для механика. Дополнительно установлен бульдозерный отвал, стрелка гидрокрана и отделение для командира.
- XLR — новая модификация, представленная в 2016-м и призванная сохранить актуальность танка до 2040-го. Разработчики обновили датчик, улучшили электронную систему и установили дополнительную броню. Один из комплектов был предназначен для защиты от СВУ посредством глушения сигнала. Планируется, что к 2025-му на новых танках будет новый боевой модуль с 7.62-миллиметровым пулеметом и дистанционным управлением. Дополнительно разработчики улучшат броню, установят противокумулятивные экраны, а спереди — блоки защиты.
В чьих армиях состоит на вооружении
На текущий момент танки Леклерк находятся на вооружении трех стран:
- Франция — 222 единицы;
- ОАЭ — 388;
- Иордания — 80.
Французские танки не участвовали в непосредственных боевых действиях, но использовались в миротворческих миссиях в Ливане и Косово.
Там они показали неплохие результаты работы. В 2006-м во время одного из событий в Ливане четыре танка Леклерк столкнулись с машинами Израиля Меркава. Последние пытались войти в поселок Марвахина (Ливан), но не смогли. Битва длилась около 20 минут, после чего стороны разъехались.
Обобщение
Танк Leclerc — одна из лучших оборонительных машин, отличающаяся высокой мобильностью и небольшим весом.
Она на 10 т легче аналогов, что дает ряд явных преимуществ.Танк имеет меньшее давление на грунт, оптимальное соотношение мощности и массы, быстрое ускорение и способность разгоняться до 72 км/ч на ровной дороге. Особым плюсом является большой запас хода.
Удачный танк ! Особенно хорошо то , что мало горючего используют. Текст написано очень интересно, читала с удовольствием.
Модернизированные Леклерки стали выглядеть более современно, тем более, что такие танки уже давно оснащаются большим количеством сложного электронного оборудования. Французские боевые танки Леклерк относятся к числу самых дорогих и лучших танков в мире.
Согласно вышенаписанному вполне достойный по своим характеристикам танк. Но отмечу такие минусы как отсутствие динамической и активной защиты. Навороченная электроника это одновременно хорошо и плохо, все-же ремонтировать долго и накладно. Сам танк в производстве довольно дорог.
Читал об этом танке и был приятно удивлён тем, как много внимания было уделено деталям. Leclerc — это действительно инновационный продукт своего времени. Если сравнить его с другими танками, такими как Challenger 2 или Leopard 2, можно заметить, что французы пошли своим путём в вопросах технологии и дизайна. Особенно впечатляет модульная броня, которая позволяет быстро заменять повреждённые элементы, что важно в условиях боя. Информационно-управляющая система ТИУС тоже заслуживает внимания — в ней много элементов, которые делают танк «умным». Это напоминает системы управления на современных самолетах, где всё интегрировано в единую сеть, и экипаж может быстро получать все необходимые данные. Вопросы вызывает только стоимость — это, пожалуй, один из самых дорогих танков, и не каждый может себе позволить такую роскошь. Однако, когда речь идёт о безопасности и эффективности, цена отходит на второй план. Интересно будет увидеть, как Leclerc покажет себя в будущем, особенно с учётом новых модификаций.
Танк Leclerc — настоящая инженерная находка. Мне нравится, что французы сделали акцент на высоких технологиях и мобильности. Это даёт ему преимущество в условиях современного боя. Модульная броня и мощный двигатель — то, что реально выделяет его среди конкурентов.
Leclerc — это пример того, как можно создать что-то уникальное и передовое. Французы проделали огромную работу с бронёй и вооружением. Особенно интересно видеть, как они интегрировали современные технологии в танк. Это будущее для многих современных боевых машин.