Автомобиль Урал-4320

Грузовик «Урал-4320» - машина с многолетней историей, прекрасной репутацией и широчайшей сферой применения.

Это немудрено, ведь впервые она сошла с конвейера больше 40 лет назад и с тех пор бороздит дороги и бездорожье по всему миру, выполняя самые разнообразные функции как в гражданской жизни, так и в военной сфере. Невероятно прочная конструкция, потрясающая проходимость – вот ключевые, но далеко не единственные особенности модели, ставшей темой нашей беседы. 

Назначение грузовика «Урал-4320»

Автомобиль Урал-4320

Об огромных перспективах автомобиля «Урал-4320» свидетельствует хотя бы тот факт, что в 2015 году с конвейера сошел первый грузовик нового поколения, в названии которого появилась приписка «Некст». В его основу легла ходовая старого доброго советского авто, а вот все остальное, включая мотор и кабину, подверглось серьезной модернизации.

Важно

Основным назначением модели, которой посвящен наш сегодняшний разговор, стала транспортировка людей и грузов, буксировка различного рода транспортных средств с возможностью перемещения по дорогам общего пользования и по бездорожью. 

Внедорожный потенциал данного автомобиля огромен. Внушительный дорожный просвет, мощный мотор, колесная формула 6 на 6 позволяют грузовику преодолевать броды глубиной в 1,6 метра, болота, рвы и канавы глубиной до 2 м, подниматься по бездорожью под уклоном в 60 градусов. 

На шасси грузового автомобиля «Урал 4320» строят не только тентованные и бортовые машины в стандартной и удлиненной версии. Сфера применения таких ТС просто огромна:

  •  Седельные тягачи
  •  Вахтовые автобусы вместительностью 20 и 30 человек.
  •  Трубовозы.
  •  Топливозаправщики и автоцистерны.
  •  Лесовозы.
  •  Установки и специальное оборудование для коммунальной и дорожной техники, нефте- и газодобывающей отрасли, пожарной охраны и пр.
  •  Машины для военной сферы
  •  Лесовозы, оснащенные гидравлическим манипулятором, позволяют выполнять погрузку/выгрузку леса и сортимента без привлечения спецтехники.

Вахтовый автобусТехнические характеристики грузовика обеспечивают все условия для интенсивной эксплуатации транспортного средства в суровых климатических условиях в температурном диапазоне от -50 до +50 градусов.

Эксплуатационные особенности «Урала» разрабатывались таким образом, чтобы машина могла восполнять потребности армии – повышенная проходимость, отличная ремонтопригодность, большой запас прочности, хорошая ремонтопригодность и возможность выполнять ремонт в полевых условиях, а также простота конструкции.

Технические характеристики

Описывая характеристики «Урал-4320», считаем разумным начать с сухих, тем не менее, весьма красноречивых цифр, описывающих эксплуатационные особенности этого транспортного средства. 

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 7,5 х 2,5 х 2,7
Величина колесной базы, м 3,5  + 1,4 в удлиненном варианте шасси
Снаряженная масса, т  8 - 8,7 в зависимости от модификации
Предельно допустимый вес груза, т 7, 10 либо 12
Максимально допустимая нагрузка на оси переднюю / заднюю, т 4,6 / 10,5
Внутренние габариты кузова, м 5,6 х 2,3 х 1
Радиус разворота, м 10,8
Величина дорожного просвета, м 4
Ширина колеи, м 2
Вместительность бака для горючего, л 200 (+ дополнительный топливный бак на 60 л)

Теперь поговорим подробнее о том, что представляет собой машина, выпускаемая более полувека.

Семейство двигателей

двигатель

В зависимости от модификации и года выпуска под капотом грузовика устанавливали такие двигатели «Урал 4320»:

  •  Дизельный V-образный 4-тактный 6-цилиндровый ЯМЗ-236НЕ2 с функцией прямого впрыска топлива. Объем указанной силовой установки – 11,1 литра, мощность – 230 л.с., максимальный крутящий момент – 2100 оборотов в минуту. 
  •  КамАЗ-740 – дизельный 8-цилиндровый V-образный мотор, объем которого составляет 10,8 литра, а мощность – 210 «лошадок». Максимальный крутящий момент равен 2600 оборотам в минуту.
  •  V-образный 8-цилиндровый ЯМЗ-238 на 14,8 литра, 240 л. с. с предельным крутящим моментом в 883 Нм.

Трансмиссия

В паре с описанными выше моторами устанавливаются различные коробки передач. Наиболее широкое распространение получила версия с пятиступенчатой «механикой» с раздаткой «Урал-4320», обеспечивающей 10 скоростей движения вперед и 2 – в обратном направлении. 

Раздатка на данной модели двухступенчатая, оснащенная блокируемым цилиндрическим дифференциалом планетарного типа, который отвечает за распределение крутящего момента между передним мостом (включен постоянно) и мостами тележки в соотношении 1 к 2.

Для управления раздаточной коробкой предусмотрены два рычага. Как вариант может устанавливаться и другая трансмиссия – трехходовая механическая на пять ступеней с синхронизаторами на четырех передачах. 

Ходовая часть и подвеска

Автомобиль Урал-4320 ходовая

Описывая ходовую автомобиля, ставшего предметом нашей беседы, необходимо отметить, что ведущие мосты в нем проходные, главная передача и ведущая шестерня находятся вверху. Конструкция переднего моста включает шарниры равных угловых скоростей. 

Рама клепаная, лонжеронного типа, лонжероны соединены поперечинами по примеру классической лесенки. Передняя подвеска полу-эллиптическая, рессорная с амортизаторами. Сзади установлена балансирная подвеска, дополненная полу-эллиптическими рессорами и реактивными штангами в количестве 6 штук. 

Дисковые колеса крепятся специфическим образом – не на болтах, а на гайках в количестве 10 шт. Шины камерные пневматические, с возможностью регулировки давления согласно дорожным условиям. На некоторые модификации авто могут устанавливаться широкопрофильные шины.

Варианты кабины «Урал-4320»

Автомобиль Урал-4320 кабина

В подавляющем большинстве модификаций используется 2-дверная металлическая кабина, в которой предусмотрено два пассажирских места. Примечательно то, что в своем классическом, первоначальном варианте кабина выпускается в течении более 50 лет, поэтому о каком-либо комфорте в ней говорить не приходится. 

Правда, имеется возможность регулировки водительского сиденья, примитивная система вентиляции, отопитель, гидроусилитель руля. При необходимости за седушками можно обустроить небольшое спальное место. Современные версии опционально оборудуются независимой отопительной системой, кондиционером, предпусковым подогревателем. 

С 2009 года предпринимаются попытки улучшить условия работы водителей «Урал-4320», в связи с чем на машины устанавливаются более современные кабины, собранные по лицензии «Ивеко». Они бескапотные, оперение стеклопластиковое, в салоне – три раздельных сиденья анатомической формы, оснащенных 3-точечными ремнями безопасности, подлокотниками и подголовниками.

кабина «Ивеко»

Внутренняя отделка выполнена с применением довольно качественных материалов, способствующих неплохой тепло- и звукоизоляции.

Приятно удивляет руль: спицы расположены внизу, они не мешают обзору датчиков и приборов, отображающих информацию о работе ТС. Органы управления размещены продумано, в зоне свободного доступа водителя, чтобы ничто не отвлекало его от выполнения служебных обязанностей. 

Модификации грузовика

За долгие годы выпуска данной модели было разработано множество его модификаций. По состоянию на текущий момент времени семейство «Уралов-4320» включает следующие разновидности авто:

  •  Бортовой тентованный грузовик универсального назначения (в старых моделях платформа была деревянной).
  •  Седельный тягач, способный осуществлять буксировку полуприцепов по дорогам общего пользования и по бездорожью.
  •  Седельный тягач, предназначенный для буксировки тяжеловесных транспортных средств в пределах аэродромов и других ровных площадок.
  •  Классический «Урал-4320-0911-30» с удлиненной колесной базой.

На базе шасси грузовика, которому посвящен наш сегодняшний разговор, выпускались также вахтовые автобусы, фургоны, всевозможная спецтехника. Даже машины одной модификации могут различаться определенными конструктивными особенностями, такими как наличие либо отсутствие лебедки, особенности отбора механической мощности, характеристики тягово-сцепного устройства и пр.

Военные машины на шасси «Урал-4320»

Автомобиль Урал-4320

Отдельного рассмотрения заслуживает военная модификация этого грузовика, которая стала фактически незаменимой в российской армии. Начиная с 2000 года, на базе шасси «Урал-4320» было выпущено 4 военных модификации:

  1.  «Урал-4320-09-31».
  2.  «Урал-4320-0010-31» либо «Урал-Э4320Д-31».
  3.  «Урал-4320ВВ».
  4. Кроме того, в двухтысячные годы выпускалась бронемашина «Касспир МК6», которая выпускается по российской лицензии в Индии, штат Харьяна. 

Все армейские машины характеризуются внушительной противоминной и баллистической защитой. Кабина выполнена из цельных стальных листов с хорошей бронезащитой. Имеются бронированные стекла с амбразурами, мощные прочные сейфовые двери, люк в крыше для оперативной эвакуации в случае ЧП, его же можно использовать как пулеметное гнездо. АКБ помещена в ящик с бронезащитой, защищен и топливный бак. 

Автомобиль Урал-4320

В армейской модификации «Урала» предусмотрена установка огромного количества спецоборудования – приборов ночного видения, оборудования хим- и радиационной разведки, радиостанций, вентиляционных установок и пр.

В кузовах при необходимости можно установить бронированный модуль для перевозки личного состава в условиях ведения боевых действий. Благодаря свободной компоновке на платформе грузовика возможно размещение практически любого спецмодуля.

Цены на грузовики с пробегом

Седельный тягач Урал-4320

Купить «Урал-4320» сегодня можно подержанным – в количестве предложений в Сети нехватки не наблюдается.

На выбор потенциальных покупателей предложены и бортовые, и тентованные грузовики, и металловозы, и вахтовые автобусы – фактически все присутствующие на сегодняшний день модификации. Стоимость варьируется в пределах 300тыс. -2,5 млн. руб. в зависимости от особенностей оснастки и технического состояния.

Итог

Грузовик, ставший темой нашей беседы, действительно уникален. Мощный, надежный, выносливый, универсальный благодаря огромному количеству модификаций – он нашел свое применение во многих отраслях человеческой жизни. Единственное нарекание – отсутствие комфорта в кабине, однако для машин такого класса этот момент не является критическим.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 305
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 20-02-2023 / Обновлено: 20-02-2023
Поиск запроса "автомобиль урал-4320" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 21.02.2023

Кабина в "Урал-4320" не менялась несколько десятилетий, и была далеко не самой удобной: некоторые водители сравнивали нахождение в машине с походными условиями. Хорошо, что в 2009 году производители об этом задумались, и немного улучшили условия для шофера. В плане проходимости и прочих характеристик, автомобиль прекрасен.

0
0
Ответить
Ярослав Омск 21.02.2023

Эти грузовики, что называется, проверены временем. На них прекрасно ездили и в восьмидесятых годах, и прекрасно ездят сегодня. Недаром их выбирает наше военное ведомство. На таких грузовиках реально можно проехать по российскому бездорожью даже туда, куда проедет не каждая машина.

1
0
Ответить
Иван Бузулук 30.09.2023

Проходил службу в Железнодорожных войках в 2000 и 2001 годах. У нас там эти машины тоже служили родине. Их проходимость, мощные двигателя и большой кузов позволяют выполнить любые задачи.

0
0
Ответить
Всеволод 21.11.2024

Честно говоря, всегда восхищался "Уралом-4320" за его универсальность и надежность. Это как "лэндровер" среди грузовиков - кажется, что ему по плечу буквально всё. За эти 40 лет, что он на рынке, "Урал" прочно утвердился как настоящий рабочий конь, способный работать в любых условиях. И действительно, если сравнить с западными аналогами, такими как MAN или Mercedes, "Урал" может и проигрывает в комфорте, но точно выигрывает в проходимости и простоте ремонта. Особо радует, что производитель продолжает модернизировать эту модель, добавляя новые технологии, но сохраняя её основные достоинства. Это как если бы классический внедорожник оснастили современными гаджетами, но оставили его душу нетронутой. Впечатляет и разнообразие модификаций, от вахтовых автобусов до военной техники, что делает "Урал" универсальным решением для самых разных задач. Особенно интересна военная версия с её внушительной защитой и возможностью установки спецоборудования. В наши дни, когда многие производители стараются максимально укомплектовать свои автомобили, "Урал" остаётся верен своим корням, предлагая простоту и надежность. Конечно, кабина могла бы быть и комфортнее, но для таких машин это не главное. Главное, что "Урал-4320" продолжает служить и в гражданской сфере, и в военных условиях, и, похоже, будет делать это ещё много лет. Учитывая его стоимость на вторичном рынке, это, по сути, один из лучших вариантов для тех, кому нужен надежный транспорт за разумные деньги.

0
0
Ответить
Яромир 22.11.2024

Считаю, что Урал-4320 заслуженно стал легендой среди грузовиков. Его проходимость и ремонтопригодность - просто вне конкуренции. Конечно, есть и другие варианты, но Урал - это про надежность и выносливость. В условиях бездорожья и сурового климата ему равных мало. Для меня он всегда будет символом силы и надежности.

1
0
Ответить
Билял 23.11.2024

Урал-4320 всегда будет ассоциироваться у меня с надежностью и прочностью. Это как ГАЗ-66 в своём классе, но с большим функционалом. Удивительно, как эта машина за столько лет смогла сохранить актуальность. Конечно, кабина могла бы быть комфортнее, но не в этом её суть. Урал - это рабочая лошадка, и он отлично выполняет свои задачи.

1
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: