Грузовик IFA W50, популярность в четверть века
IFA W50—востребованный в СССР грузовик, который выпускался в ГДР в течение четверти века. За этот период было произведено и продано свыше 571 тысячи машин, которые активно использовались не только в Советском Союзе, но и других странах на разных континентах. Машина превосходила конкурентов по расходу топлива и надежности, что и привело к повышенному спросу. Ниже кратко рассмотрим историю такого транспорта, его технические характеристики, плюсы и минусы.
Оглавление
История создания
Впервые грузовик ИФА был выпущен в 1965 году в ГДР на заводе в Людвигсфельде. Первые авто имели два варианта колесной базы — на 3200 мм и 3700 мм. Вне зависимости от модификации большая часть авто комплектовалась двухместной кабиной, но были и удлиненные варианты с возможностью перевозки до 10 человек.
Авто комплектовалось 4-цилиндровым 6,6-литровым «дизелем» мощностью 125 «лошадей». Он работал вместе с 5-ступенчатой КПП. С 1971-го грузовик поставлялся в СССР, а также начался экспорт в другие страны. К наиболее популярным направлениям можно отнести Южную Америку, Африку, Азию и другие.
Машина выпускалась до 1990 года, когда производитель IFA остановил деятельность. За 25-летний период удалось выпустить свыше 571,8 тысяч машин.Некоторые из них эксплуатируются и сегодня. Грузовики ИФА встречаются на вторичном рынке и при желании можно купить исправную модель. Но об этом ниже.
Область использования грузовика ИФА
Читайте также: Газ 33081 Егерь, наследник Газ 66
В СССР многие хотели купить грузовик ИФА из-за его улучшенных характеристик в сравнении с конкурентами. Машина из ГДР по ряду параметров выигрывала у Зил 130 или Газ 53. Отечественные экземпляры имели большую «прожорливость» в плане горючего, а обзорность водителя оставляла желать лучшего. Кроме того, они были менее надежными и на практике служили меньше IFA W50.
В зависимости от модификации и компоновки грузовики ИФА использовались в следующих сферах:
- сельское хозяйство;
- строительство и промышленность;
- военные нужды;
- коммунальный сектор;
- специальное назначение, к примеру, пожарные машины.
Немецкий грузовик ИФА производился в виде полноприводной бортовой машины (W50LA), автомобильной мастерской (W50 L/W), самосвала (W50 L/K3SK5). Большая часть такой техники выпускалась в единичных экземплярах и часто применялась для выполнения каких-то конкретных работ.
ВажноЗа время выпуска IFA W50 экспортировались во многие государства, в том числе СССР. Здесь чаще всего они применялись для народного хозяйства.
Не меньшую популярность получили и военные экземпляры, востребованные в странах Африки, Ближнего Востока, Южной Америки. Они участвовали во многих боевых действия, но больше всего «засветились» во время войны в Ираке.
Технические характеристики ИФА 50
Как отмечалось, за время выпуска машина производилась во многих модификациях. Они отличались колесной формулой, габаритами, обустройством кабинной части. Были также варианты IFA W50 в виде тягача с полным приводом или грузового транспорта с удлиненной базой. При этом сзади кабины могли находиться мастерские, дополнительные места, пожарное оборудование и т. д. Ниже кратко рассмотрим особенности техники.
Двигатель и КПП
Первые грузовики ИФА 50 комплектовались усовершенствованными моторами, имеющим мощность в 100 «лошадей». Их особенностью стало наличие двигательного тормоза, срабатывающего при снятии ноги с педали газа. Это происходило, благодаря автоматическому закрытию заслонки. Такая опция особенно актуальна при движении по скольким дорогам и при длительном спуске с разных возвышенностей.
В 1967-м на IFA W50 появился новый мотор на 125 «лошадей». Кроме большей мощности, этот агрегат мог похвастаться прямым впрыском горючего. Двигатель был изготовлен по лицензии производителя МАН, что дополнительно свидетельствует в его пользу. Из преимуществ выделяется большая экономичность, ведь при небольшой нагрузке, к примеру, во время прогрева и незначительном нажатии на газ, работает только два цилиндра.
Двигатель ИФА взаимодействует с пятиступенчатой МКПП с синхронизаторами на разных скоростях (со второй по пятую). Устройство смонтировано на раме под кабиной, что позволяло легко снять устройство для демонтажа и ремонта.
Подвеска и тормоза
Особенностью IFAW50 является необычная конструкция заднего моста. Для повышения клиренса и уменьшения нагрузки на главную пару разработчики предусмотрели важное нововведение. Так, привод ИФА активируется с помощью колесных редукторов, а базовую нагрузку принимают на себя балки. Главная передача в таком случае остается совмещенной.
Версии ИФА с полным приводом комплектовались «раздаткой» с понижающей передачей. Также устанавливался дифференциал с возможностью блокировки, объединяющей обе оси. В основе зависимой подвески лежат рессоры, но в 1970-х эта часть техники была доработана, что привело к появлению стабилизаторов.
При этом кабина стала более комфортной, благодаря действию телескопических амортизаторов.Отдельного внимания заслуживают тормоза IFA W50. Они срабатывают под действием автономных гидравлических приводов.
Педаль комплектуется пневмоусилителем, благодаря которому уменьшается усилие. Ручник имеет пневматический привод, воздействующий на задние колеса. При этом в состав тормозов ИФА входил и пневматический вывод для передачи команды на систему прицепного устройства.
Кабина и рулевое управление
В зависимости от модификации кабина грузовика IFA W50 периодически менялась, но основные характеристики оставались неизменными. Для водителя предусмотрено удобное кресло с возможностью изменения высоты и перемещения по горизонтали. Так, во время тестирования техники водители ездили по маршруту Горького-Воронеж. В результате они отметили, что спина устает меньше, чем на ГАЗ 53Б.
Дополнительный плюс — удобное рулевое управление. Так, машины с полным приводом комплектовались ГУР, что упрощало вращение руля и не требовало большой нагрузки при изменении траектории движения.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Грузоподъемность, т | 5 |
Объем мотора, л | дизель 6,5 |
Мощность, л. с. | 125 |
Объем бака, л | 100 |
Привод | задний / полный |
КПП | «механика», пять скоростей |
Подвеска | зависимая, на рессорах |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,53х2,5х2,6 |
Клиренс, см | 30 |
Колесная база, м | 3,2 |
Число дверей / мест | 2 |
Скорость, км/ч | 90 |
Расход дизеля (смешанный цикл), л/100 км | 20 |
Полный вес, т | 10,2 |
Шины | R20 255/70 |
В зависимости от модификации технические характеристики ИФА могут немного отличаться.
Несмотря на отличные для своего времени параметры, к началу 1980-х годов грузовик стал проигрывать конкурентам. Разработчики пытались создать модернизированную версию, но все ограничивалось опытными образцами. Только в 1987-м они смогли представить более мощный вариант техники. При этом изменения коснулись только мотора, который получил больше «лошадей», а также грузоподъемности.
После объединения ГДР и ФРГ завод в Людвигсфельде также был закрыт. Его вернули во владение «Даймлер-Бенц». Какое-то время собственники пытались выпускать обновленную версию L6 и даже установили кабину от Mercedes LN2, но этот эксперимент также не увенчался успехом.
Плюсы и минусы грузовика ИФА 50
Грузовик IFA W50 в Советском Союзе был главным конкурентом для Зил 130 и Газ 53. Это было обусловлено следующими преимуществами:
- Более экономный расход топлива.
- Повышенная надежность двигателей.
- Улучшенный обзор из кабины для водителя и пассажира.
- Мягкая ходовая система.
- Наличие функции торможения двигателем, что особенно удобно зимой.
- Легкость обслуживания.
- Хорошая грузоподъемность.
- Большой выбор модификаций.
Наличие полноприводной версии IFA W50 4х4 с ГУР.
Несмотря на преимущества, грузовики ИФА имели и ряд минусов:
- Вибрация. Этот недостаток характерен для всех дизельных моторов, но в IFA W50 такая проблема особенно актуальна. В начале 70-х годов прошлого века специалисты завода подавали запрос в НАМИ для консультации по устранению вибрации. В течение нескольких лет был оформлен контракт на устранение подобных проблем, но к тому времени машина уже активно поступала в Советский Союз.
- Расположение кабины. Несмотря на удобную позицию, откинуть кабину нельзя. Как результат, водитель не может получить доступ к мотору изнутри, что усложняет ремонт и обслуживание силового агрегата. Все работы приходится делать снизу. Люк двигательного отсека был между водителем и пассажиром, а это создавало трудности в доступе.
Главным недостатком стало быстрое моральное устаревание техники, которая уже в начале 80-х стала проигрывать многим конкурентам.
За время выпуска в Советский Союз было продано много грузовых автомобилей IFА W50. Но их популярность условна, ведь большую часть транспорта пришлось вывести из работы уже в 1990-х годах из-за морального устаревания.
После объединения ФРГ и ГДР в РФ поступило множество военных образов техники из расформированных частей, но они быстро ломались. При этом возникали трудности с ремонтом из-за дефицита запчастей.
В 2021 году купить грузовик ИФА в работоспособном состоянии — трудная задача. Но такой транспорт все еще попадается на вторичном рынке. Чаще всего речь идет о модернизированных в 1980-х годах моделях. Стоимость такой техники зависит от комплектации и состояния и колеблется в диапазоне 150-300 тысяч рублей.
Заключение
Грузовой транспорт IFAW50 стал символов целой эпохи и одним из главных упоминаний о советском наследии в Германии. Автомобиль быстро занял нишу в сфере грузовых автомобилей и вытеснил многих конкурентов. Он выгодно выделялся техническимипараметрами, надежностью, удобством и другими параметрами.
На современном этапе машина ИФА постепенно уходит в историю, а сегодня ее можно отнести к категории раритета. При этом все, кому приходилось ездить на грузовике, говорят о нем только положительно, чаще всего отмечая неприхотливость транспорта.
Понятно, почему грузовик ИФА пользовался такой популярностью в СССР. Отечественные экземпляры имели большую «прожорливость» в плане горючего, а ИФА был более экономичный и более надёжным.
Видела такой грузовик у дедушки. Он здорово трещал при езде, то ли в силу старости, то ли из-за несовершенства самой модели. Но для тех лет этот грузовик был очень прогрессивным, и доступным не каждому. Сейчас его, конечно, и за 150 тысяч вряд ли кто возьмет.
Этот грузовой транспорт- действительно является транспортом эпохи. Только посмотрите на это великолепное творения человечества. Читая о нём Вы можете узнать очень много интересных фактов о нём. А также увидеть как выглядела техника в СССР. Я думаю что многие из нас хотели бы и не отказались бы прокатиться на таком Танке).
Могу сказать, за этот грузовик ИФА очень хороший и кузов у него очень довольно такой вместительный. Закупали их для работ с перевозками зерна. Умели делать технику в СССР. Наше предприятие очень довольное, дальше в том же направлении двигайтесь, и весь мир будет только нашу технику брать.
Я родился в ГДР, поэтому могу многое сказать о грузовике IFAW50. Как по мне, посадка в кабине не очень удобная, но кресло комфортное. Расход горючего 17 л на «сотню», с ремонтом при наличии запчастей никогда не возникало трудностей. При этом главная проблема — это, конечно, детали. Найти их не всегда удается. В остальном ИФА — рабочая лошадка.
Каждая деталь в IFA W50 продумана конструкторами до мелочей. К примеру, те же пропилы на болтах упрощают откручивание болта гаечным ключом. Немного удивил большой люк в кабине, но потом понял, что он предназначен для военных целей. Сегодня я его использую грузовик для уборки зерновых и могу отметить два главных плюса — простота исполнения и надежность.