Грузовик АМО Ф-15 — советская легенда

АМО Ф-15—  первопроходец среди серийных авто, произведенный в СССР.

 

Это 2-осный заднеприводный грузовик малой грузоподъемности, который мог перевозить до 1.5 т по шоссе и до 1 т по грунту. Основан на базе FIAT 15 Ter, но в конструкцию было внесено ряд изменений для адаптации к советским условиям. Ниже рассмотрим, как появилась такая модель, и в чем ее особенности.

История появления грузовика АМО Ф-15

С 1917 по 1924-й зарождалась идея создания собственного автопроизводства в СССР. Октябрьская революция становится отправной точкой для национализации предприятий, включая столичный завод АМО. В 1924-м советское правительство принимает соответствующее решение об изготовлении своих машин.

 завод АМО. В 1924-м

Выбор модели падает на итальянский грузовик FIAT 15 Ter, который проявил себя как надежный и выносливый во время Первой мировой войны. На этом фоне подписывается лицензионное соглашение с FIAT на производство 15 Ter.

Первое время проводится подготовка к процессу. Инженеры АМО тщательно изучали конструкцию FIAT 15 Ter, внося необходимые изменения для адаптации к советским условиям. Завод АМО переоборудуется для производства грузовиков, а кадры рабочих и инженеров обучаются для работы на новом заводе.

Рождение легенды приходится на 1 ноября 1924-го, когда собираются опытные образцы АМО Ф-15. В марте 1925-го машина пошла в серию. Но производство шло медленно по причине освоения технологий и устранения недостатков.

Важно

С 1929 по 1931 год происходит расцвет производства. Наращиваются темпы, выпускается все больше грузовиков. В конструкцию вносятся улучшения, повышающиенадежность и производительность. АМО Ф-15 переходит в разряд основных грузовых машин СССР, применяемых на различных работах.

В 1931-м завершается эпоха. Серийное производство прекращается в связи с заменой на более современные модели, такие как АМО-2. Несмотря на это, авто оставляет наследие в истории советского автомобилестроения.

Отличия от прототипа

Автомобиль АМО-Ф-15 отличается от прототипа рядом инноваций, направленных на увеличение эффективности и адаптацию к советским условиям. Первое отличие касается двигателя. Для повышения клиренса и упрощения конструкции диаметр маховика уменьшен на 8 см, с 59 см до 51 см.

Грузовик АМО Ф-15

Вес поршне-шатунной части снижен, что помогло уменьшить инерцию ДВС и повысить его эффективность. Изменения в форме поршневого пальца и его посадке направлены на улучшение смазки и увеличение ресурса. Радиатор увеличен для компенсации изменений в диаметре маховика и защиты от чрезмерного нагрева.

Капотная часть также претерпела изменения в связи с увеличением площади радиатора. Затворы боковин упрощены для улучшения конструкции. Колеса больше не имеют деревянных спиц, вместо них используются более долговечные штампованные дисковые.

Важным изменением стало замещение итальянского карбюратора на местный Зенит под номером 42, что повысило надежность. Конструкция сцепления была также изменена для оптимизации работы.

Грузовик АМО Ф-15

Расположение бака для топлива было изменено, и он был установлен под водительское кресло. Горючее направлялось принудительно с применением вакуумного устройства. Впоследствии была выбрана более надежная фиатовская система.

Благодаря изменениям, можно былоснимать бортовую часть, кабину водителя, боковые части и парель. Такиеправки сделали АМО-Ф-15 адаптированным и более эффективным в условиях советской эксплуатации.

Технические характеристики

Грузовой АМО Ф-15 имеет ряд характерных особенностей:

Технические характеристики Значения
Колесная формула 4х2
Вес, т  1,92
Габариты (ДхШхВ), м 5.05х1.76х2.25
Дорожный просвет, см 24,2
Колесная база, м 3,07
Грузоподъемность, т 1,5
Размер бака для горючего , л 70

В дополнение к характеристикам грузового автомобиля АМО Ф-15 рассмотрим некоторые моменты более подробно.

Двигатель

Мотор рассматриваемого авто — 4-цилиндровый агрегат с клапанами внизу и цилиндрами по вертикали. Объем в 4.396 л обеспечивает мощность в 35 л.с. при 1400 оборотах в минуту, а наибольший момент в 18,5 кг*м при 1200 оборотах.

Конструктивно двигатель АМО Ф-15 имеет БЦ, отлитый из чугуна вместе с охладительной рубашкой. ГБЦ была съемной, также изготовлена из чугуна. Цилиндры растачивались в блоке и имели чугунные гильзы. Поршни сделаны из алюминия с чугунными кольцами, а шатуны кованые из стали. Коленвал изготовлен из стали и поддерживался на двух подшипниках.

Грузовик АМО Ф-15

ГРМ осуществлялся шестеренчатым приводом с клапанами, управляемыми коромыслами. Питание включало карбюратор «Зенит №42», а зажигание осуществлялось магнето высокого напряжения. Смазка проводилась комбинированной системой под давлением и разбрызгиванием, а система охлаждения жидкостная с радиатором и центробежным насосом.

Агрегат АМО-Ф-15 выделялся простой и надежной конструкцией, легкодоступностью для обслуживания и ремонта, а также неприхотливостью к топливу и смазочным материалам. Это позволяло эффективно функционировать в условиях плохих дорог и при использовании низкокачественного топлива.

Мотор АМО-Ф-15 являлся лицензионной копией итальянского двигателя FIAT 12-15. В процессе его производства были сделаны правки, направленные на упрощение конструкции и адаптацию к местным условиям. Впоследствии он стал однимиз первых серийно выпускаемых ДВС в СССР и превратился в базу для многих новых моторов.

Коробка передач

Трансмиссия АМО-Ф-15, состоящая из сцепления, КПП и главной передачи, представляла собой надежную и простую в конструкции систему, способную обеспечить эффективную передачу крутящего момента от двигателя к колесам.

Грузовик АМО Ф-15

Сцепление выполнено в форме многодискового механизма. До 1927-м оно состояло из 41 диска и было «мокрым», но впоследствии был выбран сухой 6-дисковый вариант. Это обеспечивало надежное сцепление и плавное переключение.

КПП представляла собой механическую 4-ступенчатую систему, располагавшуюся отдельно от ДВС. Картер коробки литой и сделан из алюминия, что обеспечивало легкость и прочность конструкции. Базовая передача имеет вид конуса и зубцовый механизм для надежной и эффективной передачи момента.

Особенности трансмиссии АМО-Ф-15 включали простоту конструкции, надежность, неприхотливость и возможность ремонта в полевых условиях. Это делало ее идеальным решением для эксплуатации в различных условиях и обеспечивало бесперебойность грузовика в тяжелых условиях.

Ходовая и рама

Ходовая и рамная часть грузовика АМО-Ф-15 были истинным воплощением прочности, выносливости и уникальных конструкционных решений. Рама сделана из 6-миллиметровой стали, что обеспечивало грузовику непревзойденную прочность и устойчивость.

Грузовик АМО Ф-15

Наиболее интересной особенностью был корпус вала кардана, который передавал усилия и снимал часть веса с рессор. Это инновационное решение улучшало проходимость и комфорт вождения грузовика в различных условиях.

Задний мост имел вид буквы «Т» и делался из штампованного металла, что облегчало транспортное средство и повышало проходимость. Полуоси смонтированы под 178-градусным углом для устойчивости иплавности хода.

Подвеска зависимая, обеспечивает мягкий ход, сохраняя при этом хорошую грузоподъемность. Колеса с дисками и стали и шинами 88×13.5 см гарантировали надежность и проходимость даже в самых тяжелых условиях.

Кабина

Кабинная часть была скромной по современным стандартам, но функциональной для тех условий, в которых использовалась. Внешний вид представлял собой деревянный каркас, обшитый брезентом, с брезентовой или металлической крышей. Двери были простыми, распашными, а окна — маленькие, боковые сдвижные и с откидным лобовым стеклом. Фары изначально были ацетиленовыми, но с 1928-го были заменены электрическими.

Грузовик АМО Ф-15

Внутри кабины преобладала минималистичная приборная панель с простыми приборами, такими как спидометр, манометр масла, указатель уровня топлива. Сиденье водителя было жестким и деревянным, но регулировалось по высоте и расстоянию до руля. Кресло для пассажира отсутствовало, а место для вещей было ограничено.

Удобство для водителя оставляло желать лучшего: эргономика не проработана, положение за рулем некомфортно, а шум от двигателя и трансмиссии значительный. Вибрация на кузове также были сильными, а отопление отсутствовало. При этом вентиляция осуществлялась естественным путем через открытые окна.

Несмотря на эти недостатки, кабина АМО-Ф-15 была функциональной и обеспечивала необходимый минимум комфорта для работы в условиях того времени. Водители ценили простоту и надежность грузовика, несмотря на спартанские условия в кабине. Следует отметить, что в 1929-м была разработана модернизированная кабина с улучшенной эргономикой и утеплением. 

Машины на шасси АМО Ф-15

База авто применялась в качестве универсальной платформы для создания разнообразных машин, нашедших применение в различных сферах. Среди наиболее значимых стоит выделить Скорую помощь, которая выпускалась, начиная с 1925-го. Эта техника предназначалась для перевозки больных и пострадавших, имела деревянный кузов с отсеками для лежачих и сидячих, а также оснащалась необходимым медицинским оборудованием.

Прожекторные авто презназначались для освещения местности ночью, имели башню с мощным прожектором и электрогенератор для питания.Важным направлением использования были автобусы для перевозки пассажиров, в том числе 10-местный транспорт для регионов с жарким климатом, а также закрытые автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров в различных условиях.

Грузовик АМО Ф-15

Шасси также использовалось для создания штабных автомобилей, пожарных АМО Ф-15, грузовиков перевозки ценных грузов и других машин. Они отличались различными характеристиками и назначением, начиная от комфортного салона штабных автомобилей до бронированных кузовов для защиты от кражи при перевозке денег.

Использование шасси АМО Ф-15 значительно расширило сферу применения, повысив эффективность и удовлетворив потребности различных отраслей. Благодаря грузовику, стали доступными новые возможности и сферы деятельности, что сделало его одним из ключевых игроков в советском автомобилестроении.

Итог

АМО Ф-15 занимает почетное место в истории советского автомобилестроения, представляя собой не просто грузовик, а символ индустриализации и технического прогресса СССР. Его создание и эксплуатация отразили суровые реалии времени. При этом простота, надежность и универсальность позволили транспортному средству стать неотъемлемой частью различных сфер экономики и общественной жизни.

Рейтинг: 19
Всего оценок: 6 Комментариев: 5 Просмотров: 47
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 22-05-2024 / Обновлено: 22-05-2024
Поиск запроса "грузовик амо ф-15 — советская легенда" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Катя Йошкар-Ола 27.05.2024

Грузовик АМО Ф-15 , очень интересный первопроходец среди серийных авто, очень качественная машина

0
0
Ответить
Sergei Minsk 27.05.2024

Действительно уникальный и неповторимый грузовик, который так просто не встретишь в потоке, такие хранятся только в музее. 35 лошадок вполне нормально считалось для того времени, хотя этим уже в наше время никого не удивишь. Обожаю машины, который вышли в 20 и 30 годы, они действительно поражают и вызывают эмоции у меня.

0
0
Ответить
Lev Москва 27.05.2024

Судя по характеристикам вполне проходимый аппарат "в рамках 1920-1930 годов", неприхотливый и проблем с починкой не возникало, увы, я не застал того времени и не видел вживую, но зато прекрасно помню ГАЗ 69 - вот это был что-то с чем-то!!! Было любопытно, спасибо.

0
0
Ответить
Анна Санкт-Петербург 27.05.2024

Люблю старые автомобили! Если бы была возможность коллекционировала бы. У каждой такой машины своя история и свой путь. Поэтому совершенно закономерно, что те редкие экземпляры ретро-автомобилей, которые сохранились до сегодняшнего дня стоят баснословных денег.

0
0
Ответить
Регина Москва 29.05.2024

Объективно советский автопром был намного сильнее, чем российский. Да и те автозаводы, что остались – это наследие Советского Союза. У современной России нет ничего! Поэтому советские автомобили могут быть «легендами», а российские автомобили, увы, в «легенду» никогда не превратятся.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: