Личности автопрома: «Красный директор» Иван Лихачев
Богатая история российского и советского автопрома насыщена большим количеством неординарных личностей. Но мало кто из них сопоставим по масштабам фигуры с подлинной легендой – знаменитым «Красным директором» Иваном Алексеевичем Лихачевым. Стоит ли удивляться тому, что именно его имя было дано одному из главных машиностроительных предприятий СССР – автозаводу ЗИЛ.
Оглавление
Аббревиатура расшифровывается как Завод имени Лихачева. Он проработал дольше века, что само по себе заслуживает самого пристального внимания. Рассмотрим более детально богатую биографию Ивана Алексеевича Лихачева, сыгравшего огромную роль в становлении ЗИЛа и отечественного автопрома в целом.
Происхождение и начало трудового пути
Иван Лихачев родился летом 1896 года в семье крестьян, проживающих в Тульской губернии. Он получил начальное образование, что в те времена было доступно далеко не всем крестьянским детям. Затем – в подростковом 12-летнем возрасте – будущая легенда автопрома направилась в столицу – Петербург.
Там молодой человек сначала стал учеником слесаря, а затем – и полноценным слесарем знаменитого Путиловского завода. Важным этапом построения успешной карьеры стало успешное завершение шоферских курсов. В то время он еще не подозревал, какую огромную роль в его жизни позднее сыграют автомобили, водить которые Иван научился еще в очень молодом возрасте.
Первая мировая война обернулась для Лихачева призывом во флот. Он стал, как и значительная часть других рабочих Путиловского завода, матросом Балтийского флота. Срок службы составил два года.
Причем далеко не все из них были непосредственно связаны с пребыванием на кораблях. Специфика первой мировой войны заключалась в частом использовании матросов в боевых действиях на суше. Что позволило Ивану еще лучше познакомиться с различной автомобильной техникой и изучить материальную составляющую темы.
Служба в советских органах
Революционные события 1917 года привели Лихачева в партию большевиков. Немногим позднее он поступил на работу в ВЧК, где быстро проявил организаторские и управленческие способности. В результате – возглавил ООН или отряд особого назначения.Нужно отметить, что и здесь судьбы Ивана Алексеевича пересеклась с автотранспортом.
В ВЧК существовал собственный автопарк, который был составлен из реквизированных автомобилей. Его состояние было неудовлетворительным, так как что знания молодого специалиста пришлись очень кстати. Как и понимание того, насколько интересным может быть автопром и все, что с ним связано.
После завершения гражданской войны Лихачева направили в профсоюзы, где он трудился в течение 1921-1926 годов. Параллельно обучался сначала в МГА (Московская горная академия), а затем – в ЛЭИ (Ленинградский электромеханический институт). Второй вуз закончить не удалось, но общий уровень профессиональной инженерной подготовки еще очень молодого человека значительно вырос.
Это стало основанием для назначения его директором Московского автозавода, несколько позднее переименованного в ЗИС (Завод имени Сталина), а в 1956 году – в ЗИЛ (Завод имени Лихачева). С этого момента начинается карьера Ивана Алексеевича Лихачева в качестве заметного деятеля советского автопрома.
Директор АМО, тогдашнее состояние завода
Московский автомобильный завод или АМО основан в 1916 году. Изначально представлял собой небольшие ремонтные мастерские, которые постепенно наращивали производственные мощности и материальную базу. Пока не стали полноценным авторемонтным заводом. Основным видом его деятельности в первые годы существования выступал ремонт различной техники.
В 1924 году (еще до назначения руководителем предприятия Лихачева) были разработаны и выпущены несколько первых в СССР грузовых автомобилей. Их количество быстро увеличивалось: начиная с десятка, произведенных в последних месяцах 1924 года, до 113 машин в 1925-м и 342 грузовиков в 1926-м.
Завод несколько раз менял наименование: АМО, 1ГАЗ, ЗИС, ЗИЛ. В 1927 году руководителем АМО был назначен Лихачев, имя которого предприятие получило позднее. Как и широкую известность именно под этим брендом.
Главной проблемой завода в то время была высокая себестоимость производства. Затраты на изготовление советского грузовика АМО-Ф-15 составляли примерно 8,5 тыс. рублей. В то время как новый грузовой автомобиль Ford стоил в пересчете на деньги СССР на порядок меньше – около 800-900 рублей. Причем в данную цифру входили расходы на доставку.
Основной причиной настолько бедственной обстановки на заводе был кустарный уровень производства. Анализ, произведенный новым руководителем, наглядно показал: без модернизации и оснащения предприятия современным оборудованием добиться улучшения попросту невозможно.
В итоге была разработана и в 1930 году стартовала масштабная программа переоснащения автомобильного завода, достаточно быстро давшая положительные результаты. Но для ее разработки потребовалось тщательное изучение самого передового на тот момент опыта американского автопрома.
Стажировка у Форда
Главные идеи модернизации автозавода Лихачев почерпнул у другой легендарной фигуры американского и мирового автомобилестроения Генри Форда. Примечательно, что и эта личность дала свое имя торговой марке, которая весьма успешно существует до настоящего времени. Встреча Ивана Алексеевича с Фордом-старшим произошла в 1930 году.
Основатель самого крупного на тот момент времени производителя автомобилей пригласил начинающего руководителя советского предприятия на обед. Результатом активного обмена мнениями стала фраза Форда о том, что его собеседник родился под автомобильной звездой. Настолько высокая оценка легенды автопрома становится лучшим и самым наглядным подтверждением неординарности и серьезных масштабов личности героя данной статьи.
Другим и не менее впечатляющим итогом разговора стало приглашение Лихачева работать у Форда. Насколько оно было реальным, судить достаточно сложно. Но в любом случае такой сценарий их беседы точно не выглядит чем-то фантастическим. Особенно с учетом чутья американского бизнесмена на талантливых людей, которое он неоднократно демонстрировал за время своей великой профессиональной карьеры.
Естественно, Иван Алексеевич отказался от столь лестного предложения. Но внимательно изучил опыт старшего товарища и коллеги. Важно отметить, что Лихачев не хотел слепо копировать американские методы на своем предприятии.
Тем более – с учетом явно выраженной специфики социалистического производства, которое доказало очевидные преимущества над капиталистическими методами хозяйствования уже в первые годы советской власти. Именно поэтому поездка в США и тесное общение с Генри Фордом-старшим стали важным, но далеко не единственным фактором успеха в дальнейшей деятельности Лихачева.
Реорганизация АМО и принцип непрерывности производства
Как было отмечено выше, в 1930 году стартовала самая масштабная на тот момент для Советского Союза программа модернизации Московского автомобильного завода. Основными ее этапами стали:
- 1930 год – приобретение лицензии на производство американского грузовика Autocar-5S (в советском варианте назывался АМО-2).
- 1931 год – локализация и запуск первого в СССР конвейера по производству новой модификации грузового автомобиля АМО-3 (главным отличием которого стала увеличенная с 54 до 72 л. с. мощность двигателя).
- 1933 год – выпуск следующей модификации грузовика, получившей наименование ЗИС-5.
- 1934 год – запуск ЗИС-5 в массовое серийное производство, благодаря которому грузовой автомобиль приобрел несколько позднее легендарный статус.
Необходимо обязательно уточнить, что рост объемов производства и сопутствующих мощностей позволил выпускать до 60 автомобилей в сутки. Причем ЗИС-5 стал базой для разработки многочисленных моделей и модификаций, общее количество которых превысило два с половиной десятка. Причем 19 из них также были запущены в серию. В 1936 году стартовал выпуск легкового автомобиля высшего (как тогда назывался премиальный) класса под названием ЗИС-101.
ВажноМодернизацией АМО непосредственно руководил Лихачев, который достаточно оперативно стал не только формальным, но и фактическим лидером предприятия, быстро превращающегося из небольшого автозавода во флагмана советской автомобилестроительной промышленности.
Результатом успешной деятельности Ивана Алексеевича стало очередное назначение с повышением: на должность первого наркома среднего машиностроения, которое произошло в 1939 году.
Значимость нового поприща Лихачева лучше всего подчеркивает неизбежное приближение Великой Отечественной войны, где именно среднему машиностроению отводилась одна из ведущих ролей. Стоит ли удивляться тому, что первые несколько дней в новой должности Лихачев посвятил посещению легендарного ЧТЗ или Челябинского тракторного завода. Ставшего несколько позднее не только производителем тракторов, но и артиллерийских тягачей, а также прекрасно зарекомендовавших себя на полях сражений тяжелых танков КВ-1.
Полученный опыт помог Лихачеву во время очередного возвращения на «родной» автозавод, который уже сменил название на ЗИС. Оно случилось осенью 1940 года. Еще через полгода с небольшим началась Великая Отечественная война.
В военные годы
После начала ВОВ ЗИС продолжил выпуск очень необходимых Красной Армии грузовых автомобилей. Параллельно было налажено производство оружия. По мере приближения германских войск к Москве стала актуальной задача эвакуации автозавода на Урал.
Лихачев лично руководил этим очень масштабным и срочным мероприятием. В результате удалось добиться максимально быстрого старта производства грузового автотранспорта сразу на нескольких советских предприятиях, находящихся вне зоны досягаемости немецкой авиации. Речь идет сразу о четырех заводах, включая Ульяновский автомобильный (позднее – знаменитый УАЗ), Миасский автомоторный (также весьма известный в последующем бренд – УралАЗ), Щадринский автоагрегатный и Челябинский кузнечнопрессовый.
Важно добавить, что производство на всех четырех предприятиях было налажено в очень сжатые сроки. То есть в течение 1941-1942 годов, когда ЗИС фактически находился в эвакуации.
Всеми технологическими и организационными процессами непосредственно руководил сам Иван Алексеевич вместе с набранной им командой единомышленников. Высокая эффективность работы Лихачева в годы войны была по достоинству оценена руководством страны. Включая награждение Орденом Отечественной войны I степени.
ЗИЛ во времена расцвета
В 1950 году Лихачева назначили руководителем авиазавода № 41 (позднее предприятие получит название Московского машиностроительного завода «Авангард»). В 1953 году Иван Алексеевич снова уйдет на повышение и станет Министром автотранспорта и шоссейных дорог Советского Союза. Жизненный путь легенды закончится 24 июня 1956 года в возрасте 60 лет.
Буквально через 2 дня после смерти бывшего руководителя московский автозавод поменял названием с ЗИС на ЗИЛ. Именно в эти годы предприятие переживало расцвет, основу которого заложил Иван Алексеевич Лихачев. Грузовики ЗИЛ стали самым массовым видом грузового автотранспорта в Советском Союзе.
Только автомобилей ЗИС-150 было выпущено свыше 770 тысяч экземпляров. Еще более масштабным оказалось производство ЗИЛ-130, которых изготовлено свыше 3,5 миллиона. Параллельно производились легковые машины представительского класса ЗИС-100, ЗИЛ-111, ЗИЛ-114 и другие. Которые также пользовались высоким спросом среди элиты.
Постепенно значение автозавода АМО, расположенного фактически внутри мегаполиса, стало снижаться. Немалую роль в этом сыграл запуска КАМАЗа, который быстро занял лидирующее положение на рынке грузового автотранспорта. Сегодня автозавод ЗИЛ уже не работает, так как фактически прекратил существование в 2013 году.
На месте предприятия планируется строительство примерно 6,4 млн. кв. м. жилой, коммерческой и социальной недвижимости. При этом не прекращаются попытки восстановления бренда ЗИЛ, которые предпринимаются с завидной регулярностью, но без особого успеха.
Роль Лихачева в становлении автопрома в СССР
Чтобы оценить значение личности Ивана Алексеевича Лихачева, достаточно отметить, что именно под его руководством был запущен первый в Советском Союзе конвейер по производству автомобилей. Как и первый по-настоящему массовый выпуск грузового автотранспорта. Личное и достаточно близкое знакомство с Генри Фордом становится еще одним подтверждением масштабов рассматриваемой фигуры.
Как и огромное количество государственных наград, в число которых входят сразу 5 орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, уже упомянутый ранее орден Великой Отечественной войны I степени. Кроме того, Иван Алексеевич стал лауреатом Сталинской премии и дал свое имя одному из самых крупных и одновременно успешных автозаводов СССР.
- ООО "Автокранподъем+", Директор Симухина Валерия признано банкротом
- Перевозчик ИП Иванов Пермь
- ИП Кастальский А.В. (ИНН 732606315378) он же директор ООО ПК АВТОХИМ (ИНН 1655299577) - КИДАЕТ ЛЮДЕЙ !
- Личности автопрома: «Красный директор» Иван Лихачев
У нас в деревне 2 ЗИЛа 130 было. Работали отлично, если за машиной ухаживать, то никаких проблем не было. Моторы по 1 млн км проходили. Да и сам ремонт проходил быстро. Если что-то надо было менять, то легко было достать, замена на более 1 дня занимала. Жаль, что сейчас завод не выпускает такие классные машины.
Человек был действительно чрезвычайно неординарным, поэтому я не удивлен, что его имя присвоили аж целому автозаводу. Да, очень обидно, что ЗИЛ теперь уже полностью разрушен, а на его месте строят многоэтажные дома. Но зато среди этих многоэтажных домов появился проспект, названный в честь Лихачева.
Я всегда гордился такими людьми, ведь они очень многое принесли остальным людям, а также своими действиями пытались улучшать развитие нашей страны. Это же сколько ума должно быть у человека, раз о нём постоянно говорят люди. Страна нуждается в таких героях.
Не знала, что Лихачев позаимствовал некоторые идеи у Форда. А завод реально стал легендарным, родители рассказывали, что работать там было престижно. Сейчас на его месте автосалон, частично созданный специалистами, работавшими на "ЗИЛе". Завод снесен, но место снова оказалось связано с автомобилями.
Очень интересная личность и его история, я сильно не вникал в его биографию, оказывается этот человек прошел через многое, чтобы добиться своего, именно ЗИЛЫ были помощниками в аграрном хозяйстве, жалко что пропала эпоха.
Хороший завод был ЗиЛ. Правда со сременем его, цеха завода "обняла" Москва. Я часто ездил на этот завод, возил запасные части из дочернего предприятия на Мерседесе 417. Очень тяжело было к нему подъехать. Везде ограничения для грузовых машин. И еще, не сумел он пререстроится под спрос современного рынка грузовых машин.
Читая о Лихачеве, я поражаюсь, насколько его судьба напоминает историю Генри Форда. Оба начинали с малого, но благодаря своей настойчивости и умению видеть перспективы, совершили революцию в своих странах. Лихачев не просто внедрял американские технологии, он адаптировал их к условиям СССР, что в итоге дало возможность создать уникальную производственную модель. Это напоминает, как японские автопроизводители в 80-х годах адаптировали западные методы под свои нужды, став лидерами отрасли. Кроме того, роль Лихачева в годы войны напоминает мне о роли американских заводов, которые тоже быстро переориентировались на военное производство. Его способность не только управлять, но и вдохновлять людей на подвиги в столь сложное время, говорит о нем как о выдающемся лидере.
Интересно, как Лихачеву удалось внедрить принципы Форда в советскую систему. Это напоминает мне о том, как китайские компании перенимают западные технологии и адаптируют их под свою экономику. Он явно был человеком, который видел на несколько шагов вперед.
ЗИЛ, конечно, легенда, но жаль, что сегодня он не на коне. Просто удивительно, как такие гиганты, как ЗИЛ, могут исчезнуть с карты, словно не было их. Это напоминает мне, как в 2000-х многие американские автогиганты столкнулись с кризисом и нуждались в спасении.