Грузовик Татра-813: характеристики и особенности

Татра 813— тяжелый вездеходный грузовик, предназначенный для военных целей, выпускаемый в период с 1967 по 1982 годы. Машина обустроена хребтовой рамой в виде трубы с расположенной внутри трансмиссией.

В качестве двигателя используется Т 930, отличающийся воздушным охлаждением, 8-цилиндровым исполнением и мощностью в 270 лошадиных сил. Ниже кратко рассмотрим историю создания автомобиля, его технические характеристики, сферу применения, особенности кабины, а также плюсы и минусы.

История модели

Татра-813

Автомобили Татра 813 выпускаются с 1968 года для военных целей с несколькими колесными формулами— 4х4, 6х6 и 8х8. В качестве производителя выступила компания Tatra, которая производила грузовики вплоть до 1982 года. Новые автомобили сразу назвали «осьминогами» за хорошую проходимость по снегу и грязи.

За все время выпуска было изготовлено около 11,7 тысяч экземпляров, что обусловлено небольшой популярностью грузовика и узкой сферой применения. В 1990-х уже после объединения Германии часть машин попало в Российскую Федерацию, а некоторые из них эксплуатируются и до сегодняшнего дня.

Если говорить о поставках во времена Советского Союза, эта техника до 2021 года не дожила. Большая часть машин была списана еще в 80-х, когда на замену пришла усовершенствованная модель Т815. Отметим, из всех моделей серии 813 больше всего в СССР поставлялось 813ТР с колесной формулой 6х6.

Назначение грузовика Татра-813, военный уклон

Читайте также: Боевой вездеход ГАЗ-71

Автомобиль Tatra 813первоначально создан для решения военных задач и поставлялся в чехословацкую армию, а также армейские подразделения государств, являющихся участниками Варшавского договора. В СССР машина поставлялась в ограниченном количестве и, как отмечалось выше, в версии 813ТР.
В военной сфере машина применялась в качестве балластного тягача и грузовика, способного перемещаться по бездорожью и глубокому снежному покрову.

Дополнительно собирались и другие версии для армии:

  • понтонные машины для инженерно-саперных подразделений;
  • САУ;
  • реактивные системы РСЗО БМ-21 и т. д.
Важно

Использовалась Татра 813 и для гражданский целей. Чаще всего грузовик применялся при добыче угля и в качестве транспортного средства для специальных служб: спасателей, пожарных, авиационной сферы, строителей, представителей МВД и т. д.

Автомобили 813ТР, которые поставлялись в СССР, были покрашены в оранжевый и были востребованы при транспортировке строительных машин и прокладки газопроводов.

Кроме того, Т813 активно применялись в качестве машин технической помощи, на горно-обогатительных комбинатах, при ликвидации аварии на ЧАЭС и т. д. Во всех случаях на первые роли выходила неприхотливость и надежность техники.

Технические характеристики

Татра-813

Популярность Tatra 813 в военной и гражданской сфере обусловлена хорошими техническими характеристиками. К основным моментам стоит отнести:

Технические характеристики Значения
Грузоподъемность, т 8,2
Масса снаряженная / полная, т 13,8 / 22
Колесная база, м 1,65 / 2,2 / 1,45
Габариты (ДхШхВ), м 8,75х2,5х2,69
Размер кузова (ДхШхВ), м 8,75х2,29х1,1
Емкость бака для горючего, л 2х250
Радиус разворота (внешний), м 10,5
Максимальная скорость, км/ч 80
Расход горючего, л / 100 км 42
Глубина брода (максимальный параметр), м 1,4

Отдельного внимания заслуживают основные агрегаты машины, на которых остановимся подробнее.

Двигатель

На вездеходе Татра 8х8 предусмотрен 12-цилиндровый дизельный силовой агрегат Т930 с воздушным охлаждением. Двигатель стал логичным продолжением модели Т928, созданной еще в 50-х годах и отличался наибольшей мощностью в семействе.

Все дизельные моторы Tatra выполнены в вертикальном виде и монтировались отдельно от КПП. Причиной такого размещения стало наличие специальной рамы и необходимости снижения вибраций.

Базовые характеристики двигателя:

Характеристики двигателя Значения
Число цилиндров 12
Объём, куб. м 17,64
Мощность, л. с. 270
Степень сжатия 16,5
Крутящий момент, Н х м 960

Благодаря высокому 38-сантиметровому клиренсу, поддон двигателя находится в высокой точке и дополнительно закрыт специальной балкой. Доступ к силовому агрегату для проведения ремонтных работ и обслуживания доступен при открытии крышки капота, но для серьезного ремонта необходимо открыть кожух-капот внутри кабины.

Трансмиссия

На грузовике Татра предусмотрена КПП с 5 ступенями и синхронизацией скоростей (кроме 1-й). Переключение передач осуществляется в дополнительном блоке и построено на электропневматическом принципе. Также в трансмиссию 813-й модели входит планетарный редуктор с двумя ступенями, смонтированный в раздаточной коробке. При этом 1-я передача предусмотрена для буксирования прицепов и преодоления бездорожья, а 2-я —для ускорения и движения по обычным дорогам

Для управления КПП применяется специальная рукоять, установленная около водительского кресла. С ее помощью можно устанавливать целых 20 «передних» и 4 задних передач. После изменения положения рукояти момент вращения от коробки идет к планетарной коробке и к приводу ведущих мостов с редукторами. Последние уменьшают нагрузку и увеличивают тягу.

Дополнительные особенности КПП:

  • Включение ускоряющей скорости возможно после полной остановки и на ручнике.
  • Крутящий момент распределяется в соотношении 2 к 1.
  • В дифференциалах раздатки, межосевом и межколесном предусмотрен блокирующий механизм.
  • Предусмотрен отбор мощности, необходимый для работы дополнительных устройств, к примеру, механизма для очистки снега.
  • К трансмиссии подключена лебедка с барабаном, установленным по горизонтали. Трос имеет 100-метровую длину и выведен спереди машины.

Отдельно стоит выделить сложность конструкции силовой передачи и возможные трудности с облуживанием агрегатов в картере, являющихся элементами хребтовой рамы.Все версии Tatra 813 комплектовались системой регулирования давления в колесах, ГУР, пневмотормозами и лебедкой с усилием в 17.5 тс. 

Ходовая

В грузовике Татра 813 предусмотрена независимая подвеска для всех колес, построенная по принципу «качающейся полуоси». Для воплощения замысла разработчики использовали шестерни конической формы для главной передачи, успешно заменившие шарнир кардана. Дополнительно чешские разработчики приняли решение о применении продольных рессор, которые вытеснили пружины и торсионные механизмы.

Решение обусловлено желанием упростить конструкцию, сделать ее более надежной и недорогой в изготовлении. При этом рессоры выполняют функцию балансир, объединяющих все колеса 813-й модели в единый механизм.

Кузов Татра 813

Одной из особенностей вездехода Tatra считается мощный кузов с поперечными балками, зафиксированными на главной хребтовой трубе. Спереди и сзади установлены усиленные буфера и тягово-сцепные механизмы. Выводы для соединения пневматической системой тормозов предусмотрены спереди вездехода. При изготовлении нижней части платформы использовалось дерево, а откидных бортов — сталь.

В целом, тележка грузовика изготовлена с применением рамных труб большого диаметра и скрепленными с ними трансмиссионными узлами. Такое решение позволило уменьшить вес в сравнении с лонжеронной версией рамы, добиться большей жесткости и реализовать модульный принцип конструкции. 

Сбор рамной части из индивидуальных элементов позволил реализовать разные варианты колесных формул — с двумя, тремя или четырьмя осями. На переднем борте предусмотрен крепеж для балласта в форме корзины, используемый для крепления запаски и устройства спуска-подъема.

Комфорт в кабине грузовика

Татра-813

Кабина вездехода Tatra 813 оборудована четырьмя дверьми и фиксируется к рамной части с помощью шести болтовых соединений. Внутри спокойно размещается до семи человек с водителем. Кресла в салоне достаточно комфортные и могут регулироваться в разных вариантах. По желанию из них можно скомпоновать место для отдыха.

На капотной части есть небольшой стол. Под креслами сзади предусмотрена система отопления / вентиляции с отопителем жидкостного типа. Для увеличения внутреннего пространства кабина немного вытянута вперед. Но из-за размещения крышки над силовым агрегатом для доступа к его обслуживанию часть места теряется.

Шумоизоляция 813-й модели очень плохая и по качеству отстает от предшественника Татры 148. Это связано с тем, что двигатель, по сути, находится в салоне. Применение шумо- и теплоизоляционного материала не дает особого эффекта.

Конкуренты-одноклассники

На смену Татра 813 пришла 815-я модель, которая был запущена в серию с 1983 года. Все грузовые машины этого семейства отличаются хребтовой рамной частью и независимой подвеской.

Татра-815

На борту установлен дизельный двигатель мощностью от 310 до 820 «лошадей». Если говорить о грузовиках-одноклассниках 60-70-х годов, здесь стоит выделить следующие модели:

  • Газ 52/53 — выпускался с 1966-го, имеет колесную базу 4х2 и двигатель мощностью от 75 до 120 лошадиных сил. В Советской армии применялся для перевозки грузов и личного состава, топлива, питьевой воды.
  • Газ 3301 — производился с 1979 по 1992-й. Стал альтернативной для Газ 66, пережил множество доработок, активно использовался в военной сфере.
  • Зил 170 — выпускался с 197- года, а в 1978-м принят на вооружение. С 1981-го сборка велась в Набережных Челнах.
  • Зил 4334 — грузовой 4-тонный автомобиль с дизельным 185-сильным двигателем и синхронизированной КПП. Был принят в эксплуатацию только с третьей попытки.
  • Урал 377 — выпускался в период 1965-1983 годов. Комплектуется двигателем на 180 лошадиных сил, имеет мост Маз 500 и широкопрофильные шины. 

К этому списку можно добавить Краз 250, Газ 66, Газ 44 и другой транспорт, активно применяемый в военной и гражданской сфере в период выпуска Татра 813.

Достоинства и недостатки

В качестве подведения итогов можно выделить слабые и сильные места грузовика Tatra.
Преимущества:

  • Улучшенные характеристики в сравнении с отечественной техникой.
  • Повышенная надежность при эксплуатации в разных условиях.
  • Полный привод, что обеспечивает проходимость в любых условиях. 
  • Несколько вариантов колесных формул.
  • Удобство управления.
  • Надежный кузов и рама.
  • Отличная мобильность.

Недостатки:

  • Сравнительно небольшое пространство в салоне.
  • Плохая шумоизоляция из-за особого размещения двигателя.
  • Трудности при эксплуатации в сильные морозы.
  • Ограниченная грузоподъемность.
  • Проблемы с поиском запасных частей для обслуживания и ремонта. Особые сложности возникали, когда требовались специфические детали.
  • Более высокая цена в сравнении с отечественными машинами.

Заключение

Tatra — один из лучших военных грузовиков, отличающийся надежной подвеской, мощным двигателем и хорошими вездеходными качествами. Несмотря на появление множества похожих моделей, купить Татра 813 можно и сегодня. Средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке составляет от 500 до 800 тысяч рублей в зависимости от комплектации, года выпуска и состояния.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 3 Комментариев: 6 Просмотров: 1605
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 06-08-2021 / Обновлено: 07-08-2021
Поиск запроса "татра-813" по информационным материалам
Комментарии
Кристина Москва 06.08.2021

Была удивлена сколько может свезти эта машина! Про достоинства и недостатки это конечно мое субъективное мнение, но увы хороша разработка перевозки! Как бы странно это не звучало, но на войне, что не дай бог конечно, мы не пропадем с такой то махиной!

1
0
Ответить
Анна Киев 08.08.2021

Эта машина сверх выносливая,можно сказать вечная.Главное её достоинство то что она с полным приводом,так сказать внедорожник.Также машина оснащена очень мощным двигателем,что является одним из основных её плюсов.Цена машины вполне соответствует её качеству.

1
0
Ответить
Сергей Санкт Петербург 20.07.2023

С уверенностью могу рекомендовать данную модель грузовика. Конечно в сравнении с другими места в салоне не так много ,но в этом и нет большой необходимости. Зато выносливостью проходимостью явно не уступает отечественным грузовикам. Управление тоже удобное . В общем я доволен и вам рекомендую приобрести такую технику.

1
0
Ответить
Аббас 06.12.2024

Читая статью о Татра 813, я вспомнил, как в детстве видел эти мощные грузовики на парадах. Интересно, что техника, разработанная в 60-х, до сих пор используется благодаря своей надежности и проходимости. Особенно впечатлил двигатель на 270 лошадиных сил с воздушным охлаждением — на тот момент это был настоящий технологический прорыв, сравнимый с тем, как в наши дни электромобили меняют рынок. Конечно, с точки зрения комфорта и шумоподавления Татра уступает современным моделям. Однако, её модульная конструкция и возможность выбора колесной формулы делали её незаменимой в различных военных и гражданских задачах. В своей категории она, пожалуй, была на уровне с ЗИЛ-ами и Уралами, но имела свои уникальные особенности, такие как хребтовая рама, которая и сегодня выделяет её среди конкурентов. Конечно, в условиях сильных морозов эксплуатация могла быть проблематичной, но для своего времени это была настоящая рабочая лошадка, которая могла выполнять множество задач. Если сравнивать с современными моделями, то можно провести параллель с тем, как сейчас используются многофункциональные грузовики КамАЗ, которые также могут адаптироваться под различные нужды. Сегодня найти запчасти для Татра 813 может быть непросто, но для истинных ценителей ретро-техники это не станет преградой. Интересно, сколько еще этих грузовиков на ходу и где они сейчас используются?

0
0
Ответить
Махмуд 07.12.2024

Всегда удивлялся, как такие старые модели, как Татра 813, всё ещё могут быть на ходу. Надежность и простота конструкции делают её настоящим ветераном среди грузовиков. Конечно, по комфорту она уступает, но для выполнения тяжелых задач — это отличный вариант. В каком состоянии сейчас можно найти такие машины на вторичном рынке?

0
0
Ответить
Ульрих 08.12.2024

Татра 813 напоминает мне о ЗИЛ-170 с его мощной рамной конструкцией и надежностью. Хотя, конечно, Татра выделяется своим уникальным дизайном и возможностями по пересечению бездорожья. Мощный двигатель и независимая подвеска — это то, что делает её незаменимой в труднопроходимых условиях. Интересно, как она сравнивается с современными внедорожниками по проходимости?

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: