Боевой вездеход ГАЗ-71
ГАЗ-71 – узкоспециализированное транспортное средство, которое в свое время пришло на смену своему предшественнику – ГАЗ-47. Вездеход стал разработкой сотрудников конструкторского бюро горьковского автозавода,.
Оглавление
Создавался он специально для восполнения нужд армии, использовался также для освоения труднодоступных районов Сибири и их изучения. О том, что представляет собой это ТС, какова его история и технические характеристики, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Иcтopия появления модели
Идея создания автомобиля, способного передвигаться по любой местности, преодолевая при этом даже самые серьезные препятствия, появилась в середине 60-х годов прошлого века, когда огромной «Стране советов» титаническими усилиями удалось наконец-то восстановиться после Великой Отечественной войны.
Планировалось, что машина будет использоваться для исследования труднодоступных территорий Дальнего Востока, Сибири и пр. Она должна была послужить развитию газовой, нефтяной и нефтехимической отраслей промышленности. Забегая немного вперед, отметим, что вездеход ГАЗ-71 великолепно справился с поставленной задачей.
ВажноВажно отметить, что новое ТС, помимо всего прочего, должно было передвигаться не только по суше, но и по воде, выполнять свои функции в суровых климатических условиях, таких как критически низкие температуры и высокий уровень влажности.
Как уже говорилось выше, предшественником 71-й модели стала 47, выпускаемая на упомянутом нами предприятии в период с 54-го по 64-й год. Его использовали в различных сферах человеческой жизни и ценили за надежность, высокую проходимость. Однако вездеход морально устарел – стало ясно, что он нуждается в срочной замене более современной на тот момент моделью.
«Отцом» машины считают известного конструктора В. Рогожина, который, взяв за основу ГАЗ-47, полностью его перекомпоновал, силовую установку перенес в середину транспортного средства, повернул ее в противоположном движению направлении и разместил между десантным отделением и кабиной.
Такое решение позволило устанавливать моторы большей мощности и добиться идеальной развесовки. Вездеход стал длиннее и ниже, улучшились его ходовые качества, в том числе и во время движения по воде. Тестировали модель в разных условиях – и в болотах, и в пустыне, и даже на Кольском полуострове.
В процессе производства ГАЗ-71 его создатели столкнулись с серьезной проблемой: стало понятно, что производственных мощностей предприятия недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности большой страны. Именно поэтому со временем производственную линию перенесли на более мощный Заволжский завод, однако случилось это только в 73-м году.
Конструктивное исполнение
Читайте также: БТР-70: технические характеристики
ГАЗ-71 – это транспортер на гусеничном ходу, выносливая снего- и болотоходная машина, способная передвигаться по воде, а значит, наделенная еще и функциями амфибии. Она отличается высокой проходимостью, центральномоторной компоновкой, внушительной грузоподъемностью.
Платформа выполнена из листов легированной стали разной толщины, корпус полностью герметичен, разделен на три отдела – кабину, грузовую платформу и моторный отсек. В качестве границ между отделами используются стальные переборки, в которых имеются специальные люки, упрощающие процесс ремонта и обслуживания машины. В моторном отсеке находится насос, необходимый для откачивания воды во время движения по водоему.
С учетом назначения, а это перевозка не только груза, но и людей, разработчики оснастили кузов автономной системой отопления и предусмотрели возможность установки тента. Последний, кстати, натягивается на специальный каркас, для обеспечения хорошей вентиляции используют рукав.
Особенности компоновки гусеничного тягача обусловлены сферой его использования, а это решение широкого спектра задач:
- транспортировка людей и грузов;
- буксировка прицепов, вес которых не превышает 2 тонны;
- буксировка других транспортных средств, в том числе и тех, которые застряли на бездорожье.
Транспортер свободно передвигается по любой дороге и по воде, он изначально разрабатывался для эксплуатации при температуре окружающей среды от -50-ти до +40-ка градусов, легко переносит безгаражное хранение.
Технические характеристики ГАЗ-71
Читайте также: Грузовик Татра-813: характеристики и особенности
Двигаясь по суходолу, транспортер демонстрирует отличную маневренность и развивает высокую скорость, ограничивающуюся отметкой в 50 км/час. Учитывая полную массу, это превосходный показатель. Преодолевая болотистую местность, ТС может разгоняться до 18-ти км/час.
Говоря об эксплуатационных характеристиках детальнее, необходимо отметить следующее:
- Габариты – 5,3 на 2,5 на 1,7 метра.
- Клиренс – 1,7 м.
- Расход горючего – 100 л на 100 км.
- 4 топливных бака по 232 с лишним л каждый.
Двигатель
В движение машина приводится 4,25-литровым 8-цилиндровым бензиновым мотором ЗМЗ-41, мощность которого составляет 115 л.с. Работает он вместе с карбюратором, а устанавливается в специальном отсеке, который отделен от остальных конструктивных элементов вездехода металлическими пластинами. Они легко снимаются, если возникает необходимость ремонта либо обслуживания.
В этом же отсеке находится система, активирующая одновременно не только силовую установку, но и КП, а также сцепление и дополнительную скорость. Модели нового поколения, получившие название ГАЗ-3403, оснащаются дизельными агрегатами.
Трансмиссия
В паре с упомянутыми моторами работает 5-скоростная МКП с 4 скоростями движения вперед и одной назад.
Раздаточная коробка оборудована двойной передачей. Сцепление сухое однодисковое. В виде дополнения этой конструкции имеются бортовые редукторы. Переключение между первыми двумя передачами выполняется с прогазовкой.
Подвеска и ходовая часть
Основа ходовой представлена гусеничным ходом и катками в количестве 12-ти штук. Гусеницы отделаны резиной, работают они в сочетании с 2-венчатыми колесами.
Задние катки оборудованы гидравлическими амортизаторами. Все 83 элемента каждой гусеницы соединены прочными креплениями из стали. Для продления срока их эксплуатации установлены снегоочистители, препятствующие скоплению наледи. При необходимости снегоочистители снимаются.
Тормозная система
Тормоза у ТС ленточные, система представлена рабочим и стояночным тормозом. Первый представлен стальными лентами, к которым с помощью заклепок присоединен фрикционный материал, выполненный из медно-асбестового сплава.
Диаметр барабанов составляет 29,4 см. Надежный рабочий тормоз гарантирует удержание тяжеловесной техники на стоянке. Для удержания органов управления используются фиксаторы, приводимые в действие установленными на рукоятках кнопками.
Кабина и органы управления
Кабина вездехода выполнена из металла, доступ в нее осуществляется через установленную сбоку распашную дверь или через проделанные в крыше люки. Внутри есть места для 10 человек, их комфортному размещению способствуют полумягкие откидные кресла.
На «борту» возможна установка санитарного оборудования для эвакуации раненых. Платформа для транспортировки груза находится непосредственно в корпусе, процесс погрузки/выгрузки упрощается тем фактом, что верх заднего борта откидной.
Управление транспортером осуществляется посредством системы педалей и рычагов. Скорости в коробке передач и в раздатке переключаются отдельными рычагами. Чтобы развернуть ТС, необходимо отключить муфты фрикционов, для этого опять-таки используются рычаги. Бортовое оборудование управляется кнопками и тумблерами, которые находятся на панели приборов, в зоне свободного доступа водителя.
Сама панель представляет собой пульт с вмонтированными в нем лампочками и переключателями. Также на ней находится спидометр. По обе стороны от приборной панели размещены воздуходувки, обогревающие ветровое стекло.
Учитывая тот факт, что вездеход оснащен четырьмя топливными баками, на панели есть переключатель, который позволяет контролировать уровень горючего в каждом из баков. Для подсветки щитка в темное время суток используются лампочки.
Итог
Транспортер ГАЗ-71, который сегодня можно приобрести разве что в состоянии б/у, - это настоящая легенда советского автопрома. Его цена остается стабильно высокой, но найти такое транспортное средство не так просто, на тематических онлайн-площадках нам не удалось отыскать сообщений о продаже таких машин.
Несмотря на то, что выпуск модели завершили в 85-м году прошлого века, она и сейчас активно эксплуатируется в различных отраслях промышленности и народного хозяйства, особенно ценится на Севере, в труднодоступных районах, добраться в которые иными способами не представляется возможным.
- Не заводится авто на газу.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Мошенник с номером +7-937-036-16-71 вызывает технику
- Перевозки на грузовике ГАЗ-63
- Запах газа в кабине
- Грузовик Татра-813: характеристики и особенности
- Боевой вездеход ГАЗ-71
- БТР-70: технические характеристики
Проходимость хорошая у машины, а вот защищенность оставляет желать лучшего. В качестве разведывательной машины использовать его можно, в качестве боевой я сомневаюсь.
То, что вездеход ГАЗ-71 даже сейчас приобрести практически невозможно, не удивительно, ведь это уникальная машина. Для владельца она является настоящим чудом, благодаря которому можно преодолеть самые суровые преграды.
Такой вездеход это конечно отличное средство передвижения как говориться в трудно доступных местах. Но обычному человеку оно не нужно. Затратно на такой техники без дела ездить.
Важно в своем арсенале иметь такую технику, которая гарантирует безопасность страны в непредвиденных ситуациях, TEREX GB своими разработками вы делаете важный вклад в развитие армии
Честно говоря, прочитав статью про ГАЗ-71, у меня возникло чувство уважения к инженерам той эпохи. Представьте себе, они смогли создать машину, которая не только передвигается по суше, но и уверенно чувствует себя на воде. Это как если бы Land Rover и Amphicar объединились в одно целое. Центральное расположение двигателя — явный хит, ведь это позволяет равномерно распределять вес, улучшая проходимость. Кстати, идея переноса производства на Заволжский завод напоминает современную практику аутсорсинга: когда мощности одного предприятия не хватает, подключают другое. Единственное, что вызывает вопросы — это расход топлива. Понимаю, что для военной техники это не критично, но 100 литров на 100 км — серьезная цифра. Впрочем, с учетом задач, которые стояли перед машиной, это оправдано. Очень интересно было бы увидеть, как этот вездеход справляется с современными вызовами, например, в условиях Арктики. С другой стороны, его конструкция с оглядкой на эксплуатацию в таких суровых условиях явно дала бы фору многим современным внедорожникам. Дизайн, конечно, не самый современный, но функциональность всегда была важнее внешнего вида, особенно в таких условиях.
ГАЗ-71 — это настоящая находка для исследователей и инженеров. Его способность работать в экстремальных условиях, таких как -50 градусов, достойна похвалы. Это как если бы взяли танк и внедрили в гражданское использование. Надежность и проходимость — вот что выделяет его на фоне других машин того времени.
Статья напомнила о забытых героях инженерии. ГАЗ-71 действительно впечатляет своими техническими возможностями. Особенно удивляет его амфибийность, которая позволяет передвигаться не только по земле, но и по воде. Это как увидеть старый Jeep, который вдруг стал катером.