Грузовики-щеповозы, классификация
Щеповоз— особый вид транспорта, применяемый для транспортировки вторичного сырья, строительных материалов, щепы и иных изделий.
Оглавление
Выпускается в виде полноценных грузовиков, прицепов и полуприцепов. Разгрузка может осуществляться на принципе выдвижного пола, самосвала или откидного борта. Ниже рассмотрим назначение и требования к такой технике, выделим классификацию и основных производителей такого транспорта.
Назначение щеповоза
Главное назначение щеповозов состоит в перевозке щепы — сырья, применяемого в разных секторах промышленности и имеющего вид размельченного дерева. Предназначены для перевозки грузов по дорогам общего назначения. В Российской Федерации щепа применяется в качестве биологического топлива, в производстве бумажной продукции, ДВП-материала, спиртовых растворов и т. д.
ВажноЩепа находит широкое применение и в других секторах. Они используются дизайнерами и коммунальными службами для защиты дорог от гололедицы. Таким образом, щеповозы в виде грузовиков, прицепов и полуприцепов применяются в сфере ЖКХ, деревообрабатывающем секторе, транспортных предприятиях и т. д.
Дополнительно они применяются для перевозки разных видов сыпучих и иных материалов, имеющих большой объем и требующих удобной погрузки-выгрузки. Подробнее на альтернативных способах применения мы остановимся ниже.
Требования к щеповозу
При необходимостикупить щеповоз необходимо учитывать не только вместительность и цену транспорта, но и его соответствие минимальным требованиям. Современный транспорт для перевозки щепы должен соответствовать следующим характеристикам:
- достаточный объем;
- возможность выгрузки щепы без применения посторонних машин;
- сохранение оптимального уровня влаги при перевозке;
- легкость выгрузки с бункера или специальной техники;
- удобство эксплуатации;
- стойкость к негативным воздействиям;
- большой срок службы и т. д.
Большая часть компаний загружают щепу с помощью ленточных транспортеров напрямую или через бункер. Для сохранения оптимальной влажности может применяется брезент, защищающий от солнечных лучшей и влаги.
Что касается объема, для увеличения вместительности могут устанавливаться дополнительные борта. Их применение позволяет добавить расстояние от пола до верхней части кузова. При этом нужно учесть высоту транспортного средства и возможность его проезда под мостами и иными конструкциями.
Прицепы и полуприцепы
Перевозка щепы грузовым автомобилем имеет ограниченные возможности с позиции объема груза. Для расширения возможностей техники применяются щеповозы полуприцепы и прицепы, позволяющие увеличить объем перевозимого груза. Они имеют больший объем и конструкцию, упрощающую процесс загрузки-выгрузки и, соответственно, повышения эффективности применения техники.
Большая часть прицепов и полуприцепов оборудована дополнительными бортами, позволяющими увеличить размер внутреннего пространства без существенного повышения цены. В более дорогих моделях применяется устройство авторазгрузки в виде сдвижного пола. Есть также самосвальные конструкции, предусматривающие разгрузку за счет изменения угла наклона пола.
Объем щеповоза в зависимости от конструкции может отличаться. К примеру, стандартный полуприцеп на базе Каз-608 или Зил-1Э0В1 имеют размеры 22 куб. м, а Маз-9506 — 40 куб. м.
Условно щеповозы делятся на легкие (ПС-22), средней грузоподъемности (ЛТ – 7/7А) и крупные машины (пример — ЛТ-111).
Прицепы и полуприцепы щеповозы имеют ряд плюсов перед классическим грузовиком:
- меньшие расходы на перевозку;
- универсальность;
- высокие вездеходные качества;
- легкость присоединения, в том числе в дороге;
- большой выбор моделей по производителю, объему и технологии;
- возможность перевозки до 79-90 куб. метров щепы;
- стандартный сцепной механизм.
У полуприцепов и прицепов щеповозов имеется и ряд недостатков:
- «заточенность» под определенные типы грузовиков: легкие и тяжелые;
- отсутствие во многих моделях самосвальных устройств;
- высокая стоимость;
- меньшая маневренность, причиной которой является длина (около 10-12 м без тягача);
- большая высота, что может привести к трудностям проезда под какими-либо препятствиями.
Несмотря на ряд недостатков, применение прицепов и полуприцепов позволяет существенно повысить эффективность перевозок и за один рейс доставлять до 90 куб. м материала.
Классификация по конструкции
Конструктивно щеповозы могут быть двух типов — рамные или безрамные. Они отличаются характеристиками, возможностями и особенностями эксплуатации, поэтому требуют отдельного рассмотрения.
Рамная
Основная группа грузовиков-щеповозов имеет рамную конструкцию, подразумевающую наличие дополнительных узлов и укрепляющих элементов. Такие машины отличаются большим весом, надежностью и более высокой грузоподъемностью.
Отдельный плюс состоит в повышенной пассивной безопасности, что проявляется во время ДТП. Бытует мнение, что рамные конструкции имеют больший срок службы.
Это не совсем так, ведь они боятся коррозии, а сама рама может повредиться в случае механических воздействий. Для восстановления кузова потребуется много сил и времени. Такой тип машин более эффективен при перевозке щепы в кузовах-самосвалах и при контейнерных перевозках.
Безрамная
Более востребованный тип конструкции, отличающийся меньшим весом и устойчивостью при погрузке-разгрузке за счет наличия стабилизаторов. За счет снижения веса кузова удается с большей эффективностью использовать грузоподъемность техники.
Классификация по способу выгрузки
Ключевой фактор, на который стоит обратить внимание при выборе — способ загрузки-разгрузки щепы. Здесь на выбор доступно три варианта, на которых остановимся подробнее.
Откидной борт
Наиболее распространенный способ разгрузки, отличающейся доступной ценой и простым исполнением. Используется на простых самосвалах и прицепах небольших размеров. Для выгрузки щепы достаточно открыть необходимую часть борта.
Основная часть изделия выходит под собственным весом, а оставшуюся приходится выгружать вручную. В большинстве моделей предусмотрена возможность открытия боковых и заднего борта (по очереди или одновременно).
Выдвижной пол
Один из лучших вариантов с позиции удобства и вместительности —щеповоз с подвижным полом, защищающий перевозимый груз от негативных природных факторов. Работа системы построена на следующем принципе:
- Открытие дверей и пуск двигателя.
- Подача напряжения на гидравлику тягача.
- Смещение конструкции пола, состоящей из нескольких планок.
Перемещение планок пола происходит в несколько шагов. Сначала смещается каждый 3-й элемент, после чего двигаются все планки с одновременным смещением щепы к задней части полуприцепа. Такая особенность позволяет полностью выгрузить машину за 8-10 минут.
Количество профилей может отличаться и составляет до 21-23 штук в зависимости от модели. Так, в системах Cargo Floor применяются следующие виды профилей:
- Стандартный. Изготавливается из алюминия, имеет гладкую структуру и 6-миллиметровую толщину. Предназначен для перевозки легких грузов.
- Промежуточный. Конструктивно имеет много общего с рассмотренным выше типом. Главная особенность состоит в увеличении толщины на два миллиметра до 8 мм.Результатом является повышение надежности изделия при активном применении.
- Усиленный. Отличается 10-милиметровой толщиной и повышенной стойкостью к деформации.
Во всех случаях применяется дистанционное управление, позволяющее контролировать, запускать и останавливать процесс с удаленного пульта управления. Кроме того, щеповозы со сдвижным полом отличаются большей устойчивостью при погрузке-разгрузке и не требуют применения дополнительного оборудования.
Могут использоваться при любых погодных условиях. Особая конструкция позволяет добиться вместительности до 90 тонн, а небольшой вес позволяет закрепить прицепное / полуприцепное устройство даже к легковой машине.
Самосвал
В отдельную категорию входят грузовики-щеповозы с самосвальным принципом разгрузки. Наличие такой технологии существенно влияет на цену и ведет к удорожанию, но при этом повышает универсальность и эффективность техники. Недостатком является увеличение высоты в процессе выгрузки и уменьшение устойчивости при сильном ветре. Последний фактор объясняется смещением центра тяжести.
Что, кроме щепы, перевозят щеповозами
Популярность щеповозов обусловлена не только низкой ценой и удобством применения, но и универсальностью. Такие машины позволяет перевозить практически любые типы грузов, отличающиеся небольшим весом и большим размером. С их помощью можно перевозить зерновые культуры, щебенку, торф, землю, керамзит, промсырье, с/х продукцию (солома, комбикорм) и т. д.
При использовании усиленной версии прицепа / полуприцепа допускается транспортировка древесины, паллет, металлических конструкций и других тяжелых материалов. Главным условием является наличие усиленной версии профиля.
Ведущие производители
На современном рынке представлен большой выбор грузовиков, прицепов и полуприцепов для перевозки щепы. К основным производителям стоит отнести:
- Тонар. Крупнейший машиностроительный завод в России, занимающийся изготовлением прицепов и полуприцепов. Работает на рынке более 30 лет, имеет большой рынок сбыта и отличается высоким качеством продукции. К наиболее популярным щеповозам Тонар стоит отнести полуприцепы типа SDP3-89, SDP4-82, SDP-55 и другие. Техника производителя ценится своей вместительностью и объемом до 90 куб. метров. В каждой модели предусмотрена система сдвижного пола, позволяющая выгружать товар без применения дополнительного оборудования.
- Schmitz. Известный производитель, занимающийся выпуском прицепов-щеповозов. Занимает лидирующие позиции на рынке Германии и востребован в ЕС и СНГ. Компания ведет деятельность с 1928 года, а уже с 1935-го налажен процесс изготовления сухопутного транспорта. Что касается продукции, к наиболее популярным щеповозам относится полуприцеп SW24 РЕМА. Он представляет собой 3-осную конструкцию с собственным весом 7,8 тонн, общей массой 39 т и грузоподъемностью 31,2 т. Имеет технологию движущегося пола и объем 93 куб. метра.
- Wielton. Производитель занимается изготовлением грузовых машин и регулярно выставляет на рынки новинки техники. Это один из крупнейших производителей прицепов, имеющий собственную технологическую базу и современный производственный процесс. Одна из популярных моделей — NS3 R. Это тентированная техника с подвижным полом и барабанными тормозами. Подходит для перевозки разных типов грузов.
Кроме рассмотренных выше, можно упомянуть и других производителей. К примеру, набирает популярности китайский поставщик Cat, работающий с 2000 года и предлагающий щеповозы в оптимальном соответствии цены и качества.
Не менее популярна компания Бодекс, работающая с 1991 года и предлагающая свою продукцию во многих странах мира. Востребованы и другие бренды, такие как Kraker, Knapen, StasTrailers и другие. Продукция этих производителей выгодно отличается надежностью, широким ассортиментом и доступной ценой.
Заключение
Грузовики-щеповозы — универсальный транспорт, позволяющий перевозить щепу, с/х продукцию и другие материалы. В зависимости от ситуации можно использовать как индивидуальную технику, так и прицепы / полуприцепы.
Последние отличаются большей вместительностью, несколькими вариантами исполнения, а также удобством разгрузки-загрузки. К наиболее популярным производителям можно отнести Тонар, Schmitz, Wielton и другие. Все они выпускают продукцию высокого качества с современной системой выгрузки.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Грузовики-щеповозы, классификация
Я работал одно время на щеповозе МАЗ. Перевозил не только щебень, но и торф. Самое главное, чтобы легко было загружать и выгружать груз. Ну и вместительность играет большую роль.
Интересно, как загружали и тромбовали опилки в фуру из видеоролика. Такие машины, наверное, действительно нужны на серьёзных деревообрабатывающих предприятиях, но по большому счёту любой грузовик можно легко преобразовать в щеповоз.)
До статьи не задумывался о том, как перевозят объемную щепу, другие сыпучие материалы. Фотографии техники произвели яркое впечатление. Особенно понравилась боковая загрузка, выдвижной пол. Грузовики такого плана востребованы в сельском хозяйстве, мебельном производстве, деревообрабатывающих предприятиях.