Автобус Лиаз-6213, сочлененный кузов
Лиаз-6213— легендарный автобус, предназначенный для перевозки пассажиров в крупных городах с большим количеством жителей. Имеет 34 сидячих места и рассчитан на 153 человека.
Оглавление
Изготовлен на Ликинском автомобильном заводе и пришел на смену устаревшей модели «6212». Ниже рассмотрим историю создания транспорта, технические характеристики, модификации, преимущества водительской кабины / салона и другие особенности.
История создания автобуса Лиаз-6213
Первый автобус Лиаз-6213 произведен в 2004-м, и сразу был презентован на Мотор-Шоу 2004 года. Он получил двигатель Caterpillar-312Е с поперечным расположением и 3-ступенчатой КПП производителя Voith. Модификация имеет артикул «00» и так и осталась единственной в своем роде. В 2008-м кузов использовался для изготовления троллейбуса и получил название «6213Т».
В 2007-м на базе опытного образца разработана рабоачая версия автобуса Лиаз-6213.20. Он выделяется наличием двигателя МАН серии D0836LOH02, АКПП, передним мостом и рулевой системой ZF. Изменения коснулись задней части салона, что обусловлено изменением позиции силового агрегата — с поперечного на продольное.
С 2008-го автобус выпускается серийно и на март 2021-го общее количество — 2706 машин. В период с 11.2014 по 10.2016 года завод простаивал, и транспорт не выпускался.
Сегодня, несмотря на появление новых моделей техники, «6213» активно применяется в России, Узбекистане и ряде других стран СНГ. Большая часть автобусов (свыше 2000) была направлена для пополнения городского парка столицы России.
Класс автобуса, область использования
Лиаз-6213 относится к классу особо больших сочлененных автобусов, отличающихся низким расположением пола и предназначенных для эксплуатации в условиях города.
ВажноОтличается повышенной вместимости и подходит для крупных населенных пунктов, отличающихся активным потоком пассажиров. Может применяться в качестве городского, туристического и рабочего автобуса.
Функциональность транспорта обусловлена просторным салоном, удобными площадками, удобным заездом для людей с инвалидностью и т. д. Все элементы кузова имеют повышенный ресурс, что при условии своевременного ремонта позволяет эксплуатировать технику более12 лет.
Распространенные модификации Лиаз-6213
За время выпуска модели «6213» появилось множество ее модификаций для автобусов с дизельным или газовым типом двигателя.
Дизельные двигатели устанавливались на следующих версиях:
- 6213.00 — первая модель автобуса, представленная в 2004 году. Комплектовалась силовым агрегатом Caterpillar-3126E с поперечным расположением и 3-ступенчатой КПП. В 2008-м кузов использовался для создания троллейбуса, который прошел испытания в Болгарии, где работал некоторое время.
- 6213.20 — модификация 2017 года, получившая усовершенствованный двигатель MAN D0836LOH02, АКПП и другие агрегаты производителя ZF. Автобус прошел испытания в Москве, а с 2008-го выпускается серийно.
- 6213.21 — модель 2008-го, которая до сегодняшнего дня эксплуатируется в Тюмени. Имеет более современный мотор MAN D0836LOH55, соответствующий требованиям экологичности Евро-4. Первые 10 единиц техники поступили в управление Московского городского транспорта в 2010-м. В дальнейшем автобусы этой серии были усовершенствованы, их получили Вологда, Северодвинск, Ростов-на-Дону, Рязань и другие города.
- 6213.22 — модель 2012 года, презентованная в Нижнем Новгороде и оборудованная более экологичным двигателем MAN D0836 LOH64. Разработчики увеличили размер салона и улучшили его планировку. Серийный выпуск стартовал с 2013 года, а главными покупателями была Москва и Нижний Новгород.
- 6213.65 — версия автобуса, оборудованная специальной кабиной для обучения. Остальные компоненты соответствуют модели 6213.22.
- 6213.65 — сравнительно новая модификация, которая выпускается в нескольких вариантах. Так, модель 6213.65-77 имеет оптимизированную кузовную часть с большим размером моторной шахты. С 2017-го эта модель производится с низким полом и без ступеньки возле 3-й двери. Модификация 6213.65-79 отличается наличием новой приборной панели и бортового компьютера. За время выпуска было предусмотрено несколько обновлений. Модель 6113.65-80 имеет учебную кабину с увеличенными размерами. С марта 2020-го выпускается модификация 6113.65-97, которая произведена в количестве 200 штук.
Газовые моторы устанавливаются на следующих версиях:
- 6213.67-79 — автобус с мотором ЯМЗ-53604-40 и КПП ZF или Voith. Выпуск планировался с 2018-го, но из-за низкого спроса был выпущен только один вариант.
- 6213.70 — впервые выпущен в 2008 году, отличается наличием мотора Cummins CGe4-280 и АКПП Allison T-325R.
- 6213.71 — модификация с двигателем MAN E0836 LOH01 и КПП производителя ZF Эколайф. В «московских» версиях предусмотрен климат-контроль, ГЛОНАСС-система навигации, датчики температуры и другие опции. К 2014-му производители установили более безопасные баллоны для хранения газа.
- 6213.71-79 — одна из модификаций версии «5292.71.79». Имеет стандартное оформление салона и комплектацию, характерную для варианта с дизельным мотором. Получил наибольшую популярность в Москве в качестве городского транспорта.
- 6213.71-80 — версия с учебной кабиной.
На базе рассматриваемого автобуса было создано и несколько троллейбусов, к примеру, Лиаз 6236.
Технические характеристики
В зависимости от модификации технические характеристики Лиаз 6213 могут отличаться. Базовые параметры:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Годы выпуска | с 2007 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), м | 18,04/8,47/18,75х2.5х2,88/2,91/2,938/3,139 |
Колесная формула | 6х2 |
Дорожный просвет, см | 15,2 |
Высота пола, см | 32,5 |
Количество мест | от 136 до 154 |
Радиус разворота, м | 12 |
Вес снаряженный / полный, т | 15,73 / 26,7 |
Топливный бак, л | 340 |
Высота переднего / заднего свеса, м | 2,65 / 3,38 |
Двигатель
В качестве основного двигателя Лиаз-6213 применяется МАН D0836 следующих модификаций: LOH 02, LOH41, LOH 56 и LOH 65. Основная версия работает на дизельном топливе, имеет 6-цилиндровое исполнение и соответствие классу экологичности Евро-3. Максимальная скорость, которую развивает автобус, составляет 90 км/ч. Характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Объем, л | 6,9 |
Количество цилиндров | 6 |
Ход поршня, см | 12,5 |
Диаметр цилиндра, см | 10,8 |
Вес, кг | 642 |
Двигатели МАН комплектуются турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Для снижения вредных выхлопов устанавливается 2-ступенчатый турбированный компрессор и система EGR.
Кроме рассмотренных выше моделей на автобусе Лиаз-6213 устанавливались и другие типы двигателей:
- ЯМЗ-53633 — 6-цилиндровый мотор, соответствующий классу Евро-5. Имеет мощность 276,4 л. с, крутящий момент 1255 Н*м и объем 6,65 л.
- Cummins CGe4-280 — газовый двигатель, соответствующий требованиям Евро-5, отличающийся надежностью, продолжительным сроком службы и простотой обслуживания.
- MAN Е0836 LOH01 — еще один газовый мотор мощностью 280 лошадиных сил. Это 4-тактный двигатель с искровым зажиганием. Максимальный крутящий момент составляет 1000 Н*м при количестве оборотов в минуту от 900 до 1900. Рабочий объем — 6.9 л.
Трансмиссия и ходовая
Автобусы Лиаз-6213 комплектуются коробками передач от производителя ZF или Allison. В первом случае устанавливаются модели 6 HP 504 C, 6 AP 1200 B, 6 AP 1400 B, а во втором —T-325R.
Отдельное внимание уделено ходовой части, представленной мостом RabaA-138.34 и пневматически-рычажной подвеской. Тормозная система 2-контурная пневматическая. Предусмотрен основной и дополнительный контур.
Сочлененный кузов
Модель автобуса Лиаз-6213 выделяется наличием сочлененного кузова, обеспечивающего большую вместительность. По заявлению производителя, ресурс кузовной части составляет 12 лет, что обусловлено применением качественной стали и наличием антикоррозийной обработки. В процессе рестайлинга использовались новые / передние маски, стоит усовершенствованная головная оптика и другие элементы.
К особенностям автобуса относится разделенное на две части лобовое стекло, обеспечивающее улучшенную обзорность, и сварной качественный бампер со встроенными в него фарами. Над лобовым стеклом установлены указатели маршрута в виде электронного табло.
Число дверей и пассажировместимость
Необходимость купить Лиаз 6213, как правило, обусловлено особой вместительностью техники. Внутри автобуса предусмотрено 34 сидячих места, а общее число пассажиров достигает 153 человек. Дополнительно предусмотрено место для пассажиров с инвалидностью, которые въезжают в салон на коляске.
Вход и выход осуществляется через четыре двери с двумя складывающимися створками. Три из них имеют проем 1,325 м, а одна — 1,225 м. Этого достаточно для одновременного движения двух-трех пассажиров, а также проездка коляски.
Рабочее место водителя Лиаз-6213
Одна из особенностей модели —панель приборов Лиаз-6213, отличающаяся компактностью и удобным расположением элементов. За 4-спецевым рулевым колесом находится небольшой дисплей (в зависимости от комплектации), кнопки управления, тумблеры и лампочки с информацией о состоянии основных узлов.
Размер приборной панели около метра, что обеспечивает максимальное удобство пользования. С левой стороны предусмотрены дополнительные элементы управления предусмотрены. Водительское кресло отделено от пассажирской части с помощью перегородки.
Комфорт в салоне
Отдельное внимание уделено салону и комфорту для пассажиров. К основным моментам стоит отнести:
- Линолеумное покрытие на полу, отличающееся стойкостью к воде и износу.
- Удобные сидения из пластика, выполненные в раздельном исполнении.
- Клееные окна с тонировкой и стеклом, которое безопасно для пассажиров в случае повреждения.
- Боковые форточки и люки, позволяющие организовать удобную вентиляцию.
- Жидкостный отопитель, гарантирующий комфортную температуру в салоне даже в суровый мороз.
- Улучшенная шумоизоляция.
- Удобные пластиковые поручни с полумягкой структурой, имеющие раздельный тип исполнения.
Итог
Доступная цена Лиаз-6213, хорошая вместительность, комфортабельный салон и удобное место водителя — лишь небольшой список преимуществ автобуса. Стоимость новой техники составляет от 9,5 млн рублей в зависимости от модификации и комплектации.
За эти деньги можно получить сочлененный 2-звенный городской транспорт с надежным кузовом, покрытым антикоррозийным составом и имеющим ресурс не меньше 12 лет. К дополнительным плюсам стоит отнести низкий пол, пандус для въезда пассажиров, продуманную подвеску и мощный двигатель.
- Какой кузов на ГАЗЕЛИ лучше всего использовать для перевозки стройматериалов?
- Крытый кузов
- Длинный груз и короткий кузов
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Автобус Лиаз-6213, сочлененный кузов
Несколько раз ездила на этом автобусе. Двери широкие, салон довольно просторный. Давка бывает лишь в час пик, а обычно, даже приличная толпа людей быстро рассасывается по всему салону. Сиденья не назвала бы самыми комфортными, для меня они жестковаты. Но в целом, очень хороший автобус.
Классный автобус. Не самый лучший, но вполне современный. Разочаровывает лишь одно, что сидячих мест всего 34, а вместительность почти 160 человек. Старые, добрые советские времена. Как сельди в бочке (
А это зависит от пассажиропотока. Как правило, битком набитые автобусы ездят или при безобразном несоблюдающемся графике, или очень короткие расстояния, 1-3 остановки, после чего все рассаживаются.
Характеристики впечатляют, если честно. Но ещё не было возможности попробовать этот автобус в деле. Думаю, что будет не лишним рассмотреть такой вариант более подробно.
Удобный и комфортабельный автобус. Очень бы хотелось что б не только в крупных городах ходил такой автотранспорт но и в центрах маленьких городов. Еще не маловажный плюс что автобус адаптирован под людей с ограниченными возможностями.
Наверное, большая часть таких "гармошек" отправлялась с завода в Москву. По крайней мере у нас в Туле ни одного такого ЛиАЗа на маршрутах не работало. Я чуть-чуть поездил на этой модификации, когда работал вахтой в Москве, кабина действительно удобная, но сиденье жёсткое.
От 9,5 млн по таким деньгам, гроб на колёсах. Разбой
Честно говоря, всегда вызывал интерес тот факт, как ЛиАЗ-6213 смог так долго оставаться актуальным в условиях современных транспортных требований. На мой взгляд, это обусловлено его высокой вместимостью и адаптацией к городским условиям. Сравните, например, этот автобус с аналогичной продукцией таких производителей, как Volvo или Mercedes-Benz: ЛиАЗ-6213 может и не предлагает премиальный уровень комфорта, но зато выигрывает за счет надежности и более доступной цены. Это как сравнивать Toyota и Lexus: и то, и другое хорошо, но каждое для своей аудитории. ЛиАЗ-6213 это рабочая лошадка, которая, несмотря на возраст, продолжает выполнять свои функции без особых проблем. Особенно радует, что производитель уделяет внимание экологичности, устанавливая двигатели, соответствующие современным стандартам. Конечно, хотелось бы видеть больше нововведений в плане дизайна и технологий, но, видимо, это тот случай, когда лучшее — враг хорошего. Этот автобус, как старый добрый Nokia 3310: не самый модный, но зато надежный и проверенный временем. Интересно, как долго он еще сможет оставаться в строю, учитывая стремительное развитие технологий и рост требований к общественному транспорту.
ЛиАЗ-6213 — это классика российского автобусного производства. Хотя он уступает по комфорту европейским аналогам, его грузоподъемность и простота эксплуатации делают его незаменимым в условиях отечественной инфраструктуры. Надежность и простота — вот его главные козыри.
Данный автобус напоминает мне о том, как важно в транспортной отрасли соблюдать баланс между инновациями и проверенными решениями. ЛиАЗ-6213 отлично справляется с задачей перевозки большого количества пассажиров и, несмотря на появление новых моделей, продолжает оставаться востребованным. Это действительно показатель качества и надежности.