Грузовой фургон РАФ 977
РАФ-977 — популярный микроавтобус «родом» из Латвии и СССР. Производился на Рижской автобусной фабрике с 1959 по 1976-й.
Оглавление
Модель имела популярность благодаря комфорту, надежности и большому выбору модификаций. Ниже попробуем разобраться, в чем особенности машины, почему она была так востребована и какие варианты были доступны.
Грузовой микроавтобус РАФ 977 – назначение
Модель РАФ-977 считалась универсальным транспортным средством, которое активно использовалось в разных сферах. Главные варианты применения:
- Грузоперевозки в городе. Компактные размеры и маневренность позволяли выполнять задачи по доставке грузов в условиях плотной городской застройки. При этом машина использовалась для перевозки товаров в торговые точки, к складам и мелким производственным предприятиям. Часто применялась для доставки почты и посылок.
- Сфера торговли. Версия с глухими боковыми стенками типа 977К пользовалась спросом среди предприятий. Последние задействовалиавто как передвижной склад или торговую точку. Машина активно использовалось для доставки хлеба, молока, овощей и иных продуктов.
- ЖКХ. Модель использовалась как технический транспорт для доставки инструментов, аппаратуры и рабочих бригад.Часто применялась для ремонта, благодаря вместительному грузовому отсеку.
- Промышленность и небольшие компании. РАФ 977 из Латвии часто служил для транспортировки материалов, деталей и оборудования между цехами заводов и мастерскими. Применялся как служебное авто для доставки персонала.
- Сельское хозяйство. Машина использовалась для перевозки с/х продукции, в том числе удобрений, семян и инвентаря. При этом автомобиль нашел применение в фермерских хозяйствах и кооперативах.
- Военные и медицинские нужды. В грузовой версии машина применялась в армии для транспортировки оборудования и припасов.Часто базой для переделок в спецавтомобили выступали санитарные версии с носилками.
- Курьерские и почтовые службы. Грузовой микроавтобус использовался для доставки корреспонденции, посылок и небольших изделий.
- Некоторые машины оборудовались под передвижные мастерские для ремонта оборудования на выезде.
Особенности конструкции
РАФ-977 представляет собой знаковую модель грузового фургона и микроавтобуса. Она стала улучшенной версией моделей 10 и 8. При этом конструкция вобрала лучшие инженерные решения того времени.
Корпус сделан из несущего цельного металла, который обеспечивает прочность и жесткость. Толщина порядка 1-1,2 мм соответствовала стандартам того времени и обеспечивало устойчивость к деформациям. Передняя часть выполнена с характерной округлой формой для улучшения аэродинамики и придания машине эстетичного внешнего вида.
Спереди авто имеет небольшую решетку радиатора с прямоугольными прорезями и круглыми фарами. Капот немного выпирает, так как двигатель смещен вперед. Бампер подчеркивает массивность передка и выполняет защитные функции.
Сбоку кузов выглядит лаконично и функционально. Широкая боковая дверь обеспечивает удобный доступ в грузовой или пассажирский отсек. Окна располагаются в верхней части боковин, что улучшает освещение салона. Линия крыши слегка приподнята для увеличения внутреннего объема. Для улучшения жесткости кузова по бокам использовались штампованные ребра.
Задняя часть оборудована 2-створчатыми дверями, открывавшимися наружу. Это значительно облегчает загрузку и выгрузку. Крупные задние фонари располагаются вертикально по бокам двери. Ниже находится сравнительно небольшой металлический бампер.
Ходовая микроавтобуса РАФ 977 полностью соответствовала веяниям того времени. Передняя подвеска независимая и сделана на спиральных цилиндрических пружинах. Такое решение улучшало плавность на неровных дорогах и повышало маневренность.
Задняя подвеска, наоборот, зависимая рессорная. Ее усилили для большей грузоподъемности и долговечности, что делало авто пригодным для перевозки значительных нагрузок. Гидравлические амортизаторы дополняли подвеску, смягчая вибрации и обеспечивая устойчивость авто на различных типах покрытия.
ВажноПервый выпуск машины состоялся в 1958-м, когда были выпущены первые 10 экземпляров. Дальше с 1959-го удалось запустить серийное производство. Модель неоднократно оптимизировалась, чтобы соответствовать требованиям времени. В 1961-м был представлен 977Д с полностью обновленным кузовом.
Позже появились другие версии с улучшенной компоновкой салона и конструктивными доработками.
Машина имеет колесную формулу 4х2 с приводом на задние колеса. Это делало ее экономичной и простой в эксплуатации. Коробка передач 3-ступенчатая «механика». Она обеспечивает четкое переключение скоростей и надежную работу.
Тормозная система включала рабочий гидравлический привод, который обеспечивал равномерность распределения тормозных усилий. При этом ручник гарантировал надежную фиксацию авто на месте. Машина оснащалась стандартными шинами, оптимизированными для городской эксплуатации.
Пассажирская версия РАФ-977 имеет вместительный салон на 44 человека. Такой формат делал авто универсальным для перевозки пассажиров. Машина оборудуется несколькими дверьми для удобного входа и выхода. Объем топливного бака гарантирует необходимую дальность пробега при среднем расходе около 16 л на 100 км. Максимальная скорость около 115 км/ч.
Технические характеристики
Для лучшего понимания особенностей машины приведем базовые параметры РАФ-977:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Годы производства | с 1959 до 1976-го |
Привод | передний |
Колесная формула | 4х2 |
КПП | 3-ступенчатая механическая |
Габариты (ДхШхВ), м | 4.9х1.815х2.7 |
Скорость, км/ч | 115 |
Полный / снаряженный вес, т | 2.454 / 1.675 |
Мотор, л. с. | 90 |
Расход топлива, л / 100 км | 16 |
Двигатель
Чаще всего РАФ-977 оснащался бензиновым агрегатом ЗМЗ-21А, который производился на Заволжском моторном заводе. Он имеет компоновку V4, что обеспечивает компактность и удобство применения на микроавтобусе.
Его рабочий объем составляет 2.45 л, что позволяло развивать мощность в 90 «лошадей»при 4500 об/мин.Уже на тот период мотор выделялся сбалансированными параметрами. Он отличался стабильностью и моментом в 172,5 Н*м при 2400 об/мин.
Грузовой отсек РАФ 977
Главной особенностью грузового отделения была простота и продуманная конструкция. Кузов имеет цельнометаллическую структуру с глухими боковыми стенками. Это давало необходимую прочность и защиту груза от погодных условий. Пол грузового отсека выполнен из металлических листов с противоскользящим покрытием, что предотвращало смещение.
Высота потолка давала необходимое удобство загрузки и размещения изделий. Ровные стенки упрощали фиксацию груза с использованием ремней или сеток. Доступ к грузовому отсеку осуществляется через задние двери, которые открывались на широкий угол. Это обеспечивало легкую погрузку-разгрузку даже крупногабаритных предметов. Кроме того, в некоторых модификациях предусматривались дополнительные боковые двери, облегчающие доступ в грузовое пространство.
Объем грузового отсека позволял транспортировать широкий спектр грузов: от мелких товаров до стройматериалов или оборудования. При этом укрепленные рессоры задней подвески гарантировали устойчивость при полном загрузе.
Пассажирский вариант и спецмашины
РАФ-977 стал базой для многочисленных модификаций, включая медицинские авто, туравтобусы и экспортные версии для тропических стран. Каждый вариант адаптировался под определенные задачи.
Пассажирская модификация РАФ-977 создана для перевозки людей в условиях, требующих надежного и универсального транспорта. Базовая модель собиралась с 1958-го по 1960-й. Она отличалась компактностью и простотой. В модернизированной версии 977В доработана компоновка.
Наиболее значительным стал выпуск модели 977Д в 1961-м с новым кузовов. Микроавтобус стал более совершенным. Корректировки в расположении ДВС уменьшили нагрузку на передний мост, что улучшило управляемость и устойчивость.
К 1968-му появился микроавтобус 977ДМ с новой компоновкой салона, рассчитанной на 11 мест. Модель сохраняла классическую простоту и надежность, но получила улучшенные условия. Экспортную модификацию 977ДМЮ адаптировали для стран в тропиках, что сделало модель востребованной на международном рынке.
Отдельное внимание заслуживает туристическая версия 977Е. Ее 9-местный салон и кресло для гида с микрофоном сделали машину идеальной для экскурсионных маршрутов. Дальнейшее развитие концепции привело к появлению модели 977ЕМ, выпускавшейся с 1969-го.
Специализированные машины также отличались разнообразием. Скорая помощь РАФ-977 И оснащалась носилками, специальным устройством для погрузки, радиостанцией и фарой-искателем. Ее модернизированный вариант 977ИМ собирался 1969-го и включал ряд улучшений в плане функциональности. Медицинские версии адаптировались для стран с тропическим климатом и шли с индексом «Ю».
На базе 977-го создавались специализированные фургоны. Примеры — 977К с глухой перегородкой отделения для грузаи экспериментальные модели, к примеру, санитарный микроавтобус для армии 977С. Для туристических парков были созданы автопоезда 980/979 и их модернизированные версии 980Д/979.
Рабочее место водителя
Внутреннее пространство отличалось простой и практичностью, которая подчеркивала универсальность машины. Главным материалом для отделки интерьера служил металлический каркас кузова, дополненный элементами из пластика, резины и тканевых обивок. Использование недорогих и доступных материалов делало салон долговечным и простым в обслуживании.
Приборная панель сделана из металла и располагается непосредственно перед водителем. На ней предусмотрен спидометр, указатели уровня горючего и температуры антифриза. Панель управления максимально упрощена, что обеспечивает удобство эксплуатации даже для водителей с опытом. Под приборной панелью располагался бардачок, предназначенный для хранения бумаг и мелких вещей. В нижней части торпедо также находились элементы управления отоплением и вентиляцией.
Водительское место отличалось эргономичной посадкой и возможностью регулировки кресла по длине, что позволяло настроить его под рост водителя. Рулевое колесо находится под удобным углом. Педальный узел размещен так, чтобы обеспечить минимальную утомляемость. Центральная часть передней панели оснащена рычагом управления КПП.
Пассажирский салон рассчитан на комфортное размещение людей. Внутри предусмотрены мягкие сиденья, обитые искусственной кожей или тканью. Высота потолка и ровный пол создают просторное ощущение внутри. Для мелких вещей предусматриваются карманы на спинках сидений и небольшие углубления в боковых панелях.
Багажный отсек находится в задней части авто и обладает достаточным объемом для перевозки среднего размера груза. Он оборудован плоским полом, который облегчает размещение, а также специальными креплениями для фиксации вещей. В некоторых модификациях багажник можно увеличить за счет складывания заднего ряда сидений.
В салоне особое внимание уделено вентиляции и отоплению. Автомобиль оснащался эффективной системой обогрева, которая распределяла теплый воздух по салону. Для улучшения вентиляции использовались опускаемые боковые стекла и дополнительные вентиляционные отверстия.
Заключение
Сегодня машина не выпускается, но купить РАФ-977 все еще можно у коллекционеров и просто любителей техники. За долгие годы производство машина стала символом универсальности и надежности советского автопрома. В модели удалось объединить простоту конструкции, практичность и разнообразие модификаций.
Благодаря компактным размерам, вместительному салону и прочной конструкции, авто успешно использовалось в пассажирских перевозках и специализированных целях. Разнообразные версии и адаптации под разные условия обеспечили широкую востребованность внутри страны и за ее пределами.
- Изготовление фургонов
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
- Грузовой фургон РАФ 977
- Спецтехника для медицины