Грузовой магистральный электровоз 2ЭС5К Ермак

Темой нашего сегодняшнего разговора станет двухсекционный магистральный электровоз Ермак, оснащенный коллекторными электромоторами.

Предназначен он для перемещения грузовых составов большой массы, отлично зарекомендовал себя в условиях сложного рельефа. В частности, транспортное средство активно используется на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, демонстрируя высокую надежность в суровых климатических условиях.

Магистральные электровозы пассажирские и грузовые, чем отличаются

По долгу службы, если можно так выразиться, все электровозы принято подразделять на два класса – поездные (их еще называют магистральными) и промышленные/маневровые, то есть грузовые. Магистральники используются для пассажирских перевозок, они разработаны для длительного движения с большой средней скоростью на внушительные расстояния между ж/д станциями.

электровоз 2ЭС5К Ермак

Грузовые (они же маневровые) созданы для кратковременного повторного передвижения на небольшой скорости промышленными железнодорожными линиями предприятий. Такие модели эксплуатируются в пределах крупных стройплощадок, используются во время активных горных разработок, а также в карьерах и шахтах. В редких случаях электровозы разных классов могут быть взаимозаменяемыми, но продолжительное их использование не по назначению недопустимо. 

Поговорим детальнее о магистральных электровозах. Они бывают трех типов:

  1. Пассажирскими.
  2. Грузовыми.
  3. Универсальными (т.е. грузопассажирскими).

Первые используются для передвижения пассажирских составов, как уже говорилось выше – на высокой скорости, а вот вторые, то бишь грузовые, водят тяжелые составы с высокой силой тяги. По сравнению с грузовыми пассажирские электровозы аналогичной мощности развивают значительно более высокую скорость и поддерживают ее на огромных участках пути.

Их конструкционная скорость тоже выше, а вот сцепной вес и нагрузка, передаваемая на рельсы от колесных пар, намного ниже. Меньше у пассажирских электровозов показатель касательной силы тяги, а вот у грузовых больше осей и средняя мощность. 

Что касается грузопассажирских электровозов, то благодаря усредненным тягово-скоростным показателям использовать их можно и с грузовыми, и с пассажирскими составами, хотя КПД и эффективность будут значительно ниже, чем у специализированных транспортных средств. 

электровоз 2ЭС5К Ермак

С конструктивной точки зрения пассажирские и грузовые электровозы рознятся такими характеристиками:

  • Передаточным усилием тяговой передачи.
  • Усиленной конструкцией кузова у грузовых и грузопассажирских версий.
  • Способностью сцепки грузовых электровозов выдерживать более высокие продольные нагрузки.
  • Возможностью применения на грузовых составах системы дистанционного управления.
  • Электропневматическими тормозами, используемыми на пассажирских электровозах в сочетании с пневматическими.
  • Высоковольтным энергоснабжением пассажирских составов.

О производителе

Электровоз Ермак ЭС5К выпускается Новочеркасским электровозостроительным заводом, начиная с 2004 года. Предприятие входит в состав группы «Трансмашхолдинг» и является уникальным в своем роде машиностроительным комплексом, крупнейшим в РФ производителем грузовых и пассажирских магистральных электровозов.

Новочеркасский электровозостроительный завод

Первая машина сошла с конвейра НЭВЗ в 1936 году, с этого момента был дан старт великой истории предприятия, которое по состоянию на текущий момент имеет статус градообразующего.

Завод является крупнейшим источником дохода для местного и федерального бюджета, он дает высокооплачиваемые рабочие места сотням людей.

НЭВЗ обладает огромным научным и техническим потенциалом, штат укомплектован высококвалифицированными кадрами. В течение долгих лет предприятие сотрудничает с ведущими НИИ страны, что позволяет осуществлять полный производственный цикл – от разработки до серийного выпуска современной высококачественной сертифицированной продукции.

Электровоз 2ЭС5К Ермак, описание

Обозначение модели 2ЭС5К расшифровывается как двухсекционный секционный электровоз пятого типа с коллекторными электромоторами. 

В основу этого грузового электровоза в свое время легла механика ВЛ80, усовершенствованная с учетом нынешних реалий и потребностей отрасли. Электрооборудование представляет собой видоизмененную версию системы ВЛ85.

электровоз 2ЭС5К Ермак

А вот кабина машиниста и, в частности, пульт управления, характеризующийся невероятной простотой и интуитивно понятным интерфейсом, стал принципиально новой разработкой Новочеркасского завода. Лобовая часть получила обтекаемую форму, что положительно отразилось на аэродинамических характеристиках машины.

Как уже говорилось выше, первый образец модели построили в 2004 году. Названием своим серия обязана имени знаменитого атамана, покорившего Сибирь. Наименование электровоза было выбрано неслучайно – предприятие-изготовитель находится в столице Донского казачества, а Новочеркасск является первой точкой цепочки поставок в Сибирь.

Важно

Среди всех современных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К оказалась первой моделью серии. Она надежна, вынослива и практична, потому получила наибольшее распространение и стала самой популярной во всем семействе.

Электровоз разработан для эксплуатации в горной и сложной местности, а на равнинных участках его нередко привлекают для управления многовагонными составами. Если базовой мощности окажется недостаточно, всегда можно задействовать 2 локомотива. 

Силовая установка

Говоря об устройстве электровоза Ермак, необходимо отметить тот факт, что его секционность позволяет управлять системой из множества единиц из одного БУ. Указанная модель состоит из двух абсолютно одинаковых секций, в одной из которых обустроен санузел. В каждой секции предусмотрена кабина машиниста (в голове), а в хвосте имеется межсекционный переход.

Кузов у электровоза стальной, вагонного типа. На основную раму установлена пластиковая блок-кабина с пультом управления и все необходимое оборудование. Ходовая часть характеризуется опорно-осевым подвешиванием тяговых электромоторов, дополненных подшипниками скольжения моторно-осевого типа. За передачу усилия отвечает наклонная тяга.

Благодаря микропроцессорной системе управление этой махиной осуществляется автоматически, но при необходимости возможен переход на ручное управление. Тяговые электромоторы, фактически позаимствованные у предыдущей модели, были значительно изменены и усовершенствованы, появилась функция рекуперативного торможения.

Описывая важные конструктивные особенности и оборудование электровоза Ермак, отметим такие моменты:

  • МСУД-015 (система управления и диагностики на базе микропроцессора с расширенным функционалом).
  • Высокопрочные износостойкие моторно-осевые подшипники качения.
  • Инверторно-выпрямительный 2-канальный преобразователь (модель ВИП-4000-2М).
  • Разъединитель Р-45, управляемый дистанционно.
  • БТК-003, собирающий и обрабатывающий сведения о температуре масла и прочих рабочих жидкостей, а также температуре «за бортом».
  • Система независимой активации тяговых моторов в режиме тяги исключает вероятность пробуксовки колесных пар.

Технические характеристики

Высокая надежность и долговечность электровоза в суровых климатических условиях и на сложном рельефе обусловлена тщательно проработанными эксплуатационными характеристиками:

Технические характеристики Значения
Вес электровоза, т 192
Напряжение, кВ 25
Длина по осям в автосцепке (номинальная), м 35
Коэффициент мощности в длительном режиме, min 0,9
Скорость часового / продолжительного режимов, км/ч 49,4 / 51
Максимальная скорость движения, км/ч 110
Ширина колеи, мм 1520
Компоновка ходовой 2(2o-2o)
Температурный диапазон, град.С от -50 до +60

Силовая установка локомотива

Электровоз разработан для эксплуатации на ж/д-магистралях с 1-фазным переменным током частотой 50 Герц и напряжением в 25 тыс. В. Напряжение в контактной сети может варьироваться от 19 тыс. до 29 тыс. В. Электрооборудование, включая двигатели, рассчитано на работу при температуре -50 - +60 градусов, максимальная высота эксплуатации над уровнем моря – 1,2 км.

Чтобы добиться максимального КПД, производитель внедрил в тяговые моторы моноблочную конструкцию и использовал добавочный полюс с намоткой «на ребро». Обмоткодержатель лобовой части якорных катушек изолирован и оклеен стеклопластиком, который стал более эффективной альтернативой прессованным элементам (наборным). 

электровоз 2ЭС5К Ермак

Отдельную обмотку получил и тяговый трансформатор, что позволило снизить потери и получить более совершенную систему охлаждения, способствующую меньшему расходу воздуха.  Плавная регулировка напряжения на тяговых моторах стала возможной благодаря выпрямительно-инверторным преобразователям, упомянутым нами выше.

К тому же в цепи каждого электромотора присутствуют автоматические выключатели, предотвращающие замыкание при возникновении аварийной ситуации. Все перечисленные выше особенности стали неоспоримым преимуществом электровоза, гарантией его надежности и безотказности даже в самых суровых условиях эксплуатации.

Модификации

электровоз 2ЭС5К

По состоянию на сегодняшний день существуют такие модификации популярной модели электровоза:

  • 2ЭЛ5, производившийся по заказу Украины и поставлявшийся туда с 2005 года. Всего по контракту было построено 18 экземпляров, частичная сборка осуществлялась в том числе и на специализированном предприятии в Луганске.
  • 2ЭС5КБ, выпускавшиеся с 2006 года. 3-секционный вариант либо 2-секционный с бустерной секцией.
  • 4ЭС5К, которую собирали в 2014 году. Это 4-секционный электровоз с бустерными секциями в количестве 2 штук.
  • 2ЭС5С – т.н. «Атаман», тестовая модификация, о которой впервые заговорили в 2018 году. Отличительной особенностью стали асинхронные двигатели более высокой мощности.

За всю историю своего существования 2ЭС5К дважды претерпевал серьезные изменения. Так, версия 0165 получила обновленный вид кабины и вертикально расположенные буферные осветительные приборы.0590 – это вариант с обновленной маской кабины.

Заключение

Электровоз, которому посвящен наш сегодняшний материал, предназначен для эксплуатации в суровом климате и на сложном рельефе. Он характеризуется продолжительным ресурсом, возможностью вождения в соответствии с технологией «виртуальной сцепки», а также эффективной противобуксовочной защитой, значительно повышающей КПД.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 7 Просмотров: 55
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 05-06-2024 / Обновлено: 05-06-2024
Поиск запроса "грузовой магистральный электровоз 2эс5к ермак" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Вера Волгоград 05.06.2024

Сразу видно, что электровоз Ермак ЭС5К от Новочеркасского электровозостроительного завода машина серьёзная. Современный, мощный электровоз и особенно важно, что это отечественная российская разработка. Теперь главное, чтобы такие электровозы были во всех регионах России.

0
0
Ответить
Дмитрий Краснодар 05.06.2024

Хорошая машина, проработал на такой несколько лет. Мощный и не убиваемый, делают их на совесть. Поскорее бы обновляли старые электровозы на более новые, типа таких. Это бы значительно облегчило логистику. Спасибо за статью, было очень интересно почитать, хотя всё о нём итак знаю

0
0
Ответить
Игорь Ростов-на-Дону 06.06.2024

Да, прошли те времена, когда поезда ездили на угольке. Сейчас всё современное, начиная от дизайна, заканчивая оборудованием в кабине машиниста. Помню, дед мой рассказывал в детстве, как тяжело было работать на железной дороге и сколько в день приходилось того угля перелопатить. А сейчас всё чисто и относительно просто. Прогресс не стоит на месте. И вдвойне радостно - что это наши электровозы, а не завезённые из Европы!

0
0
Ответить
Максим Светлоград 08.06.2024

Только после прочтения статьи поймал себя на мысли, что ни разу ничего плохого не попадалось на глаза на тему наших РЖД. И поезда ходят, и железные дороги везде построены или строятся, загрузка полная, аварий крайне мало. Техника отечественного производства хорошо служит - прям крутое предприятие получается.

0
0
Ответить
Афиней 14.11.2024

Мне нравится, что в статье уделено внимание различиям между пассажирскими и грузовыми электровозами. Например, тот факт, что пассажирские электровозы сконструированы для более высокой скорости, в то время как грузовые отличаются усиленной конструкцией для перевозки тяжёлых грузов, напоминает подходы в автомобильной промышленности, где спортивные автомобили и грузовики имеют разные конструктивные особенности. Также интересно отметить, что магистральные электровозы типа Ермак специально разрабатывались для сложных климатических условий, что делает их идеальными для эксплуатации на таких маршрутах, как Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали. Это напоминает подходы, которые используют в авиации, где самолёты разрабатываются с учётом специфики климатических зон. Порадовало, что производитель внимательно подходит к инновациям, внедряя микропроцессорные системы управления и продвинутые преобразователи, что позволяет электровозу оставаться на передовой технологий. В целом, этот электровоз кажется отличным примером того, как инженерные решения могут быть адаптированы для решения специфических задач транспортировки в различных условиях.

0
0
Ответить
Анастасий 15.11.2024

Интересно, что электровоз Ермак оснащен функцией рекуперативного торможения. Это очень актуально в современном мире, где энергоэффективность выходит на первый план. Такие технологии уже давно используются в автомобильной индустрии, например, в гибридных и электрических автомобилях.

0
0
Ответить
Вячеслав 16.11.2024

Замечательно, что Новочеркасский электровозостроительный завод продолжает развиваться и внедрять новые технологии. Сравнивая с другими производителями, можно сказать, что НЭВЗ не уступает мировым лидерам в своей области. Это значит, что отечественные разработки конкурентоспособны и востребованы.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: