Грузовой магистральный электровоз 2ЭС5К Ермак
Темой нашего сегодняшнего разговора станет двухсекционный магистральный электровоз Ермак, оснащенный коллекторными электромоторами.
Оглавление
Предназначен он для перемещения грузовых составов большой массы, отлично зарекомендовал себя в условиях сложного рельефа. В частности, транспортное средство активно используется на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, демонстрируя высокую надежность в суровых климатических условиях.
Магистральные электровозы пассажирские и грузовые, чем отличаются
По долгу службы, если можно так выразиться, все электровозы принято подразделять на два класса – поездные (их еще называют магистральными) и промышленные/маневровые, то есть грузовые. Магистральники используются для пассажирских перевозок, они разработаны для длительного движения с большой средней скоростью на внушительные расстояния между ж/д станциями.
Грузовые (они же маневровые) созданы для кратковременного повторного передвижения на небольшой скорости промышленными железнодорожными линиями предприятий. Такие модели эксплуатируются в пределах крупных стройплощадок, используются во время активных горных разработок, а также в карьерах и шахтах. В редких случаях электровозы разных классов могут быть взаимозаменяемыми, но продолжительное их использование не по назначению недопустимо.
Поговорим детальнее о магистральных электровозах. Они бывают трех типов:
- Пассажирскими.
- Грузовыми.
- Универсальными (т.е. грузопассажирскими).
Первые используются для передвижения пассажирских составов, как уже говорилось выше – на высокой скорости, а вот вторые, то бишь грузовые, водят тяжелые составы с высокой силой тяги. По сравнению с грузовыми пассажирские электровозы аналогичной мощности развивают значительно более высокую скорость и поддерживают ее на огромных участках пути.
Их конструкционная скорость тоже выше, а вот сцепной вес и нагрузка, передаваемая на рельсы от колесных пар, намного ниже. Меньше у пассажирских электровозов показатель касательной силы тяги, а вот у грузовых больше осей и средняя мощность.
Что касается грузопассажирских электровозов, то благодаря усредненным тягово-скоростным показателям использовать их можно и с грузовыми, и с пассажирскими составами, хотя КПД и эффективность будут значительно ниже, чем у специализированных транспортных средств.
С конструктивной точки зрения пассажирские и грузовые электровозы рознятся такими характеристиками:
- Передаточным усилием тяговой передачи.
- Усиленной конструкцией кузова у грузовых и грузопассажирских версий.
- Способностью сцепки грузовых электровозов выдерживать более высокие продольные нагрузки.
- Возможностью применения на грузовых составах системы дистанционного управления.
- Электропневматическими тормозами, используемыми на пассажирских электровозах в сочетании с пневматическими.
- Высоковольтным энергоснабжением пассажирских составов.
О производителе
Электровоз Ермак ЭС5К выпускается Новочеркасским электровозостроительным заводом, начиная с 2004 года. Предприятие входит в состав группы «Трансмашхолдинг» и является уникальным в своем роде машиностроительным комплексом, крупнейшим в РФ производителем грузовых и пассажирских магистральных электровозов.
Первая машина сошла с конвейра НЭВЗ в 1936 году, с этого момента был дан старт великой истории предприятия, которое по состоянию на текущий момент имеет статус градообразующего.
Завод является крупнейшим источником дохода для местного и федерального бюджета, он дает высокооплачиваемые рабочие места сотням людей.
НЭВЗ обладает огромным научным и техническим потенциалом, штат укомплектован высококвалифицированными кадрами. В течение долгих лет предприятие сотрудничает с ведущими НИИ страны, что позволяет осуществлять полный производственный цикл – от разработки до серийного выпуска современной высококачественной сертифицированной продукции.
Электровоз 2ЭС5К Ермак, описание
Обозначение модели 2ЭС5К расшифровывается как двухсекционный секционный электровоз пятого типа с коллекторными электромоторами.
В основу этого грузового электровоза в свое время легла механика ВЛ80, усовершенствованная с учетом нынешних реалий и потребностей отрасли. Электрооборудование представляет собой видоизмененную версию системы ВЛ85.
А вот кабина машиниста и, в частности, пульт управления, характеризующийся невероятной простотой и интуитивно понятным интерфейсом, стал принципиально новой разработкой Новочеркасского завода. Лобовая часть получила обтекаемую форму, что положительно отразилось на аэродинамических характеристиках машины.
Как уже говорилось выше, первый образец модели построили в 2004 году. Названием своим серия обязана имени знаменитого атамана, покорившего Сибирь. Наименование электровоза было выбрано неслучайно – предприятие-изготовитель находится в столице Донского казачества, а Новочеркасск является первой точкой цепочки поставок в Сибирь.
ВажноСреди всех современных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К оказалась первой моделью серии. Она надежна, вынослива и практична, потому получила наибольшее распространение и стала самой популярной во всем семействе.
Электровоз разработан для эксплуатации в горной и сложной местности, а на равнинных участках его нередко привлекают для управления многовагонными составами. Если базовой мощности окажется недостаточно, всегда можно задействовать 2 локомотива.
Говоря об устройстве электровоза Ермак, необходимо отметить тот факт, что его секционность позволяет управлять системой из множества единиц из одного БУ. Указанная модель состоит из двух абсолютно одинаковых секций, в одной из которых обустроен санузел. В каждой секции предусмотрена кабина машиниста (в голове), а в хвосте имеется межсекционный переход.
Кузов у электровоза стальной, вагонного типа. На основную раму установлена пластиковая блок-кабина с пультом управления и все необходимое оборудование. Ходовая часть характеризуется опорно-осевым подвешиванием тяговых электромоторов, дополненных подшипниками скольжения моторно-осевого типа. За передачу усилия отвечает наклонная тяга.
Благодаря микропроцессорной системе управление этой махиной осуществляется автоматически, но при необходимости возможен переход на ручное управление. Тяговые электромоторы, фактически позаимствованные у предыдущей модели, были значительно изменены и усовершенствованы, появилась функция рекуперативного торможения.
Описывая важные конструктивные особенности и оборудование электровоза Ермак, отметим такие моменты:
- МСУД-015 (система управления и диагностики на базе микропроцессора с расширенным функционалом).
- Высокопрочные износостойкие моторно-осевые подшипники качения.
- Инверторно-выпрямительный 2-канальный преобразователь (модель ВИП-4000-2М).
- Разъединитель Р-45, управляемый дистанционно.
- БТК-003, собирающий и обрабатывающий сведения о температуре масла и прочих рабочих жидкостей, а также температуре «за бортом».
- Система независимой активации тяговых моторов в режиме тяги исключает вероятность пробуксовки колесных пар.
Технические характеристики
Высокая надежность и долговечность электровоза в суровых климатических условиях и на сложном рельефе обусловлена тщательно проработанными эксплуатационными характеристиками:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вес электровоза, т | 192 |
Напряжение, кВ | 25 |
Длина по осям в автосцепке (номинальная), м | 35 |
Коэффициент мощности в длительном режиме, min | 0,9 |
Скорость часового / продолжительного режимов, км/ч | 49,4 / 51 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 110 |
Ширина колеи, мм | 1520 |
Компоновка ходовой | 2(2o-2o) |
Температурный диапазон, град.С | от -50 до +60 |
Силовая установка локомотива
Электровоз разработан для эксплуатации на ж/д-магистралях с 1-фазным переменным током частотой 50 Герц и напряжением в 25 тыс. В. Напряжение в контактной сети может варьироваться от 19 тыс. до 29 тыс. В. Электрооборудование, включая двигатели, рассчитано на работу при температуре -50 - +60 градусов, максимальная высота эксплуатации над уровнем моря – 1,2 км.
Чтобы добиться максимального КПД, производитель внедрил в тяговые моторы моноблочную конструкцию и использовал добавочный полюс с намоткой «на ребро». Обмоткодержатель лобовой части якорных катушек изолирован и оклеен стеклопластиком, который стал более эффективной альтернативой прессованным элементам (наборным).
Отдельную обмотку получил и тяговый трансформатор, что позволило снизить потери и получить более совершенную систему охлаждения, способствующую меньшему расходу воздуха. Плавная регулировка напряжения на тяговых моторах стала возможной благодаря выпрямительно-инверторным преобразователям, упомянутым нами выше.
К тому же в цепи каждого электромотора присутствуют автоматические выключатели, предотвращающие замыкание при возникновении аварийной ситуации. Все перечисленные выше особенности стали неоспоримым преимуществом электровоза, гарантией его надежности и безотказности даже в самых суровых условиях эксплуатации.
Модификации
По состоянию на сегодняшний день существуют такие модификации популярной модели электровоза:
- 2ЭЛ5, производившийся по заказу Украины и поставлявшийся туда с 2005 года. Всего по контракту было построено 18 экземпляров, частичная сборка осуществлялась в том числе и на специализированном предприятии в Луганске.
- 2ЭС5КБ, выпускавшиеся с 2006 года. 3-секционный вариант либо 2-секционный с бустерной секцией.
- 4ЭС5К, которую собирали в 2014 году. Это 4-секционный электровоз с бустерными секциями в количестве 2 штук.
- 2ЭС5С – т.н. «Атаман», тестовая модификация, о которой впервые заговорили в 2018 году. Отличительной особенностью стали асинхронные двигатели более высокой мощности.
За всю историю своего существования 2ЭС5К дважды претерпевал серьезные изменения. Так, версия 0165 получила обновленный вид кабины и вертикально расположенные буферные осветительные приборы.0590 – это вариант с обновленной маской кабины.
Заключение
Электровоз, которому посвящен наш сегодняшний материал, предназначен для эксплуатации в суровом климате и на сложном рельефе. Он характеризуется продолжительным ресурсом, возможностью вождения в соответствии с технологией «виртуальной сцепки», а также эффективной противобуксовочной защитой, значительно повышающей КПД.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
- Грузовой магистральный электровоз 2ЭС5К Ермак
Сразу видно, что электровоз Ермак ЭС5К от Новочеркасского электровозостроительного завода машина серьёзная. Современный, мощный электровоз и особенно важно, что это отечественная российская разработка. Теперь главное, чтобы такие электровозы были во всех регионах России.
Хорошая машина, проработал на такой несколько лет. Мощный и не убиваемый, делают их на совесть. Поскорее бы обновляли старые электровозы на более новые, типа таких. Это бы значительно облегчило логистику. Спасибо за статью, было очень интересно почитать, хотя всё о нём итак знаю
Да, прошли те времена, когда поезда ездили на угольке. Сейчас всё современное, начиная от дизайна, заканчивая оборудованием в кабине машиниста. Помню, дед мой рассказывал в детстве, как тяжело было работать на железной дороге и сколько в день приходилось того угля перелопатить. А сейчас всё чисто и относительно просто. Прогресс не стоит на месте. И вдвойне радостно - что это наши электровозы, а не завезённые из Европы!
Только после прочтения статьи поймал себя на мысли, что ни разу ничего плохого не попадалось на глаза на тему наших РЖД. И поезда ходят, и железные дороги везде построены или строятся, загрузка полная, аварий крайне мало. Техника отечественного производства хорошо служит - прям крутое предприятие получается.
Мне нравится, что в статье уделено внимание различиям между пассажирскими и грузовыми электровозами. Например, тот факт, что пассажирские электровозы сконструированы для более высокой скорости, в то время как грузовые отличаются усиленной конструкцией для перевозки тяжёлых грузов, напоминает подходы в автомобильной промышленности, где спортивные автомобили и грузовики имеют разные конструктивные особенности. Также интересно отметить, что магистральные электровозы типа Ермак специально разрабатывались для сложных климатических условий, что делает их идеальными для эксплуатации на таких маршрутах, как Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали. Это напоминает подходы, которые используют в авиации, где самолёты разрабатываются с учётом специфики климатических зон. Порадовало, что производитель внимательно подходит к инновациям, внедряя микропроцессорные системы управления и продвинутые преобразователи, что позволяет электровозу оставаться на передовой технологий. В целом, этот электровоз кажется отличным примером того, как инженерные решения могут быть адаптированы для решения специфических задач транспортировки в различных условиях.
Интересно, что электровоз Ермак оснащен функцией рекуперативного торможения. Это очень актуально в современном мире, где энергоэффективность выходит на первый план. Такие технологии уже давно используются в автомобильной индустрии, например, в гибридных и электрических автомобилях.
Замечательно, что Новочеркасский электровозостроительный завод продолжает развиваться и внедрять новые технологии. Сравнивая с другими производителями, можно сказать, что НЭВЗ не уступает мировым лидерам в своей области. Это значит, что отечественные разработки конкурентоспособны и востребованы.