Массовый гусеничный трактор Т-150

Трактор Т-150 — легендарная советская и украинская гусеничная техника общего назначения. С 1974-го она служила верным помощником в сельском хозяйстве. Отличалась высокой мощностью, надежностью и универсальностью.

Модель разработана и производилась на Харьковском тракторном заводе. Ее изготовление началось в 1960-х, и трактор быстро завоевал популярность. Ниже разберемся с параметрами, модификацией и нюансами применения.

О производителе

Харьковский тракторный завод

Харьковский тракторный завод на протяжении многих десятилетий был одним из крупнейших производителей с/х техники в СССР и Украине. Именно здесь был создан и серийно выпускался знаменитый гусеничный трактор Т-150. Впоследствии он стал символом надежности и производительности.

Сам ХТЗ основан в 1930-м. Завод быстро стал одним из ведущих предприятий советской тяжелой промышленности. В годы ВОВ производственные мощности были эвакуированы, но после войны восстановлены и расширены.

Харьковский тракторный завод

Главной специализацией ХТЗ было изготовление гусеничных и колесных тракторов различной мощности. Кроме того, завод производил широкий спектр с/х оборудования, запчасти и комплектующие.

На текущем этапе ХТЗ продолжает работу, хотя и в меньших масштабах. Завод производит как традиционные модели тракторов, так и более современные машины. Несмотря на трудности, он остается одним из ведущих производителей с/х техники в Украине.

Описание трактора Т-150, область использования

Разработка трактора началась в середине 1960-х. Основной целью создания машины было повышение производительности с/х работ и расширение спектра задач. Т-150 отличался мощным дизельным двигателем, надежной трансмиссией и гусеничной ходовой частью. В комплексе это обеспечивало лучшую проходимость и тяговое усилие.

гусеничный трактор Т-150

Важно

Трактор спроектирован как универсальная машина, способная выполнять широкий спектр с/х работ. Серийное производство Т-150 началось в 1974-м и продолжалось несколько десятилетий.

Т-150 нашел широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, но к основным функциям стоит отнести следующие:

  • вспашка — обработка почвы перед посевной;
  • культивация — рыхление грунта и уничтожение сорняков;
  • посев — высев семян различных культур;
  • уборка урожая — сбор зерновых, корнеплодов и других культур;
  • транспортные работы — перевозка грузов по полям и фермам;

гусеничный трактор Т-150

  • земляные работы — рытье котлованов, планировка территорий;
  • дорожные задачи — устройство насыпей, планировка дорог;
  • вывозка леса — транспортировка бревен и других лесоматериалов;
  • осушение болот — устройство дренажных систем;
  • ирригация — полив с/х культур.

Кроме того, гусеничный трактор Т-150 может использоваться для уборки снежной массы и мусора, а также очистки дорог. Он эффективен при транспортировке разных изделий в промышленной сфере и перемещении тяжелых изделий. При необходимости техника может применяться для транспортировки многих видов прицепов.

Технические характеристики

Важный момент при рассмотрении модели — характеристики трактора Т-150. К основным параметрам можно отнести следующие:

Технические характеристики Значения
Тяговый класс 3
Эксплуатационный вес, т 8
Габариты (ДхШхВ), м 4.32х1.85х2.895
Колесная база, м 1,435
Клиренс, см 30
Двигатель СМД-60 на 150 л. с. или ЯМЗ-236 ДЗ на 180 л. с.
Колея, м 1,435
Скорость, км/ч 15,3

Двигатель

Трактор Т-150 оснащался различными типами моторов — СМД-60 и ЯМЗ-236Д3. Каждый из них обладал индивидуальными характеристиками и особенностями, которые определяли рабочие качества машины.

Двигатель трактора Т-150 типа СМД-60 представлял собой классический дизельный агрегат с 6-ю цилиндрами, расположенными в два ряда. Он оснащен системой турбонаддува, что позволяло достичь высокой мощности в 150 л. с. ДВС отличался надежностью и долговечностью, что важно для с/х техники. При этом мотор имел и некоторые недостатки, такие как значительный вес и высокий расход.

гусеничный трактор Т-150

После завершения выпуска рассмотренного ДВС на машине устанавливался ЯМЗ-236Д3. Он стал более современным решением, отличавшимся более высокой мощностью — 180 «лошадей».

Техника также была 6-цилиндровой, но имела ряд конструктивных особенностей. Они позволяли снизить расход и повысить эффективность работы. ЯМЗ-236Д3 был более компактным и легким по сравнению с СМД-60, что положительно сказывалось на маневренности.

Ходовая

Трактор Т-150 обладает специфической конструкцией ходовой части и трансмиссии, обеспечивающей улучшенную проходимость и тяговое усилие. Ходовая система представляет собой механизм, состоящий из гусениц, опорных катков, ведущих колес, натяжных устройств и балансирной подвески.

Гусеницы обеспечивают большую площадь контакта с грунтом, что повышает проходимость по мягким грунтам и улучшает сцепление с поверхностью. Опорные катки распределяют нагрузку от гусеницы на рамную часть, а ведущие колеса передают момент от трансмиссии к гусеницам.

гусеничный трактор Т-150

Натяжные устройства позволяют поддерживать подходящий режим. При этом балансирная подвеска обеспечивает плавность хода, уменьшает динамические нагрузки на раму и механизмы трактора. Она состоит из балансиров, связанных с рамой и опорными катками.

Трансмиссия рассматриваемой модели имеет ряд рабочих диапазонов работы: рабочий, транспортный, замедленный и задний. При этом для переключения при меняются гидропрожимные муфты, в которых поток мощности не разрывается.

Муфта сцепления однодисковая,служит для плавного включения и выключения КПП. Коробка передач переключается на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона. Она обеспечивает изменение передаточного числа и правильное направление перемещения.

Имеющиеся диапазоны позволяют выбрать оптимальный режим работы трактора в зависимости от выполняемой операции. Главные передачи — конические со спиральным зубом, передают момент от КПП к бортовым. Конечные передачи — планетарные и находятся в бортовых узлах.

гусеничный трактор Т-150

Вал отбора мощности — задний, независимый и 2-скоростной. Предназначен для привода навесной аппаратуры и обеспечивает две частоты вращения выходного вала: 540 и 1000 об/мин.

Поворот трактора осуществляется за счет дифференциального торможения гусениц. Тормоза, установленные на вторичных валах коробки передач, позволяют затормозить одну из гусениц, что приводит к повороту трактора.

Навесное/прицепное оборудование

Модель Т-150 выделяется высокой универсальностью, благодаря возможности использования разной навесной и прицепной аппаратуры. Это позволяет применять трактор в различных сферах и выполнять солидный спектр задач.

гусеничный трактор Т-150

К навесному оборудованию стоит отнести следующие:

  • Плуги. Однокорпусные и многокорпусные применяются для вспашки земли, обеспечивая качественную обработку грунта. Роторные подходят для глубокого рыхления и аэрации.
  • Культиваторы. Весенние и осенние модификации применяютсядля предпосевной и послепосевной обработки, удаления сорняков и рыхления верхнего слоя. Глубокорыхлители устраняют уплотнение земли на значительной глубине, улучшая структуру.
  • Бороны. Дисковые и зубовые используются для измельчения и выравнивания поверхности после вспашки. Ротационные обеспечивают высокую производительность при обработке.
  • Сеялки. Зерновые гарантируют равномерный посев зерна. Травяные применяются для посадки трав и иных мелкосемянных культур.
  • Косилки. Сегментные и роторные используются для скашивания травы и заготовки сена. Прицепные и навесные обеспечивают высокую производительность и качество скашивания.
  • Жатки. Зерновые и кукурузные применяются для уборки урожая зерновых и кукурузы.Подсолнечниковые гарантируют быстрый сбор подсолнечника.
  • Окучники. Применяются для создания грядок и окучивания картошки и других корнеплодов.
  • Опрыскиватели. Используются для внесения жидких удобрений и химической защиты растений.

гусеничный трактор Т-150

Для данной техники может применяться и прицепное оборудование:

  • Прицепы. Самосвальные обеспечивают транспортировку сыпучих грузов с возможностью быстрой разгрузки. Бортовые — универсальные модели для доставки различных изделий.
  • Полуприцепы. Платформенные подходят для транспортировки грузов и транспорта, имеющих большие размеры. Цистерны используются для доставки жидкостей, таких как вода и топливо.
  • Лесовозные прицепы. Специально созданы для транспортировки лесоматериалов, оснащены захватами и стяжками.
  • Транспортные тележки. Применяются для доставки с/х продукции и других грузов.
  • Комбайны. Зерновые модели обеспечивают комплексную уборку зерновых культур, включая жатву, обмолот и очистку. Кормоуборочные применяются для заготовки кормов для животных.
  • Плуги. Встречаются различные модели для разных типов почвы и глубины вспашки.

Трактор Т-150 комплектуется системой быстрого сцепления, что позволяет оперативно менять навесную и прицепную аппаратуру. При этом большинство моделей стандартизировано, что обеспечивает совместимость с различными машинами и агрегатами. Использование таких изделий повышает эффективность применения.

Модификации

гусеничный трактор Т-150

Для наглядности также рассмотрим модификации трактора Т-150, которые выпущены в разные годы и имеют индивидуальные особенности:

  1. Т-155К — оптимизированная версия с большим тяговым усилием, лучшей производительностью и сниженным расходом на 10%. Шасси и рама усилены для работы в тяжелых условиях, что позволяет использовать трактор для буксировки тяжелых грузов и выполнения землеройных работ. Техника оснащается лебедкой большой тяги, что позволяет выполнять задачи по эвакуации и буксировке прицепов. Может использоваться для рытья окопов, обустройства заграждений, а также для доставки различных грузов.
  2. Т-156 — силач на стройплощадке. Оснащается ковшом на 1.5 куб. метра, что дает возможность эффективно выполнять погрузочно-разгрузочные работы.Способен поднимать грузы массой до 3 т.Мощная гидросистема обеспечивает плавное управление ковшом и производительность.
  3. ЛТ-157 — лесной «богатырь». Оснащается лебедкой, щитом отлетающих сучьев, а также специальными приспособлениями для захвата и транспортировки бревен.Благодаря гусеничному ходу и усиленной подвеске, трактор способен работать в труднодоступных лесных районах.
  4. Т-150КД – бульдозер для любых задач с бульдозерным отвалом. Используется для выполнения землеройных работ, планировки территорий и расчистки дорог.
  5. Т-158 – промышленный трудяга. Оснащается более мощным ДВС, что позволяет выполнять тяжелые работы.Может оснащаться различной навесной аппаратурой, такой как краны, экскаваторы, буровые установки и т.д. Благодаря мощности и универсальности, трактор Т-158 может использоваться на различных промпредприятиях.

Цена трактора Т-150

Новые модели стоят около 4 млн. рублей. Точная цена зависит от производителя, комплектации и региона продажи.Стоимость подержанных тракторов может варьироваться от пары сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Старые модели, требующие ремонта, можно приобрести относительно недорого. При этом стоит учитывать затраты на восстановление.

гусеничный трактор Т-150

Заключение

Трактор Т-150 является универсальной и надежной с/х машиной, широко применяемой в различных отраслях. Он способен работать с разнообразным навесным и прицепным оборудованием, что делает машину полезной в с/х, строительстве, лесной и коммунальной сфере.

Высокая производительность, прочная конструкция и комфорт в кабине обеспечивают эффективное выполнение множества задач: от вспашки и посева до уборки урожая и транспортировки грузов. При этом трактор Т-150 до сих пор остается востребованным, благодаря универсальности и долговечности.

Рейтинг: 17
Всего оценок: 6 Комментариев: 5 Просмотров: 276
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-08-2024 / Обновлено: 15-08-2024
Поиск запроса "массовый гусеничный трактор т-150" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Сергей Смоленск 15.08.2024

Отличная техника, если вдруг ваша машина застряла где-нибудь в поле, я думаю для этого гусеничного трактора не будет преград, пройдет через все угодно, я видел в живую как он работает, довольно сильная техника.

1
0
Ответить
Антон Новосибирск 15.08.2024

Просто универсальная спецмашина. Жаль только, что с выпуском этого трактора на сегодня есть проблемы. Необходимо на территории России запустить производство и так выбить азиатских конкурентов с рынка. Главное только выставить нормальную цену и предлагать приемлемые условия кредитования.

0
0
Ответить
Андрей Калининград 15.08.2024

Ну, старые модели трактора Т-150 хоть и продолжают эксплуатироваться, но надо признать, что они уже во многом уступают современным тракторам. По мощи, производительности и эффективности Т-150 – ни в какое сравнение не идёт с новыми машинами. А для своего времени – да, это была передовая техника.

0
0
Ответить
Руслан Тольятти 16.08.2024

Трактор Т-150 уже отслужил своё. Для современных задач нужна совершенно другая – быстрая, автоматизированная, эффективная – сельскохозтехника. Да и водительская кабина трактора Т-150 не приспособлена для удобной и легкой работы. Сейчас редко кто согласится использовать малоресурсную технику.

0
0
Ответить
Максим Челябинск 18.08.2024

Мой отец всю жизнь проработал трактористом и где-то лет двадцать тому назад работал на тракторе Т-150. Помнится, он говорил, что это безотказная машина, прочная и производительная. Понятно, что это было очень давно и сейчас на смену Т-150 пришли новые тракторы.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: