История популярности экскаваторов

разновидности экскаваторов

В любую эпоху землеройные работы были не только самыми необходимыми, но еще и наиболее трудоемкими. Поэтому с глубокой древности многие люди думали над тем, как облегчить этот тяжелый труд и ускорить процесс.

Одним из первых был Архимед. Он сконструировал много полезных устройств, среди которых были и машины с ковшами, предназначенные для копания грунта. Римские завоеватели называли их экскаваторами (лат. Excavao – делать углубление, долбить).

В эпоху Леонардо да Винчи применение экскаваторов было обыденным делом, но тогда использовались совершенно простые землеройные машины, которые отдаленно напоминали первые аналоги этого устройства. В первой половине позапрошлого века появились первые прародители экскаватора, которые были необходимы для проведения строительства железных дорог. Эти машины использовались на расчистке каналов и фортификационных работах. Ковши приводились в действие мускульной силой людей или животных. На Востоке об экскаваторах узнали от Марко Поло. Он рассказал о чудо-технике китайскому императору, за что был удостоен особого благоволения.

В середине XIX века на экскаваторах появляются механические, а точнее, паровые, двигатели. Первую такую машину в 1843 году сконструировал в США инженер Джеймс Отис, бывший прямым потомком одного из «отцов нации» периода Гражданской войны. Экскаватор с 15-сильным мотором выбирал за час 40 – 50 кубов грунта. Даже по современным понятиям это совсем не плохо! Он заменял полсотни землекопов. Одну из первых моделей, довольно поврежденную, до сих пор можно увидеть в музее.

Первые экскаваторы с паровыми двигателями работали на всемирно известных стройках – в Египте, на прокладке Суэцкого канала, и в России, на Николаевской железной дороге. Правда, отечественные чиновники не слишком радовались механизации труда. Использование крепостных и арестантов было намного дешевле. В 1848 году все 4 «николаевских» экскаватора продали Демидовым. Предприимчивые дельцы поставили машины на производство вскрышных работ, где они оказались очень эффективными. После того, как экскаваторы Отиса появились на Урале, там начало развиваться тяжелое машиностроение.

Слово экскаватор было взято из латинского языка и дословно может переводиться как техника для долбления. Это землеройная машина, позволяющая вынимать и разрабатывать грунт. Грунтовые поверхности могут быть как мягкими, так и скальными, ограничений нет.

Классификация экскаваторов:

  • по ходовой части различаются гусеничные и колесные устройства, а также шагающие, рельсовые и плавающие. Последние три варианта весьма специфичны и не используются на стройплощадках;
  • могут быть с одним или несколькими ковшами, каждый из этих разновидностей подразделяется на дополнительные категории;
  • силовое оборудование может быть комбинированным, гидравлическим, дизельным или электрическим;
  • по предназначению могут быть строительные, погрузочные, карьерные, вскрышные устройства. Также существуют подземные агрегаты, но их принято считать карьерными (добывающими).

Популярные производители и виды экскаваторов

Продукция отечественных предприятий ОАО «ТВЭКС» (Тверь), НПК «Уралвагонзавод», «МК КРАНЭКС», ОАО «КБ Транспортного машиностроения» (КБТМ), ЗАО «Эксмаш» наиболее популярна на российском рынке экскаваторов.

Среди зарубежных производителей, которые выпускают различную технику, включая экскаваторы, стоит выделить компании Case (США), Caterpillar (США), Doosan (Корея), Hitachi (Япония), Hyundai (Корея), JCB (Великобритания), Komatsu (Япония), Volvo (Швеция).

Распространённые модели экскаваторов:

  • ТВЭКС TVEX 140W (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 90 кВт, вид трансмиссии – гидростатический, объём экскаваторного оборудования – 0,5-0,8 м3, показатель ширины – 2550 мм, показатель эксплуатационной массы – 14 400 кг);
  • ТВЭКС ЕТ-16 (тип экскаватора – гусеничный, мощность силовой установки – 90 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,4-0,65 м3, предельная скорость движения – 2-4 км/ч, показатель эксплуатационной массы – 15,3 т);
  • Уралвагонзавод ЭО-5126 (тип экскаватора – гусеничный, мощность силовой установки – 180 л.с., объём экскаваторного оборудования – 1,42 м3, глубина и радиус копания – 6,2 и 9,6 м, габаритные характеристики – 10 600 на 3170 на 3500 мм, показатель эксплуатационной массы – 32 т);
  • Уралвагонзавод ЭО-33211А (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 150 л.с., объём экскаваторного оборудования – 0,85 м3, глубина и радиус копания – 5,8 и 9,2 м, габаритные характеристики – 9550 на 2500 на 3500 мм, показатель эксплуатационной массы – 18 т);
  • Эксмаш E140W (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 91 л.с., объём экскаваторного оборудования – 0,8 м3, глубина и радиус копания – 5,1-5,9 и 8,6-9,4 м, габаритные характеристики – 8050 на 2520 на 3062 мм, показатель эксплуатационной массы – 13,2-13,5 т);
  • Case CX130B (тип экскаватора – гусеничный, мощность силовой установки – 70,9 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,8 м3, параметр предельной глубины копания – 5,54 м, предельный вылет при копании – 8,31 м, максимальная разгрузочная высота – 6,39 м);
  • Case CX290B (тип экскаватора – гусеничный, мощность силовой установки – 154 кВт, объём экскаваторного оборудования – 1,7 м3, параметр предельной глубины копания – 7,58 м, предельный вылет при копании – 10,67 м, максимальная разгрузочная высота – 7,09 м);
  • Case W125 (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 84 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,57 м3, параметр предельной глубины копания – 4,84 м, предельный вылет при копании – 9,08 м, максимальная разгрузочная высота – 6,51 м);
  • Case W185 (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 118 кВт, объём экскаваторного оборудования – 1,05 м3, параметр предельной глубины копания – 5,6 м, предельный вылет при копании – 9,2 м, максимальная разгрузочная высота – 6,6 м);
  • Volvo EW 140 (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 76,5 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,75 м3, параметр предельной глубины копания – 5,6 м, предельный вылет при копании – 9 м, характеристика вырывного усилия – 88 кН, показатель эксплуатационной массы – 12,8-15,2 т);
  • Volvo EW 170 (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 118 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,94 м3, параметр предельной глубины копания – 6,4 м, предельный вылет при копании – 9,6 м, характеристика усилия отрыва на ковше – 125,4 кН, показатель эксплуатационной массы – 16-18,1 т);
  • Volvo EW 210C (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 120 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,9-1,1 м3, параметр предельной глубины копания – 6,5 м, предельная высота подъёма – 10,1 м, характеристика усилия отрыва на ковше – 124,2 кН, показатель эксплуатационной массы – 19,9-22,2 т);
  • Volvo EW 140C (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 91 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,94 м3, параметр предельной глубины копания – 5,7 м, предельный вылет при копании – 9,3 м, характеристика вырывного усилия – 89,5 кН, показатель эксплуатационной массы – 14,4-15,8 т);
  • Volvo EW 140B (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 92 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,75 м3, параметр предельной глубины копания – 5 м, предельный радиус копания - 8,4 м, габаритные характеристики – 7,8 на 2,54 на 3,37 м, показатель эксплуатационной массы – 15,4 т);
  • Hitachi EX 125WD (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 107 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,19-0,5 м3, предельный радиус копания – 7,6-7,8 м, габаритные характеристики – 6970 на 3490 на 3600 мм, показатель эксплуатационной массы – 12,2 т);
  • Hitachi EX 100WD (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 81 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,19-0,59 м3, предельный радиус копания – 7,4-7,7 м, габаритные характеристики – 7110 на 3490 на 3020 мм, показатель эксплуатационной массы – 10,6 т);
  • Hitachi ZAXIS 180W (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 90,2 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,7 м3, предельный радиус копания – 9,5 м, характеристика колёсной базы – 2650 мм, показатель эксплуатационной массы – 18,6 т);
  • Hitachi ZAXIS 160W (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 90,2 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,6 м3, предельный радиус копания – 9 м, показатель высоты выгрузки – 6350 мм, характеристика колёсной базы – 2550 мм, показатель эксплуатационной массы – 15,7 т);
  • Hitachi ZX 140W (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 90,2 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,6 м3, предельная глубина копания – 4610-5770 мм, параметр усилия на ковше – 99 кН, показатель эксплуатационной массы – 16,5 т);
  • Hyundai R 140W-9S (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 84 кВт, объём экскаваторного оборудования – 0,53 м3, предельная глубина копания – 4650 мм, максимальная высота копания – 8400 мм, габаритные характеристики – 7760 на 2500 на 3140 мм, показатель эксплуатационной массы – 13,7 т);
  • Hyundai R 200W-7 (тип экскаватора – колёсный, мощность силовой установки – 124 кВт, объём экскаваторного оборудования – 1,16 м3, предельная глубина копания – 6380 мм, максимальная высота копания – 9870 мм, габаритные характеристики – 9520 на 2490 на 3410 мм, показатель эксплуатационной массы – 20,5 т).

Современные экскаваторы

Среди всех видов спецтехники, экскаватор является самым популярным и быстроокупаемым. Поэтому неудивительно, что он же лидирует и по числу продаж. Существует очень много разновидностей землеройных машин данного типа. Они различаются не только по своим техническим характеристикам, но и по размерам. Есть модели, которые могут нести на руках несколько взрослых мужчин. Зато другие превышают размеры одноэтажного дома. Притом, они не обязательно шагающие, как принято думать. Все три самых крупных в мире – на гусеничном ходу. Это Bucyrus-Erie 1850-В «Big Brutus», Bagger 288 и Marion 6360 «Captain». Первые два, одноковшовые, еще работают. А «Капитан» уже в Арканзасском техническом музее. Самый легкий из этой тройки весит 12 000 тонн.

Экскаваторы используются в разных условиях, для выполнения самых различных работ. Модификаций так много, что даже опытный инженер-механик вряд ли сможет их перечислить. Например, одни машины предназначены для срезания плодородного слоя почвы. Другие работают под водой. Третьи – под землей.

Эрлифтом называется устройство, предназначенное для подъема грунта с большой глубины. Воздух подается в нижний конец трубы, его поднимающиеся пузыри тянут вверх воду и, вместе с ней, грунт, который должен быть мягким или сыпучим. Эффективность эрлифта прямо пропорциональна его глубине, которая может доходить до 6 км. Труба в таких случаях поддерживается промежуточными поплавками.

Но, разумеется, самые популярные экскаваторы – универсальные. Это мощные одноковшовые машины, на пневмоколесном или гусеничном ходу, с ломающейся стрелой и гидроприводом. Используются, чаще всего, в строительстве.

Если на такую технику поставить еще и бульдозерный отвал, то получится экскаватор-бульдозер с расширенными функциональными возможностями. А если фронтальный ковш, то будет экскаватор-погрузчик – тоже очень востребованная машина, в чем нетрудно убедиться на примере всем известного ЭО-2626.

Популярность экскаваторов обусловлена не только частой необходимостью выполнения земляных работ. Практически все модели поставляются со сменными рабочими органами: перфоратором, гидромолотом, буром, ножницами, захватом, вилами, долотом, рыхлителем и другими. С таким комплектом одноковшовый экскаватор превращается в универсальную и очень востребованную машину.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Рейтинг
Комментариев: 3 Просмотры: 941 24-01-2016 10:36
Комментарии
Ольга Нижневартовск 25.01.2016

Сейчас можно только удивляться и восхищаться тем объемам работы которые выполнялись без экскаватора в давние годы и как шагнула техника за последние сто лет

0
0
Ответить
Татьяна Павлово 26.01.2016

Оказывается, экскаваторы - это древняя техника, думала, что это изобретение 20 века. Сейчас эти мощные внушительные машины даже способны устроить красивое шоу.

0
0
Ответить
Андрей Киров 21.02.2016

В современном мире экскаватор – один из самых популярных видов спецтехники. Они способны делать самую разную работу практически в любых условиях. Наиболее распространены универсальные экскаваторы, работающие обычно на стройке. Очень часто их также оснащают бульдозерным отвалом. В этом случае экскаватор может выполнять роль погрузчика.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Введите число, изображенное на картинке: