Из чего делают асфальт
Асфальт – привычное каждому современному человеку дорожное покрытие, по крайней мере, именно с ним у многих из нас ассоциируется этот термин. Однако дорожным строительством область использования материала не ограничивается, да и называется он по правилам немного иначе.
Оглавление
О том, что такое асфальт, чем он отличается от асфальтобетона (и отличается ли?), где применяется и какими свойствами характеризуется, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Что такое асфальт, сферы применения
По состоянию на сегодняшний день существует несколько типов асфальта, произведенного искусственно, рознящихся между собой составом, процедурой укладки, а также технологией производства. Бытует мнение, что все тротуары, дороги, парковки и пр. покрыты одинаковым материалом, но на самом деле это не так.
В зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации используется разный асфальт. Однако и это еще не все. На самом деле покрытие, применяемое для обустройства дорожного полотна, называется асфальтобетоном и создается искусственно, тогда как асфальтом можно именовать исключительно природный материал, являющийся продуктом, получаемым в результате изменения нефти.
Под термином «асфальт» среднестатистические обыватели подразумевают то, что на деле является асфальтобетоном. Область применения асфальтобетонной смеси куда более широкая, чем многие могли себе представить.
ВажноИз асфальтобетона обустраивают твердые покрытия на тротуарах, автомобильных дорогах, пешеходных участках, велодорожках, технологических площадках и прочих объектах.
Не менее востребован жидкий асфальт, который незаменим в ходе выполнения ямочного ремонта, ведь он обладает столь важным преимуществом, как способность к самовыравниванию и самоуплотнению.
Материал затвердевает в считанные часы, поэтому отремонтированный, таким образом, отрезок покрытия можно использовать по назначению вскоре после завершения ремонта. Еще один его плюс состоит в прочности и оперативности соединения со старым покрытием.
Смесь используют не только для укладки асфальта – с ее помощью осуществляют декоративное оформление пешеходных зон и дорожек, обустраивают разделительные полосы движения, путем включения в состав различных добавок, как то цветные пигменты и пр., требующим образом выделяют отдельные участки дорожного полотна.
Асфальт и асфальтобетон
Теперь разберемся с тем, что такое асфальт, а что – асфальтобетон. Слово «асфальт» в переводе на русский (термин имеет древнегреческое происхождение) обозначает «горная смола». Это натуральное вещество черного цвета, характеризующееся легкоплавкостью и обладающее на изломе однородной структурой, которая бывает глянцевой, матовой либо раковистой. Не менее чем на 70 процентов материал состоит из нефтяного битума.
Асфальтобетон – вещество искусственного происхождения, которое образуется в результате смешивания дорожного битума с твердыми частицами. Смесь асфальтобетона получают посредством уплотненного битума и минеральных добавок (щебня, песка, минеральных примесей и пр.) в четко просчитанной пропорции.
Иногда в качестве альтернативы битума используют деготь. Технология производства не требует обжига. Сразу после смешивания компонентов материал укладывают на заранее подготовленное основание.
В зависимости от условий эксплуатации готового покрытия пропорции ингредиентов и фракция могут розниться, поэтому существует несколько типов асфальта, у каждого из которых свои механические и прочие свойства.
Классификация асфальта по составу
Асфальтобетон состоит из ряда компонентов, оказывающих непосредственное влияние на его качество. Речь идет о таких материалах:
- Гравий или щебенка. Компонент отвечает за формирование защитного каркаса полотна и является обязательным в процессе асфальтирования дорог с высоким трафиком движения. Заменить его чем-либо невозможно.
- Песок. Обязательный наполнитель, который способствует равномерному распространению давления и его передаче на дорожную подушку. Чаще всего применяется песок искусственного происхождения, получаемый в результате дробления скальной породы.
- Минеральные добавки. Необходимы для заполнения пустот, образуемых при укладки смеси на обрабатываемую поверхность. Наличие пустот уменьшает срок службы дорожного полотна и приводит к быстрому образованию трещин. Чтобы их предотвратить, используют пылеобразный песчаник или известняк, которые способствуют максимально прочной укладке асфальтобетонной смеси.
- Битум. Компонент, обеспечивающий текучесть вещества на этапе укладки и требуемую упругость в ходе эксплуатации готового покрытия. Как правило, уровень содержания данного компонента в материале варьируется в пределах 4-10 процентов.
Асфальтобетон применяется не только для создания асфальтового покрытия – сфера его использования куда более широка. В зависимости от нее в вещество добавляются те или иные ингредиенты, оказывающие непосредственное влияние на эксплуатационные свойства материала. В связи с этим выделяют такие его разновидности:
- Песчаный. Нашел свое применение при создании дорожного покрытия, пешеходных площадок и тротуаров.
- Сульфированный. Привлекают для бурения скважин – он препятствует обвалам и образованию трещин, появляющихся в процессе выполнения работ.
- Крупнозернистый. Содержит щебень фракцией в 20-40 мм, используется в дорожном строительстве для обустройства нижнего слоя покрытия.
- Мелкозернистый. В его составе также присутствует щебень, но уже мелкой фракции – до 20 мм. Материал пригоден для формирования верхнего слоя и для мелкого ремонта покрытия.
- Цветной. На цвет асфальта влияют пигменты, которые вводят в состав для выделения отдельных зон, важных участков, требующих повышенной концентрации внимания.
Асфальтовая смесь бывает сухой или жидкой, в зависимости от исполнения продается в мешках либо в пластиковой таре. Сухой асфальт используют в ямочном ремонте, жидкий – в процессе формирования полотна, независимо от технологии укладки, а также при обустройстве кровельных конструкций.
Основные марки асфальта
На современном рынке существует несколько марок асфальта, рознящихся составом, а главное – плотностью. Широкое распространение сегодня получили такие марки:
- Марка 1. Так называют разные смеси – пористые и высокопористые, песчаные и гравийные, высокоплотные и плотные. Разновидностей может быть много, все их объединяет максимальная прочность и высочайшая устойчивость перед негативными воздействиями окружающей среды и механическим нагрузкам. Используют такой асфальт в процессе укладки нижнего слоя дорожного полотна, который фактически является его основанием.
- Марка 2 – это то, что именуется бетоном. Вещество нашло свое применение не только в дорожном строительстве – оно незаменимо при ремонте полотна, обустройстве автостоянок, пешеходных зон, велодорожек и пр. В эту группу входят асфальты плотные, пористые и пр.
- Марка 3 характеризуется отсутствием в составе щебня, поэтому отличается высокой плотностью при недостаточной прочности. Основными компонентами являются минеральные порошки (могут быть разными), а также песок. Главное предназначение данной группы – ямочный ремонт и обустройство дорог с небольшим трафиком. Эту разновидность используют в ходе строительства тротуаров, пешеходных зон, дворов и площадок на территории объектов общественного назначения и учебных учреждений.
Огромное значение имеют пропорции – процентное содержание в готовом продукте гравия, песка либо щебня, так как от них напрямую зависят эксплуатационные свойства материала. В этом плане асфальт обозначается литерами от А до Д, которые указывают на количество в смеси песка или гравия (чем дальше буква в алфавите, тем больше в веществе сыпучих компонентов):
- А – 50-60 процентов.
- Б – 40-50.
- В – 30-40.
- Г – не более 30 процентов песка искусственного происхождения (является отсевом, полученным в процессе дробления).
- Д – 70 процентов содержимого – упомянутый выше искусственный песок.
Технология укладки асфальта различного типа
Существует четыре вида асфальта с точки зрения технологии его укладки.
- Так, горячий асфальтобетон – это вещество, на 95 процентов состоящее из щебня и использующееся для обустройства нижнего слоя покрытия. Его укладывают при температуре 120 градусов, иначе достичь требуемых эксплуатационных свойств будет невозможно.
- Асфальт теплый – следующая разновидность материала – укладывается при 40-80 градусах.
- Далее по таблице градаций следует холодный асфальт, который не требует предварительного нагрева и пригоден к применению при температуре всего в 10 градусов. Его привлекают для выполнения ремонтных работ как вещество доступное с финансовой точки зрения и простое в эксплуатации.
- Асфальт литой – это высокоплотный материал, обладающий шероховатой текстурой и использующийся для обустройства верхнего слоя дорожного полотна. Он укладывается при температуре в 250 градусов, которая обеспечивает текучесть материала и тем самым исключает необходимость выравнивания.
Контроль качества асфальта
В соответствии с требованиями ГОСТ, для определения качества асфальта проводят испытания готового продукта в течение суток.
Для этого измеряют температурные показатели смеси, определяют уровень содержания в ней битума и жидкости, анализируют состав зерен, проверяют пористость, водонепроницаемость. Также необходимо проверить устойчивость на сжатие при разных температурах – от 0 до 50 градусов.
Заключение
Ассортимент представленной сегодня в продаже асфальтобетонной смеси позволяет выбрать оптимальное решение для выполнения конкретной задачи и обеспечить тем самым надлежащее качество покрытия, его износостойкость и продолжительность эксплуатации, что оказывает положительное влияние на качество жизни людей.
- Из чего создается камаз.
- Загрузки из Магадана в Новосибирск
- Перевезти пластблоки из Екатеринбурга
- Как перевезти груз (детские вещи) из Москвы в Омск
- Нужна Газель из Балаково в Саратов
- Внутрикарьерные автомобильные дороги
- Ямобуры, мотобуры, бензобуры для бурения земли
- Влияние состояния шин на расход топлива авто
- Грунтовой каток для дорожных работ
- Из чего делают асфальт
Никогда не поздно расширять свои познания, потому что мне, как обычному обывателю, было неизвестно о том, что асфальт - это природный продукт из нефти. А то, что мы видим на дорогах и тротуарах - это асфальтобетон. Который бывает, к тому же, разных видов и марок.
Да, достаточно интересная информация об асфальте, возможных технологиях укладки и возможности осуществления ремонта дорожных покрытий даже при низких температурах. Жаль, только проблема ремонта дорог (как на первом фото) по-прежнему актуальна и не всегда оправдывает ожидания.
Автор путает асфальт и асфальтобетон, хотя сам же утверждает, что это разные вещи. Судя по стилю (и низкой грамотности), автором комментариев является сам автор текста.
Интересный материал! Понравилось, как автор подробно объясняет разницу между асфальтом и асфальтобетоном. Это действительно важно, ведь многие до сих пор путают эти термины. Особенно впечатляет, как разнообразие компонентов и их пропорции влияют на эксплуатационные свойства асфальта. Это напоминает мне о том, как в кулинарии изменяя ингредиенты, можно получить совершенно разные блюда. Также интересно узнать, что асфальт может быть не только черным, но и цветным, если добавить пигменты. Особенно это актуально для велосипедных дорожек или пешеходных зон, где важно визуально выделять участки. В статье хорошо раскрыта тема жидкого и сухого асфальта, и их специфического применения. Вспомнилась практика в Европе, где такие инновации, как самовыравнивающиеся смеси, уже давно на вооружении. Еще хотелось бы отметить, как важно соблюдение технологий укладки и контроля качества, чтобы добиться долговечности покрытия. Здесь правильно подмечено значение температурного режима и состава смеси. Ведь от этого зависит не только комфорт передвижения, но и безопасность. В целом, статья дает хорошее представление о современном подходе к дорожному строительству и ремонту, и, возможно, даже вдохновит на более внимательное отношение к дорогам в нашем городе.
Порадовало, что статья касается не только теории, но и практических аспектов. Например, жидкий асфальт для ямочного ремонта – это отличное решение, которое ускоряет процесс и улучшает качество покрытия. Хотелось бы, чтобы такие технологии чаще использовались в наших городах.
Полезная информация! Никогда бы не подумал, что существует столько разновидностей асфальта и что каждая из них имеет свое конкретное назначение. Это действительно открытие для меня. Особенно удивило, что асфальт может быть цветным благодаря пигментам.