Каталитический нейтрализатор

Оглавление

Выхлопные газы транспортного средства содержат большое количество токсичных веществ, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Чтобы его минимизировать, в конструкцию выхлопной системы интегрируют специальное устройство, именуемое каталитический нейтрализатор.

Его устанавливают на машины с ДВС, независимо от того, бензиновые они или дизельные. Чтобы понять, сколь важен катализатор для автомобиля, необходимо понять принцип его работы, а также последствия, которыми чревато устранение. 

Назначение и конструкция каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор

Деталь, ставшая темой нашей беседы, является, как уже говорилось выше, одним из элементов выхлопной системы. Находится автомобильный катализатор за выпускным коллектором и состоит их таких частей:

  • Монтажный мат со входным и выходным патрубком. 
  • Монолит, представленный керамическим блоком. Этот элемент характеризуется пористой текстурой с огромным количеством ячеек, благодаря которым площадь соприкосновения отработанных газов с рабочей поверхностью заметно увеличивается.
  • Непосредственно каталитический слой, выполненный в виде напыления из родия, платины и палладия. В некоторых моделях авто в последнее время стали использовать золотое напыление, характеризующееся большей эффективностью и меньшей ценой по сравнению с платиной. 
  • Кожух из металла, являющийся к тому же теплоизолятором и использующийся для дополнительной защиты комплектующего от механических воздействий.
Важно

Говоря о назначении нейтрализатора, важно отметить, что он призван нивелировать негативное влияние трех ключевых элементов, присутствующих в составе выхлопных газов любого автомобиля. Отсюда и название детали, которую везде именуют трехкомпонентной.

Так, нейтрализатор был разработан для работы с такими веществами. Угарный газ, несущий в себе смертельную опасность для любого живого организма, если степень концентрации его в воздухе составляет от 0,1 процента и выше.

Окись азота – основное содержимое смога, тоже способное нанести вред здоровью людей, компонент, приводящий к выпадению кислотных дождей. Углеводороды – опасные канцерогены, несущие непоправимый вред экологии.

Принцип работы нейтрализатора

Работает каталитический нейтрализатор следующим образом:

Отработанные газы из мотора направляются в керамические блоки, где они заполняют ячеистый элемент конструкции, описанной абзацем выше. Металлы, обладающие каталитическими свойствами (платина и палладий или золото), запускают процесс окисления, в ходе которого не успевшие сгореть углеводороды превращаются в пар, а угарный газ трансформируется в газ углекислый.

Каталитический нейтрализатор

Родий, выполняющий функции восстановительного металла, превращает опасный оксид азота в совершенно безопасный азот. Таким образом, в атмосферу из выхлопной трубы авто попадают только очищенные газы, которые больше не несут столь серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей. Если машина приводится в движение дизельным мотором, рядом с катализатором всегда присутствует сажевый фильтр. 

Эффективность процесса очистки напрямую зависит от рабочей температуры катализатора. Он начинает выполнять свои функции, когда нагревается не менее чем до 300 градусов. Максимальная эффективность, оптимально сочетающаяся с продолжительностью эксплуатации устройства, достигается при температурном диапазоне в 400-800 градусов. Если температура превышает 800 градусов, катализатор начинает устаревать ускоренными темпами и быстро выходит из строя. 

Иногда вместо керамики, способной без ущерба работоспособности выдерживать длительное влияние высокой температуры, используется матрица из металла и гофро-фольги. Роль катализаторов в данном случае выполняют палладий и платина.

Срок службы и гарантия на катализатор

В среднем ресурс детали, которой посвящен наш сегодняшний материал, равен ста тысячам километров пробега. Однако если соблюдать требования производителя и придерживаться аккуратного режима вождения, нейтрализатор прослужит и 200 тысяч км пути. 

Неисправности и их причины

Каталитический нейтрализатор

Чаще всего к необходимости замены катализатора приводит низкое качество топливной смеси и неисправность силовой установки. Если ТВС обеднена, деталь перегревается, а если она слишком богата, наблюдается обратный эффект – пористый блок забивается несгоревшими фрагментами топлива, что ведет к нарушению важнейших химических процессов. Как следствие – длительность эксплуатации нейтрализатора заметно сокращается. 

Не менее распространенной причиной износа данного комплектующего становятся трещины, которые образуются в результате механических повреждений. Это ведет к ухудшению работы нейтрализатора, о чем свидетельствует лябд-зонд и тут же сообщает электронная система транспортного средства. В таких случаях на панели приборов загорается лампочка CHECK ENGINE.

CHECK ENGINE

О выходе катализатора из строя свидетельствует также повышенный расход топлива, посторонние звуки и вибрации, утрата автомобилем динамических характеристик. При обнаружении любой из перечисленных неисправностей необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Обычно проблема решается путем замены детали, так как восстановлению она не подлежит. Однако стоимость устройства достаточно высокая, поэтому многие автолюбители практикуют удаление катализатора. О том, можно ли так делать, поговорим чуть ниже. 

А так ли он необходим?

Сколь безобидным является решение удалить каталитический нейтрализатор? Опытные автовладельцы, которые соображают в вопросах устройства современных транспортных средств, со всей уверенностью заявляют: вырезать катализатор можно, причем, сделать это нужно при первых признаках его разрушения. Дело в том, что отслужившая свое деталь постепенно разрушается и «улетает» в атмосферу, нанося непоправимый вред экологии и здоровью людей.

Каталитический нейтрализатор

Крохотные частицы катализаторной пыли попадают в легкие и оттуда уже не выводятся. Накапливаясь в дыхательной системе человека, они способны вызвать силикоз с разрушением тканей и последующим рубцеванием. Говоря иными словами, опасная катализаторная пыль является частой причиной онкологических недугов. 

Следовательно, если нейтрализатор вышел из строя, его рекомендуется снять и заменить пламегасителем, который служит для выравнивания потока отработанных газов. Устанавливается эта деталь еще и для устранения посторонних звуков, появляющихся в результате полного удаления нейтрализатора. 

Если двигатель авто соответствует стандартам «Евро-3» и выше, следует не только вырезать нейтрализатор, но и выполнить перепрошивку блока электронного управления. Обычно ее обновляют до той версии, в которой катализатор отсутствует.

Каталитический нейтрализатор

Заключение

Автопроизводители в один голос твердят о том, что при поломке нейтрализатора необходимо заменить его в сертифицированном сервисном центре и ни в коем случае не вмешиваться в конструкцию авто. А вот опытные автовладельцы-самоделкины утверждают, что установка новой детали – удовольствие не из дешевых, и без нее вполне можно обойтись, вырезав катализатор и установив на машину пламегаситель.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 344
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-10-2022 / Обновлено: 16-10-2022
Поиск запроса "каталитический нейтрализатор" по информационным материалам
Комментарии
Олег Москва 22.10.2022

Катализатор легко вырезается и выхлопные газы выводятся в глушитель на прямую. На загрязнение окружающей среды от удаления катализатора сильно не повлияет если двигатель нормально отрегулирован и настроен, если владелец автомобиля наливает в бак машины качественное топливо. Самолеты наносят больший вред атмосфере.

0
0
Ответить
Анатолий Москва 26.10.2022

Добрый день , хотелось поделится опытом использованием катализатора , купил примерно 5 месяцев назад , пришел в идеальном состоянии , работает до сих пор без проблем хотелось бы выделить прочную прокладку , мне кажется этого катализатора хватит еще на долго , если конечно мешанный бензин не лить))

0
0
Ответить
Борис Ярославль 17.09.2023

И всё таки при всех проблемах катализатора, он действительно улучшает качество выхлопа. И нельзя говорить, что он безполезен и не сильно нужен, а всё можно поправить регулированием двигателя. В мегаполисах он критически необходим. Хотя замена его действительно удовольствие дорогое.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: