Ижевский автомобильный завод

Ижевский автозавод  (ИжАвто) — российское предприятие, которое базируется в Ижевске. Площадка построена в 1965-м и долгое время выпускала машины под маркой «Москвич», а затем «ИЖ». В разные годы завод занимался сборкой мотоциклов и автомобилей других брендов.

После кризиса 2000-х предприятие вошло в состав концерна Авто ВАЗ и выпускало модели Lada, включая Granta и Vesta. В 2022-м завод уменьшил выпуск легковых авто, а его мощности были перепрофилированы на производство запчастей. Ниже подробно рассмотрим, чем известен бренд, и какие машины выпускались под данной маркой.

История предприятия

Ижевский автозавод создан в 1965-м и стал одним из крупнейших предприятий Удмуртии. Приказ об открытии пришелся на 21 октября. Для строительства предприятия размером 650 гектаров привлекли оборудование и специалистов из 22 городов Советского Союза.

Ижевский автозавод

Первая модель, поступившая в производство — «Москвич-408». Она адаптирована ижевскими конструкторами с учетом запросов массового выпуска. Переработка документации МЗМА включала сотни изменений, в частности, автоматизацию сварки кузовной части.

Машина сошла с конвейера в ночь на 12 декабря 1966-го. В дальнейшем завод освоил производство «Москвича-412», фургона ИЖ-2715 («каблучок») и иных машин. В 90-е производство перешло на семейство «Ода», но из-за экономического кризиса объемы выпуска резко пошли вниз.

В 2000-х Ижевский автозавод запустил сборку Lada и ИЖ-27175. С 2004 по 2009-й площадка реализовала проект промышленной сборки совместно с KIA Motors. В 2011-м предприятие вошло в состав Группы Автоваз, после чего прошла модернизация производства. Завод освоил выпуск Granta, а также моделей Nissan Sentra, Tiida. С 2015-го удалось запустить сборку Lada Vesta.

Важно

После 2022 года завод сконцентрировался на производстве деталей для  Granta, Kalina, Priora, XRay.

Параллельно на площадке выпускались запчасти для Renault и Datsun. В декабре 2023-го выпущена пилотная партия электромобилей Lada e-Largus, что стало важным шагом в развитии отечественного электротранспорта.    

Знаковый автомобиль - Москвич-412

Ижевский автозавод

Автомобиль Москвич-412 был не первым авто,который выпускался на Ижевском автозаводе. Он по праву стал одним из самых знаковых для советского автопрома. Машина представляет собой удачное сочетание надежности и простоты. Она была доступна для многих людей, что и привело к такой популярности.

Главной технической особенностью Москвича-412 был двигатель. Это алюминиевый верхнеклапанный узел УЗАМ-412 объемом 1,5 л. Он развивал мощность до 75 «лошадей». Данный мотор был прогрессивным для того времени. Он выделялся высокой удельной мощностью и приемистостью. ДВС позволял разгоняться до 140 км/ч, что по меркам конца 60-х было достойным показателем.

Автомобиль оснащался 4-ступенчатой «механикой», а также имел задний привод с жестким задним мостом на рессорах. Подвеска была весьма надежной и выдерживала тяжелые дорожные условия. Такая особенность делала 412-й популярным в сельской местности и регионах с плохими дорогами.

Дизайн данного продукта Ижевского автомобильного завода основан на предшественнике — модели 408, но получил заметные изменения. Кузов стал более строгим и с угловатыми очертаниями. Это соответствовало мировым тенденциям того времени. В передней части появились прямоугольные фары. На ранних версиях они были круглыми и с хромированной решеткой.

Задняя часть также претерпела изменения. Фонари стали более массивными, а крышка багажника более удобной для загрузки. Машина имела строгий и практичный внешний вид. В ней нет лишнего декора, но характерные хромированные элементы также отсутствуют.

Салон Москвича-412 отличается минимализмом, но достаточно удобен для того времени. Панель приборов предельно лаконична. Ее выделяют крупные круглые шкалы спидометра и тахометра. Материалы отделки весьма скромные — в основном пластик и кожзам.

Передние сиденья мягкие и с регулируемыми подголовниками на поздних версиях. Руль тонкий и крупный без усилителя, но с хорошей обратной связью. В отличие от моделей западного рынка 412-й не имеет множества современных опций, но прост и доступен в ремонте.

Выпуск Москвичей-412 начался параллельно с московским заводом АЗЛК. При этом ижевские версии отличались упрощенной конструкцией и несколько худшим качеством сборки. Это объяснялось ориентацией на массовый выпуск и меньшим контролем качества. 

Главной особенностью производства было усиление кузова. Ижевские Москвичи часто шли на экспорт. Они продавались в страны с жарким климатом и плохими дорогами. На этом фоне у них были усиленные пороги, днище и подвеска. Это обеспечивало большую долговечность.

Иж-Комби и «Пирожок» 2715

С 1973-м Ижевский автозавод выпускал две оригинальные модели, ставшие знаковыми в советском автопроме. Это касается ИЖ-2125 «Комби» и ИЖ-2715. Оба автобазировались на «Москвиче-412», но имели ряд особенностей, что делало их уникальными.

ИЖ-2125 «Комби»

ИЖ-2125 «Комби» стал первым серийным советским авто в кузове лифтбек. Сочетание седана и универсала обеспечивало вместительность багажника и удобную погрузку. В отличие от классических «Москвичей», «Комби» получил усиленную заднюю подвеску и модернизированный кузов. Машина была рассчитана на активную эксплуатацию в селе и на разбитых дорогах.

Характеристики Значения
Колесная формула 4х2
Габариты (ДхШхВ), м 4.205х1.555х1.5 
Колесная база, м 2,4
Вес, т 1,04

ИЖ-2715 «Пирожок» представлял собой фургон на базе седана «Москвич-412». Машина имеет грузовой отсек с откидной задней дверью и боковыми створками (в ранних версиях). Одной из особенностей считается усиленная подвеска с рессорами. Как результат, на машине можно перевозить до 400 кг груза. Это сделало «Пирожок» незаменимым помощником в торговле и мелком бизнесе.

ИЖ-2715 «Пирожок»

Базовые параметры:

Характеристики Значения
Мощность мотора, л. с. 67
КПП 4-ступенчатая «механика»
Колесная база, м 2,4
Габариты (ДхШхВ), м 4.13х1.59х1.825
Вес, т 1,015
Скорость, км/ч 125
Размер бака, л 45

Модели начала нулевых

В начале 2000-х началось производство ИЖ-2126 «Ода». Модель была создана еще в 80-е, но продавалась как «Орбита». Новая машинаотличалась передним приводом (реже — полным), просторным салоном и легкостью ремонта. Минусом было низкое качество сборки и слабая антикоррозийная защита.

 ИЖ-2126 «Ода»

Характеристики модели:

Характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 4.053х1.66х1.45
Дорожный просвет, м 15,5
Колесная база, м 2,47
Задняя колея, м 1,37
Передняя колея, м 1,39
Вес, т 0,98
Разгон до 100 км/ч, с 15
Скорость, км/ч 155
Грузоподъемность, т 0,4

На базе «Оды» выпускалась грузопассажирская версия ИЖ-2717, а также ИЖ-21261 «Фабула». Последняя представляет собой рестайлинговую модель с улучшенным экстерьером и интерьером.

Конструкция авто отличалась традиционной переднемоторной компоновкой. Производитель предлагал заднеприводную (4×2) и полноприводную (4×4) версии. Дизайн выполнен в сдержанном стиле с упором на функциональность. Плюсом стал увеличенный клиренс в 155 мм.

Под капотом предусматривалось три варианта бензиновых двигателей: 1,5-литровый инжекторный на 68 «лошадок», 1.6-литровый карбюраторный на 74 «лошади» и 1,6-литровый инжекторный на 74,5 «лошадиные силы». Все они обеспечивали скорость до 150 км/ч и разгон до «сотни» в пределах 15–17 с. 

 ИЖ-2126 «Ода»

Все моторы комплектовались 5-ступенчатой «механикой». Экономичность варьировалась в зависимости от типа мотора: от 6,8 л на трассе у версии с 1,5-литровым инжекторным мотором до 9,7 л в городском цикле. Габариты универсала составляли 4.053х1.66х1.51 м при колесной базе 2.47 м и массе около 1 т.

В начале 2000-х Ижевский автозавод начал переход на сборку машин АвтоВАЗа. В 2000–2002-х предприятие освоило выпуск ВАЗ-2106, а также универсалов 21041 и 21043. Эти авто выделялись надежной конструкцией и доступностью запчастей.

Следующим этапом развития стало сотрудничество с южнокорейской компанией KIA Motors Corp. В 2003-м было подписано соглашение о промышленной сборке моделей KIA Spectra, Rio и Sorento. Это был реально глобальный проект по выпуску иностранных машин на заводе. Это позволило не только диверсифицировать производство, но и освоить новые технологии.

Эпоха «Лада Ижевск»

Ижевский автозавод

Производство ВАЗ-2106 на АвтоВАЗ завершилось в 1995-м, но в Ижевске продолжали выпускать модель. Машина имела кузов с улучшенными параметрами комфорта по сравнению с более ранними моделями.

На протяжении 2000-2005-х в Ижевске собирались последние партии ВАЗ-2106 с небольшими модернизациями. При этом машина была востребована в малых городах и сельской местности, где машины ценились за простоту ТО и дешевизну.

Производство 2104 продолжалось до 2012-го, в том числе на Ижевском заводе. В этот период она претерпела ряд изменений, но в остальном почти не изменилась. Эта Lada представляла собой универсал на базе «пятерки», но с более вместительным кузовом.

В 2000-х Ижевский завод продолжал выпускать модель, но с учетом современных стандартов. Модель Granta появилась в 2011-м и стала выпускаться на Ижевском автозаводе Лада с 2012-го. Со временем Гранта стала реально успешной моделью и заменила старые версии. Машину создали на платформе, которая похожа на Renault.

Ижевский автозавод

Гранта собиралась в нескольких кузовных вариантах: седан, хэтчбек и лифтбек. Главными достоинствами стала безопасность, современный дизайн и экономичность. При этом модель ориентировалась на массового покупателя.

Granta Liftback была представлена в 2014-м и продолжала выпускаться до 2017-го. Она получила кузов с более наклонной крышей, что придавало спортивный вид и увеличивало место для груза. Она имела те же преимущества, что и стандартный седан.

Лифтбек оснащался современными внутренними системами и улучшенными показателями безопасности. Машина была чуть дороже, но все равно оставалась в бюджетном сегменте. Авто получило популярность среди молодежной аудитории и тех, кто искал стильный и доступный автомобиль.

В период с 2015-го по 2022-й на мощностях завода производилась модель Веста. Также в период с 2017-го по 2022-й на площадке собирались машины линейки SW и VestaSW. C 2024-го началось производство Лады Лагрус, которая выделяется современным дизайном и неплохой внутренней «начинкой».

Итог

 ИЖ-2126 «Ода»

Ижевский автозавод сыграл ключевую роль в истории автопрома СССР и России. Он стал центром сборки популярных авто, таких как 2106 и Granta. Несмотря на сложные условия и конкуренцию, ИжАвто продолжал модернизировать машины.

Это позволяло оставаться важной частью местного автопрома. Одной из «фишек» стала ориентация на выпуск авто зарубежных брендов, что в свое время позволило производителю удержаться на плаву.

Рейтинг: 3
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 38
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 06-02-2025 / Обновлено: 07-02-2025
Поиск запроса "ижевский автомобильный завод" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: