Ижевский автомобильный завод
Ижевский автозавод (ИжАвто) — российское предприятие, которое базируется в Ижевске. Площадка построена в 1965-м и долгое время выпускала машины под маркой «Москвич», а затем «ИЖ». В разные годы завод занимался сборкой мотоциклов и автомобилей других брендов.
Оглавление
После кризиса 2000-х предприятие вошло в состав концерна Авто ВАЗ и выпускало модели Lada, включая Granta и Vesta. В 2022-м завод уменьшил выпуск легковых авто, а его мощности были перепрофилированы на производство запчастей. Ниже подробно рассмотрим, чем известен бренд, и какие машины выпускались под данной маркой.
История предприятия
Ижевский автозавод создан в 1965-м и стал одним из крупнейших предприятий Удмуртии. Приказ об открытии пришелся на 21 октября. Для строительства предприятия размером 650 гектаров привлекли оборудование и специалистов из 22 городов Советского Союза.
Первая модель, поступившая в производство — «Москвич-408». Она адаптирована ижевскими конструкторами с учетом запросов массового выпуска. Переработка документации МЗМА включала сотни изменений, в частности, автоматизацию сварки кузовной части.
Машина сошла с конвейера в ночь на 12 декабря 1966-го. В дальнейшем завод освоил производство «Москвича-412», фургона ИЖ-2715 («каблучок») и иных машин. В 90-е производство перешло на семейство «Ода», но из-за экономического кризиса объемы выпуска резко пошли вниз.
В 2000-х Ижевский автозавод запустил сборку Lada и ИЖ-27175. С 2004 по 2009-й площадка реализовала проект промышленной сборки совместно с KIA Motors. В 2011-м предприятие вошло в состав Группы Автоваз, после чего прошла модернизация производства. Завод освоил выпуск Granta, а также моделей Nissan Sentra, Tiida. С 2015-го удалось запустить сборку Lada Vesta.
ВажноПосле 2022 года завод сконцентрировался на производстве деталей для Granta, Kalina, Priora, XRay.
Параллельно на площадке выпускались запчасти для Renault и Datsun. В декабре 2023-го выпущена пилотная партия электромобилей Lada e-Largus, что стало важным шагом в развитии отечественного электротранспорта.
Знаковый автомобиль - Москвич-412
Автомобиль Москвич-412 был не первым авто,который выпускался на Ижевском автозаводе. Он по праву стал одним из самых знаковых для советского автопрома. Машина представляет собой удачное сочетание надежности и простоты. Она была доступна для многих людей, что и привело к такой популярности.
Главной технической особенностью Москвича-412 был двигатель. Это алюминиевый верхнеклапанный узел УЗАМ-412 объемом 1,5 л. Он развивал мощность до 75 «лошадей». Данный мотор был прогрессивным для того времени. Он выделялся высокой удельной мощностью и приемистостью. ДВС позволял разгоняться до 140 км/ч, что по меркам конца 60-х было достойным показателем.
Автомобиль оснащался 4-ступенчатой «механикой», а также имел задний привод с жестким задним мостом на рессорах. Подвеска была весьма надежной и выдерживала тяжелые дорожные условия. Такая особенность делала 412-й популярным в сельской местности и регионах с плохими дорогами.
Дизайн данного продукта Ижевского автомобильного завода основан на предшественнике — модели 408, но получил заметные изменения. Кузов стал более строгим и с угловатыми очертаниями. Это соответствовало мировым тенденциям того времени. В передней части появились прямоугольные фары. На ранних версиях они были круглыми и с хромированной решеткой.
Задняя часть также претерпела изменения. Фонари стали более массивными, а крышка багажника более удобной для загрузки. Машина имела строгий и практичный внешний вид. В ней нет лишнего декора, но характерные хромированные элементы также отсутствуют.
Салон Москвича-412 отличается минимализмом, но достаточно удобен для того времени. Панель приборов предельно лаконична. Ее выделяют крупные круглые шкалы спидометра и тахометра. Материалы отделки весьма скромные — в основном пластик и кожзам.
Передние сиденья мягкие и с регулируемыми подголовниками на поздних версиях. Руль тонкий и крупный без усилителя, но с хорошей обратной связью. В отличие от моделей западного рынка 412-й не имеет множества современных опций, но прост и доступен в ремонте.
Выпуск Москвичей-412 начался параллельно с московским заводом АЗЛК. При этом ижевские версии отличались упрощенной конструкцией и несколько худшим качеством сборки. Это объяснялось ориентацией на массовый выпуск и меньшим контролем качества.
Главной особенностью производства было усиление кузова. Ижевские Москвичи часто шли на экспорт. Они продавались в страны с жарким климатом и плохими дорогами. На этом фоне у них были усиленные пороги, днище и подвеска. Это обеспечивало большую долговечность.
Иж-Комби и «Пирожок» 2715
С 1973-м Ижевский автозавод выпускал две оригинальные модели, ставшие знаковыми в советском автопроме. Это касается ИЖ-2125 «Комби» и ИЖ-2715. Оба автобазировались на «Москвиче-412», но имели ряд особенностей, что делало их уникальными.
ИЖ-2125 «Комби» стал первым серийным советским авто в кузове лифтбек. Сочетание седана и универсала обеспечивало вместительность багажника и удобную погрузку. В отличие от классических «Москвичей», «Комби» получил усиленную заднюю подвеску и модернизированный кузов. Машина была рассчитана на активную эксплуатацию в селе и на разбитых дорогах.
Характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 4х2 |
Габариты (ДхШхВ), м | 4.205х1.555х1.5 |
Колесная база, м | 2,4 |
Вес, т | 1,04 |
ИЖ-2715 «Пирожок» представлял собой фургон на базе седана «Москвич-412». Машина имеет грузовой отсек с откидной задней дверью и боковыми створками (в ранних версиях). Одной из особенностей считается усиленная подвеска с рессорами. Как результат, на машине можно перевозить до 400 кг груза. Это сделало «Пирожок» незаменимым помощником в торговле и мелком бизнесе.
Базовые параметры:
Характеристики | Значения |
---|---|
Мощность мотора, л. с. | 67 |
КПП | 4-ступенчатая «механика» |
Колесная база, м | 2,4 |
Габариты (ДхШхВ), м | 4.13х1.59х1.825 |
Вес, т | 1,015 |
Скорость, км/ч | 125 |
Размер бака, л | 45 |
Модели начала нулевых
В начале 2000-х началось производство ИЖ-2126 «Ода». Модель была создана еще в 80-е, но продавалась как «Орбита». Новая машинаотличалась передним приводом (реже — полным), просторным салоном и легкостью ремонта. Минусом было низкое качество сборки и слабая антикоррозийная защита.
Характеристики модели:
Характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 4.053х1.66х1.45 |
Дорожный просвет, м | 15,5 |
Колесная база, м | 2,47 |
Задняя колея, м | 1,37 |
Передняя колея, м | 1,39 |
Вес, т | 0,98 |
Разгон до 100 км/ч, с | 15 |
Скорость, км/ч | 155 |
Грузоподъемность, т | 0,4 |
На базе «Оды» выпускалась грузопассажирская версия ИЖ-2717, а также ИЖ-21261 «Фабула». Последняя представляет собой рестайлинговую модель с улучшенным экстерьером и интерьером.
Конструкция авто отличалась традиционной переднемоторной компоновкой. Производитель предлагал заднеприводную (4×2) и полноприводную (4×4) версии. Дизайн выполнен в сдержанном стиле с упором на функциональность. Плюсом стал увеличенный клиренс в 155 мм.
Под капотом предусматривалось три варианта бензиновых двигателей: 1,5-литровый инжекторный на 68 «лошадок», 1.6-литровый карбюраторный на 74 «лошади» и 1,6-литровый инжекторный на 74,5 «лошадиные силы». Все они обеспечивали скорость до 150 км/ч и разгон до «сотни» в пределах 15–17 с.
Все моторы комплектовались 5-ступенчатой «механикой». Экономичность варьировалась в зависимости от типа мотора: от 6,8 л на трассе у версии с 1,5-литровым инжекторным мотором до 9,7 л в городском цикле. Габариты универсала составляли 4.053х1.66х1.51 м при колесной базе 2.47 м и массе около 1 т.
В начале 2000-х Ижевский автозавод начал переход на сборку машин АвтоВАЗа. В 2000–2002-х предприятие освоило выпуск ВАЗ-2106, а также универсалов 21041 и 21043. Эти авто выделялись надежной конструкцией и доступностью запчастей.
Следующим этапом развития стало сотрудничество с южнокорейской компанией KIA Motors Corp. В 2003-м было подписано соглашение о промышленной сборке моделей KIA Spectra, Rio и Sorento. Это был реально глобальный проект по выпуску иностранных машин на заводе. Это позволило не только диверсифицировать производство, но и освоить новые технологии.
Эпоха «Лада Ижевск»
Производство ВАЗ-2106 на АвтоВАЗ завершилось в 1995-м, но в Ижевске продолжали выпускать модель. Машина имела кузов с улучшенными параметрами комфорта по сравнению с более ранними моделями.
На протяжении 2000-2005-х в Ижевске собирались последние партии ВАЗ-2106 с небольшими модернизациями. При этом машина была востребована в малых городах и сельской местности, где машины ценились за простоту ТО и дешевизну.
Производство 2104 продолжалось до 2012-го, в том числе на Ижевском заводе. В этот период она претерпела ряд изменений, но в остальном почти не изменилась. Эта Lada представляла собой универсал на базе «пятерки», но с более вместительным кузовом.
В 2000-х Ижевский завод продолжал выпускать модель, но с учетом современных стандартов. Модель Granta появилась в 2011-м и стала выпускаться на Ижевском автозаводе Лада с 2012-го. Со временем Гранта стала реально успешной моделью и заменила старые версии. Машину создали на платформе, которая похожа на Renault.
Гранта собиралась в нескольких кузовных вариантах: седан, хэтчбек и лифтбек. Главными достоинствами стала безопасность, современный дизайн и экономичность. При этом модель ориентировалась на массового покупателя.
Granta Liftback была представлена в 2014-м и продолжала выпускаться до 2017-го. Она получила кузов с более наклонной крышей, что придавало спортивный вид и увеличивало место для груза. Она имела те же преимущества, что и стандартный седан.
Лифтбек оснащался современными внутренними системами и улучшенными показателями безопасности. Машина была чуть дороже, но все равно оставалась в бюджетном сегменте. Авто получило популярность среди молодежной аудитории и тех, кто искал стильный и доступный автомобиль.
В период с 2015-го по 2022-й на мощностях завода производилась модель Веста. Также в период с 2017-го по 2022-й на площадке собирались машины линейки SW и VestaSW. C 2024-го началось производство Лады Лагрус, которая выделяется современным дизайном и неплохой внутренней «начинкой».
Итог
Ижевский автозавод сыграл ключевую роль в истории автопрома СССР и России. Он стал центром сборки популярных авто, таких как 2106 и Granta. Несмотря на сложные условия и конкуренцию, ИжАвто продолжал модернизировать машины.
Это позволяло оставаться важной частью местного автопрома. Одной из «фишек» стала ориентация на выпуск авто зарубежных брендов, что в свое время позволило производителю удержаться на плаву.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Не заводится авто на газу.
- Требуются водители завод Рычал Су Республика Дагестан с. Касумкент
- Кидалы из Калининграда завод Элеком, они же "МСТ"
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Развозной грузовик ИЖ-2715