Накатные суда, ролкеры, для перевозки автомобилей

Ролкер или накатное судно представляет собой водное транспортное средство, предназначенное для перевозки разнообразной техники на колесной базе. К последней относятся автомобили, грузовой транспорт, железнодорожные локомотивы и вагоны.

Главным отличием ролкеров от других судов становится преимущественно горизонтальный способ погрузки, когда грузы перемещаются на транспортное средство накатом – через откидывающуюся корму или нос. Рассмотрим причины появления, особенности конструкции и виды ролкеров более детально.

История появления специализированных судов для перевозки автомобилей

Прообразом первых накатных судов стали десантные корабли второй мировой войны. Другими словами, изначально транспортное средство использовалось, как и многие другие виды изобретений, в военной сфере. Основной причиной появления подобного транспортного средства стала возможность осуществлять погрузку и разгрузку практически на любом причале.

Даже там, где не было какого-либо серьезного грузоподъемного оборудования и мощных портовых сооружений.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Преимущество достигалось за счет уже упомянутой возможности совершать погрузку через специальную конструкцию под названием «рампа» или «аппарель», которая представляет собой откидывающийся нос или корму. Она просто кладется / спускается на причал.

Именно по ней пассажиры или техника заходят/заезжают на судно – быстро, удобно, без проблем и необходимости использовать мощные портовые краны или другие дорогостоящие грузоподъемные устройства. 

В 60-е годы прошлого века на место кораблей пришли накатные суда, то есть сменилось назначение транспортного средства. Основным грузом вместо военной техники и солдат стали автомобили и другая колесная техника. С ростом глобализации и объемов мирового автомобилестроения потребность в подобных судах быстро росла.

Уже в 70-е и – особенно – в 80-е годы 20 века началось активное коммерческое использование ролкеров. Причем оно касалось не только перевозки автомобилей, но и транспортировки пассажиров вместе с техников на многочисленных паромах. Главной проблемой последних стал высокий риск морских катастроф во время шторма. Причиной нештатной ситуации обычно становилось повреждение волнами ворот (въездных или выездных), что приводило к нарушению герметичности и быстрому затоплению судна.

Анализ причин сразу нескольких катастроф привел к модернизации ролкеров. Главным конструктивным изменением стало сокращение количества ворот (рамп, аппарелей) до одного.

Вместе с увеличением надежности и устойчивости конструкции этого ключевого узла накатного судна. Логичным следствием произведенных изменений стало заметное сокращение количества морских катастроф.

Важно

При этом сохраняется главные преимущества ролкеров – универсальность, удобство и экономичность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. В результате спрос на них стабильно растет, что выступает причиной разработки и изготовления новых накатных судов, еще более мощных и масштабных, чем предыдущие.

Что представляет собой накатное судно-автовоз

Современный ролкер визуально представляет собой несколько странное зрелище. Это очень большая коробка, имеющая винты и руль. Назначение каждого из трех перечисленных элементов очевидно.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Коробка является корпусом судна и используется для размещения как технологического оборудования, необходимого для перемещения и обслуживания транспортного средства, так и грузов (в данном случае – автомобилей). Руль предназначен для управления движением накатного судна, которое осуществляется за счет вращения винтов.

Важно выделить еще несколько ключевых конструктивных «изюминки» ролкера, к числу которых относятся такие:

  • Большое количество палуб. На самых крупных на сегодняшний день китайских автовозах компании BYD их число варьируется от 10 до 13.

Ролкеры для перевозки автомобилей

  • Своеобразная многоэтажная рампа/аппарель. Ее конструкция предусматривает возможность заезда или подъема перевозимой техники сразу на нужный этаж/палубу судна.
  • Очень крупные размеры и огромная вместимость. Последний из автовозов автопроизводителя из Китая, который был спущен на воду в январе 2025 года, рассчитан на одновременную перевозку сразу 9,2 тысячи машин. Его размеры впечатляют: длина – 219 метров при ширине – 37,7 метра (больше информации о серии накатных судов от BYD – в одном из следующих разделов статьи).
  • Высокая скорость. Уже упомянутый выше ролкер способен транспортировать грузы со скоростью до 34 км/ч, что считается очень серьезным показателем для морских перевозок, тем более – столь масштабных.

В остальном конструкция накатного судна не сильно отличается от прочих. Хотя даже перечисленных отличий достаточно, чтобы понять, насколько специфическим является рассматриваемое транспортное средство.

Классификация ролкеров

Накатные суда делятся на несколько категорий. Основным классифицирующим признаком выступает способ погрузки.

Большая часть используемых терминов – традиционно для всего, что связано с морскими перевозками, кораблями и судами – предусматривает использование терминов с англоязычными корнями. Принято различать пять основных классов ролкеров. Каждый имеет смысл рассмотреть более детально.

№1. Тип Ро-Ро (Roll on – Roll off)

Классический вариант накатного судна, предусматривающий исключительно горизонтальный способ погрузки. Считается наиболее распространенным видом ролкеров, так как эффективно воплощает все их преимущества.

Особенно активно используется для транспортировки техники, которая самостоятельно перемещается сначала на палубу, а затем с нее. Хотя нередко применяется для перевозки ролл-трейлеров и европаллет, которые завозятся на судно с помощью обычных вилочных погрузчиков.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Ролкеры типа Ро-Ро оснащаются классической кормовой или носовой рампой (аппарелью), которая кладется прямо на причал. Нередко накатное судно имеет дополнительную палубу, которая предназначена для перевозки контейнеров.

В этом случае ролкер становится универсальным транспортным средством с очень обширной сферой практического применения. Тем более – при комплектовании собственным парком вилочных погрузчиков и тягачей, способным обеспечить быстрое выполнение необходимых погрузочно-разгрузочных работ.

Важно отметить, что накатные суда типа Ро-Ро активно строились и эксплуатировались еще в Советском Союзе. Они успешно ходили по всем крупным мировым портам и представляли собой весьма серьезные транспортные средства для морских перевозок.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Длина советских ролкеров составляла от 134 до 205 метров, что впечатляет до сих пор. Скорость транспортировки находилась на уровне около 33-39 км/ч, что также остается неплохим показателем до настоящего времени.

Именно накатные суда типа Ро-Ро стали предтечей чистых автовозов, которые получили название CarCarriers и очень активно строятся в течение нескольких последних лет. Ниже приводятся описания некоторых из них, изготовленных в Китае, включая самый крупный ролкер-автовоз на сегодняшний день.

№2. Тип Ро-Ло (Roll on – Lift off)

Основным отличием от классического ролкера становится сочетание двух способов погрузки – горизонтального и вертикального. Результатов выступает большая универсальность транспортного средства, которая несколько нивелирует преимущества накатных судов.

Важным плюсом можно назвать повышенную мореходность, позволяющую использовать ролкеры типа Ро-Ло практически для любых океанских перевозок. Для транспортировки автомобилей такие суда применяются реже – из-за проигрыша по финансовому критерию.

№3. Тип Ро-Флоу (Roll on – Flow off)

Самая редкая разновидность ролкеров. Представляет собой накатные суда универсальной загрузки, предусматривающие транспортировку грузов как на собственной палубе, так и с помощью специальных барж или лихтеров. Важной особенностью перемещения последних выступает частичное притопление.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Такой способ транспортировки позволяет перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, но ограничивает мореходность судна. Поэтому ролкера типа Ро-Флоу имеют узкоспециализированную нишу практического использования, которая включает перевозки преимущественно по внутренним морям или каботажные (то есть недалеко и вдоль берегов).

№4. Автомобильно-пассажирские паромы

Достаточно распространенный вид накатных судов. Активно применяется для сравнительно коротких морских и речных перевозок. Пассажиры и автомобили грузятся на ролкер «своим» ходом.

Ролкеры для перевозки автомобилей

В зависимости от размеров палубы (Car-Deck) судно вмещает от одной до пяти-шести сотен машин. Габариты парома заметно уступают аналогичным параметрам автовозов.Основным преимуществом выступает универсальность в сочетании с высокой интенсивностью эксплуатации.

№5. Железнодорожные паромы

Главным отличием ролкеров этого типа становится специализация на перевозке исключительно железнодорожных вагонов разного формата (обычных грузовых, цистерн, полувагонов и любых других). Ключевой конструктивной особенностью ж/д парома становится необходимость стыковки с береговыми путями.

Железнодорожные паромы

Результатом становится заметное удорожание стоимости портовой инфраструктуры, которое компенсируется за счет двух факторов.

Первый заключается в высокой интенсивности использования накатного судна. Второй – в очень быстрой погрузке и выгрузке вагонов, которые возможны при грамотной организации логистики. Логичным следствием такой комбинации выступает очень серьезный объем перевозок любого правильного используемого железнодорожного парома.

Гигантский ролкер BYD

Как было отмечено выше, в январе текущего года был спущен на воду самый большой на сегодняшний день ролкер под названием BYDShenzhen крупного китайского автопроизводителя. Он является чистым автовозом и рассчитан на транспортировку сразу 9,2 тысячи машин. Важно отметить, что это далеко не первое собственное накатное судно компании из Китая, что само по себе является новшеством в маркетинговой стратегии.

Ролкеры для перевозки автомобилей

Компания BYD первой в мире решила не тратить деньги на найм сторонних перевозчиков своей продукции. Несколько лет назад было принято решение о строительстве собственного флота ролкеров (до этого момента подобными перевозками занимались исключительно специализированные судоходные предприятия).

Заказ был размещен на местных верфях. В 2024 году появились первые результаты его практической реализации в виде трех автовозов, каждый из которых был рассчитан на транспортировку до 7 тысяч автомобилей.

Четвертый ролкер - BYD Shenzhen – оказался еще масштабнее и вместительнее. По утверждениям специалистов он является самым большим автовозом на сегодняшний день в мире. Его назначение предельно понятно – доставка морем в Европу и Америку гибридов и электромобилей от ведущего автопроизводителя Китая.

Важной особенностью ролкера выступает повышенная экологичность, которая отлично сочетается с перевозимым грузом. Она достигается за счет использованием больших модульных блоков аккумуляторов серии BYD Box (их производство является важным направлением деятельности китайской компании).

Гигантский ролкер BYD

Батареи будут заряжаться от основного силового агрегата (способном работать и на обычному судовом топливе (мазуте), и на природном газе) и обеспечивать судно энергией во время стоянок. Это позволит избежать негативного влияния на экологию прибрежных зон на маршруте следования ролкера.

В планах компании из Китая нарастить собственный флот до восьми накатных судов уже в следующем 2026 году. Вполне вероятно, что одно из них окажется еще больше, чем уже спущенный на воду BYD Shenzhen.

Более полной информации о проектах заказанных ролкеров-автовозов в настоящее время попросту нет. Но с учетом грандиозных планов развития, велика вероятность, что BYD не остановится на достигнутом и станет одним из лидеров среди мировых перевозчиков автотранспорта.

Достоинства накатных автовозов

Объемы морских перевозок автомобилей стабильно растут все последние годы. Использование водного транспорта оказывается самым выгодным в экономическом плане. По вполне понятным причинам: при грамотной организации поставок (когда скорость доставки отходит на второй план) обеспечивается минимальная себестоимость транспортировки.

Гигантский ролкер

С учетом огромной конкуренции на автомобильном рынке каждый сэкономленный доллар/евро/юань становится ключевым преимуществом. Использование накатных автовозов позволяет реализовать его с максимальным эффектом, который достигается за счет нескольких факторов:

  • большая вместимость ролкеров;
  • достаточно высокая скорость транспортировки;
  • минимальная себестоимость транспортных услуг при пересчете на 1 авто;
  • серьезный уровень безопасности (обеспечивается размерами судна);
  • экономия на стоимости погрузочно-разгрузочных работ.

Все перечисленные плюсы становятся еще значительнее, если автопроизводителю не нужно платить за транспортировку на сторону. Именно поэтому компания BYD активно формирует собственный флот накатных автовозов.

Заключение

Накатное судно или ролкер – очень эффективное транспортное средство, предназначенное для перевозки по воде техники на колесной базе. Его главным достоинством становится удобство и оперативность погрузки и выгрузки груза, которые осуществляются через опускаемую на причал рампу или аппарель. Результатом является снижение себестоимости транспортировки, которое выступает важным конкурентным преимуществом.

До недавнего времени автопроизводители пользовались услугами сторонних ролкеров. В 2024 году компания из Китая BYD первой стала формировать собственный флот накатных судов. В 2025 году был спущен на воду самый большой автовоз в мире - BYD Shenzhen, который способен перевезти до 9,2 тысяч авто за один рейс.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 37
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 03-02-2025 / Обновлено: 04-02-2025
Поиск запроса "накатные суда, ролкеры, для перевозки автомобилей" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: