Как сохранить качество бетона при перевозке
Транспортные компании в настоящее время оказывают довольно большое количество услуг, связанных с доставкой различных видов груза. Среди этих услуг пользуются спросом и такие как доставка бетона. При этом очень важно соблюдать ряд условия для того, чтобы качество бетона в процессе доставки не упало.
Как правило, для доставки бетона используется определенный вид спецтехники. Кроме того, очень важно хорошо разбираться в технологии процессов производства бетонной смеси, а также знать особенности процессов сохранения свойств строительной смеси.
Бетон используется в настоящее время во многих строительных сферах. И его качество всегда должно быть только на высшем уровне. В противном случае прочность возводимого сооружения будет не на должном уровне. А это существенно сказывается срок службы здания. Кроме того, возможны аварийные ситуации, что нельзя допустить.
Бетон – один из самых широко используемых в строительстве материалов. Он применяется в конструкциях жилых, общественных и промышленных зданий, при возведении гидротехнических и транспортных сооружений и т.д., поэтому доставка бетона является очень востребованной услугой.
Требования к бетонам изложены в многочисленных нормативных документах. Среди основных можно выделить следующие:
- ГОСТ 25192-82 «Бетоны. Классификация и общие технические требования».
- ГОСТ 25820-2000 «Бетоны легкие. Технические условия».
- ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые».
- ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия».
- ГОСТ 30459-2008 «Добавки для бетонов и строительных растворов».
Классификация бетонов
По назначению
1. Обычные – используются для изготовления элементов жилых и промышленных зданий и сооружений.
2. Специальные – дорожные, гидротехнические, декоративные, теплоизоляционные.
3. Специального назначения – огне- и химически устойчивые, с защитой от ядерного излучения, звукопоглощающие.
По типу вяжущего
1. Цементные – в основном, на портландцементе (65% объема производства), а также на шлакоцементе (25%), глиноземистом, безусадочном, напрягающем и др. цементах.
2. Силикатные – на основе извести. Способ твердения – автоклавный.
3. Гипсовые – на основе гипса, для внутренних элементов зданий. Разновидность – гипсоцементные (пуццолановые), с увеличенной водостойкостью, для блоков санузлов.
4. Шлакощелочные – на основе молотых шлаков. Затворяются щелочным раствором.
5. Полимербетоны – используется полимерное вяжущее на базе полиэфирных, карбамидных или эпоксидных смол или мономеров. Применяются для работы в агрессивной среде, при повышенном истирании, увеличенной кавитации и пр.
6. Полимерцементные – используется связующее смешанного типа, из цемента и полимерных материалов.
7. Специальные – применяются особые (стеклощелочные, нефелиновые, шлаковые) вяжущие вещества.
По объемной массе
- особо тяжелые (2500 кг/куб.м. и более) – используют для возведения сооружений, защищающих от радиации; делаются из портландцементов с искусственным или природным заполнителем (барит, лимонит, магнетит, стальные опилки, чугунный скрап) и добавкой из карбида бора;
- тяжелые (2200-2500 кг/куб.м.) – применяются в промышленном, гражданском, дорожном и гидротехническом строительстве; вяжущее – цемент или кальциевая известь; к заполнителям предъявляются повышенные требования по чистоте и гранулометрическому составу;
- облегченные (1800-2200 кг/куб.м.)
- легкие (500-1800 кг/куб.м.) – по виду вяжущего бывают цементные, гипсовые, силикатные, известково-шлаковые и цементно-известковые; в эту группу входят ячеистые бетоны (газобетон, пенобетон), бетоны на легких органических заполнителях (полистиролбетон, костробетон, арболит) и бетоны на пористых заполнителях (перлитобетон, алгопоритобетон, керамзитобетон); используются в качестве конструкционных элементов или теплоизоляционных материалов;
- особо легкие (до 500 кг/куб.м.).
Характеристики бетона
1. Прочность на сжатие (Класс и Марка) – обозначается буквой «В» и показывает, какое давление (МПа) выдерживает опытный образец. Классы бетона варьируются в пределах от В3,5 до В80. Предел прочности на сжатие в кгс/кв.см. характеризуется маркой бетона. Она обозначается буквой «М» и может быть от М50 до М1000. Соответствие между маркой и классом приводится в таблицах. Так, например, В3,5 = М50, В25 и В27,5 = М350, В40 = М550, В75 и В80 = М1000.
2. Морозостойкость – обозначается буквой «F» и показывает, сколько циклов «замораживание-оттаивание» способен выдержать материал. Бывает в диапазоне от F50 до F1000.
3. Водонепроницаемость – обозначается буквой «W». Показывает, какое давление воды может выдержать опытный образец цилиндрической формы. Может быть в пределах от W2 до W20.
4. Удобоукладываемость – характеризует степень подвижности бетонной смеси. По этому показателю бетоны делаются жесткие («Ж1-Ж5»), подвижные («П1-П5») и растекающиеся («Р1-Р6»). Определяется по величине осадки конуса опытного образца в течение 15 минут.
Важной характеристикой бетона является его водоцементное соотношение. Обозначается В/Ц. От него зависит прочность материала. Чем меньше этот показатель, тем она выше. Добавление «лишней» воды при кустарном изготовлении бетона увеличивает его пластичность и удобоукладываемость, но значительно уменьшает прочность.
По требованиям ГОСТ 7473-2010, при обозначении смеси указываются:
- степень готовности бетона;
- класс прочности;
- марки: удобоукладываемость, морозостойкость, водонепроницаемость;
- для легких бетонов – средняя плотность;
- номер стандарта.
В 80-е годы прошлого столетия для доставки бетона использовались самосвалы. Сейчас этот вид техники почти не применяется. В подавляющем большинстве случаев заказывается бетоновоз (бетономешалка, АБС, автобетоновоз, миксер).
Бетоновоз представляет собой цистерну специальной формы с устройством для перемешивания и выгрузки жидкого бетона, установленную на шасси грузовика. На некоторых моделях емкость делается термоизолированной. В этом случае допускается перевозка материала при температуре окружающего воздуха до – 30°.
Для перемешивания бетона внутри цистерны смонтировано спиральное лезвие. Для выгрузки материала применяются специальные желоба. Если машина не может достаточно близко подъехать к месту укладки смеси, используются гибкие шланги. Загружать цистерну АБС можно, как жидким бетоном, так и сухими компонентами, с добавлением необходимого количества воды.
На рынке бетономешалок предлагается аренда автомобилей с цистернами объемом от 2 до 12 куб.м. и выше. Наиболее распространенные – 7 куб.м., а также 5 и 9 куб.м. Строительная смесь выгружается, в большинстве случаев, назад. Некоторые современные модели выгружают вперед. Это удобнее, т.к. водитель контролирует процесс, не выходя из кабины. Цистерна может вращаться автономным двигателем или иметь рабочий привод от шасси. Второй вариант более экологичный и менее шумный. Но автономный двигатель также имеет существенное достоинство – если во время перевозки машина остановится из-за поломки, процесс перемешивания бетона будет продолжаться.
Почему снижается качество бетона?
Процесс доставки бетона зависит, прежде всего, от того к какой категории он относится. В настоящее время выделяется две разновидности бетона: сухой и уже готовый к применению. Сложнее всего перевозить бетон, относящийся ко второму типу, т.е. готов к применению. Именно к условиям его транспортировки предъявляется ряд серьезных требований.
Можно выделить несколько важных факторов, которые могут оказать влияние на качество бетонной смеси:
- если в процессе транспортировки допускается слишком сильная тряска либо вибрация, то может произойти расслаивание бетона, когда более тяжелые компоненты оседают, а легкие поднимаются.
- если бетон перевозится в жаркую погоду и при этом постоянно не перемешивается, то есть вероятность того, что он застынет;
- слишком длительная транспортировка также отрицательно сказывается на состоянии бетонной смеси.
- в случае, когда превышена высота сбрасывания перевозимого груза.
Готовый к использованию бетон лучше всего перевозить без перегрузок.
Какой транспорт выбрать?
Для доставки бетона, как правило, используется несколько видов спецтехники. В целом стоит отметить, что именно от выбора транспортного средства для доставки груза зависит качество перевозки в целом.
В строительной сфере для перевозки бетона используют автобетоносмесители, если смесь требуется доставить на достаточно большие расстояния. Особенность данного вида спецтехники заключается в том, что бетонная смесь на протяжении всего времени транспортировки постоянно перемешивается, что не дает ни шанса на застывание.
В таких машинах также часто перевозят и сухие смеси. Бетон в данном случае готовится в дороге и прибывает к месту назначения уже в смешанном и готовом виде. Это стало возможным благодаря тому, что внутри барабана помещены специальные подвижные лопасти. Именно они не дают содержимому засохнуть или расслоиться.
Часто можно видеть, что для доставки бетона используются цементовозы, относящиеся к полуприцепному виду. На полуприцеп устанавливают цистерны, в которых и помещают бетон. Сами машины устроены довольно удобно, поскольку предусмотрен механизм разгрузки содержимого цистерны посредством сжатого воздуха, который подается из компрессора. Загрузка бетона производится через специально предусмотренный люк.
Также для доставки бетона довольно часто используются самосвалы, а также бортовые автомобили. Главным достоинством такого транспорта для доставки бетона является то, что они позволяют доставлять большой объем груза за одну доставку. Однако данный транспорт используют не так часто, поскольку, доказано, что в дороге может теряться до 2% груза, что довольно весомый показатель. Во время езды смесь выплескивается из кузова, ведь, как известно, дорожное покрытие многих дорог в России оставляет желать лучшего.
Для каждой бетонной смеси разрабатывается собственная концентрация составных элементов. Лаборатория, которая занимается созданием бетонной смеси, подбирает оптимальные пропорции в соответствии с продолжительностью доставки груза. При этом стоит учитывать, что в летнее время доставка должна быть более оперативной, поскольку при нагревании бетон застывает.
- Доставка бетона
- Перевозка катера
- Перевозка инвалидов
- Действует ли "Перевозка 24" по всей России?
- Перевозка гаража
- Особенный подход к перевозке стройматериалов
- Elkon - бетон всегда под рукой
- Как организовать доставку бетонных блоков?
- Доставка сыпучих грузов самосвалами
- Кран-манипулятор: перевозка стройматериалов, металлопроката и металлоконструкций
Не советую засыпать в бочку сухую смесь для бетона и замешивать её непосредственно в автомиксере. Мне так засыпали на одном, в тот момент сломанном БСУ - в результате цемент в "барабане" миксера осел. На объект требовалась марка М-350, а я привёз не пойми что, потом заколебался оправдываться перед заказчиком бетона.
Бетон нужно регулярно перемешивать в любую погоду, даже в нежаркую. Иначе по прибытии его качество может здорово разочаровать заказчиков. А очень длительной транспортировки, увы, не всегда получается избежать, приходится уповать на качественные бетоносмесители.
Для мегаполисов с их пробками время доставки бетона к точке строительства бывает очень актуальным параметром, с которым приходится считаться выстраивая маршруты и учитывать проблемные улицы.
Я работаю на миксере уже 12 лет и поверьте, на очень многих заводах само начальство даёт команду операторам что не догружали по 0.1-0.2 куба в каждую машину, чтоб чуть-чуть не досыпали цемент когда везут куда-то объёмы! Практически все заводы так делают! Мой вам совет, если вы работаете с бетоном то вам нужен порядочный миксерист, а не на прямую на завод звонить! Никто другой как миксерист не знает какой завод льёт химию в место цемента, мешает инерты дорогие с дешевыми, добавляет по пол куба отходов (после замывки миксеров, собирают трактором и засыпают обратно), и никакой директор не заглядывает в бочку миксера после загрузки! А мы всё это знаем! Мы дружим с операторами и нам не составит труда выяснить марку бетона и количество! После загрузки бетона, миксерист поднимается на лестницу чтоб сполоснуть воронку на миксере и естественно мы видим сколько там бетона и если не добавили 0.2 куба, это мы легко замечаем. У каждого миксериста есть своя бригада миксеристов и насосов , те кому мы доверяем и знаем что они не обманут и не сольют по пути пол куба, а если это мой заказ и я звоню оператору, говорю что это лично мой клиент, нужно загрузить четкую марку и четкий объём, то я нисколько не буду сомневаться что загрузят что-то другое и по объёму тоже! Но имейте ввиду что миксеристы есть и не чистые на руку, есть те которые дурят бессовестно. Поэтому мой вам совет, нужно искать тех миксеристов которые уже заливали вашим друзьям или родственникам, знакомым и если они сразу остались довольны качеством, объёмом и самим отношениям миксериста, то вам такой нужен! Ну и дополнительно, иногда нужно в тихоря заливать кубики для лаборатории, и переодически проверять своего миксериста, по крайней мере какое-то время, чтоб убедиться в его честности. Поверьте, с миксеристами легче работать чем на прямую с заводами.
Сложности доставки бетона действительно интересная тема, и статья хорошо раскрывает нюансы этого процесса. Особенно важно учитывать такие факторы, как тряска и вибрация при транспортировке, которые могут привести к расслаиванию смеси. Это напоминает мне о проблемах, с которыми сталкиваются компании при перевозке других чувствительных материалов, например, жидкостей в фармацевтике, где также критично поддержание однородности. Вопрос выбора правильного транспорта тоже не менее интересен. Автобетоносмесители, которые постоянно перемешивают смесь, напоминают по принципу работы миксеры в пищевой промышленности, где важно сохранять консистенцию продукта. Интересно, что несмотря на технологические достижения, такие как цистерны с термоизоляцией, до сих пор остаются сложности с перевозкой в жаркую погоду. В этом смысле, бетон можно сравнить с температуро-зависимыми грузами, как, например, замороженные продукты, которые также требуют особых условий транспортировки. В статье также хорошо изложены различные характеристики бетона, такие как прочность на сжатие и водонепроницаемость. Это напоминает о важности стандартизации и соблюдения ГОСТов, что, как показывает практика, является основой качественного строительства. В целом, статья представляет собой полезный источник информации для тех, кто хочет глубже понять процессы, связанные с доставкой и использованием бетона в строительной отрасли.
Отличная статья, которая подробно объясняет, почему доставка бетона требует особого внимания. Бетоновозы с постоянным перемешиванием смеси — это действительно находка, их можно сравнить с "умными" контейнерами, которые поддерживают условия для хранения фруктов и овощей. Они действительно решают многие проблемы, связанные с застыванием смеси в дороге.
Интересно, что в статье упоминаются разные типы бетона и их применение. Это напоминает о многообразии строительных материалов, как, например, стекло, которое также бывает различным по своим свойствам и назначению. Технологические нюансы перевозки бетона действительно можно сравнить с логистикой других строительных материалов, где каждая деталь важна для конечного результата.