КамАЗ-78504, ракетоносец для российской армии
КамАЗ-78504 — новый ракетоносец, представленный 9 мая 2017-го и выпущенный в качестве замены для МЗКТ. Имеет улучшенную колесную формулу 8х8, обеспечивающую оптимальные вездеходные качества.
Оглавление
Изготовлен по запросу Министерства обороны России для покрытия потребностей армии. Ниже рассмотрим, какие решения удалось реализовать разработчикам, какой силовой агрегат и трансмиссия установлены. Также разберемся с реализацией требований военных по вопросам безопасности.
Появление тягача: конкуренция с МЗКТ
В течение многих лет промышленность РФ работала над реализацией заказа Минобороны, касающегося специальных колесных тягачей и шасси. Главной задачей было получение техники с нестандартными решениями, модульной конструкцией, трансмиссией-«электромеханикой» и поворотом всех колес. Планировалось, что в новой машине будут реализованы базовые наработки НИР, а главной функцией станет выполнение роли пусковой установки с хорошими вездеходными качествами.
Первый этап реализации проекта пришелся на период с 2008 по 2010 год, когда стартовал проект «Платформа». Впоследствии сроки реализации были продлены, а заказчик периодически уточнял новые требования. В результате проведенной работы было представлено несколько вариаций на «камазовском» шасси.
В качестве основной разработки выступила модель 7850 с колесной формулой 16х16. Она рассматривалась в виде полноценной замены для тягача МЗТК-79221. Такие нововведения дали надежду, что уже через некоторое время именно представители этого семейства займут место белорусского «коллеги». При этом деньги, вложенные в проект, остаются в РФ, а не пойдут в Беларусь. Важно, чтобы проект был доведен до конца и покрыл запросы МО России.
В 2013-м разработчики представили группу образцов 1-й партии, но из-за отсутствия многих компонентов техника была отклонена. Представителям КамАЗа пришлось вносить значительные доработки, и уже во 2-й половине 2015-го на государственные испытания были отправлены представители очередной партии.
В итоге новая машина с доработанными нюансами была представлена только в мае 2017-го, но это не отметает необходимость дальнейшей оптимизации. Важно пройти большой путь, чтобы новый КамАЗ-78504 смог взять на себя полный функционал МЗКТ, а именно перевозку Ярса, Тополя, представителей разного вида ПВО, крылатых ракет и другого.
Особенности тягача КамАЗ-78504
В отличие от прошлых версий, в новой модификации удалось внедрить разные нововведения, которые были затребованы МО. Главной особенностью стала возможность поворота всеми колесам, что уменьшает угол разворота и делает машину более компактной при движении на узких трассах. Более того, техника способна на боковое движение и разворот с минимальным радиусом.
Дополнительная особенность тягача КамАЗ — универсальный полуприцеп, оснащенный устройством частичного отбора мощности от двигателя. Такая особенность позволила воплотить в реальность приводной механизм и улучшить движение колес. Для удобства управления предусмотрен пульт ДУ, с помощью которого можно управлять погрузкой и заряжанием, стоя вдалеке от транспортного средства.
Дополнительно предусмотрена система автономной работы для погрузки-разгрузки военных систем. Подвижные элементы построены на гидравлическом принципе, в том числе ССУ с тягачом и устройством крепления ракетной части.
В 2018-м разработчики представили еще более внушительную модификацию. Ее особенностью стала формула 16х16, обеспечивающая лучшие вездеходные качества и надежность. Появилась способность перевозить грузы до 85 000 км, что стало реальной «изюминкой» техники.
К дополнительным особенностям военного тягача КамАЗ-78504 стоит отнести:
- блок для управления на расстоянии и возможности контролировать работу разных механизмов при движении транспорта;
- модульная конструкция и сборка из нескольких готовых частей;
- возможность быстрой замены разных элементов машины для восстановления работоспособности (является следствием прошлого пункта);
- электрическая КПП, что позволило облегчить механизм, повысить КПД и увеличить потенциальную нагрузку;
- более длинная рамная часть, что в комплексе с широкими колесами уменьшило давление на землю и позволило грузить больший вес;
- встроенные камеры и прибор ночного видения, обеспечивающий ночное перемещение без включения фар;
- большое количество осей, обеспечивающих эффективное распределение нагрузки;
- автоматическое подкачивание колес, контролируемое с кабины водителя и позволяющее использовать машину даже при повреждении баллонов;
- удачное выполнение КПП по принципу «мотор-ось», имеющее независимый приводной механизм;
- опция изменения клиренса в зависимости от дорожных условий;
- наличие гидроцилиндров, способных поднять колеса для смещения центра тяжести в случае пробития шины;
- удобная рулевая система, с помощью которой передние и задние колеса разворачиваются в разные стороны и тем самым обеспечивают лучшую маневренность;
- усиленный бампер, надежно защищающий двигатель и другие внутренние элементы;
- электронное управление, что позволяет водителю управлять транспортным средством, не прикладывая значительной силы;
- приподнятая выхлопная труба, обеспечивающая легкое преодоление водоемов;
- устройство ночного видения, позволяющее управлять транспортным средством даже при отсутствии дневного света.
Как видно, разработчики проделали большую работу, чтобы сделать грузовик более удобным, надежным и маневренным.
Технические характеристики
При рассмотрении тягача стоит выделить технические характеристики КамАЗ-78504:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 8х8 |
Грузоподъемность, т | 90 |
Тип трансмиссии | электромеханическая |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Глубина брода, м | 1,5 |
Максимальный угол подъема, град. | 20 |
Мощность двигателя, л.с. | 920 |
Радиус разворота, м | 10,1 |
Дорожный просвет, см | 70 |
Отдельного внимания заслуживают ходовые характеристики машины. Тягач выделяется маневренностью, небольшим радиусом разворота и электродистанционной системой управления. Гидравлические приводы обеспечивают точность движения. Несмотря на большой вес и размеры, машина легко перемещается по песку, грязи или снегу. Это стало возможным, благодаря созданию индивидуального усилия для каждого колеса.
При движении по бездорожью можно использовать индивидуальный режим, предусматривающий уменьшение скорости до 1 км/ч. В этом случае удается избежать смещение поверхностной части грунта. Также при необходимости можно поднять дорожный просвет до 0.7 м.
Двигатель
Представители МО РФ поставили задачу разработчикам, чтобы ракетоносец КамАЗ развивал скорость до 60 км/ч (минимум) при условии максимальной загрузки. Цели удалось добиться, благодаря монтажу мощного дизель-генератора ЛибхерD 9508. Первоначально мотор выдавал около 823 лошадиных сил, но после доработки параметр достиг 920 «лошадей».
Сам мотор является 8-цилиндровым, питается дизельным топливом и имеет 16.2-литровое исполнение. Диаметр цилиндра и поршневой ход составляют 12.8 и 15.7 см соответственно. Вес силового агрегата без масла достигает 1.6 тонн. Вращение мотора обеспечивает трехфазная генераторная установка типа Вог-600, имеющая мощность 600 кВт.
Электромеханическая трансмиссия
ВажноС самого начала эксперты выбрали новый способ приведения машины в движение. На КамАЗе нет сцепления, КПП, раздатки, дифференциалов и валов-приводов. На их место пришел дизель-электрический механизм с мотором в ступичной части колес. Такая особенность обеспечивает точную регулировку вращения и индивидуальное управление каждым из элементов.
Интересно, что такой конструкции нет нигде в мире, а в РФ смогли реализовать такую систему, правда с небольшой задержкой. Первоначально сдача проекта планировалась к 2015-мо, но в реальности удалось реализовать задуманное только в 2018-м. Но проделанная работа показала, что все было сделано не зря. Машина с легкостью разворачивается в пределах около 20 м, без проблем «переплывает» 1.5-метровый водоем, поднимается на 20-градусный подъем и т. д.
Преимущества нового подхода можно объяснить следующими моментами:
- значительное упрощение конструкции, что является большим плюсом при эксплуатации техники в полевых условиях;
- отсутствие множества узлов типа сцепления, КПП и других, что уменьшает нагрузку на шасси;
- развитие наибольшего крутящего момента сразу после подачи питания;
- возможность вращения колес с индивидуальной скоростью в зависимости от дорожных условий.
Дополнительной особенностью КамАЗ-78504 стал отказ от многих карданов, что также привело к упрощению конструкцию. Параллельно пришлось увеличить число питающих трубок, кабельной продукции, электрической и гидравлической части. При необходимости доступна система рекуперации энергии тормозов, повысился уровень безопасности движения, появились новые алгоритмы типа АБС и т. д.
Требования военных по безопасности
С момента подачи заявки проделана большая работа, касающаяся соответствия требованиям безопасности в отношении автомобиля. Военные поставили следующие задачи:
- максимальная защита техники;
- наибольший вес системы «мотор-колесо» не более 60 кг;
- модульная компоновка;
- ЭМТ-трансмиссия;
- управление всеми колесами;
- длинная подвеска колес;
- система автоматического управления движением и другое.
Главная сложность коснулась реализации требования по «мотор-колесо». Несмотря на наличие кабины, а также защиты топливных баков, обеспечить безопасность остальных элементов крайне сложно. Это касается как остальных агрегатов и узлов, так и элементов шасси. Это легко заметить, если осмотреть технику снаружи и глянуть на представленную аппаратуру.
В случае разрыва мины под автомобилем многочисленные трубки и провода с большой вероятностью повреждаются. В результате происходит замыкание в 900-вольтовом оборудовании. Дальнейшим последствием с большой вероятностью становится воспламенение масла гидравлической системы.
Что касается «мотор-колеса», во время проверок при боковом поражении сначала пробиваются ступицы, а дальше осколки проникают в систему и блокируют ее. При негативном стечении обстоятельств двигаться на автомобиле вообще невозможно.
Есть информация, что на данном этапе разработчики тестируют систему «мотор-ось», которая более надежная. Ее особенностью является наличие электрического двигателя в защищенной от взрыва оси и бронированном кожухе. Как результат, можно выполнить многие требования клиента.
Дополнительно предъявлялись и другие требования:
- способность выдерживать сложные условия эксплуатации;
- мощность мотора;
- производительность;
- возможность совмещения с другими системами связи и контроля;
- удобное обслуживание и ремонт;
- возможность маскировки.
Итог
В 2019-м появилась информация, что первые экземпляры уже стали на боевое дежурство сил МО РФ.
Почти сразу заказчик потребовал исправления некоторых ошибок. На данном этапе ведется работа по оптимизации и выполнению заявленных требований. Хотя уже на этом этапе военный седельный тягач КамАЗ-78504 способен на «отлично» справиться с поставленной задачей.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- КамАЗ-78504, ракетоносец для российской армии
Естественно, что любая техника подобного плана не выходит "в тираж" и не поступает на вооружение сразу. Она проходит долгие испытания на закрытых полигонах, тестируется специалистами, дорабатывается, устраняются недочеты. Но описание впечатляющее, надо сказать, как и внешний вид!
Любая техника сразу не начинает работать по назначению
Это интересное техническое достижение, которое, вероятно, усилит военную мощь России. Однако, для достижения осмысленных выводов, необходимо обратиться к более разносторонним и независимым источникам. Важно рассмотреть вопросы эффективности, стоимости и стратегической необходимости такого оружия. Также стоит помнить о глобальном контексте разоружения и сотрудничества между странами. Анализ источников и более глубокое понимание политического и военного контекста помогут оценить эту публикацию более основательно.