Когда закончатся «плохие дороги»?
Для решения проблемы дорог требуются кардинальные меры. Российским правительством рассматривается возможность создания современной сети скоростных автомагистралей, которая обеспечит высокий уровень автотранспортной проходимости, способствуя перевозке грузов тяжёлыми грузовиками.
Но для запуска нового транспортного проекта следует выявить основные причины, способствующие разрушению существующих автомагистралей.
Непростая ситуация в дорожной сфере усугубляется подготовкой страны к проведению ЧМ по футболу в 2018 году. Активизировались общественные организации, требующие призвать к ответу дорожников в тех случаях, когда состояние дорожного полотна является фактором, способствующим возникновению ДТП со смертельным исходом.
Глава Челябинской области Борис Дубровский открыто признаёт, «что челябинский дорожный комплекс деградировал». Эксплуатация дорог невозможна. Безусловно, такая оценка состоянию южноуральских дорог приравнивается к их отсутствию. Почти 50% автодорог регионального значения, по оценкам прокуратуры, не соответствует принятым нормам. Надзорное ведомство Пермского края также не дремлет. На 342-м и 477-м километре трассы М7 в течение 2015 года произошло 5 ДТП, в результате которых в общей сложности погибло три человека и 14 человек признаны пострадавшими. Случай в Прикамье, когда дорогу смыло вместе со снегом, вообще не поддаётся оценке.
Почему определение «плохие дороги» остаётся характерным для российской действительности? На основании общественного мнения деятельности региональных дорожных служб можно смело ставить неудовлетворительную оценку.
Основные причины, признанные экспертами объективными:
- Недофинансирование. Потребность на содержание и ремонт региональных автомагистралей Среднего Урала в 2015 году составила 28 млн рублей. Дорожный фонд недополучил от федералов по итогам года порядка 45% от требуемого объёма. В итоге дорожники сумели освоить лишь 19,1%. В текущем году выделенная доля от реальных потребностей будет доведена лишь до 19,9%.
- Неэффективное расходование средств. Даже при ограниченности финансирования, вечной потребности в деньгах, на уровне регионов умудряются разбазаривать выделенные крохи. А потом дружно разводить руками: «Мы бы рады дороги отремонтировать, да денег нет!». И ссылаются на первую причину: «Москве не додаёт!» Согласно Бюджетному кодексу, дорожные фонды могут направлять деньги, в обход ремонта и строительства дорог, на решение других задач. Например, на выплату налогов по дорожному имуществу. Очередная проверка надзорных органов подтвердила наличие массового факта занижения прогнозных доходов местных дорожных фондов. Это делается для создания ложных оснований, под которые выбиваются деньги у федерального центра.
- Некачественное исполнение договорных обязательств дорожными подрядчиками. В Челябинской области строительству дороги Чекурова-Багаряк мороз совсем не помешал. А вот прокуратура зафиксировала грубое нарушение норм ГОСТа. Работы по устройству дорожного покрытия из горячего асфальтобетона выполнялись при отрицательной температуре воздуха. Двум замминистрам администрации Челябинской области пришлось выступать в роли ответчиков по административному делу.
- Эксплуатация дорог не соответствует техническим нормам. Для данного случая характерны взаимные обвинения дорожных служб и эксплуатантов. Дорожники уверены, что федеральные и региональные трассы испытывают высокие перегрузки по интенсивности движения. Кроме того, тяжёлые грузовики разрушает дорожное полотно. Это факт, с которым не поспоришь. Однако, в Росавтодоре уверены, что реальные условия эксплуатации дорог существенно изменились. А при ремонте и строительстве продолжают применяться устаревшие материалы и технологии, которые в действительности не соответствуют уровню воздействия современных тяжёлых грузовиков. Свыше 40% рейсов грузоперевозок осуществляется с нарушением. Порядка 50% машин следуют с перевесом. Бизнес перевозок автомобильным транспортом всегда готов наращивать прибыль, в том числе за счёт перегруза. А исправить ситуацию призвана система «Платон». Только не станут ли помехой при строительстве современной сети скоростных автодорог вышеперечисленные причины.
- Дорожные службы не могут внедрять инновационные технологии строительства автомагистралей без утверждения их на федеральном уровне. Любые отступления от норм требуют прохождения сложной процедуры согласования и утверждения. Использование современных материалов для покрытия дорог сделает их более качественными и долговечными. Но для этого необходимо специальное разрешение Главгосэкспертизы. А её сотрудникам, в свою очередь, мешает действие 145-го Постановления, в которое включён перечень разрешённых материалов. Впрочем, подрядчики не высказывают особой заинтересованности. Если дорожное полотно станет более долговечным, то так и без работы можно остаться.
Принятый правительственный проект предусматривает строительство до 2030 года новой опорной сети скоростных автомагистралей. Она должна связать между собой удалённые российские территории с выходом на федеральный центр. Этот проект становится своеобразным аналогом строительства высокоскоростных железных дорог, эффект от которых, безусловно, присутствует.
Как будет обстоять дело со скоростными автотрассами можно будет узнать только в следующем 2017 году, когда запланировано рассмотрение базового проекта новой автотранспортной стратегии. Однако, при его обсуждении нельзя игнорировать сложившуюся веками уникальную русскую способность закапывать деньги в дороги, которая очень уж ярко проявляется при их строительстве.
- Volkswagen Transporter T4 проблемы со спидометром
- Электронное ОСАГО, есть ли проблемы с оформлением?
- Груз не упакован, могут быть проблемы на таможне
- Проблемы с балансом
- Время пришло менять АКБ, что нового в не дорогом сегменте?
- Внутрикарьерные автомобильные дороги
- Асфальт заменят на бетон
- План реконструкции муниципальных дорог Ленинградской области
- Инновационные технологии, которые повышают безопасность дорожного движения
- Проблемы крепления груза
Должна быть ответственность и переворот в головах тех кто делает и эксплуатирует дороги, а пока есть заинтересованность ежегодно асфальт в лужи бросать дороги так и будут у нас в том состоянии как есть
Ответ дали эксперты. Вот эти проблемы и нужно решать. Пока при строительстве дорог изначально не выполняются обязательства, не станут дороги лучше.
Плохие дороги никогда не закончаться так как Россия большая и она славиться по всему миру своим бездорожьем. Ведь это наша изюменка которая водителей конечно не радует.
С плохими дорогами, именно такой стереотип появился среди иностранцев, дай действительно ситуация с дорогами не самая лучшая как хотелось бы, но в других странах тоже есть свои как и хорошие, так и плохие дороги. Просто большинство, не все, а большинство привыкли, экономить на этом и это очень плохо.
Честно говоря, прочитав статью, я был поражен количеством проблем в дорожной сфере. Особенно удивило, что почти 50% региональных дорог в Челябинской области не соответствуют нормам. Это серьезный вызов для всей инфраструктуры, особенно накануне таких крупных событий, как чемпионат мира по футболу. Я помню, как перед Олимпиадой в Сочи были похожие проблемы, но тогда все-таки удалось сделать рывок в инфраструктурном плане. Надеюсь, что и в этот раз найдутся решения. Основной вопрос, конечно, в финансировании. Недофинансирование - это больная тема для многих регионов, и здесь интересен опыт Китая, где государственная поддержка инфраструктурных проектов носит более системный характер. Однако не стоит забывать про неэффективное расходование средств. Зачастую дороже всего обходится не само строительство, а компенсация за некачественное исполнение работ. Это напоминает мне ситуацию с мостом в Крым, когда подрядчики столкнулись с серьезными штрафами за нарушение сроков и технологий. Также, конечно, стоит обратить внимание на использование современных материалов и технологий. Тот же опыт Германии в этом плане может быть полезен — там давно используют инновационные покрытия, которые рассчитаны на большие нагрузки. В общем, хочется верить, что работа над ошибками будет проведена и новый транспортный проект принесет положительные изменения.
Проблемы, описанные в статье, знакомы многим регионам. Особенно остро стоит вопрос с качеством материалов и технологий. Если посмотреть на опыт соседних стран, например, Финляндии, можно заметить, что инновации в дорожном строительстве дают свои плоды. Главное — это внедрение и поддержка на всех уровнях.
Очень интересная статья. Особенно впечатлили масштабы планируемых изменений в дорожной сети. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. Важно, чтобы это не стало очередным проектом, где деньги растворяются без видимого результата. Надеюсь, что будут учтены все факторы и проект действительно улучшит ситуацию.