Асфальт заменят на бетон
Появилась реальная перспектива решения извечной русской проблемы. Плохие дороги могут уйти в небытие, если изменить технологию их строительства: отказаться от асфальта и перевести российские дорожные покрытия на бетон. В Ассоциации бетонных дорог, созданной в конце ноября 2017 года, считают, что использование современных технологий наконец-то позволит разгрузить федеральные трассы.
Так ли это на самом деле, - попытались разобраться участники тематической встречи, проведённой в формате круглого стола. В дискуссии приняли участие представители компании «КВИНТМАДИ», холдинга «БазэлЦемент», а также компаний Rory Keogh и GOMACO International Ltd.
Этап утверждения
Пока данный вопрос носит лишь теоретический характер. И это несмотря на то, что кабмин решительно пересматривает политику финансирования строительства и обустройства дорог, увеличивая расходы в 2 раза. Впрочем, этих средств явно недостаточно. Остаётся выбирать приоритетные направления.
«Зарыть» деньги или «закатать в асфальт» - это значит освоить бюджетные средства, выделенные на ремонт дорог. Никто не удивляется его плохому качеству. Но далеко не всем известно, что применяемые технологии не способны увеличить срок службы дорожных покрытий. Интенсивность дорожного движения стремительно прогрессирует, условия содержания полотна не рассчитаны на столь жёсткую эксплуатацию. Проблему могли бы решить новые технологии и тогда, российские водители смогли бы воочию убедиться в том, что государственные деньги расходуются по прямому назначению. А пока разработка цементобетонных технологий находится лишь на стадии проектирования. И даже право на её рассмотрение хотя бы на уровне обоснования находится где-то в отдалённой перспективе.
А как у соседей?
Опыт использования цементобетона для возведения дорожных покрытий в России новинкой не является. Подобный способ давно применяется при строительстве аэродромов. Для нашей страны свойственно зимнее бетонирование, которое даёт хорошие результаты даже в суровых условиях арктического Севера. В то время, как технология зимнего асфальтирования – это всё же из области фантастики. В США гарантия на дороги с цементобетонным покрытием составляет не менее 40 лет. Причём, срок службы данных дорог выходит далеко за пределы заявленного.
Североамериканский климат со схожими условиями является дополнительным доказательством эффективности применения данной технологии. Можно сетовать на Америку и Европу, мол, где нам до них, но игнорировать опыт Беларуси однозначно, не стоит. В соседней республике с огромной бюджетной задолженностью не отказали себе в удовольствии использовать североамериканский опыт строительства дорог с бетонным покрытием при проектировании и строительстве второго автодорожного кольца вокруг Минска.
Что нам мешает бетоноцемент построить?
Итак, Росавтодор при поддержке Минтранса РФ ставит перед дорожниками задачу добиться увеличения срока службы дорожных покрытий минимум в 2 раза. Если взяться за решение правительственной задачи с помощью бетонных технологий, то что для этого потребуется?
- Нормативная база для производства железобетонных элементов. Поскольку все необходимые компоненты давно освоены смежными предприятиями и компаниями, который работают с применением разрешённой документации, то остаётся лишь перенести стадию формирования дорожного плотна с предприятий железобетонных конструкций на строительство дорог. По аналогии с конверсией военной промышленности. То есть, вместо сборки железобетонных элементов заводского изготовления необходимо будет перейти на возведение монолитных конструкций. Существующие нормативы не требуют глобальных изменений, а нуждаются лишь в определённой коррекции.
- Научно-техническая поддержка. Данное направление решения вопроса оставляет за собой в первую очередь Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, который опирается на целую сеть проектных институтов, специализирующихся на разработке новых методов проектирования и строительства автомобильных дорог. В распоряжении дорожной отрасли существует высококачественный цемент отечественного производства, современные бетонные заводы и высокотехнологичное бетоноукладочное оборудование. Остаётся проблемой подготовка высококвалифицированных специалистов.
- Техническая поддержка в виде современной спецтехники и оборудования. Для строительства бетоноцементных дорог применяют дорогостоящее уплотняющее оборудование: виброплита, одновальцовый каток, тандемный виброкаток. Кроме того, потребуется бетоноукладчик, бульдозер с навесным оборудованием для бетонных работ, тяжёлый экскаватор и грейдер.
В заключение
Действительно ли внедрение бетонноцементных технологий сможет изменить российскую действительность в отношении дорог? Конечно нет. Это однозначный ответ всех участников круглого стола. Необходимо менять подход к финансированию и перейти от поголовного сбора к избирательному, то есть – по факту потребления. Подобная политика позволит изменить пропорции финансирования, когда 90-95% - составляют средства государственного бюджета, а 5-10% - частного капитала. Система «Платон» - это лишь первый шаг в данном направлении. Но её эффективность была бы гораздо выше, если бы на данном пути не стоял камень преткновения в виде беспощадной коррупции, которая способная свести все благие намерения к нулевому результату.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Асфальт заменят на бетон
На качество дороги влияют множество факторов и материал покрытия лишь один из них. Даже высокопрочный бетон без полноценной "подушки" очень скоро растрескается.
Оптимизация финансовых потоков в дорожном строительстве - важнейший вопрос, но также необходимо находить наилучшие технические и технологические решения по каждой дороге в зависимости от местных условий.
Надо учитывать то, что страна большая, соответственно и климат разный. А бетон очень чувствителен к климату. Поэтому для каждого региона надо использовать и разрабатывать разный бетон. Только в таком случае будет толк из этого нововведения.
Тоже думаю, что и бетон, это не самый современный и технологичный материал, есть масса различных решений которые должны на конкурсной основе воплощаться в жизнь, но как всегда будут мешать откаты и коррупция.
Честно говоря, идея перехода на бетонные дороги звучит как глоток свежего воздуха. Каждый, кто хоть раз ездил по российским дорогам, знает, что асфальт не выдерживает ни наших зим, ни интенсивности движения. Взгляните на опыт США и Беларуси — они ведь не просто так выбрали бетон. В Северной Америке бетонные дороги служат по 40 лет, и это в условиях схожего с нашим климата. Конечно, внедрение этой технологии у нас — задача не из простых. Нужна не только техническая база, но и подготовка специалистов, да и нормативы придется немного подкорректировать. В статье справедливо отмечено, что без изменения системы финансирования и борьбы с коррупцией все усилия могут быть напрасными. Сейчас деньги на дороги тратятся неэффективно, и это нужно менять. Но если удастся запустить этот процесс, то, возможно, через пару десятков лет мы будем ездить по дорогам, которые не нужно ремонтировать каждую весну.
Интересно, что Беларусь уже использует североамериканский опыт строительства дорог. Это хороший пример для нас. Вопрос только в том, как быстро мы сможем изменить подход к финансированию и начать использовать бетонные технологии на практике. Думаю, это сложный, но важный шаг для России.
Сравнение с аэродромами мне кажется весьма убедительным. Если бетон выдерживает такие нагрузки, то и для дорог он подойдет. Но, конечно, одной технологии мало. Нужен комплексный подход, начиная от подготовки специалистов до изменения нормативной базы. Сейчас всё это выглядит как дальняя перспектива, но начинать нужно уже сегодня.