Колесные диски для грузовых автомобилей
Колесные диски— неизменный элемент грузовых автомобилей, автобусов, большей части спецтехники, строительного и другого транспорта.
Оглавление
Они передают вращение от ходовой и являются основной для шин, обеспечивающих возможность комфортного движения на автомобиле Ниже рассмотрим назначение, виды и параметры, технологии изготовления и особенности подбора шин.
Назначение колесных дисков
Грузовые колесные диски— металлическая круглая конструкция, обеспечивающая решение сразу нескольких задач:
- Улучшение внешнего вида.
- Обеспечение передачи вращения от ходовой части к колесам.
- Основа для крепления шины и ее эффективного применения в процессе движения.
Крепление шин на диски происходит за счет специального выступа, а фиксацию обеспечивает борт по периметру. Он может быть плоским, стандартным или увеличенным. Сама покрышка усаживается на верхнюю полку, которая переходит в бортовую часть с разной формой профиля.
Виды, параметры и особенности выбора
ВажноКолесные диски для грузовых автомобилей должны соответствовать ряду критериев, среди которых жесткость, небольшой вес, соответствующие требованиям завода-изготовителя размеры и стойкость к механическим воздействиям.
Это важно, ведь в процессе движения колеса непосредственным образом влияют на динамику движения машины и ее управляемость.
Конструктивно колесный диск состоит из двух элементов:
- Обод. Используется для крепления покрышки.
- Фланец. Необходим для крепления колеса к ступице оси машины.
В некоторых видах дисков фланец не предусмотрен, и в таком случае крепление колеса осуществляется с помощью особого вида клиньев.
По виду колесные диски бывают нескольких типов:
- для камерных / бескамерных шин;
- с возможностью разборки и без такой опции;
- литые, штампованные или кованные;
- из стали или легкосплавные.
Особенностью колесных дисков грузовых авто для бескамерных шин считается лучшая защита от выхода воздуха. В них вентиль фиксируется непосредственно на диске, а не в камере, как это происходит обычно.
При выборе необходимо учитывать следующие параметры:
- Размеры колесных дисков. Здесь учитывается диаметр / ширина обода и вылет. Первые два показателя измеряется в дециметрах, а вылет в миллиметрах.
- Индексы нагрузки / скорости.
- Наличие сертификации (Е ДОТ).
- Каталожный номер.
- Дата изготовления.
- Товарный знак.
- Диаметр ступичного отверстия.
- Форма креплений.
- Присутствие хампов.
Если говорить о видах дисков для грузовиков, они делятся на две основные категории — стальные и легкосплавные.
Диски из высокопрочной стали
Бюджетный вариант, внешне имеющий вид сваренных между собой штампованных элементов. Именно такие колеса устанавливаются на заводе, а сверху закрываются колпаками. При изготовлении используется обычная сталь, которая сверху покрывается эмалью для защиты от коррозии.
Преимущества штампованных колесных дисков:
- Более низкая стоимость.
- Ремонтопригодность.
- Повышенная прочность.
- Взаимозаменяемость при соответствии типа.
Недостатки:
- Некрасивый внешний вид.
- Большой вес.
- Негативное воздействие коррозии, несмотря на покрытие эмалью.
Легкосплавные диски
Более популярными считаются литые колесные диски, при изготовлении которых используется специальный сплав с содержанием алюминия и магния. Благодаря применению специальной технологии, они могут иметь индивидуальную форму, что в комплексе с большей легкостью обеспечивают им популярность.
Плюсы:
- Стильный дизайн.
- Максимальная точность при создании.
- Большой выбор вариантов исполнения.
- Небольшой вес (на 10-20% меньше, чем у стальных).
- Цельность конструкции.
- Улучшенный отвод тепла от элементов тормозной системы.
- Повышение срока службы подвески.
- Быстрое восстановление контакта с дорогой при наезде на препятствие.
- Более простая балансировка колеса.
Минусы:
- Сравнительная хрупкость при сильном механическом воздействии.
- Большая толщина стенок.
- Практически полное отсутствие возможности ремонта.
Литые диски имеют зернистую структуру, которая слабо сопротивляется механическим воздействиям.
Как результат, при движении по неровностям появляются небольшие трещины, из-за которых диск может рассыпаться. Кроме того, при сильном механическом воздействии они трескаются. Теоретически легкосплавные диски можно скрепить с помощью специальной сварки, но гарантии качества нет.
Технологии для производства легкосплавных дисков
При изготовлении литых дисков применяется два основных метода изготовления — литья и ковки. Каждый из них имеет индивидуальные особенности, поэтому требует рассмотрения.
Литье металла под давлением
Большая часть литых дисков производится с применением метода литья под давлением, обеспечивающего высокий процент применения материала и уменьшения себестоимости процесса изготовления. В качестве основного материала применяется алюминий, имеющий ряд преимуществ (о них упоминалось выше).
Технология литья под давлением происходит в несколько этапов:
- Плавление металла.
- Литье и воздействие пресса под давлением.
- Тепловая и машинная обработка.
- Проведение тестов и окрашивание.
Процесс литья подразумевает многократный нагрев до 540 0С и быстрое охлаждение водой. Такие шаги позволяют закалить металл и сделать его более прочным. При этом меняется структура алюминиевого сплава, получающего мелкую зернистость. Особенностью метода является воздействие давления для гарантирования точности размеров и выведение воздуха.
Процесс воздействия давлением проходит в несколько этапов:
- Подача жидкого алюминия в форму и воздействие на него 50 кг/кв. см.
- Повторное давление с усилием 1000 кг/кв. см.
- Завершающий этап — 4000 кг/кв. см.
Такой метод обеспечивает минимальную зернистость, улучшенные свойства жидкой ковки, возможность создания изысканного дизайна, снижение веса и желаемые механические качества.
Кованые диски
Более современной является технология изготовления кованых дисков, которые также делаются с применением алюминия. Процесс изготовления имеет следующий вид:
- Получение жидкого алюминия из глинозема.
- Перемещение материала в газовую печь с добавлением титана, железа и других элементов.
- Создание однородной смеси и ее распределение в специальные формы.
- Охлаждение.
- Отправка алюминиевых слитков в печь, воздействие при температуре 1500 градусов Цельсия и создание сплава для создания кованых дисков.
- Устранение шлаков с алюминиевого сплава и его заливка в специальные формы, где металл твердеет и получает цилиндрический вид.
- Разрезание металла для создания заготовок и их отправка на ковку. На этом этапе работает пресс, который многократно сжимает алюминий и повышает прочность диска.
- Нагрев заготовок высокой температурой и отправка на штамповку для создания необходимой формы диска.
- Закаливание в печи при воздействии 515 0C и охлаждение в холодной воде. Процесс повторяется три раза.
- Придание изделию окончательного вида в токарном цеху. На этом этапе создаются отверстия, проводится обточка и шлифовка. Изделие получает окончательную форму.
На всех этапах диск проходит жесткий контроль качества, что сводит к минимуму вероятность брака.
Подбор автомобильных шин под диски, совместимость
При выборе шины необходимо учитывать параметры колесных дисков, поэтому типоразмер обоих изделий должен быть одинаковым или совместимым. К рекомендуемым относятся типовые размеры, которые точно подходят под габариты диска, а к допустимым — те изменения в габаритах, которые допускаются и не несут рисков для эксплуатации. Например, если рекомендуемый размер 22.5-9.00, то допустимый может составлять 22.5-9.75.
При выборе необходимо учитывать, что посадочная ширина диска должна на 30% превышать этот же параметр для профиля. Следование правилу в отношении типоразмеров позволяет избежать ошибок. В ином случае ухудшается ресурс изделия, уменьшается пятно контакта, меняется качество управления автомобилем и т. д.
Заключение
При желании купить колесные диски необходимо обращать внимание на многие параметры: вылет, ширину обода, размеры отверстий, тип и т. д. От правильности выбора зависит не только ресурс самого изделия, но и безопасность движения, уровень комфорта в салоне, внешний вид и другие факторы.
- Правила разрешенной максимальной нагрузки на ось для перемещения спецтехники на грузовой платформе
- Чип для госномера автомобиля
- Общий вес грузового автомобиля
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Обзор на грузовой автомобиль КамАЗ-5511
- Автомобильные спидометры, классификация
- Тормозная система грузового автомобиля: назначение, устройство и принцип работы
- Моем машину правильно
- Peugeot DMA — старинный развозной грузовичок
Статья довольно полезная, особенно у кого очень касается работа этой сферы.
Всегда нравились разборные диски у грузовиков. Например, в дороге можно легко поменять резину. Точнее на много легче чем у цельных. Правда такие не очень долго использовать и ремонтировать их сложнее.
Не, литьё на большегрузах - это не для наших дорог. Понятное дело, что все диски на ямах и ухабах страдают, но те же стальные чаще всего можно восстановить, да и по цене они ощутимо дешевле литых.
Лично я предпочитаю штампованные диски. Ключевая причина в их стоимости. Что же касается их внешнего вида, то я бы не стал называть этот фактор недостатком, ведь мы же их покупаем не для того, чтобы любоваться.
Интересная статья, но хочу отметить, что выбор колесных дисков для грузовиков — это не только вопрос эстетики, но и безопасности. Например, легкосплавные диски действительно привлекают своим дизайном и легкостью, что может улучшить экономию топлива и управляемость. Но их хрупкость при механическом воздействии может стать серьезной проблемой. Вспомните инциденты с легкосплавными дисками в спортивных автомобилях — при экстремальных нагрузках они могут давать трещины, что потенциально опасно на дороге. В то же время, стальные диски, хоть и тяжелее, но обладают большей ремонтопригодностью, что делает их более подходящими для тяжелых условий эксплуатации. Если сравнить с авиационной отраслью, где используется композитные материалы для снижения веса, важно учитывать, что в автомобильной индустрии каждый килограмм может изменить динамику и безопасность. При этом, как и в любом другом секторе, сертификация и соответствие стандартам критически важны — это своеобразный "знак качества" и гарант надежности. Важно не забывать о таких аспектах, как индексы нагрузки и скорости, чтобы избежать износа и потенциальных поломок в будущем. В итоге, выбор дисков должен быть продуманным и основанным не только на внешней привлекательности, но и на анализе эксплуатационных характеристик и условий использования.
Интересно, как технологии изменили производство дисков. Литье под давлением — это что-то вроде 3D-печати, только для металлов. Это позволяет создать точную форму и улучшает механические свойства. Однако, как и у любой технологии, есть свои плюсы и минусы: высокая точность, но риск хрупкости.
Честно говоря, не ожидал, что выбор дисков так важен. Это как выбирать обувь: если не подходящий размер или материал, будут проблемы. Легкосплавные диски — классная вещь, но боюсь их хрупкости. Наверное, в наших условиях лучше что-то более надежное.