Личности автопрома: основатель Ауди Аугуст Хорьх

Германская инженерная школа хорошо известна во всем мире. Одним из ее выдающихся представителей выступает Аугуст Хорьх. Он выступает основателем сразу двух автомобилестроительных компаний.

Причем бренд одной из них – Ауди – существует од сих пор и входит в число самых узнаваемых на рынке. Поэтому имеет смысл описать биографию настолько легендарной личности вместе с рассмотрением основных достижений более внимательно.

Юность - тяжелый труд и учеба

Аугуст (или Август – оба варианта в русскоязычных источниках встречаются примерно с равной частотой) Хорьх родился 12.10.1868 года в небольшом немецком городке Виннинген. Семья родителей не отличалась богатством, в результате чего мальчик бросил школу и в 13 лет начал помогать отцу. Тот был кузнецом, что стало хорошим трамплином для дальнейшей преимущественно технической деятельности начинающего инженера.

Аугуст Хорьх

По достижении 16-летнего возраста Аугуст стал работать на вагоностроительном заводе в расположенном неподалеку Гейдельберге.

Его основной задачей была прессовка стальных бандажей на колеса посредством ударов кувалдой. В течение следующих нескольких лет юноша сменил несколько мест работы. В 20 лет он поступил в достаточно известное Саксонское инженерное училище.

Работа у Карла Бенца

Первым местом работы после получения специальности стал литейный завод в городе Росток. Далее он поступил в конструкторское бюро в судостроительной фирме в Лейпциге, где занимался разработкой двигателей торпедных катеров. Уже здесь начинающий специалист впервые увидел автомобиль под названием Benz Velo. Несложно догадаться, кто является его создателем.

Benz Velo

Именно к нему – не менее легендарному германскому инженеру Карлу Бенцу – молодой Аугуст Хорьх обратился со страстным письмом и просьбой взять на работу. Результатом стало трудоустройство на достаточно высокий пост руководителя производства, который он занимал три года.

С детства Хорьх выделялся несколькими очень узнаваемыми чертами характера, включая целеустремленность, склонность к творчеству и экспериментам, а также неуживчивость. Поэтому работа «на дядю», к тому же весьма консервативного, быстро надоела. На первый план вышло желание сделать что-то свое.

К тому же за плечами, помимо инженерного образования, уже был накоплен достаточный практический опыт, полученный под руководством очень квалифицированного и грамотного специалиста. Важным бонусом стал общий рост экономики в целом и промышленности в частности, характерный для Германии того времени, то есть происходящий на стыке 19 и 20 веков.

A. Horch & Co, первый автомобиль Horch

Первая компания Аугуста Хорьха с характерным названием Horch&Co была основана в 1899 году. Начинающему бизнесмену удалось договориться о финансировании с одним из богатых промышленников. Штат компании поначалу был невелик и составлял 11 человек. Несмотря на это, первый авто увидел свет уже через год – в 1900-м.

Машина отличалась сразу несколькими важными достоинствами. Главные из них – тихая и ровная работа при достаточно существенной на тот момент мощности, составляющей 4-5 л. с. Некоторые специалисты считают, что уже тогда по ряду параметров автомобиль Хорьха превзошел наработки учителя в лице Бенца.

Сказанное становится еще более актуальным, если говорить о следующем авто главного героя – Horch Model 2, выпущенным через два года. Смелые идеи предыдущей машины (переднее расположение мотора, кожаный ремень привода задних колес, блокировка КПП с главной передачей и т.д.) были дополнены еще несколькими в виде карданного вала, хромоникелевой стали для шестерней главной передачи, двухцилиндрового двигателя и ряда других. Результатом стало кратное увеличение мощности транспортного средства – сразу до 10-12 л. с.

Аугуст Хорьх

Успешная работа предприятия позволила увеличить численность персонала до девяти десятков человек. Компания дважды переезжала вместе с ростом производственных и конструкторских мощностей: сначала в Райхенбах, затем – в Цвиккау.

Постепенно расширялась линейка выпускаемых автомобилей, что достигалось регулярной разработкой новых моделей. Быстро стала понятной уникальность Аугуста Хорьха: он являлся одним из немногих гениальных конструкторов, удачно сочетающих таланты инженера и финансиста.

Важно

Отдельным и очень важным направлением работы предприятия стало активное участие в спортивных гонках. Такой способ продвижения казался руководителю очень эффективным.

Характерной особенностью спорта выступает отсутствие гарантий победы. Неудача в очередной гонке привела к усугублению и без того серьезных разногласий между создателем компании и ее акционерами.

Основной причиной конфликта выступало нежелание совладельцев предприятия внедрять многочисленные и очень оригинальные идеи конструктора в реальное производство. Результатом стал вынужденный уход Хорьха из собственного детища.

Причем данная процедура была обставлена очень некрасиво. Например, создатель успешного многомиллионного бренда получил очень маленькую выплату, едва превышающую стоимость одного авто. Закаленный в юные годы Аугуст не побоялся трудностей и в очередной раз доказал собственную состоятельность последующими очень впечатляющими успехами.

Основание Ауди

Первым и главным стало основание – уже через четыре недели - нового предприятия с длинным названием, приводить которое полностью не имеет смысла. Дело в том, что в нем присутствовали имя и фамилия инженера. Это очень не понравилось владельцам предыдущей компании, которые посчитали что Horch может быть только один.

В следствие долгих судебных разбирательств им удалось запретить Хорьху использовать свою фамилию в названии своей фирмы. Результатом стало появление одного из самых узнаваемых в настоящее время брендов мира - Audi. Слово оказалось переводом значения фамилии инженера (слушать) на латынь.

Аугуст Хорьх

Сферой деятельности нового предприятия его создатель обозначил выпуск больших и хороших автомобилей премиальной категории. Уже через год на рынке появился первый автомобиль Audi-AU/22. В 1911-м было выпущено сразу несколько моделей. За рулем одной из них Хорьх лично принял участие в популярной на тот момент альпийской гонке по Австрии. Можно сказать, что он продолжил традиции, заложенные на своей первой компании.

С течением времени технические характеристики автомобилей, разработанных конструктором, постоянно и очень быстро росли.

Вместе с показателями объемов продаж. Вместо 4-5 л. с. в описании авто фигурировали совсем другие цифры, достигающие 22 л. с. Счет проданных машин шел уже не на десятки или даже сотни единиц, а на тысячи и даже – несколько позднее – десятки тысяч.

Первая мировая война

Успешная творческая и финансовая деятельность продолжалась вплоть до 2014 года. Начало первой мировой войны, в которой Германия принимала самое активное участие, вынудило инженера сменить направление работы. Этому в немалой степени способствовали очередные проблемы в отношениях с акционерами. Повтор ситуации с первой компанией Аугуста Хорьха выступает самым наглядным показателем сложности его характера.

Большую часть войны он занимал различные административные должности. Преимущественно – в государственных и приближенных к ним организациях. Основной сферой деятельности конструктора стали поставки топлива, машин и другой техники в армию.

Несколько позднее Хорьх займется подготовкой производства танков. Хотя они не успеют сыграть какой-либо серьезной роли на фронтах той войны. Заложенная техническая и инженерная база окажется очень полезной для Германии и Вермахта уже в следующей.

Концерн Auto Union

Результатом разногласий с акционерами стал отход Аугуста Хорьха от непосредственного руководства Audi при сохранении поста члена наблюдательного совета. Важно добавить, что к его мнению продолжали прислушиваться в силу большого авторитета, заработанного специалистом на десятилетия профессиональной деятельности. Хорьх продолжал занимать различные административные должности и получать почетные звания. Например, доктора инженерных наук, полученного от технологического института в Брауншвейге.

Логичным следствием проигранной Германией войны стал экономический и политический кризис, резко обострившийся в начале 20-х годов прошлого века. Одним из результатов стало создание концерна Auto Union, в который вошли четыре предприятия. Примечательно, что два из них - Horch и Audi – были созданы одним человеком, который является главным действующим лицом текста.

Аугуст Хорьх

Не менее любопытным видится тот факт, что руководителем объединения был назначен именно он, то есть Аугуст Хорьх. Другими словами, через два с лишним десятилетия он фактически вернулся в свою первую компанию, причем руководителем. Хотя до практической конструкторской деятельности его уже не допускали. Более того, падение биржи привело к снижению стоимости всех составляющих нового концерна, что позволило его акционерам попросту подарить Horch создателю.

В завершении нужно отметить, что три из четырех составляющих нового концерна постепенно (преимущественно – после окончания второй мировой войны) прекратили существование. Осталась последняя, которая сегодня известна как Audi.

Вторая мировая война

Аугуст Хорьх

Основной причиной второй мировой войны стало желание руководства Германии взять реванш за плачевные итоги первой. На начальных этапах это ему вполне удавалось. Аугуст Хорьх всегда был патриотом своей страны, поэтому принял самое активное участие в столь благородном, как ему казалось, деле.

Несмотря на почтенный возраст (более 70 лет), он продолжал работать на административных должностях достаточно высокого уровня.

Обязательно нужно отметить, что Хорьх не вступил в члены НСДАП, что позволило избежать преследования со стороны победителей после разгрома и капитуляции Германии. Уже очень пожилой человек тихо отправился в отставку и ушел из жизни в самом начале февраля 1951 года.

Что придумал инженер Аугуст Хорьх

Первым изобретением героя статьи, запатентованным еще на заре самостоятельной профессиональной деятельности – в 1900 году, стала особая конструкция штанги прерывателя напряжения. В дальнейшем подобных инноваций было еще очень много.

Причем постепенно значительная часть принадлежала уже не одному Аугусту Хорьху, а совместной работе сотрудников конструкторского бюро быстро растущего предприятия. Сначала – Horch, а затем – и Audi.

Аугуст Хорьх

Среди наиболее любопытных можно выделить несколько следующих изобретений и усовершенствований, предложенных выдающимся германским инженером в разные годы большого трудового пути:

  • система топливного впрыска;
  • блок цилиндров;
  • переднее размещение двигателя;
  • активное использование хромоникелевой стали;
  • разнообразные двигатели Ауди и многое другое.

Оценить индивидуальный вклад инженера в конечный продукт в виде легендарных автомобилей Horch и Audi, разработанных и выпущенных под его непосредственным руководством, далеко не просто.

Но в любом случае не будет ошибкой утверждать, что этот вклад очень велик. Тем более – с учетом дальнейшего развития и усовершенствования идей конструктора, в значительной степени ставших базой для по-настоящему великого германского автопрома.

Судьба компании Horch

Первое предприятие Аугуста Хорьха существовало до 1932 года, после чего вошло в состав концерна Auto Union.Дальнейший путь его участников сложился по-разному, но за единственным исключением (о нем ниже) – не очень позитивно.

Wanderer прекратил производство авто непосредственно в 1945 году. DKW перешел под контроль ГДР и сменил бренд на IFA (хотя оригинальная торговая марка сохранилась в ФРГ).

Horch фактически перестал работать в 1945 году (хотя юридически функционировал доя конца 50-х). Значительная часть оборудования была демонтирована и вывезена в Советский Союз, где продолжала работать в течение не одного десятка лет.

Audi сегодня

Аугуст Хорьх

Единственным «выжившим» и даже сохраняющим хорошую форму участником Auto Union является Audi. Компания сохранила название бренда и входит в один из крупнейших мировых автомобилестроительных холдингов Porsche Group. Основная сфера деятельности – производство легковых авто – также осталась неизменной.
Успешная работа предприятия подтверждается статистическими данными.

Например, по итогам 2024 года объем продаж продукции компании составил 1.671.218 автомобилей. Не менее важным показателем выступает численность персонала, которая вплотную приблизилась к 100 тысячам штатных сотрудников.

Итог

Аугуст Хорьх – один из главных творцов германской автомобилестроительной промышленности, который входит в один ряд с другими гигантами. К числу которых относятся упомянутый в статье Карл Бенц, Готтлиб Даймлер, Фердинанд Порше, Нибель и несколько других. Главным результатом деятельности Хорьха стало создание сразу двух известных брендов, один из которых – Audi – успешно функционирует до сих пор (второй – Horch).

Характерной особенностью германского инженера выступает уникальное сочетание творческих, конструкторских и финансовых талантов, присутствие которых в одном человеке делает его поистине уникальным.

Рейтинг: 5
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 35
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-01-2025 / Обновлено: 16-01-2025
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: