Личности автопрома: Соичиро Тойода
Говорят, у самурая нет цели, у него есть лишь путь, и важно, как именно этот путь будет пройден.
Оглавление
Для легендарного Соичиро Тойода, почетного председателя правления всемирно известного автогиганта Toyota Motor Corporation и сына основателя концерна, таким путем была работа в компании, ставшей детищем семейства и предметом его истинной гордости. О жизненном пути этого гениального человека и его работе пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.
Биография Соичиро Тойода
Родился Шоичиро (один из вариантов произношения имени) 27 февраля 1925 года в городе Нагоя (Япония). Он был сыном учредителя крупнейшей корпорации, занимающейся производством авто - Киичиро Тойода. После получения диплома университета Тохоку мужчина в 1952 году стал работать в компании отца. Его карьера развивалась стремительно вовсе не потому, что он был сыном основателя – Соичиро обладал острым умом и был невероятно талантливым человеком.
Начав с должности рядового сотрудника, всего за десять лет герой нашего повествования дослужился до управляющего директора, кресло которого он занял в 1967 году. Спустя еще 5 лет Соичиро стал исполнительным вице-президентом корпорации, а чуть позже возглавил ее маркетинговую организацию.
ВажноИменно под руководством этого человека компания одобрила слияние производственных организаций, результатом которого стало образование Toyota Motor Corporation. Благодаря непосредственному участию Шоичиро компания выделила в отдельную линейку бренд автомобилей премиум-класса Lexus, а также устремила свой взгляд на перспективный сегмент эко-авто и постепенно завоевала его производством машин марки Prius.
Описывая биографию Тойоды, необходимо хотя бы вкратце коснуться его происхождения, ведь Соичиро – представитель известнейшей династии основателей автомобильной империи.
Мало кто знает, но мать этого человека, Хатако (в девичестве - Шиншичи Тойода) также была выходцем из уважаемого семейства, дочерью одного из учредителей известной на всю Японию сети универмагов Takashimaya.
Учеба и образование
Начальное образование мальчик получил в токийской средней школе Хибия, после окончания которой поступил в Токийский университет. Позже юноша стал студентом еще одного ВУЗа – Императорского университета Нагоя, который он окончил в 1947 году, получив степень бакалавра. Герой нашего материала изучал технические науки и весьма преуспел в них, об этом свидетельствует полученная им в 1955 году докторская степень (докторскую диссертацию Тойода защитил в Университете Тохоку, темой работы стала система впрыска топлива).
Примечательно, что в разгар Второй мировой войны юноша был призывного возраста, но службы в армии он избежал, так как изучал в то время инженерию, считавшуюся жизненно важной отраслью для театра военных действий. После получения образования, как уже говорилось выше, молодой перспективный и талантливый специалист стал продолжителем семейного дела.
Карьера
К команде создателей Тойота Тойода присоединился в 1952 году. Этому предшествовало трагическое событие – внезапная смерть отца. Примечательно, что, согласно слухам, у молодого мужчины не было планов становиться его преемником, однако он поддался на уговоры дяди Эйдзи Тоеда, который настаивал на том, что сын должен идти по стопам родителя. Первой должностью, которую занял Соичиро в компании, была должность главы инспекционного департамента.
Поднятие по карьерной лестнице оказалось стремительным. Уже в 1961 году молодой специалист получил кресло управляющего директора, и первым его достижением на новом месте стало внедрение знаменитой системы тотального контроля качества (детальнее о ней мы поговорим ниже). Интересно, что мужчину до сих пор, даже после его смерти, считают «знаменосцем».
Toyota Motor. Именно ему приписывают рост популярности этой марки во всем мире и ее огромные продажи даже в странах, которые ранее настороженно относились к творениям японского автопрома.
В 1967 году Тойода стал старшим управляющим директором, а в 1972 – исполнительным вице-президентом. Благодаря нему произошли знаковые для бренда события, в частности:
- Начало серийного производства Тойота Королла (1966 год).
- Успешная презентация этой модели на враждебном американском рынке (1968 год).
- Получение Corolla почетного звания самого продаваемого авто в мире (1974). Следует отметить, что несколькими годами позже машину назвали наиболее продаваемой моделью всех времен, и это стало одним из значимых достижений корпорации за всю ее многолетнюю историю.
Интересно, что успешное освоение Toyota Motor рынка Соединенных Штатов тоже началось с подачи Шоичиро. В 1957 году ему удалось подписать контракт на экспорт в США автомобилей Toyota Crown. Несмотря на то, что модель была популярна в Японии и в некоторых других государствах, американцам она не понравилась.
Мотору попросту не хватало мощности для езды по местным автомагистралям. Этот момент оказался поворотным для Тойода, поставившим перед собой цель разработать «высококлассное легковое авто, которое будет одинаково хорошо работать в любой точке земного шара».
Тотальный контроль качества (TQC) компании Тойота
Изобретением Соичиро стала инновационная система тотального контроля качества, аналогов которой в мире не существует. Она получила название TQC и была разработана для достижения важнейшей стратегической цели путем постоянного улучшения работы. В основе системы лежит комплекс теоретических принципов, а также практических методов работы, привлечение инструментов анализа данных, элементов экономической теории и пр.
Принципы TQC известны как «Правила Тойоды», они насчитывают 14 позиций и охватывают все аспекты деятельности предприятия, начиная с подбора персонала и заканчивая многоуровневым тестированием продукции перед выходом на рынок. Так, например, ТОП-менеджеры компании занимаются разработкой документа, в котором четко прописаны цели на конкретный указанный период. С этими целями, изложенными простым и понятным языком, они знакомят сотрудников, а затем контролируют их достижение.
Принципиальным отличием заводов Тойота от аналогичных предприятий других брендов является строгий отбор персонала даже на рядовые, рабочие должности. Как говорят сами сотрудники, в список кандидатов попадали исключительно люди, у которых не было опыта работы на иных предприятиях автомобильной отрасли.
Тойотовские рекрутеры отдают предпочтение соискателям крупного телосложения с опытом службы в армии, они сразу предупреждают о строгой дисциплине и суровых наказаниях за ее нарушение. До сборки машин не допускают уставших, вялых сотрудников, людей с явными признаками болезни.
Если начальник замечает, что подчиненный плохо себя чувствует или работает недостаточно бодро, он отправляет того домой – отдохнуть. Поначалу такая строгость людей пугает, но со временем она доказывает свою эффективность – текучка кадров на предприятиях концерна сократилась до оптимальных 5 процентов.
Международная экспансия
Благодаря умелому руководству Соичиро Тойода, который был грамотным управленцем, компания значительно расширила присутствие во всем мире. Она открыла заводы и представительства на разных континентах, включая Северную Америку, чтобы выпускать на местные рынки автомобили, здесь же и собранные. В начале 80 годов прошлого века предприниматель договорился о создании совместного предприятия с General Motors. Оно получило название NUMMI и уже в 1984 начало сборку легендарной Toyota Corolla.
Немногим позже концерн открыл свой первый завод в Кентукки. Следующими были масштабные производственные мощности в Канаде, Великобритании. Они успешно функционируют и по сей день, поставляя на рынок новейшие модели авто, полностью соответствующие знаменитым тойотовским принципам качества.
Модели, покорившие мир
В годы пребывания Соичиро «за штурвалом» японского автогиганта произошло не только завоевание концерном североамериканского рынка – мир увидел несколько моделей, которые внесли огромный вклад в автомобильную отрасль.
Toyota Corolla
Легендарная модель появилась на свет в 1966 году. Она пережила огромное количество поколений (сегодня выпускается двенадцатое) и еще больше рестайлингов. Статистика свидетельствует о том, что каждые 30 секунд где-то оформляется договор на покупку очередной Короллы.
Первые машины этой модели были выполнены в двух вариантах кузова - «седан» и «купе». В действие их приводил 1,1-литровый V-образный 4-цилиндровый двигатель мощностью 60 лошадиных сил. Работал он в паре с классической 4-ступенчатой «механикой». Привод был задним. В базовую оснастку уже в то время входил бортовой компьютер.
Новая генерация вышла спустя 4 года. Помимо многих других отличий она характеризовалась более объемными моторами – на 1,4 и 1,6 литра.
Для сравнения: текущее, двенадцатое поколение вышло в 2018 году. Машина базируется на платформе TNGA, изготавливается в кузове «седан» и оснащается гибридным приводом. Она пользуется огромной популярностью во всем мире благодаря высокой надежности, передовой оснастке и доступной цене.
Toyota Camry
Тойота Камри – одно из самых продаваемых авто в Соединенных Штатах, машина №1 среди седанов бизнес-класса в России и легендарная модель, отметившая недавно 43 день рождения.
Прототип авто выпускался с 1980 по 1982 год, он получил название Celica Camry и оснащался L4 бензиновым двигателем объемом от 1.6 до 2 литров. Мощность моторов варьировалась от 88 до 135 лошадиных сил в зависимости от модификации. Изюминкой машины стал задний привод, а предназначалась она исключительно для внутреннего рынка.
Полноценное первое поколение вышло в 1982 и производилось оно до 1986 года. Автомобиль оснащался бензиновыми моторами и турбодизелем, их мощность колебалась от 110 до 160 «лошадок». «Фишкой» стала версия в кузове «лифтбек».
Презентация последней на текущий момент версии Toyota Camry состоялась в конце минувшего ноября. Девятое поколение 2024 года выпуска лишилось моторов V6 – они сменились гибридной системой, представленной в двух вариантах – электромотор с 2,5-литровым двигателем внутреннего сгорания (общая мощность – 228 лошадиных сил) и три электромотора общей мощностью в 235 «лошадок», причем, один из них установлен на задней оси и используется для подключения системы полного привода.
В основе машины лежит платформа GA-K, которая многократно подтвердила на практике свою надежность. Серьезные изменения коснулись экстерьера и внутреннего убранства авто. В планах производителя значится также производство спортивной модификации, которая получит приписку TRD в названии.
Lexus LS
Ну и, наконец, знаменитый Лексус. Знаковой моделью, выпускаемой под этим брендом, стала Lexus LS, который оказался «первой ласточкой» отдельного направления деятельности корпорации, нацеленного на покупателей машин премиум-сегмента. В серию он вышел в начале 1989 года, презентация состоялась на автосалоне в Детройте.
Заднеприводный автомобиль был выполнен в кузове «седан», он оснащался 4-литровым V-образным бензиновым мотором, работающим в паре с 4-скоростным «автоматом». Максимум внимания конструкторы уделили комфорту в салоне и его оснастке, которая по тем временам была неимоверно богатой. При этом новинка оказалась значительно дешевле, чем основные ее конкуренты – Mercedes S-class и BMW 7.
Текущее, пятое поколение Lexus LS производят с 2017 года. Оно представляет собой шикарный автомобиль в кузове «седан», в основе которого лежит модульная платформа. На выбор покупателей представлено несколько моторов, но наибольшим спросом пользуется 3,5-литровый 6-цилиндровый V-образный бензиновый и турбированный 3,4-литровый.
Все силовые установки работают в паре с 10-скоростными «автоматами», привод вариативен, он может быть полным или задним. В 2020 модель претерпела рестайлинг, она до сих пор пользуется огромной популярностью у людей, которые при выборе машины во главу угла ставят комфорт и неповторимый шарм.
Итог
Гениальный Соичиро Тойода ушел из жизни 14 февраля 2023 года в возрасте 97 лет. Он внес неоценимый вклад не только в развитии семейного дела, но и в мировое автомобилестроение в целом. Труд этого человека является примером для подражания, ведь он показал, что любовью к тому, что ты делаешь, можно изменить этот мир к лучшему.
Очень интересная статья. Тот случай, когда на ребенке природа вообще не отдыхала. А ведь мог просто погибнуть во войне, не успев сделать вообще ничего. Каждая жизнь ценна, но читая подобные биографии оставивших подобный след людей, невольно становится страшно, насколько иной могла бы быть целая индустрия, если бы в тот период нависшей надо всеми смерти их просто не стало, как сотен тысяч других. И сколько среди этих сотен было таких же.
Уже целая империя у компании. Причём тойоде принадлежит не только концерт и гордое имя, но ещё и другие смежные предприятия в автомобилистроении. Официально они являются собственностью компании, а не его, но все же. Целая индустрия на бренд работает
Soichiro Toyoda was a prominent figure in the auto industry, particularly renowned for his significant contributions to Toyota Motor Corporation. Born on February 17, 1926, Soichiro Toyoda was the son of Kiichiro Toyoda, the founder of Toyota. Soichiro Toyoda played a pivotal role in the expansion and global success of Toyota. He joined the company in 1952 and became its president in 1967. Under his leadership, Toyota experienced remarkable growth and innovation. One of Soichiro Toyoda's notable achievements was the development and introduction of the Toyota Production System (TPS). This revolutionary manufacturing methodology, often referred to as "just-in-time" production, emphasized efficiency, quality, and waste reduction. TPS became a model for the automotive industry and other sectors worldwide.
Читал ранее биографию этого человека. Вот он реальный пример великого бизнесмена, да и просто хорошего человека. Построить компанию таких масштабов невероятный труд. И надеюсь результат его долго труда будет и жить дальше. Такие люди и вправду заслуживают уважения.
Соичиро Тойода ключевая фигура в автомобильной промышленности и он сыграл важную роль в основании Toyota, но скончался. Поскольку его уже нет в живых, то сейчас все инновационные разработки в Toyota будут разрабатываются молодыми и амбициозными специалистами, которые уже шагнули намного вперёд от учителя.
Тоеда много сделал не только для концерна, но и для всей отрасли в целом. У них самые надёжные автомобили. Некоторые модели, проходят по 500 тыс км и не ломаются. Что касается развития, то они движутся в правильном направлении. Не создают каких-то необычных авто
Как раз благодаря таким управленцам, как Тойода, которые следили за качеством выполняемых работ, всегда было доверие к японским автомобилям. Я бы еще добавил в статью информацию о модели Лэнд Крузер Прадо, которая тоже пользуется спросом в нашей стране и во всем мире.
Статья о Соичиро Тойода действительно впечатляет, особенно когда речь заходит о его инновационном подходе к управлению качеством. Его система тотального контроля качества (TQC) напоминает мне о том, как современные компании, такие как Apple, используют свою уникальную философию управления качеством для достижения успеха. Думаю, что подобный подход, когда внимание уделяется каждой мелочи, действительно может привести к выдающимся результатам, как это было с Toyota. Стоит отметить, что Тойода не только расширила границы компании, но и привнесла в мир автомобили, которые стали эталоном надежности и качества. Такие модели, как Corolla и Camry, стали синонимами долговечности и комфорта. Влияние Соичиро на международную экспансию Toyota также поражает: создание совместных предприятий, таких как NUMMI, было настоящим прорывом в автомобильной индустрии. Это напоминает мне, как Tesla в последние годы активно сотрудничает с различными китайскими компаниями для расширения своих производственных возможностей. Читая об этом, я понимаю, как важна роль лидера в формировании долгосрочной стратегии компании. Соичиро Тойода, безусловно, был человеком с визионерским видением, и его вклад в развитие мировой автомобильной индустрии останется актуальным на многие годы. В итоге, его жизненный путь и достижения – это не только история одной компании, но и пример для всех, кто стремится к совершенству в своей области.
Интересно было прочитать о том, как Тойода внедрил инновации, такие как TQC. Это напоминает мне о подходе Джеффа Безоса в Amazon, где качество и внимание к деталям также возведены в культ. Такие системы работают, и Toyota – отличное тому доказательство.
В статье особенно впечатляет акцент на международной экспансии. Создание заводов в США и других странах напоминает стратегию глобального роста, которую мы видим у современных IT-гигантов. Умение адаптироваться к условиям различных рынков – ключ к успеху, и Тойода это прекрасно понимал.